Получи документы

Метод моделирования в слушании музыки у дошкольников

Ольга Геннадьевна Макарова
Метод моделирования в слушании музыки у дошкольников

«Метод моделирования в слушании музыки как основа для развития

музыкально-эстетического сознания у дошкольников"

Слушание – восприятие музыки является основным видом музыкальной деятельности дошкольников, процессом эмоционально-образного познания, осуществляющегося через художественно-игровой образ.

Музыка обладает возможностями воздействия на детей самого раннего возраста. И поэтому, очень важно формировать основы музыкальной культуры детей дошкольного возраста.

Публикация «Метод моделирования в слушании музыки у дошкольников» размещена в разделах

Основная цель: 1. Приобщение детей к музыке; 2. Воспитание устойчивого интереса и любви к ней.

В соответствии с этой целью главными задачами по восприятию музыки можно считать: 1. Развитие музыкальных и творческих способностей (с учётом возможностей каждого) посредством различных видов музыкальной деятельности; 2. Формирование начала музыкальной культуры, способствование формированию общей духовной культуры. а именно: знакомство детей с доступными для их восприятия современными, классическими произведениями, дифференциация их по жанрам, видам; формирование у детей музыкальной восприимчивости, способности эмоционально откликаться на музыку, сопереживать выраженным в ней чувствам; развитие способности запоминать музыкальные произведения, их содержание, характер, средства музыкальной выразительности; постепенное формирование представлений о музыке; воспитание оценочного отношения к музыке и ее исполнению, что является первоначальным проявлением музыкального вкуса;

Успешное решение этих задач зависит от содержания музыкального воспитания, прежде всего от значимости используемого репертуара, форм организации музыкальной деятельности, приёмов и методов обучения.

В современных условиях, когда электроника и нано технологии вошли в нашу жизнь и совершенствуются с каждым днем, духовная культура отходит на второй план. Дошкольники мыслят тоже по другому. И поэтому, сейчас важно прививать им любовь к музыке через понятные для них действия и явления. Учить понимать музыку, разбираясь в схемах, символах и обозначениях. Уметь представлять условия и решение задачи в музыкальной деятельности. В связи с этим, большую функцию в дошкольном образовании выполняет моделирование.

Это доказали в свои исследованиях такие ученые как –

Л. А. Венгер «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников»

Т. В. Лаврентьева Методика «Конструирование по образцу» направлена на определение уровня развития пространственного восприятия на основе анализа взаимного расположения объектов в пространстве В. П. Зинченко «Восприятие и действие (1967)». «Формирование зрительного образа» А. В. Запорожец «Психологию сенсорных процессов, движений»

Развитие мышления, образности, зрительных представлений, творческих способностей в процессе восприятия музыки является актуальной и сложной проблемой в контексте ФГОС.

Именно поэтому применение этого метода наиболее целесообразно, т. к. он легко усваивается детьми, ведь дети, по своей природе рождаются исследователями. Метод моделирования :

1. Вызывает у детей интерес и осознанное отношение к музыкальной деятельности. Он универсален, и строится на осознанном слушании и понимании и усвоении воспринятого музыкального материала. Позволяет отразить последовательность развития музыкально-художественного образа. 2. Развивает способность музыкально-слуховых представлений, связывая воедино: слуховые, зрительные представления детей.

3. Обеспечивает освоение навыков музыкальной деятельности и значительно обогащает творческую деятельность детей, активизирует самостоятельность и инициативность.

4. Он способствует формированию у дошкольников познавательной активности, желания думать, Этот способ мобилен по своей природе: он сокращает время на передачу информации, за короткий отрезок времени важно рассказать, показать, прослушать, проанализировать и показать результат.

5. Способствующий развитию у детей связанной речи, обогащению словарного запаса. Ребёнок последовательно учится высказываться, выбирать и по-своему интерпретировать слова, образные выражения, находить красочные сравнения для своего рассказа

Я считаю, что целенаправленное использование метода моделирования в системе музыкального образования дошкольников способствует активному развитию у них логического мышления. И отличается образностью и наглядной конкретностью. А на эти качества может опираться музыкальное образование.

Об этом говорила в своей программе и Э. П. Костиной «Камертон». Автор предлагает использовать метод моделирования во всех видах детской музыкальной деятельности. В том числе и в слушании (восприятии музыки) Восприятие играет важную роль в усвоении любой информации. Поэтому надо помочь дошкольнику услышать музыку, понять ее и запомнить. Главное, по мнению автора программы, - ребёнок должен сам желать освоить музыкальную деятельность, а педагог призван помочь ему в овладении ею. Сама структура программы «Камертон» по возрастным ступеням освоения музыкальной деятельности дает возможность педагогу - музыканту увидеть перспективу использования метода моделирования в музыкальном развитии детей, в их движении «от простого к сложному».

Метод моделирования:

1. Метод активации творческих проявлений, который подразумевает игру в разнообразных формах, направляемых педагогом.

2. Метод моделирования музыкального языка, который позволяет показать и дать детям почувствовать ребенку особенности выразительных средств и их отношений в доступной для него форме.

Метод активации творческих проявлений.

Речевые игры. Использование речевых упражнений помогает развивать у ребенка чувство ритма, формировать хорошую дикцию, артикуляцию, помогает ввести ребенка в мир динамических оттенков и темпового разнообразия, познакомить с музыкальными формами.

Координационноподвижные игры и упражнения. Координационно подвижные игры и упражнения – это ритмизованная речь с движением. Использование двигательных упражнений учит детей изображать звуки и настроения с помощью элементарных движений (хлопки, щелчки, притопы, при этом у детей вырабатываются быстрая реакция, умение ждать, находить момент вступления. Использование координационноподвижных игр и упражнений способствует накоплению детьми двигательного опыта, показывает ребенку, что любое движение может быть различным по форме, силе, интенсивности, времени, скорости, траектории в пространстве, настроению, выразительности поз и жестов, сходству и различию с моделью. Ребенок начинает осознавать музыку через движение. Это создает предпосылки творческого самовыражения.

2. Метод моделирования музыкального языка: Речевое Двигательное Графическое Пространственное

Речевое. Моделирование звуковысотных отношений: Подражая голосам животных и птиц, дети знакомятся с контрастными регистрами звучания. Глиссандируя голосом вверхвниз (качели, горка) дети изучают выразительные возможности регистров и своего голоса.

Двигательное метрирование – это использование различных видов равномерного движения: звучащие жесты, а также любые другие движения тела. Ритмические импульсы, проходящие через тело, запоминаются навсегда. Игра со звуками своего тела есть первая бессознательная импровизация ребёнка. Тактирование – показ двухдольных, трехдольных и четырехдольных• размеров, касаясь разных частей своего тела. Сильная доля и слабые исполняются неодинаково (например, шлепок по коленям плюс два щелчка; притоп плюс три удара указательными пальцами).

Графическое – использование рисунков, карточек или записи. В нем присутствуют различные варианты полных и неполных (две – три ступени) лесенок.

Пространственное. Моделирование рукой в воздухе направления мелодической линии.

Моделируются ритмические и звуковысотные отношения, динамика, темп, форма.

Моделирование ритма.

Чтобы лучше ощутить ритмические отношения, детям необходимо «пропустить» их через свое тело. Самый доступный, простой и занимательный для детей способ – это сыграть ритмический рисунок на своем теле, используя звучащие жесты (хлопки, шлепки по бедрам, груди, притопы ногами, щелчки пальцами, цоканье языком и др.). Когда дети будут готовы осознать и воспринять необходимость графической фиксации ритма, сначала можно предложить им рисовать пиктограммы, основываясь на соотношении большой – длинный, маленький – короткий.

Моделирование динамики:

Речевое. В речевых упражнениях: крик, шепот, громкая – тихая речь.

Двигательное. Показать движениями тела (на месте и в движении)• громкое и тихое звучание, переходы и перепады динамики.

Пространственное. Показ руками в воздухе объемов, имитирующих степень громкости и переходы динамики. Метод пластического интонирования направлен на передачу интонаций музыкального образа в пластике движения. Эффективный приём, который всегда успешно применяется на практике, – «свободное дирижирование» в процессе слушания музыки, позволяет сидя на стульчиках почувствовать настроение музыки и передать в пластике рук, тише – громче, волнение нарастает и затухает и т. д. и является переходным к более сложным двигательным композициям

Моделирование музыкальной формы: Пространственнографическое – использование условной записи•(геометрических фигур, цвета, карточек, предметов для обозначения разделов формы. Можно использовать различные виды моделирования – предметные, схематические, цветовые и графические. Выбор вида моделирования зависит от возраста детей, уровня облученности, учёта сложности музыкального материала.

Мной составлены были специальные карточки, которые включали характеристику музыки в целом и отдельные её компоненты – мелодию, метр, ритм, тембр, регистр. Они стимулируют дошкольников, которые недостаточно свободно владеют лексическим запасом слов. Определения на карточках расположены в логической последовательности. Это даёт возможность охватить данную систему категорий в её качественном разнообразии и облегчить ориентирование школьников, освободить их от преждевременного запоминания этих определений в отрыве от музыкального произведения.

В применение этого способа помогает использование музыкально-дидактических игр. Эти пособия, воздействуя на ребенка комплексно, вызывают у него зрительную, слуховую и двигательную активность, тем самым расширяя музыкальное восприятие в целом.

Систематическое применение на музыкальных занятиях этого метода моделирования вызывает у детей интерес к таким занятиям, расширяет их музыкальные впечатления, способствует творческой активности. Без использования моделирования процесс начального усвоения детьми музыкального языка затрудняется.

Применение музыкального моделирования как метода системной организации обучения дошкольников обеспечивается:

1. методологической обоснованностью исходных предпосылок;

2. применением комплексной методики, адекватной предмету и задачам исследования;

3. стабильностью высоких результатов применения данного метода обучения, осуществлявшегося на всех ступенях музыкального образования детей.

Композитор и педагог Б. Асафьев писал, что «Необходимо пройти путь «от пассивного слушания к осознанному восприятию и активному участию в работе над музыкальным материалом».

Процесс музыкального моделирования произведения предполагает :

1. восприятие музыкального произведения – определение типа музыкального произведения

2. музыкальные впечатления от прослушанной музыки – развитие эмоционально-образного восприятия музыки;

3. понимание, осмысление эмоционально-образного содержания произведения, средств музыкальной выразительности, помогающих воплотить этот образ в музыке

4. анализ его музыкальной формы ;

- формирование музыкально-слуховых представлений;

- приобретение музыкально-теоретических знаний;

Я сосредотачиваю внимание учеников на общее восприятие музыки, ее развитие, необходимо вспоминать об истории написания произведения. Это вызывает необходимую эмоциональную настроенность. При повторном восприятии дети определяют динамику эмоционального развития образа, его кульминационные точки: ориентируясь на карточку характеристики музыки, ищут определения, которые отвечают эмоциям, которые вызвала музыка, устанавливают их последовательность в соответствии с динамикой музыкального образа. Дети выражают содержание музыкального произведения эмоциональной речью, т. е. создают его эмоциональную модель. При выборе музыкального произведения для слушания, следует придерживаться следующим правилам, согласно методу моделирования:

эмоциональность, чувственность музыки; яркость, насыщенность музыкального образа и музыкального повествования; богатство оттенков музыкальных интонаций; подготовленность ребёнка к конкретному эмоциональному переживанию;непривязанность произведения к тексту; наличие солирующего инструмента, подчёркивающего выразительность мелодического рисунка; художественная выразительность исполнения; качество записи музыки; длительность звучания музыкального произведения;

В программе «Камертон» прослеживается логика приобщения детей к слушанию музыки в предлагаемом репертуаре. Э. П. Костина отмечает, что данная логика ознакомления детей с музыкальными произведениями обеспечивает успех в развитии их музыкальности, познавательных процессов, детского воображения, а это уже высокий качественный уровень.

При наличии определённого слушательского опыта, ребёнок готов к восприятию сложных музыкальных произведений, где образ дается в развитии. На четвёртой ступени мы используем музыкальные кубики, моделирующие различные настроения, при ознакомлении с музыкой Л. Бетховена «Весело - грустно». Дети рассматривают кубики и рассказывают, какую музыку можно было бы послушать, выражая это настроение. Затем я исполняю «Весело - грустно» Л. Бетховена, а дети после эмоционального восприятия говорят о настроениях в этом музыкальном произведении. Аналогичный кубик с изображением разных характеров персонажей используется при восприятии музыки Д. Кабалевского «Плакса», «Злюка», «Резвушка». Следующий этап, 2-3 музыкальных образа даются в сравнении. Например, «Клоуны» Д. Кабалевского, где блестяще показаны два контрастных образа. и музыки П. И. Чайковского «Болезнь куклы», «Новая кукла» .Здесь мы используют музыкальные кубики с контрастными цветами граней. Дети без труда определяют средства музыкальной выразительности.

На музыкальном занятии мы с детьми слушали «Утро» Грига, с использованием метода моделирования. Очень интересный, несложный материал для детей подготовительной группы. Главная тема здесь многократно повторяется на разных инструментах, что даёт возможность очень легко её запомнить, а затем исполнить методом вокализации. А нарастающая динамика звука, с вступлением всё большего количества инструментов симфонического оркестра, даёт волю фантазии в цветовом изображении. Затем дети исполняют двигательную композицию с цветами. После занятия, в группе, с помощью воспитателя дети попытались передать на бумаге краски утреннего неба, Цветовая гамма была у всех светлая, яркая, радостная. Дети услышали в музыке настроение восторга, когда вступил весь оркестр, кульминацию, и выразили, подчеркнули это в движении.

Для внедрения этого метода, мной разработан вид моделирования и музыкальный материал. Он зависит от возраста детей, уровня музыкального развития, учёта сложности материала.

Для осознания соотношений длительностей звуков мелодии применяется моделирование их с помощью длинных и коротких палочек. Чтобы дети хорошо усвоили ритмический рисунок мелодии, можно, используя принятые обозначения, выкладывать его на фланелеграфе. Для этого создано «Ритмическое лото» по временам года (Это и осенние листики, и снежинки и цветочки) При этом эффективен прием подтекстовки длительностей, принятый в релятивной системе: четверти обозначаются слогом та, а более короткие восьмые – слогом ти. Широко применяется прием прохлопывания ритмического рисунка мелодии или воспроизведение его на музыкальных инструментах. Для восприятия симфонической музыки используем музыкально- дидактическую игру «Симфонический оркестр» и карточками с изображением музыкальных инструментов. Они помогают детям воспринимать детям музыку образов музыкального произведения, например, «Петя и волк» С. Прокофьева. При проведении тематического развлечения «Музыка Зимы», дети создали двигательную композицию на тему «Вальс Снежных хлопьев» Виртуозное кружение, россыпь звуков, вызвали у детей ассоциации с порывами ветра и полётом сверкающих снежинок. Дети читали стихи о красоте Зимы, а затем показали свой танец, свободное движение под музыку. После завершения танца, я предложила передать своё настроение в цвете. Дети создали коллективную работу «Снежный вальс».

Работу по моделированию я провожу в тесном сотрудничестве с педагогами: воспитателями, руководителем изостудии, что способствует получению наиболее плодотворных и интересных результатов, которые мы оформляем в виде выставок детских работ. В данной технологии кроется огромное поле для взаимодействия воспитателей и специалистов.

Необходимое условие для формирования самостоятельной деятельности – создание определенной материальной среды: музыкальных уголков в группах. Где есть набор технических средств: проигрыватель, пластинки, диски, кассеты, настольно-печатные игровые пособия, инструменты (шумовые, звуковысотные, в том числе сделанные своими руками, различные пособия – самоделки, иллюстрированные «ноты песенок», дирижерская палочка, комплекты кукольных театров, фланелеграфы, ноты-самоделки. Важной особенностью самостоятельной деятельности детей является то, что она осуществляется при практически незаметном руководстве воспитателей, так как предполагает особу непринужденную обстановку. У старших дошкольников самостоятельность выражается, прежде всего, в играх без участия взрослых. Они самостоятельно размышляют и высказываются об услышанных произведениях: определяют их характер, средства выразительности, жанр, строение.

Развивая в детях самостоятельность, умение творчески мыслить, применять знания, полученные на музыкальном занятии, мы решаем задачи физического, интеллектуального, эмоционального и личностного развития ребенка. Наиболее эффективны здоровье сберегающие технологии, так как музыка, воспринимаемая слуховым рецептором, воздействует не только на эмоциональное, но и на общее физическое состояние ребенка.

Взаимодействие с родителями играет тоже важную роль. Файловые папки в группах с задачами музыкального образования детей, консультации, выступления на родительских собраниях, проведение мастер классов – все это сближает семью и детский сад и делает работу более эффективной.

Так же даю в группы задания: дома еще раз прослушать музыкальное произведение с родителями, придумать самим и сделать схему моделирования этого произведения. Результаты бывают очень интересными.

Апробация и внедрение метода, результатов исследования осуществлялись: - в ходе многолетней педагогической практики.

Вывод: Метод моделирования открывает более широкие возможности управления работой музыкальной памяти: развитием ее видов /слуховой, словесно-логической, моторной, зрительной, эмоционально-образной, и др. /, Также и ее качеств: быстрота, точность, прочность запоминания,

По сравнению с другими методами обучения быстрее вырабатываются условные рефлексы на отношения между звуками. Развивается мелодический, полифонический, гармонический слух, чувство лада.

Многолетние наблюдения свидетельствуют о том, что моделирование как метод работы над музыкальным произведением является инновационным, комплексным, системным, рациональным, оптимальным, разнообразным в отношении приемов, проблемным по способу изложения материала, Метод моделирования это универсальный способ продуктивного познания и творчества

Применение этого метода дает позитивные результаты всем без исключения детям независимо от того, насколько быстро ребёнок продвигается в своём музыкальном развитии. Вовлечение ученика в творческий процесс "конструирования" музыкального сочинения выводит его на более высокий уровень интеллектуального и музыкального постижения произведений.

Музыкальный руководитель Макарова Ольга Геннадьевна

Высшая квалификационная категория

Нижегородская обл. Володарский район. п. Мулино МАДОУ № 5

Публикации по теме:

Использование метода моделирования для ознакомления дошкольников с миром природыИспользование метода моделирования для ознакомления дошкольников с миром природы Моделирование является одним из относительно «молодых» методов умственного воспитания. В дошкольной педагогике инструментом познания как.

Консультация «Метод наглядного моделирования, как средство развития музыкальных способностей дошкольника» «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,.

Развитие умственных способностей дошкольников посредством моделирования Психическое развитие ребёнка - дошкольника отличается чрезвычайным разнообразием и динамичностью. Выделение наиболее существенных характеристик.

Вспомогательный материал при проведении музыкальных игр и слушании музыкиВспомогательный материал при проведении музыкальных игр и слушании музыки «Музыкальная дорожка – звуконожка» Данная игра, не является дидактической в чистом виде. Это скорее, вспомогательный игровой момент, который.

Метод моделирования маленькими человечками. Пособие «Системный оператор объекта «Земля». Планеты Солнечной системы»Метод моделирования маленькими человечками. Пособие «Системный оператор объекта «Земля». Планеты Солнечной системы» Авторская игра: «Планеты солнечной системы. Метод моделирования маленькими человечками». Возраст: 5-7 лет. Цель: упражнять в моделировании.

Использование моделирования в экологическом образовании дошкольников Использование моделирования в экологическом образовании дошкольников. Экологическое образование дошкольника – это сложная система отношений.

Мастер-класс «Развитие личности ребенка через метод моделирования ситуации в театрализованной деятельности» Слайд № 1 «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги.

Метод игрового моделирования в обучении детей дошкольного возраста Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,.

Метод наглядного моделирования как средство развития монологической речиМетод наглядного моделирования как средство развития монологической речи Эвелина Щелкунова Метод наглядного моделирования как средство развития монологической речи Одним из основных типов монологической речи,.

Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования Одним из способов планирования связного высказывания может служить ПРИЕМ НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ. «Моделирование» - исследование каких-либо.

Библиотека изображений:

Публикация Метод моделирования в слушании музыки у дошкольников (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Ольга Геннадьевна Макарова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Метод моделирования в слушании музыки у дошкольников
Опубликовано: 11 ноября 2019 в 14:10
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД