Лучший педагог года

Конспект урока музыки в 4 классе «Японский журавлик»

Светлана Гаджиева
Конспект урока музыки в 4 классе «Японский журавлик»

Администрация муниципального образования городского округа «Сыктывкар»

Управление дошкольного образования АМО ГО «Сыктывкар»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Прогимназия № 81» г. Сыктывкара (МАОУ «Прогимназия № 81»)

РЕКОМЕНДОВАНО

Заместителем директора

МАОУ «Прогимназия № 81»

по УВР Кетовой И. В.

08.05.2019 г. СОГЛАСОВАНО

Методическим объединением

специалистов МАОУ

«Прогимназия № 81»

08.05.2019 г.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

УРОК МУЗЫКИ

В 4 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ :

Публикация «Конспект урока музыки в 4 классе „Японский журавлик“» размещена в разделах

«ЯПОНСКИЙ ЖУРАВЛИК»

Составитель:

учитель музыки

МАОУ «Прогимназия № 81»

Гаджиева Светлана Загидовна

г. Сыктывкар

2019 год

Аннотация

Данная методическая разработка подготовлена с учётом требований ФГОС и Примерной программы по музыке для 1-4 классов. Технологическая карта урока составлена на основе основных положений художественно-педагогической концепции Д. Б. Кабалевского.

Развитие темы триместра: «Между музыкой разных народов мира нет границ». На уроке происходит знакомство обучающихся с советским композитором Д. Б. Кабалевским, с музыкой Японии и с трагической историей японской девочки, которая, ради мира и спасения всех, кто пострадал 8 августа 1945 года в ядерной войне до последних дней (потому, что сама была смертельно облучена) делала бумажных белых журавликов. Материал урока должен вызвать у ребят чувства сострадания, сочувствия через музыку, беседу, размышление.

Технологическая карта будет полезна учителям музыки, а также педагогам дополнительного образования при составлении конспектов тематических сценариев, проектов, бесед.

Содержание

1. Введение 4

2. Основная часть 5

2.1. Технологическая карта урока 7

3. Библиографический список 19

1. Введение

Изучение темы «Между музыкой разных народов мира нет границ» в школьном курсе музыки является достаточно актуальной в силу её высокой практической направленности. В каждом музыкальном произведении всегда лежит определённая идея, которую композитор стремится донести до своих слушателей.

Тема музыки разных народов мира интересна и актуальна в настоящее время, так как:

помогает расширить музыкальное пространство ребенка;

способствует его духовному росту;

создает условия для формирования интереса к истории народов мира, традициям и культуре;

воспитывает бережное и уважительное отношение к музыке других народов мира.

Цель методической разработки:

Распространение педагогического опыта.

Задачи:

повысить собственный профессиональный уровень;

реализовать собственные идеи и замыслы;

разработать технологическую карту урока;

пополнить собственную методическую копилку.

2. Основная часть

Тема урока : Японский журавлик – символ борьбы за мир и жизнь на земле.

Цель: привести к мысли о взаимосвязи русской и японской музыки в процессе разучивания песни «Японский журавлик»

Планируемые результаты. УУД.

Личностные:

- воспитывать интерес и чувство уважения к музыке других народов;

- воспитывать чувство патриотизма

Познавательные:

- в общих чертах познакомить с культурными традициями японского народа;

- сопоставить основные черты культуры Японии и России.

- научить определять в звучании особенности японской народной музыки;

Регулятивные:

- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

Коммуникативные:

- активное слушание музыкальных произведений, анализ и обсуждение услышанного; участие в обсуждении значимых для каждого человека проблем жизни;

Предметные умения:

- развивать умение размышлять о музыке и высказывать личностное отношение к прослушиваемым и исполняемым музыкальным произведениям;

- развивать умение сопереживать характеру произведения, различать средства музыкальной выразительности;

- развивать и закреплять певческие умения и навыки на знакомом и новом материал.

Метапредметные:

работа с информационным текстом и извлечение информации из него;

использование музыкальной речи, как способа общения между людьми и передачи информации, выраженной в звуках;

выделение отдельных признаков предмета и объединение по общему признаку;

умение выражать собственные мысли, настроения и чувства с помощью музыкальной речи в пении,

умение ставить цель выходить на проблему урока как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно

Тип урока : — урок углубления и развития смысловых аспектов темы.

Форма организации учащихся: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Класс : 4

Межпредметные связи: МХК, окружающий мир.

Продолжительность: 45 минут.

Предварительная работа: создание мультимедийной презентации, подготовка материала для сообщения учеником информации о Сакуре (Вишня).

Музыкальный материал :

Д. Б. Кабалевский. Вариации на японскую народную песню «Вишня»,

С. Туликов «Японский журавлик»,

видео «Взрыв в Хиросиме»

Дидактический материал:

презентация,

карточки с тестовым материалом о символах: голубь мира, сакура, бумажный журавлик,

бумажные лучики желтого и голубого цвета на двустороннем скотче,

картинки символов,

желтый мел.

Используемое оборудование:

нотный материал к песенному репертуару,

мультимедийный проектор,

музыкальный центр,

компьютер,

экран,

фортепиано.

2.1. Технологическая карта урока

Этап урока Задачи

этапа

Содержание урока Формируемые УУД

Деятельность учителя Деятельность ученика

I. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности - вызвать познавательный интерес к уроку. -Здравствуйте, ребята! Я рада тому, что нам предстоит целый урок работать и открывать что-то новое. Вы готовы к новым открытиям? (Давайте поздороваемся по-японски – поклоном, по-русски – мужчины здороваются за руку, я думаю, можно просто кивнуть друг другу). Приветствуют друг друга поклоном Личностные: - воспитывать интерес и чувство уважения к традициям своей страны и других народов

Познавательные: - в общих чертах познакомить с культурными традициями японского народа;

- сопоставить основные черты культуры Японии и России.

Регулятивные: - развивать умение настроить себя на работу и контролировать свою готовность к уроку

II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии - вызвать интерес к проблеме - На предыдущих уроках вы знакомились с музыкой разных народов мира, и сегодняшний урок я хочу начать с музыки. Вспомните её. Что вы о ней знаете?

- Что вы знаете об этой музыке?

- Почему Кабалевский – советский композитор, использовал в своем произведении мелодию японской народной песни?

- Изменялась ли в музыке мелодия?

- Как?

- Почему же композитор так её изменил? Что он хотел этим показать? (выразил своё отношение к трагедии японского народа, взрыву атомной бомбы в 1945 году, после окончания ВОв, в результате которой стерлись с лица земли 2 японских города, Хиросима и Нагасаки. Погибло огромное количество японского народа, в т. ч. и детей. А впоследствии от радиации люди заболевали и умирали.

Отголоски этой трагедии продолжаются до сих пор.)

Просмотр видео

слушают Вариации на японскую тему «Вишня» Д. Б. Кабалевского

чтобы рассказать о красоте японской народной музыки, поделиться своими впечатлениями об увиденной красоте цветущих вишневых садов

Да

спокойная тихая мелодия постепенно становилась напряженной и драматичной Личностные: - воспитывать чувство патриотизма

Познавательные: - сопоставить основные черты культуры Японии и России.

- научить определять в звучании особенности японской народной музыки;

Регулятивные:- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

Предметные умения:

- развивать умение размышлять о музыке и высказывать личностное отношение к прослушиваемым и исполняемым музыкальным произведениям;

- развивать умение сопереживать характеру произведения, различать средства художественной выразительности;

Метапредметные:

использование музыкальной речи, как способа общения между людьми и передачи информации, выраженной в звуках;

выделение отдельных признаков предмета и объединение по общему признаку;

умение ставить цель выходить на проблему урока как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно

III. Этап выявления места и причины затруднений обеспечить осознание учащимися неполноты имеющихся знаний;

-вызвать познавательный интерес к проблеме;

- организовать самостоятельное формулирование проблемы и постановку цели - А вы знаете, почему Кабалевский рассказал об этой трагедии музыкой?

- Вспомните, мелодию какой песни использовал композитор в своей музыке?

- А что значит вишня в Японии? он хотел передать свое отношение к трагедии японского народа, чтобы мы узнали об этом, почувствовали сопереживание к японскому народу…

японской народной песни «Вишня»

Учащиеся выражают затруднения в ответе на вопрос

Личностные: - воспитывать интерес и чувство уважения к музыке других народов;

Познавательные: - в общих чертах познакомить с культурными традициями японского народа;

- научить определять в звучании особенности японской народной музыки;

Предметные умения: - развивать умение сопереживать характеру произведения, различать средства художественной выразительности;

Метапредметные: умение ставить цель выходить на проблему урока как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно

IV. Этап построение проекта выхода из создавшейся ситуации - организовать планирование деятельности и выбор адекватных цели и условиям деятельности методов взаимодействия - Предлагаю послушать ___, который подготовил для вас небольшое сообщение.

- Какие вы знаете еще символы? А если бы я вас попросила рассказать подробно, точно о каком-либо символе, к чему бы вы обратились? Где бы стали искать информацию?

Совершенно верно, сегодня говорят: «Тот, кто владеет информацией, тот владеет миром». Оказывается, очень важно знать и стремиться к знанию.

На доске находятся еще 2 символа. Что вы о них знаете? (голубь и бумажный журавлик) Сообщение ученика о священном Японском дереве – сакуре, о празднике любования сакурой и о том, что японцы часто воспевают красоту Японской вишни в своей музыке

В учебнике, в энциклопедии, в Интернете…

Учащиеся выражают затруднения в ответе на вопрос

Личностные:

- воспитывать интерес и чувство уважения к культуре других народов;

Регулятивные: - целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

Метапредметные: - умение ставить цель выходить на проблему урока как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно

V. Реализация построенного проекта -организовать совместную с учителем организацию (структурирование) учащимися новой информации - Чтобы точно узнать, что за этими символами стоит, подтвердятся ваши предположения или нет, нам необходимо разделиться на группы.

1-3 группы из предложенного текста выделяют 2-3 самых важных, ключевых слова.

4-я группа получает задание подготовить выразительное чтение стихотворения о девочке.

- Итак, подведем итоги работы групп.

Почему и для чего в Японии бумажного журавлика сделали символом?

Как мы озвучим тему нашего урока?

- О журавликах слагались легенды, сочинялись рассказы и даже песни. И с одной из них я хочу вас сегодня познакомить, её написали композитор Серафим Туликов и поэт Владимир Лазарев.

(учитель исполняет песню «Японский журавлик»)

- О чем вам рассказала эта песня?

- 4-я группа получила стихотворение об этой девочке. Расскажите о судьбе Сасаки Садако классу и гостям.

- Я думаю, несмотря на прошедшее после трагедии время, мы с вами также сочувствуем японскому народу и исполним песню «Журавлик».

Голубь – символ мира,

вишня – символ жизни,

журавлик – символ и мира, и жизни

чтобы сохранить на земле мир и больше этого не повторилось

Японский журавлик - символ борьбы за мир и жизнь на земле.

О девочке Сасаки Садако

Летний день, в окне сверкая

На осколки мелкие дробится.

Умирает девочка Садако,

Умирает в атомной больнице.

Устремлен куда-то взгляд раскосый,

Словно видит свет иного края.

И чернеют на подушке косы

С девочкою рядом умирая.

Сколько люди мира ни старались,

Не помогут девочке подняться.

И уже беспомощно над нею

Белые журавлики кружатся. Личностные:

- воспитывать интерес и чувство уважения к культуре других народов;

- воспитывать чувство патриотизма

Коммуникативные:

- участие в обсуждении значимых для каждого человека проблем жизни;

Метапредметные: работа с информационным текстом и извлечение информации из него;

Исполнение песни

- А теперь исполним эту песню так, чтобы слушатели почувствовали и поняли, о чем вы хотите рассказать. Выразите в своем исполнении сочувствие и сострадание к японскому народу. Исполнение песни Личностные:

- воспитывать интерес и чувство уважения к музыке других народов;

- воспитывать чувство патриотизма

Познавательные:

- научить определять в звучании особенности японской народной музыки;

Предметные умения:

- развивать умение сопереживать характеру произведения, различать средства музыкальной выразительности;

- развивать и закреплять певческие умения и навыки на знакомом и новом материал.

Метапредметные: умение выражать собственные мысли, настроения и чувства с помощью музыкальной речи в пении

Физкультминутка. - снятие усталости и напряжения (применение ИКТ) Учащиеся наблюдают полет журавлика на экране под плавную музыку Личностные : - формирование установки на здоровый образ жизни;

Регулятивные: - развитие навыков внимания и самоконтроля.

VI. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи -обеспечить применение полученных знаний

- использование новых знаний при рассказе о семье на картинке - Композиторы обращаются к музыке японского народа, чтобы отразить в музыке свое отношение к трагедии, сохранить на земле МИР и чтобы никогда эти трагедии не повторились.

- А теперь вернемся к нашим символам. Как мы можем их объединить? Какой геометрической фигурой мы их объединим?

(на доске обвести все 3 символа в круг и закрасить в желтый цвет)

В какое место нашего круга мы поместим девочку?

А почему? (При необходимости учитель подводит учащихся к правильному ответу при помощи наводящих вопросов)

Композиторы рассказали в своей музыке, о японском народе. Нам эта музыка была понятна? Почему?

Всех

людей, независимо от национальности и цвета кожи объеденяет музыкальный язык, на котором люди разговаривают друг с другом, выражая свои мысли и чувства.

Круг

В центр

Мир на земле зависит от человека. А дети – это наше будущее

Потому, что между музыкой разных народов мира нет границ. Личностные:

- воспитывать интерес и чувство уважения к музыке других народов;

- воспитывать чувство патриотизма

Предметные умения:

- развивать умение размышлять о музыке и высказывать личностное отношение к музыкальным произведениям;

Метапредметные: - выделение отдельных признаков предмета и объединение по общему признаку; умение ставить цель выходить на проблему урока как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно

VII. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке -осмысление процесса и результата деятельности - У вас на столе 2 лучика – голубой и желтый. Я хочу, чтобы вы выбрали один из них и прикрепили на доску к нашему желтому кругу. Желтый – если вы сегодня активно работали, эмоционально откликнулись, вам было все понятно и интересно, а синий – если вы были простым слушателем.

- Посмотрите, что у нас получилось?

Кто-то из мудрецов заметил: «Весна, как и солнце приходит к нам из Японии»., потому что про Японию говорят, что эта Страна Восходящего Солнца.

- А солнце – это тоже символ света и жизни.

- Ребята, расскажите, что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?

- Предположите, что вам необходимо выполнить дома?

Спасибо вам за работу на уроке.

( Домашнее задание:).

Солнце

О трагедии в Японии,

о символах Японии

о высказываниях мудрецов

Учащиеся высказывают свои предположения ( При необходимости учитель наводящими вопросами подводит к формулировке: сделать японского журавлика) Познавательные:

- сопоставить основные черты культуры Японии и России.

Регулятивные: - развитие умения фиксировать факт завершения действий.

Коммуникативные: формирование своего мнения

Библиографический список:

1) Музыка. 1-4 классы : конспекты уроков, рекомендации, планирование: (из опыта работы) / авт. -сост. Г. В. Стюхина. – Изд. 2-е – Волгоград: Учитель, 2013. – 239с.

2) https://infourok.ru/urok-i-prezentaciya-po-muzike-muzika-yaponii-klass-1067837.html

3) https://nsportal.ru/shkola/muzyka/library/2017/07/04/tehnologicheskaya-karta-uroka-muzyki-v-4-klasse-muzyka-yaponii

Публикации по теме:

Конспект ООД «Журавлик счастья» Программное содержание: 1) Образовательные задачи: обобщить и систематизировать знания детей о бумаге, её видах свойствах; расширить представления.

Конспект открытого урока музыки в 1 классе «Волшебный мир сказки» Конспект открытого урока № Дата: Предмет: Музыка 1 класс Учитель: Кувшинова О. А. Тема урока: «Волшебный мир сказки» Цели урока: Воспитать.

Конспект урока физической культуры в 1 классе Физическая культура Класс: 1 Тема: общеразвивающие упражнения с малым мячом Тип урока: совершенствование знаний, умений и навыков Учитель:.

Конспект урока «Кузнецы-умельцы» во 2 классе Курс «Социокультурные истоки» 2 класс. Подготовил: учитель начальных классов Мухаметшина Э. Р. Тема урока: Кузнецы-умельцы. Цель урока: дать.

Конспект открытого комплексного занятия «Оригами. Японский журавлик» Задачи: Продолжать знакомить детей с японской культурой Закреплять умение складывать базовые формы "двойной квадрат, "птица". Закреплять.

Конспект открытого урока музыкального руководителя дошкольных групп «Угадай мелодию! И спаси Фею музыки!» «Угадай мелодию! И спаси Фею музыки!» Цель занятия: Воспитывать у детей познавательный интерес к музыкальной деятельности. Развивать коммуникативные.

Конспект урока для 1 класса «Мир музыки Георгия Свиридова» с презентацией Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение СШ №2 Конспект урока для 1 класса по теме: «Мир музыки Георгия Свиридова» ЦЕЛЬ:.

Конспект урока в 4 классе «Хороводные песни» Урок в 4 классе Тема «Хороводные песни» Цели: создать условия для выявления связи хороводных песен с календарными праздниками, обрядами,.

Конспект урока математики в 1 классе Образовательная система «Начальная школа 21 века» Учебник: Математика 1 класс. Издательство Вентана-Граф, автор В. Н. Рудницкая Конспект.

Конспект урока музыки во 2 классе «Здравствуй, Родина моя! Моя Россия» МБОУ «Константиновская ООШ» Урок на тему: «Здравствуй Родина моя!» Моя Россия. Подготовила: учитель музыки первой квалификационной.

Библиотека изображений:

Публикация Конспект урока музыки в 4 классе «Японский журавлик» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Светлана Гаджиева на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Конспект урока музыки в 4 классе «Японский журавлик»
Опубликовано: 6 декабря 2019 в 13:39
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД