МААМ-картинки

Мастер-класс «Нейрогимнастика как средство развития умственных и физических способностей у дошкольников с ОВЗ»

Елена Челюканова
Мастер-класс «Нейрогимнастика как средство развития умственных и физических способностей у дошкольников с ОВЗ»

Основные этапы мастер – класса:

1. Постановка педагогической проблемы.

2. Практическая демонстрация приемов.

3. Рефлексия.

Цель: познакомить педагогов с нетрадиционным способом гармоничного развития детей с ОВЗ, с приемами нейрогимнастики.

Задачи:

1. Объяснить значение использования нейрогимнастики в работе над развитием детей.

Публикация «Мастер-класс „Нейрогимнастика как средство развития умственных и физических способностей у дошкольников с ОВЗ“» размещена в разделах

2. Вызвать интерес к проведению нейрогимнастики и оптимизировать интеллектуальные процессы.

3. Научить приемам совместной деятельности, вовлекая в работу педагогов и родителей.

4. Повышать профессиональное мастерство, стимулировать коллег на обмен опытом.

Оборудование: графические рисунки, шаблоны для рисования двумя руками, фломастеры, камушки Марблс, альбомы «Нейроладошки», цветные слова.

1. Постановка педагогической проблемы.

Добрый день, уважаемые коллеги! Рада видеть вас на своем мастер – классе. А начнем мы нашу встречу, как обычно, с приветствия. Но приветствовать мы с вами будем друг друга необычным для нас способом. Давайте потрем свои ладошки о ладошки соседа, а теперь ладошку левой руки потрем о ладошку левой руки соседа, ладошку правой руки – о ладошку правой руки соседа. А теперь поздороваются наши пальчики: приготовим большой палец левой руки, который поздоровается с большим пальцем левой руки соседа, перебираем пальчики. Здороваются пальчики правой руки.

Ну вот мы с вами и поздоровались. Скажите было трудно? Вам понравилось?

Все люди непохожи друг на друга и то, как мы выполнили задание, напрямую связано с нашей нервной системой, а именно с работой нашего головного мозга.

На сегодняшний день состояние здоровья детей все больше вызывает озабоченность родителей, врачей, педагогов. Среди детей дошкольного возраста возросло количество детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Всё больше и больше появляется детей с речевыми нарушениями, с задержкой речевого и психического развития, гиперактивных и невнимательных. Все чаще встречаются дети моторно неловкие, т. е. наблюдается вялость мышц, нет желания и сил прыгать, бегать, плохо переключаются с одного движения на другое.

Почему же наблюдается такая ситуация? Причин может быть много. Это и экологические, биологические, социальные факторы, влияющие на состояние и развитие наших детей. Но еще одна немаловажная причина, на мой взгляд, это малоподвижный образ жизни наших детей.

Современное поколение сидит возле гаджетов, в телефонах, у компьютера, с каждым годом становится физически, психически, соматически ослаблено.

Что же с этим делать? Есть один метод, который позволяет скорректировать вышеперечисленные состояния и благоприятно повлиять на мозговую деятельность – это нейрогимнастика.

Итак, тема нашего мастер – класса «Нейрогимнастика, как средство развития умственных и физических способностей у дошкольников с ОВЗ».

Нейрогимнастика – это комплекс телесно-ориентированных упражнений, позволяющих через тело мягко воздействовать на мозговые структуры. Педагог Сергей Копылов высказывался: «Руки – наш главный инструмент и занимаясь пальчиковой гимнастикой, взрослый и ребенок сможет поднять уровень мастерства в любом деле! А нейрогимнастика развивает не только ловкость рук, но и гибкость ума, создавая и укрепляя нейронные связи».

Благодаря нейрогимнастике:

• повышается работоспособность,

• улучшается мыслительная деятельность, память, внимание,

• синхронизируется работа полушарий головного мозга,

• снижается утомляемость,

• восстанавливается речевая функция,

• повышается иммунная система,

Сама гимнастика состоит из ряда несложных для выполнения упражнений, поэтому ее могут смело включать в свой режим дня и дети, и взрослые. Удобно и то, что проводить тренировки можно практически в любое время без привязки к месту.

Упражнения нейрогимнастики я использую, как на занятиях, в виде физминуток, так и в подвижных играх, в ходе релаксации для снятия мышечного напряжения.

Они должны проводиться систематически в спокойной, доброжелательной обстановке. Важно точное выполнение каждого упражнения, поэтому необходимо индивидуально обучить каждого воспитанника.

Занятия начинаем с изучения упражнений, которые постепенно усложняются, и увеличивается объем выполняемых заданий. Продолжительность занятий зависит от возраста и может составлять от 10-15 до 20-35 минут в день. Упражнение выполняется сначала правой рукой, затем левой, затем двумя руками вместе. Если ребёнок левша, то разучивание упражнений начинаем с левой руки. При затруднениях можно предложить ребенку помогать себе командами, произносимыми вслух или про себя.

2. Практическая демонстрация приемов.

Уважаемые коллеги, предлагаю приступить к практикуму и посмотреть на деле, что же такое нейрогимнастика. Сегодня я познакомлю вас с простыми, но эффективными упражнениями на развитие межполушарных связей, координации движений, ориентировки в пространстве, чувства ритма, и у вас будет возможность почувствовать благотворное воздействие её на себе.

Начнем с самого простого упражнения нейрогимнастики, которое называется:

«Ладушки-оладушки» - правая рука лежит ладонью вниз, а левая – ладонью вверх; одновременная смена позиции со словами: «Мы играли в ладушки – жарили оладушки, так пожарим, повернем и опять играть начнем»

«Кнопка мозга».

Нужно положить правую ладонь на голову, левую — на живот. Правой рукой постукиваем по голове, а левой рукой поглаживаем живот круговыми движениями. Меняем руки наоборот.

«Колечко»

Поднимаем вверх ладошки обеих рук и начинаем перебирать пальцы на обеих руках, соединяя в кольцо с большим пальцем поочередно указательный, средний, безымянный и др. Выполняется сначала правой рукой, затем левой, затем обеими. Ведущий меняет темп выполнения, то убыстряя, то замедляя его.

"Лезгинка"

Складываем левую руку в кулак, большой палец отставляем в сторону, кулак разворачиваем пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно меняет положение правой и левой рук в течение 10-15 смен позиций. Необходимо добиваться высокой точности и скорости смены положений.

«Капитан»

Показываем капитана - правую ладонь прикладываем ко лбу, у него все хорошо – вытягиваем вперед левую руку, показывая класс. Поочередно меняем руки, проговаривая:

Я плыву на лодке белой

По волнам жемчужной пены,

Я отважный капитан,

Мне не страшен ураган

Можно усложнить игру, когда меняются руки, добавляется хлопок.

«Зеркальное рисование»

Уважаемые коллеги, предлагаю на листе чистой бумаги, или по шаблону, взяв в обе руки карандаши или фломастеры, рисовать одновременно обеими руками зеркально симметричные рисунки, геометрические фигуры буквы, цифры. Рекомендуется при выполнении этого задания использовать музыку.

Это упражнение является одним из эффективных средством развития мелкой моторики. Оно развивает правое и левое полушарие, учит работать их синхронно, улучшает сенсомоторную и пространственную координацию, повышает возможность произвольного внимания, усидчивость, развивает зрительно - моторная координированность, расширяет возможности координации обеих рук. Похожим эффектом обладает игра на фортепиано.

Альбомы на автоматизацию и дифференциацию звуков «Нейроладошки».

Широкое применение в моей работе получили альбомы «Нейроладошки» на каждый звук. Ребенок последовательно проговаривает название картинок, отхлопывая по столу ладошками в соответствии с условными обозначениями (хлопнуть двумя кулаками, правой или левой ладошками). Речь становится более четкой, ритмичной, яркой и усиливается контроль за выполнением движений. Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений одновременно с правильным произношением звуков.

«Цветные слова»

Перед вами перечень слов, написанных разным цветом. Начинайте по порядку с первого слова называть вслух цвет, которым написано слово. Дойдите до конца и затем повторите в обратном порядке. Вначале будет сложно, так как за восприятие текста и цвета отвечают разные полушария головного мозга. Это упражнение тренирует концентрацию и переключаемость внимания, эффективная профилактика болезни Альцгеймера.

3. Рефлексия.

Давайте помассируем каждый палец, всю ладошку, можно потереть руки. Закроем глаза и всю теплоту передадим им. Мы чувствуем в руках тепло, организм взбодрился. Встряхнём руки, мысленно положим на левую руку все то, с чем вы ко мне пришли на мастер – класс: свои знания, опыт, свои мысли, а на правую – все то, что сегодня получили, узнали новое и… поаплодируем себе!

И в заключение маленький совет: мы с вами выполняем ежедневные физические действия «удобной» для нас рукой. Попробуйте сами и предложите родителям и детям, например - чистить зубы, причесываться, доставать предметы, рисовать и даже писать другой рукой. Исследования показывают, что выполнение обычного действия «непривычной» рукой активизирует новые участки мозга. Так что пробуйте, экспериментируйте. Это не только полезно, но и весело!

Мне остаётся только поблагодарить вас за внимание, и за работу.

Творческих всем успехов!

Публикации по теме:

Использование кинезиологических упражнений в работе с детьми для развития умственных способностей и оздоровленияИспользование кинезиологических упражнений в работе с детьми для развития умственных способностей и оздоровления Мастер-класс для педагогов «Использование кинезиологических упражнений в работе с детьми дошкольного возраста для развития умственных способностей.

Лего-конструирование как средство развития творческих способностей у дошкольников Проблема творчества на современном этапе развития общества является актуальной в связи с преобразованиями, происходящими в различных сферах.

«Мультипликация в творчестве дошкольников как средство развития коммуникативных способностей». Консультация для воспитателей«Мультипликация в творчестве дошкольников как средство развития коммуникативных способностей». Консультация для воспитателей https://youtu.be/iMXNHBrcchgУважаемые коллеги! сегодня, в день Российской анимации хочется поделиться опытом работы с дошкольниками по развитию.

Лего-конструирование как средство развития творческих способностей дошкольниковЛего-конструирование как средство развития творческих способностей дошкольников «LEGO» - одна из самых известных и распространённых педагогических систем, которая позволяет применять детям в конструктивной деятельности.

Использование парашюта как средство совершенствования двигательных способностей, физических качеств детей Слайд 1. Сведения об участнике. Тема опыта работы. Слайд 2. ФГОС ДО подразумевает создание благоприятных условий для развития детей с.

Мастер-класс для педагогов «Игра в друдлы как средство развития речи и творческих способностей дошкольников с ОНР«Мастер-класс для педагогов «Игра в друдлы как средство развития речи и творческих способностей дошкольников с ОНР« Мастер-класс для педагогов ДОУ «Игра в друдлы как средство развития речи и творческих способностей дошкольников с общим недоразвитием речи».

Мастер-класс «Пластилинография как средство развития творческих способностей дошкольников»Мастер-класс «Пластилинография как средство развития творческих способностей дошкольников» Цель мастер – класса: Создать картину в технике «Пластилинографии». Задачи мастер – класса: 1. Обучение участников мастер – класса.

Проект «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей младших дошкольников»Проект «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей младших дошкольников» Проект по теме: Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей младших дошкольников Вид проекта: долгосрочный .

Прозрачный мольберт — «Волшебное чудо». Нетрадиционное средство развития творческих способностей у дошкольниковПрозрачный мольберт — «Волшебное чудо». Нетрадиционное средство развития творческих способностей у дошкольников Методическая разработка на тему: "Прозрачный мольберт- «Волшебное чудо». Нетрадиционное средство развития творческих способностей у дошкольников».

Шариковый пластилин как средство развития творческих способностей дошкольниковШариковый пластилин как средство развития творческих способностей дошкольников Лепка – одно из самых полезный творческих занятий для малышей, которое чаще всего рекомендуется психологами для развития мелкой моторики.

Библиотека изображений:

Публикация Мастер-класс «Нейрогимнастика как средство развития умственных и физических способностей у дошкольников с ОВЗ» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Елена Челюканова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Мастер-класс «Нейрогимнастика как средство развития умственных и физических способностей у дошкольников с ОВЗ»
Опубликовано: 4 июля 2023 в 22:23
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД