Получи документы

Мастер-класс для родителей «Игры для обогащения и активизации словарного запаса детей раннего возраста»

Елизарова Наталья Викторовна
Мастер-класс для родителей «Игры для обогащения и активизации словарного запаса детей раннего возраста»

Мастер-класс для родителей

«Игры для обогащения и активизации словарного запаса детей раннего возраста»

Елизарова Наталья Викторовна,

воспитатель

ЧДОУ РО «НЕРПЦ (МП)» «Православный детский сад во имя преподобного Серафима Саровского города Нижнего Новгорода»

Публикация «Мастер-класс для родителей „Игры для обогащения и активизации словарного запаса детей раннего возраста“» размещена в разделах

Начиная с момента рождения, родители развивают своего ребенка в игровой форме. Я нарочно не сказала «должны развивать», просто само собой родители развивают ребенка, играют с ним, в этом их воспитание, забота и развитие ребенка. Хотя статистика говорит об обратном – только 20% родителей из 100% умеют играть со своими детьми, и с каждым годом «играющих родителей» становится все меньше. Не поэтому ли, мы получаем мало, плохо или совсем не говорящих детей в 2-3 года?

Именно поэтому на сегодняшнем мастер – классе мы будем с вами играть. Проигрывать все те игры, которые помогут вам играть со своими детьми и непроизвольно расширят, обогатят и активизируют словарь ваших детей, дети будут говорить много, ярко, культурно и красиво. Попробуем сегодня с вами взять тему «Моя семья» и на базе этой темы будем придумывать, подбирать слова, а потом посчитаем новые слова, поиграв в несколько игр.

«Скажи, какой? Кто? Для чего?» - игра кроме обогащения словаря, развивает у детей тактильные ощущения, тактильную память, мелкую моторику. Нам понадобятся игрушки, знакомые детям, которые у всех есть дома: резиновый мяч, массажный мячик, меховой мишка, деревянный кубик, пластмассовая кастрюля, вязаная кофточка (шапочка) для куклы. Предлагаю вам всем потрогать эти игрушки, посмотреть и рассмотреть, а потом сказать мне, что вы почувствовали, дотронувшись до этих игрушек? Какой мячик? – резиновый, гладкий, синий, круглый, большой. И так про каждую игрушку мы скажем несколько определений. Кто играет этими игрушками? – дети вам ответят, что они сами играют в них. Про кастрюлю и вязаную кофточку можно спросить, кто варит суп, кто вяжет вещи, для чего может пригодиться деревянный кубик папе? Пофантазируйте с детьми, для чего могут быть использованы эти игрушки в семье.

«Запутанная сказка» : знакомые детям в 2-3 года сказки – «Колобок», «Репка», «Курочка Ряба», «Теремок». Сейчас мы с вами окажемся на месте своих детей, и будем сочинять сказку. Рассказывается любая сказка, только изменяется сюжет в какой-то момент. «Испекла баба колобок и положила его на окошко остудиться. Колобок взял да и спрыгнул с окошка на тропинку, и покатился Колобок в лес, только его и видели. Катится Колобок, а на встречу ему Курочка Ряба….». Дальше родители придумывают свой сюжет сказки. По теме «Моя семья» слова : бабушка, дедушка, непослушный, безопасно, близкие, родственники, доброта, помощь, можно уточнить у родителей, какие можно еще использовать слова по теме, чтобы ребенок за время рассказа сказки их усвоил.

«Что нужно маме? (папе, бабушке, дедушке)» : ребенку предлагается рассмотреть фотографии с изображением мамы, папы, бабушки, дедушки, попросить ребенка назвать всех членов семьи по имени. Рядом положить предметы или картинки с изображением различных предметов (кастрюля, сумка, бусы, молоток, клубок, половик, чашка, машина и т. п., попросить ребенка «раздать» нужные предметы – маме, папе, дедушке, бабушке. Ребенок раскладывает предметы или картинки, а потом рассказывает о каком-то одном члене семьи – кто это, как его зовут, зачем нужны этому члену семьи именно эти предметы, которые ребенок положил рядом с ним (что он будет с ними делать).

«Опиши бабушку» : показать ребенку фотографию бабушки (или саму бабушку позвать в комнату, ребенок рассматривает фотографию (бабушку, а затем фотографию убираем (бабушка уходит в другую комнату, а малыш описывает бабушку (какие волосы, глаза, нос, рост, одежда). Новые слова : внук, внучка, высокий, низкий, седой, добрый. С родителями проиграть такую игру можно таким образом – предложить мамам закрыть глаза, вспомнить свою маму, ее внешность, привычки, мысленно просмотреть некоторые любимые фотографии и рассказать вслух о своей маме.

«История из жизни» : дети с удовольствием слушают рассказы о том, что было очень давно (или когда их еще не было у мамы с папой, или когда родители были маленькими, истории из жизни бабушек и дедушек, так называемые «были». Предложить родителям вспомнить яркое событие из своей жизни, когда они были маленькими и ходили в детский сад, мысленно вспомнить свои детские фотографии из детского сада (можно сразу мысленно и отобрать их из альбома для показа своему малышу дома) и составить небольшой рассказ из своего детства. А потом пересказать его дома своим детям, показывая одновременно фотографии. Рассказ может быть и о маленьком папе, о маленькой бабушке, о вещи из прошлого, о любимой игрушке, даже рассказ о том, как бабушка первый раз проехала на трамвае. Новые слова : внук, внучка, уменьшительно- ласкательные имена мам (пап, бабушек).

«Мой репортаж» : на мастер – классе предложить родителям подумать и вспомнить о самом ярком своем выходном дне или путешествии с ребенком, с семьей, вспомнить 4-5 фотографий из этого путешествия, вслух рассказать о своих впечатлениях от этого дня или путешествия, а потом о впечатлениях ребенка. Дома вместе с ребенком отобрать из альбома фотографии и попросить ребенка помочь рассказать о событии или путешествии: где были, куда ездили, что видели, что больше всего запомнилось и что оказалось самым важным. Начав вспоминать и рассказывать, малыш может пофантазировать, и если вы точно помните, что этого в вашем путешествии не было, не останавливайте ребенка, пусть рассказывает дальше, ведь речь малыша развивается независимо от того, какие события (реальные или вымышленные) он рассказывает. Новые слова : путешествие, поход.

«Логическая цепочка» : выложить перед ребенком (на мастер – классе – перед родителями) три картинки по теме «Семья», попытаться разложить их в последовательности (индивидуально выбирается последовательность, и в соответствии с тем, как разложены картинки составить рассказ. Далее можно усложнить упражнение - выложив картинки в определенной последовательности и посмотрев на них, перевернуть их, назвать в том порядке, в каком они были разложены.

Игра по дороге в детский сад, во время прогулки в парке (во дворе) : на мастер – классе игру провести так – предложить родителям сесть парами, один закрывает глаза, а второй из пары описывает все то, что видит вокруг, потом поменяться ролями. С ребенком во время прогулки в такую играть так – мама закрывает глаза, а ребенок описывает (перечисляет, называет) все то, что его окружает; можно проиграть и так – пусть ребенок выберет один предмет в окружении в парке, мама закроет глаза, а ребенком его опишет, открыв глаза, мама должна догадаться, о каком предмете говорил ребенок и найти его вокруг.

Игра с мячом: мяч бросаем – слова называем. Проиграть на мастер – классе можно так же, как и с ребенком дома. Родители садятся в ряд, у педагога в руках мяч, который он бросает по очереди каждому и называет слово по теме «Семья» - варианты заданий могут быть разными: назови ласково (педагог называет «мама», в ответ родитель говорит - «мамочка, мамулечка», и кидает мяч обратно педагогу, кто что умеет, чья одежда, кто что купил и другие.

«Один – много» : эта игра на закрепление окончаний имен существительных, на словоизменение. Можно также использовать мяч, а можно предложить поработать с игрушками, предметами (ложки, носочки, карандаши, продуктами (фрукты, ягоды, конфеты, картинками. На мастер – классе проиграть с картинками. Картинки – парами, где нарисован один предмет, много предметов (ребенок – дети, цветок – цветы, стул – стулья, стол – столы) – выбираем картинки по теме «Семья». С мячом эта игра проводится аналогично предыдущей: педагог кидает родителю мяч, называя слово в единственном числе, а родитель называет это слово во множественном числе и кидает мяч педагогу.

«Кто что делает» : расширение и активизация глагольного словаря, рассказ по сюжетной картине «Семья» ( действия членов семьи дома: мама моет посуду, бабушка вяжет носочки, дедушка читает газету, папа чинит кран, брат играет в машинку, сестра поливает цветы и т. д.). По картине можно задавать ребенку вопрос «Что делает…мама, папа, дедушка, бабушка, дедушка, брат, сестра». Если ребенок затрудняется сразу сам ответить на этот вопрос, нужно сказать самим, затем попросить ребенка повторить, а можно задать его таким образом, чтобы в вопросе уже прозвучала часть ответа – кто чинит кран, кто вяжет, кто моет посуду и т. д. Следить за тем, чтобы ребенок повторял или говорил полным предложением, а не называл одно слово или показывал пальцем на картине.

Расширение и активизация словарного запаса ребенка должно стать повседневной задачей взрослых. В чем это выражается? Очень просто: следить за свое речью (не допускать нецензурных выражений, говорить культурно и красиво, постоянно разговаривать с ребенком – всегда и везде (во время одевания, прогулки, перед обедом, во время игры, то есть «оречевлять» все, что мы делаем вместе, много читать (особенно сказки – в них есть все необходимые для развития речи ребенка грамматические формы и новые слова, которые легко запоминаются и усваиваются, поскольку сказка – это небольшая игра для малыша).

Когда читаем или рассказываем ребенку, нужно обращать внимание на интонацию и выразительность – эмоциональная речь очень привлекает маленьких слушателей, слова запоминаются на уровне настроения и ощущений, вместе с эмоциями, в речь включаются быстрее, как бы сами собой, без специального заучивания и повторения, и еще важная закономерность – много читаем ребенку в детстве – ребенок сам хочет научиться читать и познавать самостоятельно, то есть можно непроизвольно развить интерес к чтению у ребенка.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Игры для детей раннего возраста по технологии «Дары Фрёбеля» (первый дар)» Игровой набор для раннего развития по технологии Фридриха Фрёбеля Фридрих Фрёбель – немецкий педагог 19 века. С его именем связано возникновение.

Дидиктические игры для обогащения словарного запаса детей дошкольного и младшего школьного возрастаДидиктические игры для обогащения словарного запаса детей дошкольного и младшего школьного возраста 1. "Кто знает, пусть продолжает" (учим подбирать и употреблять в речи слова с обобщающими значениями) Педагог называет родовое понятие слова,.

Консультация для родителей «Игры для расширения словарного запаса ребёнка» Эти словесные игры не занимают дополнительного времени, в них можно играть по дороге в садик, в очереди, на прогулке. Как только заметили,.

Из опыта педагогической работы. Обогащение словарного запаса детей дошкольного возраста через использование дидактических игр «Обогащение словарного запаса детей дошкольного возраста через использование дидактических игр.»Дети находятся в процессе постоянного развития.

Консультация для родителей «Игры детей раннего и младшего дошкольного возраста в детском саду и их значение»Консультация для родителей «Игры детей раннего и младшего дошкольного возраста в детском саду и их значение» Консультация для родителей "Игры детей раннего и младшего дошкольного возраста в детском саду и их значение" Сорокина Анжела Валерьевна.

Консультация для родителей «Игры с манкой для детей раннего возраста»Консультация для родителей «Игры с манкой для детей раннего возраста» В развитии детей раннего возраста большую роль играет мелкая моторика. Игры с водой и песком являются хорошим способом её тренировки.

Консультация для воспитателей «Как важно вовремя начать работу по развитию словарного запаса у детей» Консультация для воспитателей «Как важно вовремя начать работу по развитию словарного запаса у детей» Уважаемые коллеги! Хочу предоставить.

Мастер-класс по изготовлению дидактической игры для детей раннего возраста «Подбери к деревьям листочки»Мастер-класс по изготовлению дидактической игры для детей раннего возраста «Подбери к деревьям листочки» Мастер-класс по изготовлению дидактической игры «Подбери к деревьям листочки» Описание: Данный мастер-класс будет интересен педагогам.

Мастер-класс по изготовлению игры для детей раннего возраста «Наряди матрёшку»Мастер-класс по изготовлению игры для детей раннего возраста «Наряди матрёшку» Уважаемые коллеги, представляю вашему вниманию мастер класс по изготовлению игры своими руками. Когда есть принтер легко распечатать размер.

Рекомендации логопеда по обогащению, закреплению словарного запаса в летний период Консультация для родителей воспитанников подготовительной к школе группы Вот и наступило лето – лучшее время для отдыха, которого ребёнок.

Библиотека изображений:

Публикация Мастер-класс для родителей «Игры для обогащения и активизации словарного запаса детей раннего возраста» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Елизарова Наталья Викторовна на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Мастер-класс для родителей «Игры для обогащения и активизации словарного запаса детей раннего возраста»
Опубликовано: 24 декабря 2022 в 19:47
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД