МААМ-картинки

Логоритмические игры и упражнения

Анна Стецко
Логоритмические игры и упражнения

Проблема формирования звуковой стороны речи не потеряла своей актуальности и практической значимости в настоящие время: согласно статистическим данным 15-20% детей поступают в школу с несовершенным произношением звуков.

Используя в практической деятельности разные средства формирования правильного звукопроизношения – артикуляционную гимнастику, игры, упражнения для мелкой и общей моторики и т. д., не менее эффективными средствами воздействия являются логоритмические игры и упражнения. Они вызывают у детей положительные эмоции, которые повышают эффективность работы, направленной на формирование правильного звукопроизношения, делают речь детей более выразительной, яркой.

Публикация «Логоритмические игры и упражнения» размещена в разделах

Развлекая детей с помощью движения под музыку, педагог по развитию речи или логопед, делают весьма полезное дело. В таких играх с другими детьми и взрослыми ребёнок использует и развивает многие свои способности, в частности:

а) улучшается общее физическое развитие, укрепляется мышечный корсет, формируется осанка.

б) развивается музыкальный слух, ритм, и музыкальная память.

в) формируются навыки вербального и невербального общения.

г) ребёнок учится принимать решения, добиваться взаимопонимания, идти на компромиссы, он развивается эмоционально, у него формируется готовность и умение действовать в коллективе.

д) развиваются навыки мелкой и крупной моторики, а также слуховые, зрительные, тактильные способности к восприятию.

Логоритмика включает пальчиковые, речевые, музыкально-двигательные и коммуникативные игры, направленные на решение коррекционных, образовательных и оздоровительных задач.

Занятия логоритмикой не заменяют специальных логопедических и других развивающих занятий, а только дополняют их, расширяя возможности для развития ребенка и его успешной социализации. Поскольку практически все упражнения и игры на логоритмическом занятии оказывают комплексное воздействие на развитие малыша, одновременно активизируя разные сферы его развития, в конечном итоге цель логоритмики шире, чем кажется на первый взгляд. Ее можно сформулировать так: логоритмика нацелена на общее развитие ребенка и его социальную адаптацию.

Все упражнения проводятся по подражанию. Речевой материал предварительно не выучивается.

Основа занятий может быть очень разнообразной: сказочный сюжет, воображаемое путешествие или экскурсия, фольклорные источники, сюжетные и дидактические игры.

Тематическая направленность и организационная вариативность занятий способствуют формированию у детей устойчивого интереса к музыкальной и речевой деятельности, поддерживают положительное эмоциональное отношение малышей к логоритмическим упражнениям, а значит, помогают достигнуть лучшей результативности в обучении и воспитании.

Таким образом, любые ритмические движения активизируют деятельность мозга в целом. Поэтому, чем выше двигательная активность ребёнка в течение всего дня, тем интенсивней развивается его речь, и наоборот, формирование движений происходит при участии речи.

Как педагог по обучению грамоте и развитию речи, я обеспечиваю детям необходимую двигательную и речевую активность в течение всего занятия и, безусловно, логоритмические игры и упражнения в этом плане – основа основ.

Использование разных форм проведения своих занятий с использованием логоритмических игр и упражнений, побуждают каждого ребенка принять активное участие в образовательном процессе, позволят максимально реализовать свои возможности и поддерживают познавательный интерес и внимание на протяжении всего занятия. Как результат - продуктивное усвоение речевого материала.

Музыкально-игровые технологии в работе по обучению грамоте и развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста, позволяют отметить следующее:

Все упражнения строятся на подражании: взрослый показывает – ребенок повторяет. При этом не нужно специально заучивать речевой материал: просто повторяйте текст от занятия к занятию, пусть все идет своим чередом. Первое время задания читает педагог, позже, когда ребенок (дети) сможет повторить все фразы в правильном ритме и без ошибок, он может занять роль "ведущего".

Не спешите охватить как можно больше заданий — каждое упражнение нужно повторять многократно (из занятия в занятие, и лишь когда оно будет выполнено "на отлично", переходить к следующему. Если какое-то задание категорически "не идет", отложите его, но через некоторое время обязательно вернитесь к нему.

Ваш помощник — музыка. Меняйте композиции на каждом этапе занятий. Вы можете использовать как классические мелодии (для медленной части подойдут вальсы, для более подвижной — марши, так и использовать детские песенки из любимых мультфильмов и записи звуков природы.

Не бойтесь что-то менять и экспериментировать. Если задание оказалось слишком сложным для ребенка (детей, упростите его или разбейте на короткие блоки. Заметили трудности в конкретном задании — добавьте количество упражнений на отработку нужного навыка. Главное правило — соблюдать единство музыки, движения и речи.

Существует множество игр для развития дыхания. Предлагаю несколько игр, разработанных различными авторами.

Музыкально-ритмические движения - одна из форм коррекции нарушений слоговой структуры.

Цель: Развивают внимание, ориентировку в пространстве, координацию движений, чувство ритма, речеслуховую память, помогают выработке правильного ритма дыхания

Чередование ходьбы на носочках, в полуприседе:

“Небоскребы – избушки” (тема “Город”);

“Кусты, кустарнички” (тема “Деревья”);

“Животные, их детеныши” (тема “Домашние животные”).

Дыхательные упражнения :

Цель: помогают выработке диафрагмального дыхания, увеличивают объем легких, продолжительность и силу выдоха.

Гусь (тема “Домашние птицы”)

Вдох через рот, выдох через рот. На выдохе произнесение звука “Ш-Ш-Ш”

Артикуляционная гимнастика:

Цель: способствует выработке нужных артикуляционных укладов и развивает способность удерживать, переключать артикуляционные позы.

Дикие животные (тема “Дикие животные готовятся к зиме”)

“Зайчик”. Поднять только верхнюю губу, обнажая верхние зубы.

“Сердитый волк”. Нижнюю губу прикусить верхней губой.

“Ежик фыркает”. Вибрация губ.

“Лосенок сосет молоко и чмокает”. Всасывать верхнюю губу под нижнюю с резким выбрасыванием при раскрытии рта (чмоканье). (Е. А. Пожиленко)

Упражнения для развития мелкой моторики.

Ученые установили прямую зависимость, существующую между развитием речи ребенка и координацией движений пальцев рук. Развивая пальчики – развиваем речь.

Длинные клювы (тема “Перелётные птицы”)

Упражнение можно выполнять с прищепками.

Клювов длиннее не видывал я,

Чем клювы у аиста и журавля.

(О. И. Крупенчук)

Ритмичное сжимание и разжимание прищепок в правой и левой руках.

Игры на развитие фонематического слуха.

Фонематический слух – это тонкий систематизированный слух, способность узнавать и различать звуки, составляющие слово. Без развитого фонематического слуха невозможно правильное произнесение звуков.

Узнаешь птицу? (тема “Зимующие птицы”)

Хлопни в ладоши, когда услышишь правильное название зимующих птиц:

Съегирь, снегиль, снегирь

Воена, волона, ворона

Грухаль, клухай

Мимические упражнения :

Цель: способствуют развитию подвижности лицевой мускулатуры; развивают умение выражать эмоциональное состояние, используя невербальные средства общения.

В Африке (тема “Животные жарких стран”) :

Обезьянки - кривляки.

Сердитый тигр.

Испуганный тушканчик. (Е. А. Пожиленко)

Оркестр шумовых инструментов: включает в работу слуховой, зрительный, кинестетический анализаторы, развивает чувство ритма, мелкую моторику рук.

Для поддержания интереса к исполнению музыкальных произведений используем разнообразные оркестры детских инструментов:

Оркестр “Шуршалочки” (листочки из гофрированной бумаги, “салютики” из нарезанных полосок целлофана, коробочки от киндер - сюрпризов)

“Ложкари” (ложки разных размеров)

“Калинка-малинка” (инструменты изготовлены из пластмассовых стаканчиков из-под мороженого в форме ягод)

“Бубенцы” (используем колокольчики и бубенчики для рыболовных снастей)

“Копытца” (деревянные чурочки с выемками в середине, большие скорлупки от грецких орехов).

Пение: тренирует периферические отделы речевого аппарата: дыхательного, артикуляционного, голосообразовательного. Песни сопровождаем движениями рук, для развития плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти, координационного тренинга. Для привлечения малоактивных и застенчивых детей вносим маски, элементы костюмов, атрибуты, игрушки и проводим инсценировки.

Песню “Черепашонок” Муз. И. Пономарёвой инсценируем с игрушками – черепашками (лексическая тема “ Животные жарких стран”).

Песню “Шла лиса” Муз. И. Пономарёвой исполняют дети с куклами с подвижным ртом (лексическая тема “Дикие животные”).

Танцы: развивают чувство ритма, координацию движений, ориентировку в пространстве, учат соотносить свои движения с темпом, ритмом музыки. Танцы исполняются детьми только по показу взрослого и в соответствии с лексической темой.

Тема “Космос”, танец “Земля в иллюминаторе”; тема “Дикие животные”, танец “Ёжик в тумане”.

Игры : развивают память, внимание, плавность, координацию движений, ориентировку в пространстве, эмпатию, позитивное самоощущение.

Подвижные игры (тема “Части тела”)

Русская народная игра “Дударь”

Водящий – дударь стоит в центре круга. Дети идут вокруг него дробным шагом и поют:

Дударь, дударь, дударище,

Старый, старый, старичище.

Ну, его в колоду, ну, его в сырую,

Ну, его в гнилую!

Дударь, дударь, что болит?

Водящий – голова! (спина, нога и др.)

Дети идут по кругу, держась за голову.

Игра повторяется, пока дударь не скажет:

“Ничего не болит!”,тогда все разбегаются, а он догоняет.

Игры с элементами арттерапии (тема “Зима”)

Игра: “Зимние забавы” Муз. С. А. Коротаевой.

Под музыку дети произвольно двигаются, изображая одну из зимних забав, а когда услышат остановку в музыке – замирают.

Коммуникативные игры (тема “Домашние животные”)

Игра: “Бинго”

Дети парами идут по кругу и поют:

Наш лохматый серый пёсик у окна сидит,

Наш лохматый серый пёсик из окна глядит,

Б – И – Н – Г – О, Б – И – Н – Г – О,

Б – И – Н – Г – О, Бинго звать его.

Говорят:

Б – пожимают друг другу руку, меняются парами по кругу

И – пожимают друг другу руку, меняются парами по кругу

Н – пожимают друг другу руку, меняются парами по кругу

Г – пожимают друг другу руку, меняются парами по кругу

О-О-О!- обнимают друг друга.

Игры с остановками (тема “Семья”)

Русская народная игра “Как у дяди Трифона”

Водящий стоит лицом к детям, все поют:

Как у дяди Трифона было семеро детей,

Было семеро детей, было семь сыновей,

С такими ушами, с такими носами,

С такими глазами, с такими волосами,

С такими зубами, с такими руками.

Не пили они не ели, разом делали вот так!

Водящий показывает позу, все должны повторить и замереть.

Тот, кто точнее повторил, становится водящим.

Слушание – релаксация: активизирует и развивает слуховое внимание, воспитывает умение контролировать дыхание, управлять мышечным тонусом; возвращает детей в спокойное состояние.

Безусловно, положительная динамика усвоения знаний и умений детей, в частности, по обучению грамоте и развитию речи, зависит от тесного сотрудничества педагога с родителями воспитанников. Использование всевозможных форм работы с родителями (своевременное информирование о разучивании новой игры через инфостенд, в разделе РАЗВИТИЕ РЕЧИ; проведение открытых занятий по обучению грамоте и развитию речи; привлечение родителей к изготовлению пособий для логоритмических игр и др.) превращает их из «зрителей» и «наблюдателей» в активных участников.

Публикации по теме:

Игры и игровые упражнения для дошкольников Вид игры (игровое упражнение).Описание игры (игрового упражнения). 1. Игра (игровое упражнение,направленная на формирование умения выделять.

Игры и упражнения для развития речевого дыханияИгры и упражнения для развития речевого дыхания .

Игры и упражнения для развития речи дошкольниковИгры и упражнения для развития речи дошкольников "Кто кем был или что чем было" (активизация словаря и расширение знаний об окружающем) Кем или чем раньше был цыплёнок -яйцом, лошадь.

Игры и упражнения по математике для подготовительной группыИгры и упражнения по математике для подготовительной группы Ведущая деятельность в дошкольном возрасте - игра. Именно поэтому всё обучение должно проходить в игровой форме. Для закрепления пройденного.

Игры-упражнения с голосом Чем лучше работает наш речевой аппарат, тем лучше главные качества голоса. Качество голоса: - сила голоса - громкость: зависит от активности.

Логопедические игры и упражнения с «Волшебной лампой»Логопедические игры и упражнения с «Волшебной лампой» Коррекционная работа по формированию лексико-грамматических представлений у детей с нарушением речи процесс долгий, кропотливый и утомительный.

Логоритмические упражнения для малышейЛогоритмические упражнения для малышей Хочу поделиться с вами опытом работы в системе логоритмика. В этом году предложили заниматься с детьми, которые посещают логопункт. Каждое.

Развивающие игры и упражнения «Защитники Отечества»Развивающие игры и упражнения «Защитники Отечества» День защитника Отечества. Это праздник мужественных людей, любящих свою Родину, готовых охранять и защищать ее рубежи. Предлагаю Вашему.

Библиотека изображений:

Публикация Логоритмические игры и упражнения (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Анна Стецко на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Логоритмические игры и упражнения
Опубликовано: 16 ноября 2023 в 10:16
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД