МААМ-картинки

Мастер-класс «Использование ИКТ в работе учителя-логопеда»

Ирина Якушева
Мастер-класс «Использование ИКТ в работе учителя-логопеда»

Ход мастер – класса :

Здравствуйте, дорогие коллеги!

Информационно-коммуникационные технологии, как в нашем детском саду, так и в других ДОУ – актуальная проблема современного дошкольного воспитания, поэтому, сегодня мне хотелось поделиться своими находками, новинками, наработками, достижениями.

Если посмотреть на события, происходящие в стране в области образования, мы увидим, почему в последние пять лет ускоренно развиваются ИКТ в дошкольных учреждениях.

Публикация «Мастер-класс „Использование ИКТ в работе учителя-логопеда“» размещена в разделах

• Принятие на государственном уровне Стратегии развития информационного общества;

• Принятие Концепции социально-экономического развития страны до 2023 года;

• Реализация программы «Электронная Россия»

Разработка Национальной образовательной концепции «Наша новая школа»

• Подключение в рамках национального проекта школ к интернету;

• Принятие поправок к Закону «Об образовании»;

• Формирование социальных сетей и др.

Все эти события привели к изменению содержания, методов и организационных форм всей системы образования, а, следовательно, и работы детских садов, их взаимоотношений с вышестоящими организациями и родителями.

В соответствии с Концепцией внедрения новых информационных технологий в дошкольное образование компьютер должен стать в детском саду ядром развивающей предметно-пространственной среды.

Основные преимущества использования ИКТ в образовательном процессе:

• предъявление информации на экране в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;

• несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;

• движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;

• обладает стимулом познавательной активности детей;

• предоставляет возможность индивидуализации обучения;

• в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе;

• позволяет моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни.

Коррекционно-развивающий потенциал ИКТ заключается в повышении производительности обучения за счет:

• реализации принципа совместной координированной работы моторного, слухового и зрительного анализаторов при выполнении заданий;

• реализации принципа комплексности (использование разнообразных методов и приемов коррекционной педагогики и современных средств обучения);

• увеличения плотности занятия (интеграция рациональности, динамичности и информативности);

• повышения учебной мотивации воспитанников (моделирование интерактивной коррекционно-развивающей учебной среды);

• раскрытия резервных возможностей ребенка с особыми образовательными потребностями.

Основные задачи применения ИКТ в логопедии:

• повышение мотивации детей к логопедическим занятиям;

• формирование сотрудничества и новых форм общения между ребенком и логопедом;

• адекватная оценка ребенком своих действий во время занятий с компьютерной программой;

• положительное эмоциональное состояние ребенка в процессе занятий, как залог успеха.

Успехи современного школьного обучения в немалой степени зависят от уровня подготовленности ребенка в дошкольные годы, в том числе от правильного формирования предпосылок УУД согласно ФГОС ДО.

Таким образом, использование ИКТ для формирования предпосылок личностных универсальных учебных действий дошкольника находят свое развитие на начальной ступени образования. И наша цель – обеспечить полноценное личностное развитие, физиологическое и психологическое благополучие ребенка в переходный период от дошкольного воспитания к начальной школе.

Компьютерные задания-игры развивающего и обучающего характера повышают познавательный интерес, уровень учебной мотивации у дошкольников и результативность педагогического воздействия. Интегрирование обычного занятия с компьютером делает процесс обучения более интересным, разнообразным, интенсивным. Интерактивные возможности ИКТ, положительная мотивация и непроизвольное внимание детей позволяют повысить инициативность каждого ребенка на занятии.

Использование компьютерных технологий в учебном процессе позволяет разумно сочетать традиционные и современные средства, методы обучения, позволяют оптимизировать процесс коррекционной работы, повысить мотивацию дошкольников к обучению, повышая тем самым эффективность логопедической помощи ребенку.

Конструирование образовательной деятельности с детьми с использованием ИКТ требует соблюдения определенных дидактических принципов, которые я сегодня наполняю новым содержанием

1. Принцип активности ребенка в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике. Используя ИКТ, я стимулирую познавательную активность детей, тем самым, повышая интерес к логопедическим занятиям за счет новизны, реалистичности и динамичности изображения, использования анимационных эффектов.

2. Принцип научности предполагает помочь детям усвоить реальные знания, правильно отражающие действительность. ИКТ дают возможность представлять в мультимедийной форме реалистичные, не искаженные информационные материалы (фотографии, видеофрагменты, звукозаписи). Я думаю, что вы со мной согласитесь что, различные игры и презентации, находящиеся в открытом доступе в сети Интернет не всегда соответствуют своему содержанию принципу научности. Поэтому стараюсь быть особо внимательной при отборе материала.

3. Принцип доступности. Отбираю наглядный материал, формы и методы организации образовательной деятельности, чтобы они соответствовали уровню подготовки детей, их возрастным особенностям, учитываю специфику детей с нарушениями речи.

4. Принцип систематичности и последовательностиобучения состоит в том, что усвоение учебного материала идет в определенном порядке, системе.

5. Принцип наглядности. Ян Амос Коменский справедливо считал «золотым правилом» дидактики, так как «ничего нет в уме, чего не было в ощущениях». Именно дошкольникам, с их наглядно-образным мышлением, понятно лишь то, что можно одновременно рассмотреть, услышать, подействовать или оценить действие объекта.

6. Принцип индивидуального обучения. ИКТ используются для индивидуальных и групповых занятий и позволяют построить коррекционную работу с учётом индивидуальных образовательных потребностей и возможностей.

7. Принцип объективной оценки результатов деятельности. В компьютерных программах результаты деятельности ребёнка представляются визуально на экране в виде мультипликационных образов и символов, исключающих субъективную оценку в виде цифровых оценочных шкал, в устной форме.

8. Принцип воспитывающего обучения. Использование ИКТ позволяет воспитывать у детей логопатов волевые и нравственные качества.

9. Принцип интерактивности компьютерных средств. Использование компьютерных программ происходит одновременно с осуществлением обратной связи в виде анимации образов и символов и оценки результатов.

Таким образом, соблюдение традиционных дидактических принципов создаст благожелательную атмосферу на занятиях, проводимых с использованием ИКТ.

Джон Дьюи говорил: «Если сегодня мы будем учить так, как учили вчера, мы украдём у детей завтра». И это действительно, так.

В условиях динамично меняющегося мира, постоянного совершенствования и усложнения технологий компьютер становится инструментом, который даёт нам возможность сделать воспитание и обучение в детском саду более интересным и простым, а полученные детьми знания более прочными:

В своей работе я использую компьютер, как средство:

Создания электронной библиотеки;

-Копилки дидактических игр, картинок, иллюстраций, видеоматериала;

Для развития связной речи я использую созданные мною Презентации в формате Power Point.

Сегодня я предлагаю вам поучаствовать в различных играх:

-Настроение есть? (Есть)

Улыбки всегда (Да)

Тогда начинать нам пора.

Проводятся интерактивные игры и для сравнения аналоги в настольном варианте:

-Мы разделимся на две группы, первая группа выполняет задания с использованием ИКТ, а вторая в печатном варианте.

«Собери картинку»

-Дети с тяжёлыми нарушениями речи, в частности, с общим недоразвитием речи (ОНР, испытывают трудности зрительно-пространственного восприятия, недостаточно усваивают пространственные ориентировки. Зрительное восприятие является одним из важнейших показателей психического развития детей дошкольного возраста и определяет успешность овладения ими в дальнейшем школьными умениями и навыками. При ОНР нарушаются такие свойства восприятия, как предметность, структурность, целостность восприятия. Ребята затрудняются в создании целостного образа предмета по отдельным его частям, при этом недостаточно точно представляя сам образ предмета.

Игры с разрезными картинками, контурами, серией сюжетных картин способствуют развитию восприятия: ребёнок учится целенаправленно рассматривать изображение, соотнося при этом отдельные его части, цвет и форму. Формируются такие логические операции, как анализ и синтез.

-Вам необходимо собрать картинку из отдельных элементов.

«Урожай»

-Нужно рассортировать фрукты и овощи по разным корзинам.

«Найди предмет по контуру»

Игра способствует созданию эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой деятельности.

- Определите по очертанию, что это за предмет, сопоставьте картинку с тенью.

«Узнай по звуку» (транспорт)

-Упражнений на развитие фонематического слуха - научить ребенка слушать и слышать звуки. Мы проверим, какие у Вас внимательные ушки.

-По звуковому сигналу определите вид транспорта, назовите его.

«Найди отличия»

-Это упражнений на развитие внимания, логики иречи

-Сравните картинки и найдите отличия между ними.

«Четвертый лишний»

- Отличная игра на развитие внимания и речи.

-Определите, какой предмет лишний, объясните свой выбор.

«Звуковой анализ слова»

-Для того чтобы занятия по обучению грамоте не были скучными и монотонными, я стараюсь их разнообразить. вношу не только игровой момент в занятие, но и активизирую мыслительную деятельность. Это символы, характеризующие звуки: гласный – согласный, по мягкости – твердости, звонкости – глухости, положения звука в слове. Какой звук характеризует эти символы?

-Определите наличие заданного звука в слове, его положение в данном слове.

Гармоничное сочетание традиционных средств с применением презентации, игр, интерактивных упражнений и т. д. позволяет существенно повысить мотивацию детей к занятиям, а, значит, существенно сократить время преодоления речевых нарушений.

И в заключении:Так как, с одной стороны, президент поставил перед каждым учреждением РФ задачу: иметь собственное электронное представительство в Интернете, с другой стороны – существует реальная угроза здоровью, возникающая при раннем приучении малышей к компьютеру.

Прежде всего, я хочу сказать, что не злоупотребляю использованием непосредственной работы детей на ПК. Я считаю, что в дошкольном возрасте это не является первоочередной задачей. Гораздо важнее для меня работа по созданию единого творческого пространства в рамках взаимодействия с семьями воспитанников в направлении решения задач развития ребенка в современном информационном обществе. Важно стать и для ребенка, и для родителей проводником в мир новых технологий, наставником в выборе компьютерных игр и сформировать основы информационной культуры личности ребенка.

Работа будет эффективна лишь в том случае, если ИКТ станут составной частью хорошо продуманной, заранее спланированной системы по развитию дошкольников. Только дополняя друг друга, педагог и техника смогут добиться высоких результатов в оптимальные сроки.

Спасибо за участие в мастер – классе!

Публикации по теме:

Использование ИКТ в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда В последнее время отмечается резкое увеличение числа детей с нарушениями речи. Возникает необходимость в коррекции недостатков речи данной.

Фотоотчет о работе учителя-логопеда ДОУ: НОД, мероприятия, праздникиФотоотчет о работе учителя-логопеда ДОУ: НОД, мероприятия, праздники Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию фотоматериал логопедических занятий, мероприятий и праздников в ДОУ. Возможно, у ребенка.

Годовой отчет о работе учителя–логопеда .

Мастер-класс для педагогов «Использование конструктора Лего в работе учителя-логопеда»Мастер-класс для педагогов «Использование конструктора Лего в работе учителя-логопеда» Мастер – класс для педагогов «Использование конструктора ЛЕГО в работе учителя-логопеда» Цель: ознакомление педагогов с технологией Лего.

Мастер-класс «Использование логопедического пособия «Логокуб» в работе учителя-логопеда»Мастер-класс «Использование логопедического пособия «Логокуб» в работе учителя-логопеда» Хочу поделиться с коллегами, как я использую логопедическое пособие «Логокуб». Пособие представляет собой куб с 6-ю гранями разного цвета.

Использование мнемотехники в коррекционной работе учителя-логопеда Инновационная технология – мнемотехника в работе с дошкольниками. Цель: Предложить педагогам приёмы мнемотехники в работе с детьми. Задачи:.

Мои дидактические игры по развитию речи у детей с ОНР в работе учителя-логопеда ДОУМои дидактические игры по развитию речи у детей с ОНР в работе учителя-логопеда ДОУ Всем известно, что ведущий вид деятельности у детей в ДОУ- игра. Еще А. С Макаренко сказал :«У ребёнка есть страсть к игре, и надо её удовлетворять.

Мониторинг как одно из направлений в работе учителя-логопеда ДОУ Мониторинг – как одно из направлений в работе учителя – логопеда, работающего в условиях логопедического пункта с интернальной интеграцией.

Совершенствование приемов работы по автоматизации звуков в работе учителя-логопеда «Совершенствование приемов работы по автоматизации звуков в работе учителя логопеда» Учитель-логопед МБДОУ д/с № 2 ст. Калининской Р. А. Штепа.

Проект «Использование песочной терапии в работе учителя-логопеда ДОУ» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 66 «БЕЛОЧКА» СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ ГОРОДА СМОЛЕНСКА.

Библиотека изображений:

Публикация Мастер-класс «Использование ИКТ в работе учителя-логопеда» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Ирина Якушева на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Мастер-класс «Использование ИКТ в работе учителя-логопеда»
Опубликовано: 10 января 2023 в 13:41
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД