Получи документы

Логопедическое занятие по теме «Звук [с] и буква С»

Светлана Баландеу
Логопедическое занятие по теме «Звук [с] и буква С»

Автор: учитель-логопед высшей категории

ГБДОУ №70

Кировского района Санкт-Петербурга

Баландеу Светлана Александровна

Занятие в старшей группе

Тема: Звук и буква «С».

Задачи:

Коррекционно – образовательные:

• Закреплять знание о механизме образования звука С, его акустических особенностях.

• Расширять словарь.

Коррекционно – развивающие:

• Закреплять словно-рефлекторные связи на данный артикуляторно-акустический образ звука.

Публикация «Логопедическое занятие по теме „Звук [с] и буква С“» размещена в разделах

• Утонять кинестетические ощущения на данный артикуляционный уклад.

• Закрепить произношение звука [С] в словах и предложениях.

• Учить выделять звук [С] на фоне слова.

• Тренировать детей в фонематическом анализе и синтезе трех- и четырех звуковых слов.

• Познакомить детей с новыми лексическими понятиями по теме «Посуда».

• Закрепить употребление предлогов «в», «из».

• Тренировать в слоговом анализе двух- и трехсложных слов.

• Закрепить зрительный образ буквы «С».

• Развивать зрительное внимание детей.

Коррекционно - воспитательные:

Воспитание навыка сотрудничества на занятии, самостоятельности.

Обордование:

Индивидуальные зеркала. Пособие «Волшебная гусеница» (фонематический анализ). Предметные картинки (стол, самовар, сахарница, салфетница, супница, салатница, сухарница, солонка, масленка, поднос, миска). Картинки-персонажи (сова, слон, сорока, собака, сом, аист, медведь, волк, почтальон, крыса). Пособие «Поезд» (слоговой анализ). Веревочки. Блюдца с манной крупой.

Ход занятия:

1. Оргмомент.

- Здравствуйте дети, сегодня у нас на занятии гости, поздоровайтесь, пожалуйста.

- Здравствуйте.

2. Сообщение темы.

- Отгадайте загадку: «С хозяином дружит,

Дом сторожит

Живет под крылечком

А хвостик колечком».

- Собака.

- Назовите первый звук в этом слове.

- [С].

- Сегодня тема нашего занятия «Звук и буква С»

3. Характеристика звука по артикуляционным и акустическим признакам.

- Скажите пожалуйста звук С гласный или согласный?

- Согласный.

- А почему вы так думаете?

- Потому что когда произносим, есть преграда. Зубки мешают. Язычок в них упирается. Животик напрягается.

- Какой этот звук : звонкий или глухой?

- Глухой.

- Почему?

- Потому что мы произносим его без голоса, шепотом.

- Давайте вспомним стихотворение про звук С.

-«Распластай язык пошире,

Кончик к нижним зубкам ближе.

По середине языка

Струйку воздуха пускай.

Улыбнись и посвисти,

С,с,с,с,с произнеси!

Ссс! синичка просвистела.

Ссс! свирель в лесу запела.

Ссс! в кустах свист соловьиный.

Ссс! свисток сирены сильный.

4. Развитие фонематического слуха, определение наличия звука С в словах.

-Ребята, а вы знаете, что именно сегодня одна лесная птица празднует свой день рождения, и мы с вами сейчас отправимся на этот праздник. Но сначала мы должны отгадать загадку и узнать, как зовут эту птицу. «Днем спит, ночью летает – прохожих пугает».

-Сова.

( На ковролине стол за столом сидят: Сова, Лиса, Сом, Аист, Сорока, Собака, Слон, Волк, Медведь.)

-Ребята, посмотрите, кто здесь собрался за столом. (Дети проговаривают названия животных). А как вы думаете, кто пробрался на праздник без приглашения и хочет все испортить.

- Волк и Медведь, потому что в их названии нет звука [С]. Придется Волку и Медведю отправиться к себе домой.

(Волк и Медведь уходят).

5. Активизация словарного запаса детей, введение новых лексических понятий. Закрепление предлогов «на», «из».

-Посмотрите, что стоит на столе: (салатница, сахарница, сухарница, солонка, салфетница, масленка, супница).

-Сахарница.

-Верно. А вы знаете, почему называется «сахарница»?

-Потому, что в нее кладут сахар.

-Куда кладут сахар?

-В сахарницу.

-Откуда берут сахар?

-Из сахарницы.

-На столе еще стоит салатница. Почему она так называется?

-Потому что в нее кладут салат.

-Куда кладут салат?

-В салатницу.

-Откуда берут салат?

-Из салатницы.

( Тот же алгоритм: супница, салфетница, масленка, солонка, сухарница).

6. Определение места звука С в словах.

Гости пришли не с пустыми лапками, а с подарками-загадками.

Сова хоть и умная птица, но все равно всего не знает, и нам с вами придется помочь ей выполнить задания. Поможем?

-Да.

-Первой хочет подарить свой подарок Сорока. Вот конверт (в конверте задание). Вот картинки, определите, где в словах спрятался звук С. Если в начале, то вы положите кружочек в первую клеточку, если в конце - в последнюю, если в середине – в среднюю.

( Слова: самовар, миска, поднос).

Молодцы, вы очень хорошо справились с заданием.

7. Пальчиковая гимнастика.

На стол мы поставим (крутят ладошкой по кулачку)

сухие продукты

Сухарики, сушки (загибают пальчики по одному, начиная с

и сухофрукты: большого).

Сухой абрикос и сушеная слива

В сухарнице выглядят (показывают сухарницу из ладоней).

очень красиво!

8. Фонематический синтез.

-Догадайтесь, кто следующим подарил свой подарок, я произнесу вам звуки, а вы составите из них слово. (С, Л,О,Н).

-Слон.

9. Слоговой анализ.

-Слон принес такое задание: «Сова, знаешь ли ты, кто из нас в каком вагоне ехал на поезде к тебе в гости?» (На ковролине макет поезда из трех вагонов).

В певом вагоне ехали животные, в названии которых один слог,

во втором, в названии которых, два слога, в третьем животные, в названии которых три слога.

Сом, слон, аист, лиса, собака, сорока. (Дети по очереди выходят к ковролину, рассаживают животных).

10. Фонематический синтез.

- Угадайте, кто хочет подарить свой подарок следующим? Я произнесу вам звуки, а вы составите из них слово. (А,И,С,Т).

- Аист.

- Назовите гласные звуки, которые есть в моем имени АИСТ.

- А, И

- Назовите согласные звуки, которые есть в моем имени.

- С, Т.

11. Составление схемы слова.

- А теперь подарок вручает тот, тот кто в озере живет. (В конверте задание).

Составьте схему слова СОВА. (Дети выкладывают на столе схемы из синих и красных кружков).

12. Физкультминутка.

Сова.

В лесу темно,

Все спят давно. (закрывают глаза ладошками)

Одна сова не спит,

Летит, кричит. (машут руками, как крыльями)

Совушка-сова,

Большая голова, (делают руками круг)

На суку сидит,

Головой вертит, (поворачивают голову то влево, то вправо)

Во все стороны глядит.

13. Составление предложений.

Тут раздается стук в дверь, приходит почтальон, приносит письмо. От кого же письмо. А оно от сестры Совы из соседнего леса. «Поздравляю, прилететь не смогла. Дарю свои фотографии, будь умницей, составь по ним предложения. (картинки вывешиваются на ковролин).

- Давайте составим предложение по этой картинке.

- Сова сидит на суку.

- Сова спит на сосне.

14. Знакомство с буквой «С». Выкладывание буквы С из веревочки.

-Теперь пришел черед Лисы вручить свой подарок. (в конверте буква «С», веревочка и записка: «Попробуй сделать такой рогалик сама»)

- Ребята, а это правда – рогалик?

-Нет, буква «С».

- А похожа буква «С» на рогалик?

- Да.

- А еще на что?

- На месяц.

- Давайте вспомним, как еще можно сделать букву «С»?

- Сушку справа откусили, букву «С» мы получили.

- Теперь давайте подумаем, как нам справиться с заданием Лисы, как сделать букву «С». Зачем тут веревочка?

- Чтобы из нее сделать букву «С».

- Почему именно веревочка, а не палочки? Из палочек можно сделать букву «С».

- Нет.

- Почему?

- Потому что она кругленькая.

- Давайте попробуем сделать букву «С» из веревочки. (выполняют).

- А теперь давайте ее еще и нарисуем (рисуют на манке).

16. Нахождение лишнего символа.

- Посмотрите, тут в конверте подарок от Собаки. (из конверта достаем задание).

- Обведи только правильные буквы «С».

злая крыс

(дети обводят)

- 17. Вписывание пропущенной буквы, чтение слов с пройденной буквой.

- Сове очень понравились подарки гостей и она попросила всех оставить свои автографы, записать имена на память. Но злая крыса откусила из слов букву «С». Вставьте в слова букву «С», прочитайте слова. ( 1-я карточка: СОМ,; 2-я карточка: СЛОН, 3-я карточка: ЛИСА).

(Дети вставляют букву, читают).

18. Итог.

- Ребята, Сова благодарна вам, что вы помогли ей справиться со всеми заданиями, она хочет угостить и вас. (Детям раздаются призы-конфеты).

- Вы молодцы, старались и занимались сегодня на «отлично», теперь нам пора возвращаться из леса в наш детский сад, занятие закончено.

19. Придумывание слов со звуком [С].

(Логопед пытается открыть дверь из кабинета.)

- Ой! Похоже, злая крыса заблокировала дверь. А тут записка: «Выйдет тот, кто вспомнит 3 слова со звуком [С]».

(Дети называют по 3 слова со звуком [С] и выходят за дверь по одному).

Публикации по теме:

Дистанционное занятие «Звук и буква Р» Цели и задачи: - закрепить правильное произношение звука [Р], - познакомиться с буквой Р, - тренироваться в составлении предложений по.

Конспект логопедического занятия с детьми подготовительной к школе группы с ТНР (ОНР) по теме «Почта. Звук [Ч] и буква Ч» Цель: способствовать формированию представлений о звуке и букве Ч. Задачи: Коррекционно-образовательные: - способствовать формированию образа.

Логопедическое коррекционное занятие по развитию связной речи к теме «Человек: части тела и лица»Логопедическое коррекционное занятие по развитию связной речи к теме «Человек: части тела и лица» .

Логопедическое занятие в 3 классе по теме «Ударение» Тема: «Ударение» Цель:учить детей в произнесении и определении ударного гласного звука в слове Задачи: Образовательные: - показать детям.

Логопедическое занятие в подготовительной к школе группе для детей с ТНР по лексико-грамматической теме «Зимние забавы» Логопедическое занятие «Зимние забавы» в подготовительной к школе группе для детей с ТНР (ОНР) по лексико-грамматической теме «Зима». Цель:.

НОД по обучению грамоте «Звук [к]. Буква Кк» Цели. Закрепление знаний о механизмах организации звука [к].Активизация словаря на звук [к] по лексической теме "Одежда,головные уборы".Употребление.

Логопедическое занятие по теме «Последовательность и особенности работы со словами разной слоговой структуры»Логопедическое занятие по теме «Последовательность и особенности работы со словами разной слоговой структуры» Открытое логопедическое занятие с детьми 6-7 лет по теме “Последовательность и особенности работы со словами разной слоговой структуры.

«Как ребята Лунтика учили звук [Л] проговаривать». Подгрупповое логопедическое занятие«Как ребята Лунтика учили звук [Л] проговаривать». Подгрупповое логопедическое занятие Задачи: Закреплять знания детей в произношении звука [Л]. Упражнять умение характеризовать звук [Л] по акустическим и артикуляционным признакам.

Кружковое занятие по закреплению произношения «Буква» А «и звук [А]»Кружковое занятие по закреплению произношения «Буква» А «и звук [А]» Занятие 2. Буква и звук А (закрепление)Задачи: закреплять правильное произношение звука А – изолированного и в словах, учить различать звуки.

Занятие по обучению грамоте с использованием ИКТ в старшей группе «Звук [Р] и буква Р»Занятие по обучению грамоте с использованием ИКТ в старшей группе «Звук [Р] и буква Р» Тема. Звук [Р]. Буква Р. Цели: Автоматизировать звук [Р]. Познакомить с буквой Р Развивать грамматический строй речи Развивать связную речь.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Логопедическое занятие по теме «Звук [с] и буква С»
Опубликовано: 10 мая 2023 в 22:46
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Логопедическое занятие по теме «Звук [с] и буква С»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Баландеу на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД