МААМ-картинки

Логоритмика в системе здоровьесберегающих технологий для детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Наталья Сейбель
Логоритмика в системе здоровьесберегающих технологий для детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Сейбель Н. А. учитель – логопед, Гончарова Е. А. музыкальный руководитель.

МБДОУ «Д/с «Аленький цветочек», г. Абакан

Аннотация

В данной статье представлена такая система работы, которая исправляет нарушенные речевые функции, развивает функциональные системы ребенка, является профилактикой проявлений неречевых симптомов при речевой патологии. Практическая значимость данной идеи – внедрение здоровьесберегающих технологий в процесс коррекционно – развивающей работы с детьми с общим недоразвитием речи. Она отличается от традиционной системы тем, что основным коррекционным фактором здесь является двигательная активность.

Публикация «Логоритмика в системе здоровьесберегающих технологий для детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» размещена в разделах

Ключевые слова

Коррекция речи, здоровьесберегающие технологии, дети с общим недоразвитием речи, логоритмика.

В. А. Сухомлинский писал: «Я не боюсь еще и еще повторить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний и вера в свои силы».

В настоящее время организация коррекционно – развивающего процесса в дошкольном образовательном учреждении невозможна без внедрения современных здоровьесберегающих технологий. Основа этих технологий выражается в организации личностно ориентированного образовательного процесса и реализации новых форм и методов, интегративных качеств личности дошкольника, имеющего те или иные нарушения в развитии.

Специалисты склоняются к мнению, что не может быть полноценной коррекции речевых нарушений без стабилизации и активизации энергетического потенциала организма ребенка, без развития общего эмоционального, психосоматического и сенсомоторного статуса. Большинству детей свойственны нарушения равновесия между процессами возбуждения и торможения, патология эмоционально – волевой сферы, повышенная эмоциональность, двигательное беспокойство, неловкость, зрительно – моторная дискоординация и, как следствие этого, возникновение речевых нарушений.

Особым видом работы над речью является логоритмика, которая способствует развитию ритмического чувства, а также нормализации и регулированию темпа и ритма высказывания (Жак-Далькроз Э., 1922; Волкова Г. А., 1985; Гринер В. А. 1958). В результате соединения речи с движением, создаются устойчивые связи труднодифференцированных «видимых» движений (рук, ног, пальцев) с аналогичными «невидимыми» движениями артикуляторного аппарата (Бернштейн Н. А., 1991).

Несмотря на тенденцию возрождения в российских семьях здорового образа жизни, активную его пропаганду в средствах массовой информации, большинство родителей не заботятся в должной мере о здоровье своего ребенка, не прививают ему любви к окружающим людям, самому себе. А ведь именно в дошкольном возрасте или периоде первого детства, интенсивно развиваются все органы и системы человека.

Возникает необходимость решения вопросов направленных на повышение эффективности коррекционно - развивающей работы с детьми дошкольного возраста. Различного рода задержки развития, педагогическая запущенность, эмоциональная и речевая депривация, недоразвитие фонематического слуха часто приводят к нарушениям звукопроизношения различным по механизму.

Работа над звукопроизношением требует системного подхода, согласно которому необходимо развивать не только отдельные части речевого аппарата, но и добиваться совокупных координированных действий дыхательного, голосового и артикуляционно-резонаторного аппаратов.

В своей работе используем дыхательную, артикуляционную гимнастику, фонопедические и оздоровительные упражнения для горла и голосовых связок с целью профилактики простудных заболеваний. Система музыкально – коррекционной работы включает в себя следующие здоровьесберегающие технологии : упражнения дыхательной гимнастики Б. Толкачева и А. Стрельниковой; артикуляционные гимнастики Е. Косиновой, Т. Куликовской, В. Цвынтарного; оздоровительные и фонопедические упражнения Емельянова, М. Картушиной; игровой массаж А. Уманской, М. Картушиной; речевые игры Т. Боровик и Т. Тютюнниковой; музыкотерапия Н. Ефименко.

Совместное решение задач музыкального и коррекционного воспитания, позволяет нам как можно шире и интереснее рассказать детям о пользе здорового образа жизни.

Развитие чувства ритма и координации речи с движением обычно бывает наиболее сложной задачей. Необходимо помнить, что залогом четкой артикуляции является активное, а не пассивное выполнение движений. Нельзя также забывать о том, что самое главное при выполнении речевых игр - это согласование ритма движений со стихотворным ритмом. Чем младше ребенок, тем темп движений должен быть более медленным (примерно соответствовать логическим ударениям во фразе, чем старше ребенок, тем более быстрым (ориентировочно соответствовать слогу).

Логоритмические занятия представляют собой ряд приемов, в основе которых лежит принцип сочетания движения, музыки и речи, что повышает эффективность всей коррекционной работы, как у детей с речевыми проблемами, так у детей с нарушением двигательной сферы. Занятия составляются с опорой на лексические темы. Многократное повторение изучаемого материала способствует выработке двигательных, слуховых, речевых и певческих навыков. Содержание занятий изменяется по мере поэтапного усложнения речевого материала. Построение их в форме спектаклей, сказок, игр, создает доброжелательную, эмоционально насыщенную атмосферу совместного творчества детей и взрослых, побуждает каждого ребенка принять активное участие в процессе.

Использование нами логоритмических занятий позволило расширить не только познавательный интерес, но и познавательное общение детей, усовершенствовать навык ведения диалога, умение творчески исполнять роли, импровизировать в играх, выполнять упражнения под музыку, появилась пластичность, плавность и ритмичность движений детей с нарушениями речи.

Внедряя эффективные технологии здоровьясбережения, мы комплексно решаем задачи физического, интеллектуального, эмоционального и личностного развития ребенка, а так же подготовки его к школе.

Библиографический список

1. Картушина М. Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 5 – 6 лет. – М. :ТЦ Сфера, 2009. -208с.

2. Коррекционно – развивающие технологии в работе с детьми 5-7 лет с нарушениями речи /авт. сост. С. Ф. Рыжова. – Волгоград: Учитель,2013. -124с.

3. Овчинникаова Т. С. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика на занятиях в детском саду. – СПб. : КАРО,2009. – 64с.

4. Система музыкально – оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения / авт. сост. О. Н. Арсеневская. – Волгоград: Учитель,2011. -204с.

Публикации по теме:

«Формирование связной речи детей старшей группы с общим недоразвитием речи» (второй и третий периоды) Цели 2-го и 3-го периода - научить детей составлять рассказ по картине и пересказу рассказа или сказки. Методика работы по развитию связной.

Использование инновационных здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста Актуальность здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста. В современном мире всестороннее развитие детей невозможно.

Использование здоровьесберегающих технологий в формировании здорового образа жизни детей дошкольного возрастав условиях ДОУ Внедрение в образовательный процесс ФГОС требует тщательного анализа педагогической деятельности. Одной из приоритетных задач, которые предписывает.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возрастаИспользование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста. С каждым годом возрастает процент детей, имеющих.

Картотека дидактических игр на развитие словаря прилагательных у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 1. Игра «Из чего сделано?» Целью игрыявляется закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.

Мастер-класс для родителей детей 6–7 лет с общим недоразвитием речи «Домашняя игротека» (часть I) часть 2 Авторы-составители: руководитель детского сада Михеева Наталья Борисовна, методист Едокова Оксана Владимировна, учитель-логопед.

Методика организации дидактических игр и игровых упражнений при развитии лексики детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи Особым видом игровой деятельности является дидактическая игра. Она создается взрослым специально в обучающих целях, когда обучение протекает.

Нейрогимнастика для мозга: простые способы развития ребенка с общим недоразвитием речиНейрогимнастика для мозга: простые способы развития ребенка с общим недоразвитием речи Нейрогимнастика для мозга: простые способы развития ребенка с общим недоразвитием речи. Подготовили: Шнайдер Раиса Егоровна воспитатель.

Сценарий осеннего развлечения для детей с ОНР (общим недоразвитием речи) 4–5 лет «Вот и осень пришла»Сценарий осеннего развлечения для детей с ОНР (общим недоразвитием речи) 4–5 лет «Вот и осень пришла» Развлечение "Вот и осень пришла" Цель: Создание положительного эмоционального отношения детей к развлечениям и праздникам. Преодоления.

Занятие «Путешествие на остров Чунга-Чанга» в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи 6– 7 лет Задачи: 1. Развитие психических процессов, активизация мыслительной деятельности, развитие творческого воображения, чувственного восприятия;.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Логоритмика в системе здоровьесберегающих технологий для детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Опубликовано: 18 мая 2021 в 17:36
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Логоритмика в системе здоровьесберегающих технологий для детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Сейбель на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД