Папки-передвижки

Мастер-класс «Метафорические ассоциативные карты в практике педагога-психолога»

Ольга Смирнова
Мастер-класс «Метафорические ассоциативные карты в практике педагога-психолога»

Цель: раскрыть возможности метафорических ассоциативных карт как эффективного инструмента в практике педагога-психолога.

Задачи:

1. Познакомить участников мастер-класса с правилами использования метафорических ассоциативных карт в работе с детьми и взрослыми.

2. Дать представление об алгоритме работы с метафорическими ассоциативными картами.

Публикация «Мастер-класс „Метафорические ассоциативные карты в практике педагога-психолога“» размещена в разделах

3. Показать возможность практического применения МАК в работе педагога-психолога.

Инвентарь: МАК «ЭККО», МАК «Маленькое счастье», МАК «Я и все, все, все», гуашь, мелки, акварель, цветные карандаши, простые карандаши, фломастеры, стаканы для воды, палитра, кисти, клеенка, салфетки сухие, салфетки влажные, бутылка с водой, листы бумаги А4, стол, 5 стульев, песочные часы.

Ход мероприятия

Здравствуйте, уважаемые члены жюри, коллеги, гости!

Представляю вашему вниманию мастер-класс на тему «Метафорические карты в практике педагога-психолога».

I этап. Теоретический

1. У каждого методического приёма, дидактической игры или инструмента есть правила использования. Не составляют исключение и метафорические ассоциативные карты. Вот самые важные их них:

Правило 1. Мы уважаем других участников и заботимся об их комфорте и безопасности.

Правило 2. Изображение на карте нужно рассматривать как символ или метафору.

Правило 3. В процессе игры мы ценим чужой интеллект и воображение.

Правило 4. Воздерживаемся от интерпретации и оценки карты другого игрока. Нет «неправильных» ответов и историй.

Правило 5. Не прерываем рассказ другого участника и не перебиваем его.

Правило 6. Для понимания карты лучше ориентироваться на чувства, ассоциации, используя свою фантазию, нежели логику и разум.

Правило 7. Игрок может отказаться от вытянутой карты, показав ее другим участникам или нет, а также выбрать другую карту без каких-либо объяснений.

Метафорические карты тем и интересны в своём применении, что каждый человек интерпретирует карту по-своему, исходя из своего жизненного опыта, воображения или проблемы.

Однако, в индивидуальной работе с метафорическими картами специалисты рекомендуют придерживаться примерного алгоритма:

1. Обозначить актуальную ситуацию или проблему.

2. Вытянуть карту в открытую или в закрытую.

3. Описать чувства по поводу увиденного.

4. Ответ на вопросы:

- Что видите на карте? Что происходит?

- Что чувствуете, глядя на карту?

- Что на карте привлекает ваше внимание? Почему?

- Что не нравится? Почему?

- Видите ли вы себя на карте? Опишите.

- Как себя чувствует тот или иной персонаж на карте? Что он хочет сделать?

- Что он может рассказать, посоветовать?

- Как дальше будут развиваться события?

- Что карта говорит о вас? О вашей ситуации?

- Что есть ещё на карте, а вы не заметили?

- Какие выводы для себя вы можете сделать?

II этап. Практическое применение метафорических ассоциативных карт

После небольшого экскурса в теорию, предлагаю участникам конкурса поиграть с использованием МАК. Попробуем?

Для этого я прошу выйти трёх участников ко мне. Сейчас мы с вами отправимся в небольшое путешествие.

Релаксация «Путешествие на облаке»

Представьте, что вы замечательные, пытливые, активные дети подготовительной группы детского сада. Закройте глаза. (звучит спокойная музыка).

Инструкция: Глубокий вдох, медленный выдох… Путешествие начинается.

Ты стоишь на бескрайнем зеленом лугу, а вокруг летают бабочки, щебечут птицы. Воздух прохладный и свежий. Вдох, медленный выдох.

К тебе подлетает красивое облако. Ты садишься на него и медленно поднимаешься в синее небо. Здесь тихо и спокойно. Облако несет тебя в самое счастливое для тебя место, туда, где ты будешь радостна, уверена в своих возможностях и спокойна. Здесь ты чувствуешь себя уверенно, спокойно и радостно. Побудь здесь. А теперь ты снова на облаке и возвращаешься назад. Поблагодари облако за путешествие, поблагодари тех, кто может был рядом в твоём путешествии. Вдох. Медленный выдох. Открой глаза. Получилось путешествие? Зафиксируйте своё настроение.

Теперь выберите карту, которая покажет ваше настроение после релаксации.

Игра «Дорисуй карту» (использование МАК «ЭККО»)

Я предлагаю вам дорисовать своё «настроение». Карту положите в центр листа и дорисуйте её так, как вам захочется. Для этого у вас есть краски, карандаши, мелки. И 5 минут времени.

Примечание: по окончании выполнения задания участники демонстрируют свои рисунки. В центре рисунка можно написать своё настроение, которое рисовали.

- Поделитесь своими впечатлениями.

В конце игры участники проговаривают фразу «1,2,3,4,5 – взрослой стала я опять» (возврат в реальность).

Пока наши участницы рисуют, предлагаю и вам немного поиграть.

Очень часто в моей работе всплывает тема родительских запретов. Мамы и папы объясняют свои действия запретами, которые они слышали в детстве от своих родителей («пролонгированный запрет»). И тогда я спрашиваю «были ли сомнения в том, что вы делаете запрет своему ребенку? Или в том, как вы его делаете?» И получаю ответ: «да, сомнения были», «нет, меня так воспитывали, и я так воспитываю», «да, сомнения были, но я всё равно запрещаю…». И тогда я предлагаю родителям игру «А то, зато…».

Игра «А то…Зато…» (применение МАК «Маленькое счастье»)

Цель игры: проработка проблемы родительских запретов (эффект Поллианны).

Первый участник берёт на выбор карту. В зависимости от ситуации на карте комментирует с точки зрения родительского запрета. Второй участник комментирует эту же карту с позиции положительного эффекта. Например, «не катайся на колесе обозрения, а то там высоко и холодно - простынешь». Ответ: «зато можно одеться потеплее и посмотреть на город с высоты птичьего полёта». Затем второй участник достаёт следующую карту и роли меняются.

Примечание: после игры идет обсуждение:

- Что было легче: сделать запрет или дать разрешение?

Делается вывод.

Наши участники уже нарисовали своё настроение. Предлагаю всем вместе ещё одну игру.

Игра «Найди предмет» (использование МАК «Я и все, все, все»)

Цель: развитие внимания, быстроты реакции, самооценки.

Участники сидят в кругу. Перед ними на столе разложены карты (от 6 до 12). Ведущий называет предмет, нарисованный на одной из карт. Тот участник, который быстрее всех найдет этот предмет, хлопает ладошкой по карте и называет своё имя.

Выигрывает тот участник, кто больше всех найдет предметов.

Индивидуальную работу с картами мы не затрагиваем ввиду ограничения времени. Это более глубокий и длительный процесс, требующий тщательной проработки с клиентом, с его внутренним миром, с его душой. Ведь душа…

Душа – таинственный предмет.

И если есть душа, то всё же

Она не с крылышками, нет.

Она на колбочку похожа.

Сжимаясь ночью от обид,

Она весь день в огне проводит.

В ней что-то булькает, кипит

И варится, и происходит.

Взрывается, и гаснет вновь,

Откладывается на стенки.

И получается любовь, и боль,

И радость, и оттенки.

(А. Кушнир)

Обратная связь: Если мастер-класс был вам полезен, покажите «лайк». Если нет – пальчик вниз.

Благодарю вас за внимание!

Публикации по теме:

Игровые технологии в работе педагога-психолога ДОУИгровые технологии в работе педагога-психолога ДОУ По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается.

Консультация для педагогов-психологов «Метафорические Ассоциативные Карты в работе с дошкольниками»Консультация для педагогов-психологов «Метафорические Ассоциативные Карты в работе с дошкольниками» Метафорические Ассоциативные Карты - это новый современный инструмент для работы психолога, который завоевывает все больше популярности.

Мастер-класс педагога-психолога для педагогов с детьми средней группы «Мое настроение»Мастер-класс педагога-психолога для педагогов с детьми средней группы «Мое настроение» Мастер-класс педагога-психолога в средней группе с элементами сказкотерапии: «Настроение моего дня» Цель: - создание положительного психологического.

Метафорические ассоциативные карты «Чудо-звери» в работе педагога-психологаМетафорические ассоциативные карты «Чудо-звери» в работе педагога-психолога При диагностике детей по проективному тесту «Несуществующее животное» начала замечать, что дети не могут придумать и нарисовать сами облик.

Метафорические ассоциативные карты «Роботы» как часть развивающего занятия для старших дошкольниковМетафорические ассоциативные карты «Роботы» как часть развивающего занятия для старших дошкольников Федеральный государственный образовательный стандарт ставит перед нами высокие цели по сохранению и укреплению физического и психического.

Библиотека изображений:

Публикация Мастер-класс «Метафорические ассоциативные карты в практике педагога-психолога» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Ольга Смирнова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Мастер-класс «Метафорические ассоциативные карты в практике педагога-психолога»
Опубликовано: 20 марта 2024 в 12:36
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД