Лучший педагог года

Мастер-класс «Игра на ложках. Средство развития чувства ритма у детей дошкольного возраста»

Елена Галочкина
Мастер-класс «Игра на ложках. Средство развития чувства ритма у детей дошкольного возраста»

Мастер-класс «Игра на ложках. Средство развития чувства ритма у детей дошкольного возраста»

Цель мастер-класса : изучение участниками мастер-класса вопроса использования русского народного инструмента – деревянных ложек в обучении детей дошкольного возраста в рамках учебно-воспитательного процесса в ДОУ.

Задачи:

-познакомить участников мастер-класса с использованием деревянных ложек в процессе музыкального воспитания в ДОУ.

Публикация «Мастер-класс „Игра на ложках, Средство развития чувства ритма у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

-познакомить участников с методами приёмами игры на ложках.

-повысить уровень профессиональной компетентности педагогов их мотивацию на системное использование в практике.

Добрый день. Уважаемые коллеги!

Ритм, как известно, имеет эмоциональную природу, поэтому любая ритмическая деятельность ребенка прекрасно соотносится с его возрастным психо-эмоциональным состоянием. В процесс музыкального воспитания детей дошкольного возраста включаем большой спектр различных шумовых инструментов, и, конечно же, колористический яркий инструмент - деревянные ложки. Игра на обычных ложках помогает решить целый комплекс задач музыкального воспитания дошкольника. Знакомство с различными ритмическими соотношениями с помощью ударных инструментов - ложек позволяет ребенку накопить и развить первоначальный опыт слухового восприятия. Напрягая органы слуха для восприятия и повторения разнообразных ритмов, ребенок постепенно получает представление и о других видах музыкальных соотношений: динамических, темповых, тембровых.

Игру на музыкальных инструментах можно использовать в самых различных условиях:

непосредственной образовательной деятельности;

-в театральной деятельности;

- выступления на праздниках;

- кружковая работа;

В разных видах деятельности:

-пение;

-слушание музыки;

-музыкально – ритмическое движение.

Сегодня я хочу вас научить некоторым приемам игры на деревянных ложках. Кто и когда первый додумался превратить наши обыкновенные столовые ложки в ударный инструмент, сказать теперь совершенно невозможно. Но то, что это самый простой, самый колоритный и распространенный инструмент русского народа, бесспорный факт.

Деревянные ложки имелись в каждой семье и являлись предметом обеденного стола. Ложки изготавливали из бересты, ольхи, липы, украшали резьбой, росписью, выжиганием и покрывали лаком. Пока родителя расписывали ложки, они давали детям их поиграть. Услышав стук ложки об ложку, так и пошла игра на ложках, а сообразительный русский народ придумал разные приёмы игры.

Начинать обучение приёмам игры на ложках желательно с разминки кистей рук.

«Замок»

Руки складываете в замок, переплетая пальцы. Читая стишок, ритмично раскачиваете «замок» :

- На двери висит замок.

- Кто его открыть бы мог?

- Постучали,

На этом слове ритмично стучите друг об друга основаниями ладоней, не расцепляя пальцы.

- Покрутили,

Не расцепляя пальцы, одну руку тянете к себе, другую от себя, попеременно меняя их.

- Потянули.

Тянете руки в разные стороны, выпрямляя пальцы, но, не отпуская замок полностью.

- И открыли!

Резко отпуская руки, разводите их широко в стороны.

Эти упражнения помогают приготовить исполнительский аппарат, тренируют мышечную память, не позволяя в дальнейшем зажиматься мышцам кистей рук при быстрой игре.

Ложка состоит из черенка и черпака (для детей корешок и шапочка). Держат ложки за черенки, а черпаки смотрят в разные стороны. Ударяя ложку об ложку, получается красивый звук. Предлагая детям попробовать тот или иной приём игры, обязательно нужно развивать их умение анализировать, поэтому характеризуя звук, попутно беседуем с детьми, задавая наводящие вопросы, тем самым мы дополнительно пополняем словарный запас ребёнка фонематический слух.

Поскольку наша задача ещё и обогащение духовной культуры детей через игру на народных музыкальных инструментах нужно использовать малые фольклорные формы – потешки, прибаутки, тексты песен, сказки.

Ритмическое упражнение :

1.2.3. – ты на ложки посмотри,

1,2,3,4, - вот мы ложечки купили.

1,2,3,4,5 – будем мы на них играть

Обучение на двух ложках можно поделить на два этапа, всегда пользоваться правилом, переходя от простого к сложному.

1. Ребенок учится играть, взяв в каждую руку по ложке.

2. Ребенок соединяет две ложки в правой руке.

1 этап.

«Лошадка» - ударяют одной ложкой о другую. Для этого кладут одну ложку выпуклой стороной кверху на левую ладонь и, создав, таким образом, своеобразный резонатор, ударяют по ней другой ложкой. Звук напоминает цоканье копыт.

*Удар 'шапочками" перед грудью.

* Удар "шапочками" над головой, руки при этом должны быть либо согнуты, либо полностью выпрямлены у всех детей.

* Удар "шапочками" попеременно, то у правого уха, то у левого. Это

движение выглядит более красиво, если за движением рук следует движение туловища, то есть оно немного покачивается, то в одну сторону, то в другую.

* Переменный удар правой ложкой то по "шапочке", то по «корешку" левой ложки. При этом "шапочка'' левой ложки зажимается в ладони. Звучание ложки при таком ударе меняется. А если одновременно с ударом менять положение ладошки левой руки, то будет меняться тон ложек.

Приём «Игра парами». Дети поворачиваются лицом друг к другу и играют так : удар перед грудью, удар правой ложкой о правую ложку товарища, опять удар перед грудью, удар левой ложкой о левую ложку товарища.

Прием "Ножницы". Руки вытянуты вперед. Затем одна рука опускается вниз, другая поднимается вверх. Затем руки меняют свое положение. В тот момент, когда руки соединяются, "шапочки" скользящим движением ударяются друг о друга. Движение будет смотреться более красиво, если амплитуда рук будет большой.

2 этап.

Следующий этап более сложный. Две ложки вкладываются в правую руку таким образом, чтобы указательный палец правой руки находился между «корешками». Большой палец прижимает сверху правую ложку, а три нижних пальца поддерживают снизу вторую ложку. Таким образом, ложки как бы зажимаются в тисках, окончания «корешков» плотно удерживаются в ладошке. В начале обучения можно выбрать такие ложки, у которых "корешки" не круглые, а плоские. Такие ложки легче удержать в маленькой ручке. Иногда ложки скрепляют за «корешки», в этом случае ложки просто держат в ладошке, не ставя пальчик между «корешками». Вот ложки в руках у маленького музыканта и теперь добиваемся такого удара, чтобы от ложек получался хлопок. Это будет не сразу, и от педагога потребуется не мало терпения, чтобы научить ребенка выдать такой хлопок.

Приём «Мячик». На 1,2,3 ударяют ложкой по левому колену, ложки как мячик отскакивают от колена. Затем этот приём усложняют. Добавляют удар по правому колену, груди.

Прием «Солнышко». Начинается с удара над головой и затем перед собой очерчивается полный круг, сначала вправо, затем влево. Правая рука делает уже 8 ударов по ладони левой руки.

Прием «Трещотка» самый распространенный исполнительский прием — ложки ставят между коленом и ладонью левой руки и выполняют удары. Нужно обратить внимание на удары, которые получаются от соприкосновения ложек с левой ладонью.

Прием «Малая дробь», «Большая дробь». Ударяют скользящий удар по левой ладони и левому колену. Выполняется сидя. К «большой дроби» добавляется еще точка для удара – правое колено.

Предлагаю повторить все приемы игры на ложках под мелодию белорусской народной песни «Савка и Гришка».

Вопросы для рефлексии:

Возник ли у вас интерес к использованию элементарного музицирования детей в самостоятельной деятельности детей.

Деревянные ложки самый лучший сувенир, который напоминает о наших русских традициях. Самый простой и распространённый инструмент русского народа. И, может быть, пока наши дети играют на ложках, не оборвётся та ниточка, которая связывает нас с традициями и памятью русского народа.

Пусть ваш дом будет полная чаша, а ложка кормилица ваша. Всего вам доброго!

Список использованной литературы:

1. Каминская Е. А. Некоторые сведения из истории игры на ложках // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2014. – № 11-1. – С. 90-91;

2. Осипов А. Н. «Как у наших у ворот». Методическое пособие по работе с ансамблем ложкарей в ДМШ и ДШИ. Автор : преподаватель Губинской ДШИ, заслуженный работник культуры России А. Н. Осипов. 2007 https://istoki.muzkult.ru/img/upload/887/documents/Iskusstwo_igri_na_loydka.pdf

3. Рытов Д. А. «Искусство игры на ложках» https://www.perluna-detyam.com.ua/index.php?option=com_content&view=section&id=6&Itemid=112

4. Рытов Д. А. «Традиции народной культуры в музыкальном воспитании детей», 2001 г.

Публикации по теме:

Игра как средство речевого развития детей дошкольного возраста Любой из нас пришёл на свет на этот Творить добро, надеяться, любить, Смеяться, плакать, но при всём при этом Должны мы научиться ГОВОРИТЬ.

Консультация «К вопросу о развитии чувства ритма у детей дошкольного возраста» Губарева Ольга Евгеньевна, Музыкальный руководитель, МБДОУ детский сад №10, Город Кострома. Тема «К вопросу о развитии чувства ритма у.

Мастер-класс «LEGO-конструирование как средство развития творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста» Мастер – класс ТЕМА: LEGO конструирование, как средство развития творческого потенциала детей старшего возраста «Конструирование – «продуктивный.

Картотека музыкально-дидактических игр на развитие чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста Картотека музыкально-дидактических игр на развитие чувства ритма для детей старшего дошкольного возраста Составила: муз. руководитель Корнева.

Конспект занятия по музыкальной деятельности «Игры с пением для развития у детей музыкального слуха, голоса и чувства ритма» Конспект «Игры с пением для развития у детей музыкального слуха, голоса и чувства ритма» Цели и задачи: развивать у детей чувства ритма,.

Мастер-класс для воспитателей «Развитие чувства ритма у дошкольников в процессе игры на музыкальных инструментах» Мастер-класс для воспитателей. «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе игры на музыкальных инструментах» Музыка.

Мастер-класс «Устное народное творчество как средство развития речи детей дошкольного возраста» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Плешановский детский сад №1» Подготовила: воспитатель Мамбетова.

Подвижная игра, как средство физического развития детей дошкольного возраста Статья По теме: Подвижная игра как средство физического развития детей дошкольного возраста Автор: Архипова Оксана Михайловна.

Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста посредством музыкально-дидактических игр и видео-дидактических моделей «Методическая копилка» Тема: «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста посредством музыкально-дидактических игр и видео-дидактических.

Игра как средство умственного развития детей дошкольного возраста " Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка.

Библиотека изображений:

Публикация Мастер-класс «Игра на ложках. Средство развития чувства ритма у детей дошкольного возраста» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Елена Галочкина на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Мастер-класс «Игра на ложках. Средство развития чувства ритма у детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 9 января 2019 в 20:36
+21Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД