МААМ-картинки

Логопедическое занятие «Автоматизация звука [Р] в слогах, словах, предложениях»

Инесса Гюнтер
Логопедическое занятие «Автоматизация звука [Р] в слогах, словах, предложениях»

Тема: Автоматизация звука [Р].

Цель: автоматизация звук [р] в словах, слогах, предложениях.

Задачи:

1. Коррекционно-образовательные:

автоматизировать звук [р] в слогах, словах, предложениях;

• закреплять умения проводить звуковой анализ слова : определение позиции звука в слове;

развивать грамматический строй речи: упражнение в умение согласовании существительного единственного числа с числительным;

Публикация «Логопедическое занятие „Автоматизация звука [Р] в слогах, словах, предложениях“» размещена в разделах

• упражнять в грамматически правильном выборе слова из предоставленных слов;

• активизировать словарь по теме «Цирк»;

• обучать выполнению артикуляционных упражнений в полном объёме.

2. Коррекционно-развивающие:

• развивать зрительное и слуховое внимание, голос, речевое дыхание;

развивать высшие психические процессы: зрительное восприятие, внимание, словесно-логическое мышление, память;

3. Коррекционно-воспитательные:

• воспитывать самоконтроль за речью, самостоятельность, активность в течение всего занятия;

• умение концентрироваться на заданиях.

4. Здоровьесберегающие:

• соблюдать правильную посадку детей;

• соблюдать режим охраны зрения;

• чередовать статические и динамические задания;

• развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;

• способствовать созданию благоприятного психологического климата.

Оборудование:

предметные картинки для выполнения артикуляционной гимнастики: «Заборчик», «Качели», «Барабанщик», «Лошадка»;

упражнения на дыхание: полоски тонкой бумаги для упражнения «Фокус»;

игрушки: попугай Гоша и цветные перышки, слон, фокусник, клоун, мяч, игрушки хищных зверей;

предметные картинки : цирк, воздушные шары, барабан, артисты цирка: акробаты, укротитель, жонглёра, три тумбы и картинки со звуком [р] в начале, в середине, в конце слова;

• индивидуальные «звуковые дорожки» с изображением автомобиля и извилистой дорожки (дорожка выпуклая, выполнена из разного материала); индивидуальные зеркала;

предметные картинки для счета в игре «1-2-5» : ромашки, кружочки, помидоры, торты;

• картинки к игре «Что с чем, или кто с кем, дружит?».

• схема и картинки для характеристики звука Р;

Ход занятия.

I.Организационный момент

Логопед : Послушайте стихотворение - загадку, попытайтесь отгадать и ответить о чём идёт речь?

Это сказочный сверкающий шатер,

Это кольцами сверкающий жонглер,

Это пестрые летящие мячи,

Это гнущие подковы силачи,

Это лошади танцующие вальс,

Это клоун рассмешить сумевший нас,

Это смелые под куполом прыжки,

Это громкие и звонкие хлопки.

- О цирке.

- Правильно, мы сегодня отправимся в цирк на представление.

II. Артикуляционная гимнастика.

1. На цирковой арене нас будут встречать веселые артисты, а мы будем широко улыбаться им.

Упражнение «Улыбка»

Вы сейчас тяните губки.

Я увижу ваши зубки.

Мы потянем, перестанем

И нисколько не устанем.

2. А сейчас наши язычки превратятся в воздушных гимнастов и будут летать то вверх, то вниз.

Упражнение «Качели».

Я качаюсь на качелях вверх-вниз, вверх-вниз.

Я до крыши поднимаюсь, а затем спускаюсь вниз.

3. Представим, как на цирковой арене нас будет встречать фокусник.

Упражнение «Фокус».

С вами в цирке побываем,

За фокусами понаблюдаем,

Но и сами мы с усами,

Фокусы покажем сами.

4. После нас будут приветствовать цирковые лошадки. Лошадки скачут по кругу и громко цокают копытами.

Упражнение «Лошадка».

Но, лошадка, но, лошадка

Но, лошадка поскачи.

Едут, едут на лошадках,

Едут наши малыши.

Стоп, лошадки устали,

Они фыркать стали!

5. А ещё в цирке нас будет встречать зайчик-барабанщик. Вот как барабанит наш зайчик!

Упражнение «Барабанщик»

Барабанщик очень занят, д-д-Д, д-д-Д,

Барабанщик барабанит, д-д-Д, д- д-Д,

Бей руками помогай Д-д-д, Д-д-д,

Ритм ногами отбивай, Д-д-д, Д-д-д,

Учись играть на барабане, д-д, д-д-д,

Твой язык послушным станет, д-д, д-д-д.

III. Звуковые дорожки.

Характеристика звука [Р]

-Ребята, а сейчас мы сядем в машину, заведем моторчики и поедим в цирк.

Дети берут индивидуальные «Звуковые дорожки», «заводят моторчики» - произносят звук Р-Р-Р (используют индивидуальное зеркало) и ведут пальчиком по дорожке.

-Ребята, какой звук вы сейчас произносили?

-Какой это звук? (согласный, твердый).

IV. Автоматизация звука.

1) в слогах :

- Вот мы и в цирке. Представление начинается. На арене попугай Гоша. Попугай совсем недавно научился произносить слоги с трудным звуком Р.

Теперь Гоша готов подарить цветное перышко всем тем ребятам, кто правильно повторит за ним слоги.

КРА – КРУ КРЭ – КРЫ

БРЫ – БРУ РЫ – РУ – РА

ОРА - УРА АР – УР - ЫР

- Молодцы!

2) в словах : согласование существительного единственного числа с числительным

- На арене выступает фокусник. Он может один предмет превратить в несколько. Посчитайте предметы.

Игра «1-2-5»

Одна ромашка, две ….ромашки, пять…. ромашек

Один торт, два….торта,пять…. тортов

Один помидор, два…. помидора, пять …помидоров

Один кружочек, два ….кружочка, пять…. кружочков

3) в предложениях :

- Ребята, а что делает клоун в цирке? (Ответы детей).

Сейчас клоун будет вас смешить, а вы послушайте, подумайте и скажите правильно, полным ответом «Что с чем, или кто с кем, дружит?». Картинки помогут вам найти правильный ответ.

Пример: Король «дружит» с троном или поклоном? Король «дружит» с троном.

Игра «Что с чем или кто с кем дружит?»

• Простынка «дружит» с кроваткой или тетрадкой?

• Груша «дружит» с фруктами или мясными продуктами?

• Туча «дружит» с грозой или с козой?

• Труба «дружит» с крышей или крысой?

• Красавица «дружит» с блошкой или брошкой?

• Кисточка «дружит» с краской или с замазкой?

• Врач «дружит» с градусником или парусником?

III. Физкультминутка:

Антракт.

Мы весёлые мартышки,

Мы играем громко слишком,

Мы в ладоши хлопаем,

Мы ногами топаем,

Надуваем щёчки,

Скачем на носочках.

И друг другу даже языки покажем.

Дружно прыгнем к потолку,

Оттопырим ушки,

Шире рот откроем

Гримасы всем состроим.

Как скажу я: ” раз, два, три,”

Все с гримасами замри!

Раз, два, три!

VI. Развитие фонематического слуха. Образование существительных, обозначающих названия профессий.

- Ребята давайте посмотрим, какие музыкальные инструменты есть в оркестре. Посмотрите внимательно и назовите только те инструменты, в названиях которых есть звук [р] : труба, барабан, пианино, гитара, бубны.

- Молодцы! Правильно назвали инструменты!

-Как называется человека, который играет на гитаре? Отвечайте полным ответом. (На гитаре играет гитарист).

- А если человек играет на барабане? Кто он? (На барабане играет барабанщик).

- Кто играет на гармошке? (На гармошке играет гармонист).

VII. Развитие звукового анализа.

- А представление в это время продолжается. На арену выходит дрессированный слон.

- Слон должен забраться на одну из трех тумб. Если звук [ Р] в слове находится вначале слова, слон заберется на первую тумбу, если звук [ Р] в середине слова- на вторую тумбу, если звук [ Р] в конце слова- на третью тумбу.

Логопед показывает картинки : жираф, рысь, комар, верблюд, зубр, крокодил, корова, росомаха, бобр;

Дети называют слово, определяют место звука в слове, помещают слона на нужную тумбу и распределяют картинки по тумбам.

Ребята, назовите слова на первой тумбе, на второй, на третьей?

VIII. Упражнение в правильном произнесении звука [р].

Логопед : «Вот и подходит к концу наше путешествие в цирк. Я вам сейчас прочитаю рассказ, а вы закончите предложение.

Игра «Закончи предложение».

Логопед читает рассказ, дети дополняют предложения подходящими по смыслу словами.

В цирке

Мы сегодня ходили в (цирк). У входа стоял клоун и продавал воздушные (шары). В цирке мы видели, как кувыркаются (акробаты, как подбрасывает кольца (жонглер, как работает с животными (укротитель). Во время представления заяц стучал в (барабан, кошка, собака и коза образовали (пирамиду, обезьяна ехала верхом на (верблюде). Все понравилось нам в (цирке).

Дети отвечают.

IX. Итог занятия.

Логопед : Пора возвращаться домой. Дети, что нового вы узнали сегодн

Логопед : Ребята, скажите, выступление каких артистов вам понравилось?

- Какой же звук мы брали с собой в цирк?

Публикации по теме:

Индивидуальный план коррекционной работы Индивидуальный план коррекционной работы (звуки С-З): 1. Развитие внимания, памяти, мышления. 2. Совершенствование фонематического слуха.

Презентация. Звуки с и СЬ цель данной презентации: Познакомить детей с акустическими и артикуляционными особенностями звука (С). автоматизация звуков с и сь слогах,.

Библиотека изображений:

Публикация Логопедическое занятие «Автоматизация звука [Р] в слогах, словах, предложениях» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Инесса Гюнтер на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Логопедическое занятие «Автоматизация звука [Р] в слогах, словах, предложениях»
Опубликовано: 1 декабря 2014 в 10:04
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД