МААМ-картинки

Мандала-терапия в работе с педагогами как способ оптимизации педагогического процесса

Раиса Кузнецова
Мандала-терапия в работе с педагогами как способ оптимизации педагогического процесса

В переводе с санскрита "мандала" означает центр, окружность и издавна имеет духовный смысл символического отражения внутреннего мира человека. Когда-то слово "мандала" было известно лишь любителям и ценителям восточной культуры и эзотерических знаний. Будучи символическим изображением Вселенной, мандалы использовались в буддистских, индуистских практиках.

Круговые изображения, подобные мандалам, существовали у всех народов.

Публикация «Мандала-терапия в работе с педагогами как способ оптимизации педагогического процесса» размещена в разделах

Сама форма круга — главная черта многих священных центров и доисторических мест поклонения и культа богов. Не только "мифические", но и вполне реальные сооружения имеют форму круга: храм Аполлона в стране гипербореев был круглым, культовое сооружение Стоунхендж, построенное в 8–5 в. до н. э. состоит из нескольких кольцевых сооружений, священный храм Аркаим, бубны шаманов, китайские бронзовые зеркала, на обратной стороне которых помещалась схема Вселенной… Многие храмы в различных религиозных традициях построены по схеме мандалы

В начале 20 века, известный швейцарский психолог — Карл Густав Юнг стал использовать мандалы в качестве инструмента для исследования собственной личности. Каждый день он вёл дневник, в котором в символической форме зарисовывал своё эмоциональное состояние. Чаще всего эти рисунки носили форму круга…

Позднее Юнг предложил рисовать мандалы и своим пациентам. Он обнаружил, что каждый рисунок отражает внутреннюю жизнь человека на данный момент и, в конце концов, пришёл к выводу, что метод мандалы — это путь к самому центру нашей личности, к открытию уникальной индивидуальности каждого.

С уверенностью можно утверждать, что именно Юнг предложил использовать мандалу в качестве метафоры нашей Самости.

С конца 70-х годов 20 века, мандала уже не просто слово, а целое направление в арт-терапии, позволяющее исследовать наше внутреннее "Я", инструмент, который используется не только в индивидуальной, но и в групповой психологической работе. Мандала-терапия стала направлением, исследующим не только отношения человека с внешней реальностью, но и взаимоотношения между различными аспектами внутренней реальности.

Рассмотрим разновидности мандал и принципы работы. (Виды мандал представлены на слайдах)

1. Ритуальные мандалы.

2. Кельтские мандалы.

3. Мандала в шаманизме.

4. Христианская мандала.

5. Личная мандала.

Классификация мандал обширна и основана на разнообразии исходного материала в работе и средств изображения – это все изобразительные работы, включая коллажи, оригами, шитье, макраме, кулинарию, архитектуру, дизайн и т. д.

Задачи их применения различны:

гармонизация пространства;

эмоциональная и физическая активизация или релаксация;

развитие внимания и мелкой моторики;

сенсорная стимуляция;

развитие чувства цвета (способностью выражать и воспринимать посредством цветов и их комбинаций разные чувства);

развитие творческого воображения (креативности и вариативности мышления);

развитие чувства формы и пространственных представлений;

получение навыков работы с различными изобразительными материалами;

символическое выражение и осознание актуальных и латентных потребностей и свойств личности.

При рисовании мандалы мы переносим наши внутренние состояния, наши эмоции и переживания из внутреннего мира наружу – в виде художественного образа. Поэтому то, что у вас внутри, то и будет в мандале. Это как зеркало, отражающее происходящее внутри. И рисуя мандалу, вы волны эмоций, которые бушуют у вас внутри, трансформируете в материальную частицу через цвет, форму и линию. В этом, наверное, и заключается один из важных терапевтических моментов – материализация, возможность выразить эмоции при этом в социально приемлемом формате. Это удивительная возможность увидеть цвет и форму того, что вы переживаете на уровне эмоциональной волны и придать энергии материальную форму.

Создавая мандалу, мы в символической форме являем на свет "ребёнка", и этот ребёнок — мы сами. И тогда, работая с Внутренним Ребёнком, используя разные цвета, формы, образы, мы раскрываем свой творческий потенциал. Мы развиваем интуицию, приближаемся к пониманию насущных жизненных вопросов и личного предназначения. Исследуя творческие способности, мы гармонизируем эмоциональное состояние — через работу с мандалой происходит выход подавленных чувств и эмоций.

Мандала-терапия не имеет ограничений ни в возрасте, ни в состоянии здоровья. Это очень просто – взять в руки мелки или краски и начать рисовать.

Сегодня мы создадим насыпную мандалу.

В работе с такой мандалой можно использовать самые разнообразные сыпучие материалы:

-Крашенная соль

-Крупы

-Макаронные изделия

-Камушки

-Ракушки

-Песок

-Кофе

-Бисер

-Нарезанная бумага

-Любые другие сыпучие природные материалы.

Материалы могут использоваться как в базовом варианте, так и комбинироваться между собой.

Средствами структурирующими рисунок могут быть: палочки, пластилин, глина, ткань, бумага и др.

рисунка.

Введение в работу.

Психолог: «Сегодня мы с Вами погрузимся в необычный мир творчества и воображения. Нам поможет в этом особый рисунок – мандала. Его особенность в том, что он похож на круг, который мы можем заполнить разными узорами и рисунками с помощью природных материалов, которые лежат перед вами».

Участники могут рассмотреть, потрогать сыпучие материалы, задать вопросы.

«После ознакомления с сыпучими материалом я предлагаю вам структурировать наше общее психологическое пространство».

Звучит спокойная музыка (возвышенная, атмосферная)

Психолог предлагает расположиться вокруг стола с тканью: «Давайте расположимся вокруг нашей будущей мандалы, возьмемся за руки, закроем глаза. Сосредоточьтесь на своих ощущениях и попробуйте почувствовать себя частью этого круга. Свечи в центре как огонь нашей дружбы и взаимопонимания пусть поможет объединить в творчестве и тепле наших душ то творение, что будет создано нами сегодня. Пусть каждый из вас устремится душой к огоньку в центре и вложит в него самое позитивное, самое чистое, самое сокровенное пожелание, которое только может дать друг своему другу (родитель ребенку/ учитель ученику и т. д.). Символ этого огонька в центре стола будет объединять наши сердца в общей работе, так же как центр в мандале».

Изготовление мандалы.

Далее участникам предлагается совместно заполнить пространство мандалы, так чтобы получился общий рисунок. В этом рисунке может располагать отдельная часть участника или группы участников, но так чтобы граница секторов гармонично сочетались друг с другом.

Завершение работы.

После того, как работа завершена и внесены все нюансы в рисунок (по желанию участников) мы переходим к ее художественному описанию. При желании участники могут придумать название своей творческой работе, дать возможность проговорить о своих чувствах, переживаниях по поводу работы над мандалой и отношения к результату (допускаются корректные наводящие вопросы). Членам группы предлагается сравнить свои ощущения в начале тренинга и в конце.

Не допускается ни каких интерпретаций или объяснений изображения, необходимо без оценочное отношение и констатация как феномена созданного изображения.

Вспомним, что рисунок с концентрической симметрией является не только прямым отражением внутреннего мира его создателя, но и мощным психологическим резонатором, помогающим подсознанию его автора структурировать свое психоэмоциональное состояние.

Например, на завершающем этапе в работе с изображением, участникам предлагается расслабиться, сфокусировать взгляд на центре изображения и двигаясь по часовой стрелки от центра к периферии - медленно созерцать элементы изображения, сосредоточившись при этом на своих ощущениях. Данное дополнение позволяет завершить внутренний ресурсный процесс от работы с мандалой. На создателя мандалы будет положительно воздействовать цветовая и графическая композиция его работы, помогая тем самым структурировать внутреннее психологическое пространство, обеспечивая целостность личности.

В завершении работы, после того, как каждый член группы зафиксировал на фото мандалу, которая получилась, мы так же совместно разбираем ее. Ведь как говорили буддийские монахи: «Умеешь сотворить, умей и разрушить».

С помощь техники мандала-терапии можно решать массу психолого-педагогических и терапевтических задач. Начиная от коррекции групповых процессов в коллективе взрослых (эмоционально-личностный уровень отношений) и заканчивая погружением в мир детства для лучшего понимания чувств и восприятия детей (через ресурсную активацию субличности «внутреннего ребенка» у взрослого, будь то родитель или педагог).

1. Дарья Шепелева (Голубая Сфера) – художница, практикующий психолог, арт-терапевт. - Читайте подробнее на: https://www.reykinside.ru/mandaly-vliyanie-na-podsoznanie/.

2. Грин Шиа Практический курс медитации для начинающих: 60 мандал для рисования и раскрашивания. – М. : АСТ; Астрель, 2007.

3. Диагностика в арт-терапии. Метод «Мандала». / Под ред. А. И. Копытина. – СПб. : Речь, 2002. – 144 с.

Публикации по теме:

Песочная терапия в работе педагога-психолога ДОУ Основоположником песочной терапии является Карл Густав Юнг (1875-1961 гг.) – швейцарский психиатр, создатель аналитической психологии..

Диагностика как форма психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса Одной из важных составляющих базового компонента деятельности педагога - психолога детского сада является проведение скрининговой диагностики,.

Кинезиология в работе с дошкольниками, педагогами, родителями.Кинезиология в работе с дошкольниками, педагогами, родителями. Кинезиология – сложное название, простые и полезные игры. Многих родителей, особенно родителей будущих первоклассников, волнует вопрос: как.

Мандала-терапия как технология коррекции поведения (здоровьесбережение)Мандала-терапия как технология коррекции поведения (здоровьесбережение) В подготовительной группе я использую мандАла-терапию в качестве одной из здоровьесберегающих технологий-технология коррекции поведения.

Метод «Мандала» в работе с детьми ДОУМетод «Мандала» в работе с детьми ДОУ Мандала (Mandala) –в переводе с санскрита означает «круг, круглый, круговой, диск, колесо, кольцо, сфера, шар, орбита, страна, территория,.

Обобщение педагогического опыта «Арт-терапия как способ самовыражения дошкольников» Обобщение педагогического опыта по теме самообразования "Арт-терапия как способ самовыражения дошкольников". Арт-терапия имеет широкий спектр.

Песочная терапия в коррекционной работе с детьмиПесочная терапия в коррекционной работе с детьми Данный способ развивает эмоционально-волевую сферу и способствует качественной коррекции речи. Терапию песком предложил Карл Густав Юнг,.

Консультация «Прекрасный способ избавится от негатива и агрессии, стать увереннее в себе. Песочная терапия для детей»Консультация «Прекрасный способ избавится от негатива и агрессии, стать увереннее в себе. Песочная терапия для детей» Основоположником методики песочной терапии был К. Г. Юнг. Именно благодаря его теории «психического иммунитета» и способности сознания.

Здоровье и организация педагогического процесса в детском садуЗдоровье и организация педагогического процесса в детском саду В нашем детском саду созданы условия для осуществления полноценного физического развития и оздоровления детей. Так как детский сад работает.

Взаимодействие воспитателей и родителей в организации педагогического процесса.Взаимодействие воспитателей и родителей в организации педагогического процесса. Взаимодействие воспитателей и родителей в организации педагогического процесса. Формы взаимодействия воспитателей и родителей - это.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мандала-терапия в работе с педагогами как способ оптимизации педагогического процесса
Опубликовано: 20 июня 2022 в 11:33
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мандала-терапия в работе с педагогами как способ оптимизации педагогического процесса» (включая файлы) размещена пользователем Раиса Кузнецова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД