МААМ-картинки

Мастер-класс «Приёмы формирования смыслового чтения у детей с ОВЗ»

Галина Шуранец
Мастер-класс «Приёмы формирования смыслового чтения у детей с ОВЗ»

Знакомы с книгой с самой колыбели,

Зачитывали сказки мы до дыр,

Не расставались с ней, когда взрослели

И постигали этот сложный мир.

Летят года, меняются законы,

Права диктует двадцать первый век,

Теперь и книга стала электронной,

Но с нею всюду русский человек. С. Пугач

- Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня в рамках республиканского методического объединения мы проведём мастер-класс на тему «Приёмы формирования смыслового чтения у детей с ОВЗ».

Цель: трансляция опыта воспитателей по формированию смыслового чтения через различные методы и приемы.

Публикация «Мастер-класс „Приёмы формирования смыслового чтения у детей с ОВЗ“» размещена в разделах

Свою работу мы построим в форме делового общения. Мы поделимся своим опытом работы по теме «смысловое чтение», покажем методы работы, влияющие на повышение читательской компетентности учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Вы расскажите о своих достижениях по данной проблеме, раскроете какие-то интересные моменты своей работы.

Давайте познакомимся!

Я – Галина - гордая.

Я – Александра - активная.

Назовите, пожалуйста, своё имя и черту характера на первую букву вашего имени.

«Познакомимся поближе!»

Очень приятно познакомится.

Мастер-класс, друзья, начинаем,

Всех вас к сотрудничеству призываем,

Запись прошу Вас расшифровать –

О чём говорить будем прочитать.

Перед вами алфавит

Предлагаю приступить

191429191316 3 16 6 252061510 6 (Смысловое чтение)

Что такое смысловое чтение?

Глоссарий:

Смысловое чтение - умение воспринимать текст как единое смысловое целое (точно и полно понять содержание текста и практически осмыслить извлеченную информацию).

Смысловое чтение – это такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения. Смысловое чтение является метапредметным результатом освоения образовательной программы основного общего образования, а также является универсальным учебным действием.

Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и, как следующая важная ступень развития, речь письменная.

Критическое мышление – тот тип мышления, который помогает критически относится к любым утверждениям, не принимать ничего на веру без доказательств, но быть при этом открытым новым идеям, методам. Это синоним качественного мышления. С помощью критического мышления учащиеся собирают и осмысливают информацию, учатся обсуждать и размышлять над прочитанным.

Читательская компетентность – совокупность знаний, умений и навыков, позволяющих человеку отбирать, понимать, организовывать информацию, представленную в знаково-буквенной форме, и успешно ее использовать в личных и общественных целях. Так определяют читательскую компетентность Государственные образовательные стандарт в настоящее время активно внедряемые в систему образования.

Чтобы вы хорошо себя чувствовали, предлагаем использовать прием «верю/не верю» и размять наши ладони. Если согласны с нами аплодируйте.

Верите ли вы, что с помощью приемов технологии критического мышления

можно сформировать навыки смыслового чтения?

Верите ли вы, что смысловое чтение является важнейшим компонентом

читательской компетентности?

Верите ли вы, что по окончанию мастер-класса, вы возьмете что-то полезное

для своей педагогической копилки?

Согласны ли вы со словами академика Льва Дмитриевича Кудрявцева

«Результат обучения оценивается не количеством сообщенной информации, а качеством усвоения и развития способностей к обучению и самообразованию»?

Мы полностью с вами солидарны.

Согласиться с данным изречением нам позволили проблемы, с которыми мы ежедневно сталкиваемся в своей практике. В силу своих особенностей, дети с нарушениями слуха и речи медленно и с ошибками читают, плохо ориентируются в прочитанном, затрудняются отвечать на вопросы, часто не понимают прочитанного, трудно вступают в диалог.

Работа с текстом вызывает у них затруднение, и они читают неохотно, испытывают затруднения в освоении общеобразовательной программы.

То есть возникает серьезное противоречие: с одной стороны, современный мир обрушивает на нас огромный объем информации, с другой стороны, наши дети мало читают, не обладают навыками смыслового чтения, не умеют работать с информацией. Поэтому обучение детей с ОВЗ требует поиска особых методов, приемов и технологий.

Государственный образовательный стандарт начального и основного общего образования, предъявляя требования к метапредметным результатам освоения основной образовательной программы, в качестве обязательного компонента выделяет «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами».

Начальная школа нашего учреждения уже работает по стандартам, сейчас ведётся работа по изучению и подготовке стандартов основного общего образования. Коллектив педагогов строит свою работу с учётом требований ГОС по формированию УУД, метапредметных навыков, необходимых для успешного образования и дальнейшей социализации наших воспитанников.

Все мы находимся в начале пути, ГОС только вводятся в массовую практику, и ждать сиюминутных новых результатов бессмысленно. Но увидеть тенденции, возможности для корректировки программ, совершенствования содержания, способов и форм работы с учащимися мы должны.

Мы уже наработали некоторый опыт формирования навыков смыслового чтения, читательской компетентности, критического мышления.

Особенность таких занятий в том, что на них решаются не только общеобразовательные и воспитательные, но и коррекционно - развивающие задачи. Коррекционно - развивающие задачи направлены на развитие внимания, словесно-логического мышления, увеличение объема памяти, создание положительной мотивации к обучению. Решение этих задач помогает создать для ребенка с ОВЗ комфортные условия для успешного обучения. Ученые установили, что на успеваемость школьников влияет более двухсот факторов. Фактором номер один является овладение навыками осознанного чтения. Смысловое чтение - это путь решения познавательных, регулятивных, коммуникативных задач, поиск нужной информации, её интерпретация, самоконтроль, формирование собственной точки зрения. Сегодня на мастер-классе мы покажем ряд действенных приемов для развития умений работы с текстом. Эти упражнения вы сможете использовать в свой работе с детьми по формированию смыслового чтения и читательских компетенций.

Итак, приём «Ассоциативный куст». Это один из основных приёмов работы с информацией. Этот приём позволяет актуализировать уже имеющиеся знания, активизировать познавательную активность, пополнять словарный запас учащихся и мотивировать их на дальнейшую работу с текстом. Итак, ключевое слово «Книга», напишите вокруг все возможные ассоциации с этим словом. (Мудрость, помощник, библиотека, читатель, литература, знание, сборник, фантазия, приключения, интерес, проза, стихи, том, строка, страница, писатель). (Листочки со словом Книга по средине). После прочтения детьми любого произведения можно использовать этот приём для лучшего запоминания и осмысления текста.

Следующий прием – «Поиск нужной информации». Основный смысл этого упражнения заключается в том, чтобы из короткого текста вычленить набор заданных слов. Перед вами тест. Внимательно прочитайте. В тексте найдите спрятанные названия зверей. Приступайте. Затем сверим с образцом выполнения. (Тексты)

Пришли ребята в зоопарк. Возле входа – поленья. И объявление: «Мухомор жареный». Рысью пробежал охранник. Ребята за ним, но по пути заслон. Послышалось рычание. «Принести грабли! – скомандовал охранник. Принесли самые новые. «Велика банка, - почему-то сказал охранник. И добавил: «Зоопарк закрыт». Так и не увидели ни одного зверя. А жаль. Их здесь вон сколько. Целых девять, и все на виду. Найдите их!

Данная форма работы очень важна. Огромные увеличивающиеся потоки информации требует от людей умения поиска нужной им и достоверной информации, ее считывания, понимания, осмысления, анализа, запоминания и последующего применения, принятия различных решений.

Игра «Перевертыши» — это занимательная игра, в которой нужно разгадать зашифрованные названия чего-либо известного (сказок, книг, пословицы и поговорки, фразы из песен или стихов и многое другое. Цель игры: учить детей находить ошибки и правильно произносить слова, развивать связную речь, воображение, мышление, интерес к чтению.

Безгорбый верблюд (Конек-Горбунок)

Белый платочек (Красная шапочка)

Бодрствующий урод (Спящая красавица)

Больной Ойздоров (Доктор Айболит)

Большой и кто-то, кто живет в подвале (Малыш и Карлсон, который живет на

крыше)

Большой Кум (Маленький Мук)

Быль о найденном пространстве (Сказка о потерянном времени)

Быль об охотнике и птице (Сказка о рыбаке и рыбке)

Быль об умной кошке (Сказка о глупом мышонке)

Великан Уши (Карлик Нос).

Всезнайка и его враги (Незнайка и его друзья).

Головастик-домосед (Лягушка-путешественница)

Дворец (Теремок)

Девочка с ладошку («Мальчик-с-пальчик»)

Дождливый король (Снежная королева)

Домашние утята (Дикие лебеди)

Еросинья глупенькая (Елена Премудрая)

Жаба-домоседка (Лягушка-путешественница)

Жарилко (Морозко)

Кастрюля супа (Горшок каши)

Квадратик (Колобок)

Километровочка (Дюймовочка)

Коза и семеро волчат (Волк и семеро козлят)

Медная отмычка (Золотой ключик)

Милый лебедь (Гадкий утенок)

Михаил Крестьянин и беленький зайчик (Иван Царевич и серый волк)

Мышка в босоножках (Кот в сапогах)

Мышкин сарай (Кошкин дом)

Петушок одноцветный (Курочка Ряба)

Следующее упражнение на развитие критического мышления. Одновременно с автоматизацией корректируемого звука, происходит развитие мышления (ребенку нужно установить логическую связь между картинками, отношения между объектами, памяти, воображения, внимания, ведь именно они тесно связаны с полноценным развитием речи.

Упражнение «Мини – сказки – связки» представляют собой цепочку картинок и схем, выстроенных в логической последовательности. «Сказки – связки» представляют собой набор «закодированных» предложений, объединенных в одну историю с простым сюжетом. Ребенок «читает» сказку, оформляя речевые высказывания грамматически, лексически и синтаксически правильно.

Приём «Синквейн». В переводе с французского слово «синквейн» означает «пять». В данном случае речь идёт о работе, состоящей из пяти этапов. Цель: развитие умений учащихся выделять ключевые понятия в прочитанном, главные идеи, синтезировать полученные знания, проявлять творческие способности.

Структура синквейна.

1. Одно слово, обычно существительное, отражающее тему синквейна (тема).

2. Два прилагательных, описывающих основную мысль (описание).

3. Три глагола, описывающих действия в рамках темы (действие).

4. Фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме - крылатое выражение, цитата, пословица или любая фраза (описание).

5. Существительное, связанное с первым словом, выражает личное отношение автора к теме (перефразировка темы).

Школа.

Средняя, уютная.

Развивает, обучает, воспитывает.

Место, в котором получают знания.

Учеба.

Книга

Познавательная, занимательная

Рассказывает, обучает, волнует

Самый большой источник знания.

Литература

Мастер-класс

Интересный, познавательный

Обучает, рассказывает, сближает

Помогает делится положительным опытом

Общение

Синквейн – один из самых эффективных приёмов развития образной речи, форма свободного творчества, которая требует от автора умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать (метапредметные навыки).

Итак, правильно сформированные навыки чтения – мощный инструмент дальнейшего саморазвития личности. Подобная работа с текстом не только растит читателя, но имеет и развивающий эффект. Формируется познавательный интерес, развивается речь, улучшается запоминание материала, активизируется воображение, появляется внимание к слову, умение сопоставлять факты и делать умозаключения. Технология смыслового чтения позволяет вырабатывать правильный тип читательской деятельности, что поможет думающему ребенку стать думающим читателем.

Читать - это ещё ничего не значит, что читать и как понимать прочитанное –вот в чём главное дело. К. Д. Ушинский

Слова К. Ушинского как никогда актуальны в наши дни, в период, когда необходимо сформировать метапредметные умения учеников. Чтение является основным умением, необходимым для дальнейшего успешного обучения.

Учитывая стратегии современных подходов к чтению, рекомендуем следующее:

• выбирать наиболее рациональные виды чтения для усвоения учащимися нового материала;

формировать у учащихся интерес к чтению путем внедрения нестандартных форм и методов работы с текстом;

• определять характер деятельности различных групп учащихся при работе с учебником;

• предвидеть возможные затруднения учащихся в тех или иных видах учебной деятельности;

• повышать уровень самостоятельности учащихся в чтении по мере их продвижения вперед;

• организовывать различные виды деятельности учащихся с целью развития у них творческого мышления;

• обучать самоконтролю и самоорганизации в различных видах деятельности.

Рефлексия «Анкета-газета»

На листе бумаги предлагается выразить свое отношение, дать оценку состоявшегося взаимодействия в виде рисунков, дружеских шаржей, карикатур, стихотворных строк, небольших прозаических текстов, пожеланий, замечаний, предложений, вопросов и т. п.

Публикации по теме:

Дидактическая игра для формирования навыков смыслового чтения слов «Домино с буквой Ж» для детей 5–7 летДидактическая игра для формирования навыков смыслового чтения слов «Домино с буквой Ж» для детей 5–7 лет Рабочие материалы пособия «Домино с буквой Ж» помогут в игровой форме отработать и закрепить навык слогового чтения двусложных слов с буквой.

Игры и игровые упражнения для развития смыслового чтения младших школьников ИГРЫ И ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ Развитие восприятия. Восприятие – это основной познавательный процесс чувственного отражения действительности,.

Конспект индивидуального урока чтения для детей с ОВЗ «Потешки» Тема: «Потешки» Методы и формы обучения: индивидуальная; методы – словесный, наглядный, практический, проблемного обучения, обучения и.

Консультация «Методы и приёмы формирования культуры общения детей со взрослыми и сверстниками» Культура общения предусматривает выполнение ребенком норм и правил общения со взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности,.

Мастер-класс для педагогов «Робототехника как средство формирования элементарных математических представлений»Мастер-класс для педагогов «Робототехника как средство формирования элементарных математических представлений» 9 февраля наш детский сад открыл свои двери для педагогов Сахалинской области в рамках курсов повышения квалификации ИРОСО (на базе инновационной.

Мастер-класс по изготовлению дидактического пособия для формирования представлений о природных явлениях у детейМастер-класс по изготовлению дидактического пособия для формирования представлений о природных явлениях у детей В природе постоянно происходят привычные для взрослых изменения: зиму сменяет весна, а за ней приходит лето, холода сменяет жара. Для.

Мастер-класс «Приёмы работы над словарными словами на уроках русского языка в начальных классах» Тема мастер- класса: «Приёмы работы над словарными словами на уроках русского языка в начальных классах». Цель: познакомить участников.

Методические приёмы проведения артикуляционной гимнастики с использованием совместных творческих работ детей и родителейМетодические приёмы проведения артикуляционной гимнастики с использованием совместных творческих работ детей и родителей Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков и коррекции нарушений звукопроизношения. Цель артикуляционной.

Правила культуры деятельности. Методы и приёмы её формирования с учётом возрастных особенностей детей (Часть3) Организуя образовательный процесс в различных видах детской деятельности, воспитатель может придерживаться следующей последовательности.

Приёмы развития фонематического слуха у детей на подготовительном этапе при формировании произношения Логопедическое воздействие при формировании правильного произношения предусматривает несколько этапов. На подготовительном этапе ведётся.

Библиотека изображений:

Публикация Мастер-класс «Приёмы формирования смыслового чтения у детей с ОВЗ» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Галина Шуранец на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Мастер-класс «Приёмы формирования смыслового чтения у детей с ОВЗ»
Опубликовано: 16 февраля 2023 в 18:21
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД