Лучший педагог года

Инновационные методы работы по воспитанию толерантности у детей дошкольного возраста

Светлана Костюченко
Инновационные методы работы по воспитанию толерантности у детей дошкольного возраста

Аннотация.

Данная методическая разработка посвящена решению проблемы воспитания толерантности у детей дошкольного возраста в образовательном учреждении. Предлагается теоретический и практический материал для работы воспитателей. Предложены формы и методы взаимодействия педагогов и родителей (законных представителей) по воспитанию толерантности детей в дошкольном образовательном учреждении.

Публикация «Инновационные методы работы по воспитанию толерантности у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Разработка адресована практическим работникам ДОУ, студентам и родителям.

Введение.

Президентом России В. В. Путиным принята государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 – 2020 годы». Эта программа направлена на формирование толерантного сознания и профилактики национального экстремизма. Вышесказанное определяет для педагогов необходимость организации воспитательного процесса, способствующего приобщению детей дошкольного возраста к проявлению толерантности.

Толерантное сознание предполагает понимание специфических особенностей различных культур и необходимость взаимодействия их в историческом и современном контексте.

Дошкольное детство – самое благоприятное время для формирования у детей навыков уважительного и доброжелательного отношения к представителям разных культур и национальностей.

Целью воспитания толерантности является воспитание потребности и готовности к взаимодействию с людьми независимо от их национальной, социальной, религиозной принадлежности и взглядов.

Задачами толерантного воспитания в дошкольном детстве являются :

• Полноценное приобщение к культуре своего народа, как непременное условие интеграции в другие культуры

• Развитие естественного переживания детьми положительных эмоций от уважительного отношения к окружающим людям

• Формирование у детей представления о многообразии культур в мире

Воспитание положительного отношения к культурным и внешним различиям народов

• Формирование и развитие умений и навыков продуктивного взаимодействия с представителями других культур

Воспитание в духе мира, гуманного межнационального общения

Работа по воспитанию толерантности у детей строится с учё том важных компонентов:

• Мотивационный

• Познавательный

• Эмоционально - волевой

• Поведенческий

Показателями воспитания толерантной культуры у детей дошкольного возраста являются :

• Принятие толерантной культуры как ценности

• Имение представлений о проявлении толерантной культуры в поведении

• Имение представлений о реагировании ситуаций во время критики и конфликта

• Знания о способах проявления сочувствия, поддержки

• Знания о способах вступления в контакт и отказа от него

• Владение умением просить и принимать помощь

• Принятие терпимого отношения к другим, восприятие и оценка своих действий и действий других людей с точки зрения толерантной культуры

• Умение проявлять толерантную культуру, сдержанность по отношению к иной точки зрения

Содержание работы по воспитанию толерантности

В нашей группе вместе воспитываются дети разных национальностей. Я стараюсь сделать атмосферу в группе доброй, теплой, светлой для всех, кто по тем или иным причинам уехал со своей родины и живет теперь вместе с нами в России.

Начиная с младшего дошкольного возраста, я формирую у детей элементарные представления о добре, отзывчивости, взаимопомощи, внимании к взрослым и сверстникам. Знакомлю с правилами вежливости и начинаю формировать у них умение не ссориться.

Задачей развития и воспитания детей среднего дошкольного возраста является формирование гуманных отношения между детьми и дружеских взаимоотношений в совместных играх и занятиях. В этом возрасте продолжаю работу по расширению представлений о родственных отношениях в семье.

В старшем дошкольном возрасте происходит не только общее накопление информации нравственно - ценностного содержания, но и её дифференциация. Детям постепенно раскрываю понятия: «дружба», «взаимовыручка». Постепенно расширяю представления о родной стране. Обращаю внимание детей на то, что на Земле живёт много людей разных рас и национальностей, они и похожи друг на друга, а так же отличаются друг от друга.

Толерантное воспитание детей должно осуществляться в трех направлениях:

• Информационное насыщение (сообщение знаний о традициях, обычаях разных народов, специфике их культуры и ценностей и т. д.)

• Эмоциональное воздействие (необходимость вызвать отклик в душе ребенка)

• Обучение поведенческим нормам (знания, полученные ребенком о нормах взаимоотношений между народами, правилах этикета, должны быть обязательно закреплены в его собственном поведении)

Приобщая детей к национальной культуре и традициям необходимо учитывать степень насыщенности предметно - пространственной развивающей среды в группе.

• Окружение детей предметами национального характера. Это поможет им понять, что они - часть великого русского народа.

• Использование картотек по фольклору (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т. д., т. к. в устном творчестве разных народов сохранились особенные черты многонационального характера, присущие ему нравственные ценности.

• Наличие дневников наблюдений за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем, эти наблюдения должны быть непосредственно связаны с трудовой и различными сторонами общественной жизни.

• Ознакомление детей с народным прикладным искусством, приобщение к национальным изобразительным искусствам.

Группы методов работы с детьми по формированию толерантности :

• Наглядные (формирование нравственных чувств и эмоций у детей)

• Словесные (формирование у детей нравственного сознания)

• Практические (создание у детей практического опыта социального поведения)

Без инновационной работы сегодня нет развития образования, нет современного его качества. Современные методы я активно использую в воспитательно-образовательной работе, руководствуясь Федеральными Государственными Стандартами дошкольного образования.

Современные методы работы по формированию толерантности :

• Проведение праздников, с целью знакомства детей с культурой и традициями своего народа и народов мира

• Сказкотерапия

• Сюжетно-ролевые игры дошкольников, основной целью которых является освоение и практическое применение детьми способов толерантного взаимодействия

• Русские народные подвижные игры

• Проведение русских народных праздников

• Знакомство детей с традициями народов разных стран

• Занятия, с использованием электронных образовательных ресурсов, созданные на материалах различных сказок, с целью решения проблем межличностного взаимодействия в сказочных ситуациях

• Сочинение сказок и историй самими детьми

• Инсценировки сказок

Набор используемых инновационных методов, образуют современные педагогические технологии, которые являются непременными организационно – методическими инструментами :

• Игровая технология

• Технология развивающего обучения

• Здоровьесберегающие технологии

• Технологии проектной деятельности

• Личностно – ориентированная технология

• Информационно-коммуникационные технологии;

• Технология портфолио воспитателя

Игра является основным видом деятельности детей дошкольного возраста для формирования толерантности.

Классификацию и подборка игр (игровая технология)

Развитие умений невербального общения: «Тихий разговор», «Любимый сказочный герой», «Жучок», «Рисование», «Лица», «Маски»

Развитие чувства близости с другими детьми: «Отгадай, кто мой друг», «Комплименты», «Доброе животное», «Интонация», «Мы похожи»

• Гармонизация осознания своего имени, фамилии: «Как можно нас назвать по-разному», «Угадай, кто это?», «Как тебя зовут, как будут звать?»

Развитие умения понимать настроение окружающих: «Покажи свое настроение», «Иди сюда», «Сижу, сижу на камушке»

• Проявление чувства милосердия, сострадания к другим людям: «Солнышко милосердия», «Добрый лесник», «Эмоции героев»

Умение выражать сопереживание и сочувствие взрослым и сверстникам: «Сделай как я», «Моё настроение», «Передай улыбку по кругу», «Как ты себя чувствуешь?»

Воспитание гуманных и доброжелательных отношений между детьми: «Подарок», «Объятия», «Проснись»

Воспитание уважения к людям различных национальностей и рас: «Спиной друг к другу», «Хоровод дружбы», «Чехарда», «Аист и лягушка», «Гнездо черепахи», «Прятки по- американски»

• Развитие готовности участвовать в общем деле, проявлять заинтересованность к проблемам других людей: «Игрушка», «Постарайся отгадать»

Очень большое значение для формирования толерантного поведения у детей имеет взаимодействие воспитателей с семьями.

Работа с родителями по воспитанию толерантности.

Родители являются первыми и основными воспитателями детей, и невозможно сформировать толерантность у ребёнка, если его папа и мама не являются союзниками педагогов в решении этой задачи. В основе взаимодействия педагогов и родителей лежат принципы взаимной поддержки, и помощи по отношению друг к другу. Целенаправленное использование полиэтнической среды в работе с родителями помогает нам обеспечить ребенку адекватное восприятие своей национальности и сформировать у него позитивное отношение к представителям других национальностей.

Советую, с помощью анкет определить, такие показатели у родителей, как этническая толерантность, толерантность, как черта личности и социальная толерантность. Воспользуйтесь опросником доктора психологических наук профессора Солдатовой Г. В. по данной теме. Помимо того, что вы получите интересующие вас данные, анкетирование способствует желанию родителей задуматься о проблемах в воспитании своего ребёнка. Полезно сопоставить результаты опроса родителей с мнением детей. Например, младших дошкольникам можно предложить нарисовать рисунки на темы: «Моя семья» или «Выходной день в нашей семье».

Для формирования взаимоуважения, чуткости и внимательности между детьми и родителями целесообразно проводить следующие мероприятия:

• Создание ситуаций для воспитания уважительного отношения детей к своим родителям через организацию поздравлений, организацию фото выставок

• Организация совместных дел, выполнение семейных заданий при подготовке к мероприятиям, проходящим в ДОУ (оформление наглядности, атрибутов и т. д.)

• Проведение открытых мероприятий для родителей с участием воспитанников группы

Повышение педагогической компетенции родителей через размещение информации: на страничках воспитателей на сайте ДОУ; на стендах в «Уголке для родителей»; через публикации в электронных СМИ

• Привлечение к участию в творческих выставках уровня ДОУ, конкурсах районного, городского и Всероссийского уровней

• Проведение для родителей собраний, круглых столов, мастер – классов, бесед и индивидуальных консультаций

Заключение

Применяя инновационные методы воспитания толерантности у наших воспитанников, я стараюсь учитывать их интересы и мировоззрение их родителей. Считаю мою работу важным вкладом в социально – коммуникативное развитие детей дошкольного возраста.

Буду стараться и в дальнейшем быть для детей примером толерантного поведения в обществе. Так как в дошкольном возрасте у ребёнка формируется личная идентичность, и от его жизненной ориентации зависит то, как он будет относиться к себе, к другим людям и к миру в целом.

Публикации по теме:

Методы артпедагогики в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста Человечество не стоит на месте, а ищет новые пути развития, совершенства. Детский сад является зеркалом общества, и поэтому появляются все.

Использование видеоресурсов в формировании толерантности у детей дошкольного возраста Всем давно уже известна истина, корни любого поведения человека необходимо искать в детстве. В период детства, как считал Л. С. Выготский,.

Из опыта работы ДОУ по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста. Из опыта работы ДОУ по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста. Помните, как Маленький принц у А де Сент- Экзюпери говорил.

Опыт работы «Реализация ФГОС в части работы с детьми дошкольного возраста по духовно-нравственному воспитанию»Опыт работы «Реализация ФГОС в части работы с детьми дошкольного возраста по духовно-нравственному воспитанию» Здравствуйте,уважаемые коллеги. Хочу рассказать вам о своем выступлении на Муниципальном методическом объеденении педагогических работников.

Педагогические условия воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста Педагогические условия воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста. Гирфанова Татьяна Борисовна - воспитатель высшей.

Перспективное тематическое планирование работы по гендерному воспитанию детей старшего дошкольного возрастаПерспективное тематическое планирование работы по гендерному воспитанию детей старшего дошкольного возраста Перспективное тематическое планирование работы по гендерному воспитанию детей старшего дошкольного возраста. 1 квартал (сентябрь —.

Консультация «Инновационные формы и методы работы с родителями» Работа с родителями. Работа с родителями. Инновационные формы и методы работы с родителями Система работы с родителями группа «Капитошка».

Самоанализ по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста. (Опыт работы 3 часть)Самоанализ по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста. (Опыт работы 3 часть) Самоанализ по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста. (Опыт работы 3 часть). Дети 6 - 7 лет умеют устанавливать причинно.

Самоанализ по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста (Опыт работы. Продолжение. Вторая часть)Самоанализ по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста (Опыт работы. Продолжение. Вторая часть) Большое внимание уделяла в создании самых необходимых условий для жизни и воспитания детей. В создании благоприятной атмосферы и внедрении.

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ по ФГОС. Формы и методы работы по воспитанию основ ЗОЖ .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Инновационные методы работы по воспитанию толерантности у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 1 мая 2020 в 00:23
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
25 мая. День филолога. Передвижка «Учимся пересказывать»

Ребенок любит слушать, когда ему читают, а пересказать любимую сказку или рассказ не может. Как научить его пересказу, ведь умение пересказывать необходимо и в обычной жизни, и в школьном обучении.

24 мая. День славянской письменности и культуры. Передвижка «Славянская письменность»

Ежегодно 24 мая славяне отмечают праздник — День славянской письменностии культуры. В этот день вспоминаются заслуги братьев Кирилла и Мефодия – создателей славянской азбуки, просветителей славянского...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД