МААМ-картинки

Мастер-класс «Технология «Детский совет» как средство развития и поддержки детской инициативы и самостоятельности»

Светлана Е
Мастер-класс «Технология «Детский совет» как средство развития и поддержки детской инициативы и самостоятельности»

Цель: повышение компетенций педагогов при оказании не директивной помощи и поддержке детской инициативы и самостоятельности.

Задачи:

1. Познакомить педагогов с технологией «Детский совет» или «Групповой сбор».

2. Создавать условия для отработки навыков проведения «Детского совета» .

3. Развивать коммуникативность педагогов, вербальные и невербальные способы

общения.

Публикация «Мастер-класс „Технология „Детский совет“ как средство развития и поддержки детской инициативы и самостоятельности“» размещена в разделах

4. Способствовать развитию эмпатии, снижению эмоционального напряжения.

Оборудование – колокольчик, альбомы, д / игры

Содержание мастер-класса.

Подготовительно – организованная часть.

- Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать вас на нашем мастер- классе. Сегодня мы с вами поговорим о использовании технологий развития и поддержки детской инициативы и самостоятельности. Мне бы хотелось, чтобы вы сегодня были не только слушателями, но и активными участниками этого мастер - класса.

Основная часть

Наш диалог я хочу начать с причты. Психологический настрой: «Все в твоих руках».

«Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: мертвая она или живая?». А сам думает: «Скажет живая – я ее омертвлю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках»».

Вот и в наших руках есть возможность создать в детском саду такую атмосферу, в которой дети будут чувствовать себя «как дома».

В детском саду живут озорные мальчишки и девчонки, неугомонные «почемучки». Благополучие маленьких детей зависит от тех, кто их любит и ценит, оттого, как радостно и комфортно им живется. Поэтому наша главная цель - создать условия для поддержки детской инициативы и самостоятельности, а это немыслимо без педагогических технологий.

Идеологией современного дошкольного образования, заданной Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, является развитие детской инициативы и самостоятельности в условиях детского сада - поддержка разнообразия детства.

Инициатива от латинского initium (начало)- это почин, первый шаг в каком-либо деле; внутреннее побуждение к новым формам деятельности; руководящая роль в каких-либо действиях.

Условия развития детской инициативы и творческого самовыражения :

1. Формирование установок: «Я могу», «Я сумею»;

2. Создание ситуации успеха для каждого ребенка: «Это очень просто, я тебе

помогу»;

3. Предвосхищающая положительная оценка: «Ты очень творческий ребенок, у тебя

все получится»

Но как же быть, как всё-таки поддержать инициативу ребёнка…

Наша задача – создать ситуацию, побуждающую детей активно применять свои знания и умения, нацеливать на поиск новых творческих решений. Не нужно при первых же затруднениях спешить на помощь ребенку, лучше дать совет, задать наводящие вопросы, активизировать имеющийся у ребенка прошлый опыт, нацеливать на поиск нескольких вариантов решения, тем самым вызывать у детей чувство радости и гордости от успешных инициативных действий.

Существует несколько форм поддержки детской инициативы.

Но одной из эффективных форм работы по поддержке детской инициативы и самостоятельности является педагогическая технология «Детский совет» или Групповой сбор, которую мы представляем вашему вниманию.

Цели:

1. Создать эмоциональный настрой на весь день;

2. Создать условия для межличностного и познавательно-делового общения детей и взрослых.

3. Активизировать у детей навыки планирования и организации собственной деятельности.

4. Прививать навыки культуры общения.

Структура группового сбора:

1. Начало группового сбора

2. Приветствие

3. Игра

4. Обмен новостями

5. Презентация воспитателем центров активности

6. Определение темы работы

7. Выбор и планирование детьми содержания и форм работы по теме - если тема новая, работа в центрах - если тема продолжается.

Звенит три раза колокольчик- позывные для утреннего сбора.

Можно выбрать свою собственную традицию для оповещения детей о начале утреннего сбора: весёлая музыка, звон колокольчика, речёвка, любимая песня группы, сюрпризный момент, дидактическая игра, любимая игра, звуковые сигналы, подвижная игра. Позывные возможно связать с требуемой темой.

Приветствие – один из компонентов Утреннего сбора. Дети нуждаются в любви и уважении своих сверстников, они хотят чувствовать себя частью группы. Поэтому приветствие адресовано каждому, кто находится в круге.

Групповой сбор проводится в кругу, сидя на ковре или индивидуальных подушечках, или на стульчиках. Групповой сбор проводится для того, чтобы дети имели возможность пообщаться вместе, поиграть в групповые игры, спеть любимые песни, обсудить групповые новости, спланировать дела на день. Инициатива принадлежит детям, воспитатель организует и поддерживает идеи детей.

В течение дня групповых сборов может быть несколько:

-1-ый утренний сбор — после завтрака, перед занятиями;

-2-ой утренний сбор - после деятельности в центрах активности для подведения итогов;

-3-ий — после дневного сна.

Детский совет НЕ занятие. А участие в нем НЕ может быть принуждением. В целом Детский совет может длиться, в зависимости от возрастной группы и ситуации от 5 до 20 минут. Жесткой рамки нет. Все зависит от того, насколько всем хорошо вместе, насколько Детский совет идет живо и весело, насколько обсуждаемая тема интересна и важна. В месте проведения групповых сборов должны быть сосредоточены такие дидактические средства, как календаря природы, погоды, правила группы, распорядок дня — все то, что может являться темой для ежедневного обсуждения.

Также для группового сбора необходима доска выбора: доска, на которой обозначены центры активности в фотографиях, рисунках, символах, надписях; количество детей в каждом центре и место для обозначения собственного выбора детьми — карман для карточек, крючки для игрушек или других предметов, которыми дети обозначают свой выбор. Иногда карман может находиться непосредственно в центре активности.

После того, как дети выбрали центры и спланировали работу в них, групповой сбор заканчивается, и каждый ребенок выбирает занятие по интересам в центрах активности.

Итоговый сбор проводится ежедневно после того, как дети выполнят задуманное – реализуют свой план в центре искусства (математики, строительства, игры, песка и воды, науки и т. п.). Его основная задача – анализ деятельности: что получилось, насколько полученный результат соответствует задуманному, что помогало и что мешало в достижении цели. И еще одна задача воспитателя, не менее важная, но скрытая от детей, – заразить энтузиазмом («Смотри, какие интересные работы получились у Ани и Юры») -вселить в детей чувство уверенности, что они тоже смогут, если захотят.

Практическая часть.

-Итак, уважаемые коллеги для проведения мастер-класса мне понадобятся помощники и я приглашаю выйти желающих (6 человек.)

- Звенит три раза колокольчик- позывные для утреннего сбора.

-Я вам предлагаю погрузиться в атмосферу детства. Вы сейчас дети.

-Здравствуйте, я рада Вас видеть.

-Но я смотрю вы еще не проснулись? Поднять подняли, в детский сад собрали, а разбудить забыли!

Я, твой друг и ты мой друг.

Вместе сели мы все в круг.

Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся

-Ну что ребята вы проснулись? (да)

-Вы обратили внимание перед вами лежат карандаши? (да) Возьмите, пожалуйста из коробочки такого цвета карандаш, какого цвета у вас настроение? (достают карандаши) -(имя, какого цвета ты достала карандаш? (желтого) -Очень хорошо, значит у (имя) солнечное настроение? (да, солнечное настроение)-И у (имя) и (имя) тоже солнечное настроение? (да, солнечное)-Посмотрите, а в руках у (имя) какого цвета карандаш? (красного)- У (имя) сегодня клубничное настроение? (да, клубничное)

- Настал новый день. Нам будет сегодня вместе хорошо. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Пожелаем друг другу хорошего дня. (все друг другу улыбаются).

Пришла красавица – зима.

Нам много снега принесла.

И вместе с ней пришел мороз.

Он щиплет уши, щиплет нос.

Не злой мороз. Он много радостей принес!

Принес он зимние забавы.

Все то, что радость детям дарит!

Чем интересным можно заниматься на улице зимой? (можно кататься на лыжах и коньках, играть в хоккей, строить крепости из снега, лепить снеговика, бросаться снежками)

- Упражнение «Зима какая?»

(дети передают мяч по кругу, называют прилагательные: морозная, белая, холодная и т. д.)

- Обсуждение погоды зимой.

Динамическая пауза.

Пальчиковая гимнастика «Давай, дружок, смелей, дружок!»

Давай, дружок, смелей, дружок!

(Дети лепят воображаемый ком и катят его от себя)

Кати по снегу свой снежок –

Он превратится в толстый ком.

(Рисуют в воздухе круг)

И станет ком снеговиком.

(Дети рисуют три разные по величине круга снизу вверх)

Его улыбка так светла!

(Прикладывают ладони к щекам, изображая широкую улыбку)

Два глаза, шляпа, нос, метла…

(Дети показывают указательными пальцами глаза, ладонью – шляпу, кулачком правой руки – нос и воображаемую метлу)

Но солнце припечёт слегка –

(Дети поднимают руки вверх)

Увы! И нет снеговика!

(Поднимают плечи и разводят руки в стороны, затем садятся на корточки, закрывая голову руками)

- Воспитатель загадывает загадки детям по теме «Зима» :

Теплые, согреют ножки

Это зимние…

(сапожки)

Я повяжу его на шею

Я точно в нем не заболею

Укутаюсь в него до носа,

Мне не страшны теперь морозы.

(шарф)

Братца два заточенных

Мчатся по ледовой глади

Не туфли и не башмаки

Это зимние …

(коньки)

Пальчика в тепле запрячу

А затем в кармашки спрячу

Мой ответ в разгадке

Что это?

(Перчатки)

Чтоб зимой не мерзли ушки,

Ее накинь ты на макушку

(шапку)

Осень кончилась, зима.

Все дороги замела.

Ноет и свистит подруга

Завывающая…

(Вьюга)

Цепко держится за крышу

Выйдет солнце — упадет

Не ходи малыш под крышей,

А то зацепит и прибьет

(сосулька)

Зимой висит на крыше

И капает не слышно

Дотронься — не растает

На языке лишь тает

(Сосулька)

На окошках, как картинки.

Рисовал их — невидимка.

Лепестки красивых роз

Нам нарисовал…

(Мороз)

Снег на полях, лёд на водах,

Вьюга гуляет. Когда это бывает?

(Зима)

Кто зимой метет и злится,

Дует, воет и кружится,

Стелет белую постель?

Это — снежная…

(Метель)

- Дидактическая игра «Правда – не правда».

- Зимой мы носим кепки и легкую одежду.

-Зимой реки покрыты льдом.

-Зимой дни становятся длинными, а ночи короткими.

-Зимой дети купаются и загорают.

-Зимой медведи не спят.

Ребята, подумайте, пожалуйста, какой из центров привлёк ваше внимание больше всего? А поможет нам спланировать вашу деятельность доска выбора.

В центре творчества лежат красивые снежинки их можно раскрасить и вырезать тем кто хочет. Не забывайте о правилах безопасности при работе в наших центрах, аккуратно пользуясь ножницами и карандашами.

В центре конструирования можно построить дом для зимушки-зимы.

А в центре экспериментирования можно попробовать себя в качестве ветра.

Но не забываем, что в одном центре, мы работаем не более двух человек

Итак, каждый из вас сделал свой выбор. Прошу вас пройти в тот центр, который вы выбрали и начать увлекательную работу. После того как вы услышите звуковой сигнал-звонок колокольчика, вам нужно будет вернутся в круг на свои места.

В процессе деятельности воспитатель переходит от группы к группе, помогает, подсказывает, направляет деятельность.

Звенит колокольчик, а это значит, что после центров активности дети снова возвращаются на коврики, в наш круг для подведения итогов -это будет уже 2-ой утренний сбор. Также можно провести и третий сбор - после дневного сна.

Подведем итоги

-Расскажите, кто, что делал в центрах?

-Кто хочет рассказать о своей работе?

-О чем нам расскажут ребята которые работали в центре творчества?

-Какие интересные открытия вы сделали, работая в центре экспериментирования? Кому вы можете рассказать об этом?

-Что ты нарисовал (а?

-Кому ты можешь подарить красивый рисунок или аппликацию

-Доволен ли ты своим результатом работы?

-Где ее можно повесить?

-Смотрите, какие интересные работы получились у (имя) и у (имя)

-Какие интересные открытия вы сделали, играя в новые игры?

-Кому вы можете рассказать об этом?

Публикации по теме:

Развитие детской инициативы и самостоятельности, посредством преобразования развивающей предметно-пространственной средыРазвитие детской инициативы и самостоятельности, посредством преобразования развивающей предметно-пространственной среды Большую роль в развитии детской инициативы и самостоятельности в настоящее время отводят среде, в которой находится ребенок. В этом году.

Анкета для педагогов «Технология «Детский совет» Анкета для педагогов. Технология «Детский совет». Технология «Детский совет»- используемая в мировой педагогической практике форма работы,.

Детский мастер-класс по аппликации в смешанной технике «Спящий ежик» с учетом поддержки детской инициативыДетский мастер-класс по аппликации в смешанной технике «Спящий ежик» с учетом поддержки детской инициативы Недавно вашему вниманию были представлены: выступление на РМО и консультация по развитию и поддержке детской инициативы. Сегодня предлагаю.

Формирование детской инициативы и самостоятельности через организацию предметно-развивающей среды ДОУ Жизнь во всех ее проявлениях становится все многообразнее и сложнее, от человека требуются не шаблонные, привычные действия, а творческий.

Фотоотчет «День веселых тигрят» в средней группе как средство поддержки детской инициативы»Фотоотчет «День веселых тигрят» в средней группе как средство поддержки детской инициативы» Жизнь в детском саду похожа на калейдоскоп:никогда нескучно, и каждый день несет в себе что-то новое, радостное и познавательное. Хочу.

Опыт педагогической деятельности «Технология «Мнемотехника» как средство речевого развития дошкольников»Опыт педагогической деятельности «Технология «Мнемотехника» как средство речевого развития дошкольников» В рамках муниципальной Опорной площадке, входящей в инновационную структуру системы образования Октябрьского района (приказ № 858 – од,.

Проект «Осень к нам пришла» с технологией «Детский совет» как важнейшая форма поддержки детской инициативыПроект «Осень к нам пришла» с технологией «Детский совет» как важнейшая форма поддержки детской инициативы Детский совет: Это технология обучения, которая объединяет детей и взрослых вокруг событий и совместных дел. Задачи детского совета: -Создать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс «Технология «Детский совет» как средство развития и поддержки детской инициативы и самостоятельности»
Опубликовано: 7 декабря 2023 в 16:34
+22Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД