Получи документы

Мастер-класс по экспериментированию «Путешествие лягушонка» для подготовительной к школе группы

Любовь Неклюдова
Мастер-класс по экспериментированию «Путешествие лягушонка» для подготовительной к школе группы

Мастер-класс по экспериментированию

«Путешествие лягушонка»

 

 Цель мастер-класса : Продемонстрировать некоторые виды экспериментирования : с бумагой, водой, песком, льдом, молоком, уксусом, мелом, пищевой содой,

Задачи:

1. Показать, как можно использовать опыты в экспериментальной деятельности детей.

2. Развивать познавательный интерес к окружающему, умение делиться  приобретенным опытом с другими людьми.

Публикация «Мастер-класс по экспериментированию „Путешествие лягушонка“ для подготовительной к школе группы» размещена в разделах

Практическая значимость: Данный мастер класс может быть интересен педагогам, работающим по теме экспериментирования и поисковой деятельности детей. Педагог, использующий экспериментирование в своей работе, найдет для себя что-то новое, а неработающий, поймет насколько это интересное и увлекательное занятие.  

В ходе проведения мастер класса будут продемонстрированы опыты с некоторыми материалами, а также все атрибуты для его проведения.

Методические рекомендации: Чтобы мастер класс был интереснее и более похож на инсценировку сказки, к каждому опыту необходимо подобрать соответствующую музыку.  

 

Вступительная часть.

 

Расскажи – и я забуду,

покажи – и я запомню,

дай попробовать – и я пойму.

Китайская пословица

 

«Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребёнка». Н. Н. Подъяков

Экспериментирование – эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира. Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение  памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации и обобщения. Детское экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников, а также является наиболее успешным путем ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы.

В условиях внедрения ФГОС поисково-исследовательская деятельность (экспериментирование) является одним из направлений развития личности дошкольника.

В «Лаборатории юного исследователя» дети могут  в совместной деятельности воспитателя с детьми и самостоятельно воспроизводить простые и более сложные опыты.

 

В группе оборудован уголок экспериментирования, чтобы дети в любое время в свободной деятельности могли удовлетворить свои исследовательские интересы. Уголок постоянно пополняется новыми материалами в соответствии с возрастом детей и их интересами.

 Специально организованные занятия по экспериментированию я провожу на  факультативе «Юный исследователь» .

 

 

Ход мастер-класса

Я  сегодня  приглашаю Вас в сказку-действие, которая называется «Путешествие лягушонка», где я покажу вам некоторые виды экспериментирования с разными материалами.

На столе стоит оборудование для опытов, приготовлены все материалы.

 

В одном сказочном царстве разлилось таинственное молочное озеро…

 

Опыт № 1Взрыв цвета в молоке.

Оборудование: тарелка, цельное молоко, пищевые красители, ватные палочки, моющее средство.

Налейте цельное молоко в тарелку. Добавьте в него по несколько капель пищевых красителей разных цветов. Старайтесь делать это аккуратно, чтобы не двигать саму тарелку. Опустите чистую ватную палочку в молоко, ничего не произойдет.

А теперь, хотите верьте, хотите нет, мы заставим молоко двигаться с помощью обычного моющего средства! Возьмите ватную палочку, окуните ее в средство и прикоснитесь ей в самый центр тарелки с молоком. Посмотрите, что произойдет! Молоко начнет двигаться, а цвета перемешиваться. Настоящий взрыв цвета в тарелке!

 

Объяснение опыта:

Молоко состоит из молекул разного типа: жиры, белки, углеводы, витамины и минералы. При добавлении в молоко моющего средства происходит одновременно несколько процессов. Во-первых, моющее средство снижает поверхностное натяжение, и за счет этого пищевые красители начинают свободно перемещаться по всей поверхности молока. Но самое главное, что моющее средство вступает в реакцию с молекулами жира в молоке, и приводит их в движение.

 

В этом озере росла кувшинка. С восходом солнца она распускалась.

 

Опыт № 2Цветы лотоса.

Инвентарь: таз с водой, кувшинки из бумаги.

Вырежьте из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите разноцветные лотосы на воду, налитую в таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться. Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.

 

 

В этой кувшинке жил маленький лягушонок. Он подрастал, становился любознательным. И захотелось ему посмотреть мир, узнать, что же там за озером. Вышел он на берег, а берег тот был сказочно красивым.

 

Опыт № 3 Цветной песок

Оборудование: песок в коробке, цветной мел

Изготовления цветного песка, перемешав  с цветным мелом. Натрите мел на терке и перемешайте его с сухим сыпучим песком.

Вдруг лягушонок увидел, что на поверхности воды, то появлялись, то исчезали маленькие существа. Оказалось, что это рыбки, которые резвились на солнышке.

 

Опыт№4 .Рыбки.

Оборудование: стаканы с минеральной водой, мелкие кусочки пластилина.

Наливаем в стакан минеральную воду, бросаем в него несколько кусочков пластилина величиной с рисовые зернышки.

Почему пластилин падает на дно стакана? (Он тяжелее воды, поэтому тонет).

Что происходит на дне? Почему пластилин всплывает и снова падает? Что тяжелее и почему?

Вывод. В воде есть пузырьки воздуха, они поднимаются наверх и выталкивают кусочки пластилина; потом пузырьки воздуха выходят из воды, а тяжелый пластилин снова опускается на дно.

 

 

Лягушонок гулял по разноцветному песку и любовался его красотой. Но вдруг пошел дождь…Лягушонок испугался и спрятался под кустом.

 

Опыт № 5 Дождь в банке

Оборудование: банка с горячей водой, крышка с дырочками, несколько кубиков льда.

Налейте в литровую банку горячей воды. Банку закройте крышкой с дырочками, сверху положите несколько кубиков льда. Лед будет таять от теплого воздуха, в дырочки будет стекать талая вода, имитируя капли дождя.

 

Прошло немного времени  и дождь закончился, снова появилось солнце. Лягушонок решил идти дальше. Тут он увидел, что идя по мокрому песку, после него остаются следы, а потом он увидел еще другие следы, и был в недоумении, кто же это?

 

Опыт №6 Следы на песке.

Инвентарь:

Коробка с песком, вода, следы лягушонка, мышонка.

Песок в песочнице смачивается водой, чтобы видно было отпечатки, делаете  отпечаток на песке одним из предметов (следы можно изготовить из пластилина или дерева). Сначала сделать  отпечаток следа лягушонка, а потом мышонка.

Мокрый песок нельзя сыпать струйкой, но зато он может принимать любую нужную форму, пока не высохнет.

 

Шел, шел лягушонок и увидел перед собой мышонка, они познакомились, подружились и решили отправиться в путешествие. Шли они шли и пришли к двум речкам, а было так жарко- им очень хотелось пить, в одной текла вода, а в другой уксус, как узнать в какой –какая жидкость.

Опыт№7 с мелом и уксусом.

Необходимый инвентарь:

Два прозрачных стакана, мел, вода, уксусная кислота

Для зрелищного опыта нам пригодится небольшой кусочке мела. Опустите мел в стакан с уксусом и понаблюдайте, что получится. Мелок в стакане начнет шипеть, пузыриться, уменьшаться в размере и вскоре совсем исчезнет. А с кусочком мела, опущенного в воду ничего не произойдет.  Мел – это известняк, при соприкосновении с уксусной кислотой он превращается в другие вещества, одно из которых – углекислый газ, бурно выделяющийся в виде пузырьков.

 

Утолили друзья жажду и отправились дальше, речка привела их к высокой горе, а гора эта была не простая, а настоящий вулкан, который, готов был извергнуться.

Опыт№8 «Извержение вулкана»

Необходимый инвертарь:

Вулкан:

-Конус слепить из пластелина (можно взять уже однажды использовавшийся пластилин)

-Сода,  2 столовых ложки

Лава:

1. Уксус 1/3 стакана

2. Красная  краска, капля

3. Капелька жидкого моющего средства, чтобы вулкан лучше пенился

 

Лягушонку  так понравилось гулять и познавать этот огромный и интересный окружающий мир.

 

Если Вам понравилась сказка возьмите солнышко, а если нет – тучку.

 

Спасибо большое.

Литература.

Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом (занимательные опыты и эксперименты для дошкольников). – М. : ТЦ «Сфера», 2002;

Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. – М. : ТЦ «Сфера», 2004;

Короткова Н. А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников. // «Ребенок в детском саду», №3, 4, 5 2003;

Рыжова Л. В. Методика детского экспериментирования. – Спб. : ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2014.

Публикации по теме:

Комплексно-тематическое планирование по экспериментированию в подготовительной к школе группе Месяц: СЕНТЯБРЬ Неделя: I Тема: «Облака» Цели: Показать детям механизм образования облаков. Неделя: II Тема: «Где живёт эхо?» Цели: Показать.

Конспект ННОД по опытному экспериментированию «Химические превращения» в подготовительной к школе группе Организация непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей в подготовительной группе по опытному экспериментированию на.

Конспект НОД по экспериментированию в подготовительной к школе группеКонспект НОД по экспериментированию в подготовительной к школе группе Опыт «Тонет – не тонет, плавает». Цель: приобщать к навыкам экспериментирования; высказывать предположения, делать выводы, подвести.

Конспект НОД по экспериментированию в подготовительной к школе группе «Путешествие в Воздушное Королевство»Конспект НОД по экспериментированию в подготовительной к школе группе «Путешествие в Воздушное Королевство» Дошкольный возраст — важный этап на пути к познанию природы, на котором взрослым тоже найдется место. Тысяча вопросов задают маленькие Почемучки,.

Конспект открытого занятия для детей подготовительной к школе группы «Путешествие в мир сказок К. И. Чуковского» Конспект открытого интегрированного занятия в подготовительной к школе группе «Путешествие в волшебный мир сказок К. И. Чуковского». Учитель.

Конспект НОД по познавательному развитию «Путешествие золотой монетки» для детей подготовительной к школе группы Цель: Повышение финансовой грамотности детей Задачи: Образовательные: Закрепить знания детей о возникновении денег, развивать воображение.

Конспект занятия по обучению грамоте подготовительной к школе группы Путешествие по Стране ЗнанийКонспект занятия по обучению грамоте подготовительной к школе группы Путешествие по Стране Знаний Конспект занятия по обучению грамоте подготовительной к школе группы комбинированной направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи.

Конспект занятия по развитию речи «Путешествие во владения Снежной Королевы» для подготовительной к школе группы Конспект занятия по развитию речи. Тема: "Путешествие во владения Снежной Королевы" Для подготовительной к школе группы Конспект разработан.

Конспект НОД в подготовительной к школе группы «Путешествие в город Здоровья» Путешествие в город Здоровья Цель: закрепление у детей знаний о здоровом образе жизни. Задачи: 1) систематизировать знания детей о составляющих.

Сюжетно-игровое физкультурное занятие для детей подготовительной к школе группы «Путешествие вокруг света»Сюжетно-игровое физкультурное занятие для детей подготовительной к школе группы «Путешествие вокруг света» Цель: создать условия для сохранения и укрепления природного здоровья детей, развития двигательных умений и навыков детей через сюжетно-игровые.

Библиотека изображений:

Публикация Мастер-класс по экспериментированию «Путешествие лягушонка» для подготовительной к школе группы (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Любовь Неклюдова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Мастер-класс по экспериментированию «Путешествие лягушонка» для подготовительной к школе группы
Опубликовано: 20 марта 2021 в 09:11
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД