Лучший педагог года

Логопедический тренинг для воспитателей «Формирование фонематических процессов у детей дошкольного возраста» (3 фото)

Тараданова Алина Владимировна
Логопедический тренинг для воспитателей «Формирование фонематических процессов у детей дошкольного возраста»

Логопедический тренинг для воспитателей

«Формирование фонематических процессов

у детей дошкольного возраста»

Цель. Формирование мотивации у воспитателей по овладению практическими знаниями и умениями в сфере развития фонематических процессов у детей дошкольного возраста, через использование дидактических игр, игровых упражнений.

Задачи:

Публикация «Логопедический тренинг для воспитателей „Формирование фонематических процессов у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

• систематизировать знания воспитателей касающихся формированию фонематических процессов у дошкольников;

• упражнять педагогов в проигрывание дидактических игр и упражнений;

• активизировать творческую деятельность воспитателей;

• способствовать обогащению речевых центров дидактическими играми.

Ход мероприятия

1. Вводная часть

Упражнение «Веселые нотки» (На слайде изображен нотный стан с нотами.)

Учитель-логопед. Перед вами нотный стан, придумайте слова, которые бы заканчивались названием музыкальных нот: …до, …ре, …ми, …фа, …соль, …ля, …си.

Уважаемые коллеги, скажите, при помощи каких процессов вы смогли выполнить данное задание? (Выслушиваются ответы педагогов).

Конечно же – фонематических.

Логопедический тренинг для воспитателей «Формирование фонематических процессов у детей дошкольного возраста»

2. Основная часть

Теоретический аспект

Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать, слышать, понимать речь и как следствие - научиться говорить.

Что такое слух? Это способность человека с помощью слухового анализатора воспринимать звуки и ориентироваться по ним в окружающей среде. Слух бывает неречевой и речевой.

Неречевой слух – это восприятие природных, бытовых и музыкальных шумов.

Речевой слух (фонематический) – это слух, при помощи которого мы слышим и различаем звуки речи. Он является основой для понимания смысла сказанного.

Фонематический слух – часть физиологического слуха, направленная на соотнесение и сопоставление слышимых звуков с их эталонами, которые хранятся в памяти человека упорядоченно – «в решётке фонем».

Эта способность формируется у детей постепенно, в процессе естественного развития. Ребёнок начинает реагировать на любые звуки со 2-4 недели с момента рождения, в 7-11 месяцев откликается на слово, но только на его интонационную сторону, а не на предметное значение. Это так называемый период дофонемного развития речи.

Фонематическое восприятие - это одна из составляющих фонематического слуха, которая представляет собой способность определять звуковую структуру слова, его слоговой «скелет». Этот навык необходим ребенку для возможности анализировать собственную речь, «подгоняя» ее под «взрослый» вариант.

К концу первого года жизни слово впервые начинает служить орудием общения, приобретает характер языкового средства, и ребёнок начинает реагировать на его звуковую оболочку. После этого фонематическое развитие происходит бурно, опережая артикуляционные возможности ребёнка, это и служит основой совершенствования произношения, и уже к концу второго года жизни (при понимании речи) ребёнок пользуется фонематическим слухом в полной мере и воспринимает все звуки родного язык

Фонематический анализ и синтез.

Под фонематическим анализом - понимается умственные действия по анализу звуковой структуры слова – разложение его на последовательный ряд звуков, подсчет их количества, классификация.

Аналогично под фонематическим синтезом понимается умственные действия по синтезу звуковой структуры слова – слияние отдельных звуков в слоги, а слоги в слова.

Они формируются после четырех лет.

Для детей с недостаточно развитым фонематическим слухом и восприятием характерно снижение слухового внимания и искаженное восприятие чужой и собственной речи. Некоторые из них с трудом различают не речевые звуки. Большую проблему для этих детей представляют задания по выполнению и различению слов близких по звуковому составу, что при восприятии обращенной речи может приводить к снижению понимания ее смысла. У части детей нарушено звукопроизношение и слоговая структура слова.

В работе по формированию фонематических процессов можно выделить следующие этапы.

I этап – узнавание неречевых звуков.

II этап – различение высоты, силы, тембра голоса на материале

одинаковых звуков, слов, фраз.

III этап – различение слов, близких по своему звуковому составу.

IV этап – дифференциация слогов.

V этап – дифференциация фонем.

VI этап – развитие навыков элементарного языкового анализа и синтеза (анализ и синтез на уровне предложения, слога, звука).

Работа по формированию фонематического восприятия начинается с развития слухового внимания и слуховой памяти. Неумение вслушиваться в речь окружающих является одной из причин неправильного звукопроизношения.

Ребёнок должен приобрести умение сравнивать свою собственную речь с речью окружающих и контролировать своё произношение.

Практическая часть

Остановимся подробнее на том, как осуществляется развитие фонематических процессов у детей на каждом из указанных этапов.

На I этапе в процессе специальных игр и упражнений у детей развивается способность узнавать и различать неречевые звуки. Эти занятия способствуют также развитию слухового внимания и слуховой памяти (без чего не возможно успешно научить ребенка дифференцировать фонемы).

Упражнение «В мире звуков»

Описание. Взрослый предлагает детям закрыть глаза и послушать, что происходит в детском саду.

Игра «Скажи, что ты слышишь?»

Оборудование: стаканы (с водой и пустой, звонок, бумага, деревянные ложки, ширма.

Описание. Педагог показывает и называет предметы, демонстрируя их звучание. Затем за ширмой выполняет различные действия с предметами (переливает воду, пересыпает крупу.). Дети должны определить, что они слышат (шуршание бумаги, звук льющейся воды и т. д.).

Игра «Найди пару»

Оборудование: три пары одинаковых баночек с разным наполнением (по одной чайной ложке манки, гречки, гороха).

Описание. Педагог ставит перед собой и перед ребенком по три баночки с разными наполнителями. Педагог и ребенок по очереди гремят своими баночками, попарно ставят баночки, которые гремят одинаково. Затем педагог перемешивает их и предлагает ребенку найти коробочки, которые гремят одинаково.

Фото «Формирование фонематических процессов у детей дошкольного возраста»

На протяжении II этапа дошкольники учатся различать высоту, силу, тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания и слова.

Игра «Большой, средний, маленький»

Описание. Взрослый выкладывает перед ребёнком трёх медведей (картинки); большого, среднего и маленького. Затем рассказывает сказку

Л. Толстого «Три медведя» в сокращённом варианте, произнося реплики и звукоподражания, то очень низким, то средним по высоте, то высоким голосом. Ребёнок угадывает, кто из медведей «говорит».

Игра «Громко-тихо»

Описание. Парные игрушки: большая и маленькая. Большие произносят слова громко, маленькие - тихо.

Игра «Животные и их детёныши»

Описание. Детям раздаются картинки домашних животных и их детенышей – коровы и теленка, козы и козленка, свиньи и поросенка. Взрослый произносит каждое звукоподражание то низким, то высоким голосом. Дети должны, ориентируясь на звукокомплекс и высоту голоса одновременно поднять соответствующую картинку.

III этап полностью построен на играх, которые способны научить ребенка различать слова, близкие по звуковому составу.

Упражнение «Правильно-неправильно»

Описание. Взрослый показывает ребенку картинку и громко, четко называет то, что на ней нарисовано, например: «Вагон». Затем объясняет: «Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а ты внимательно слушай. Если я ошибусь - хлопни в ладоши».

Упражнение «Незадачливый поэт»

Описание. Педагог предлагает ребенку послушать смешные стихотворения и найти в них слова, которые не подходит по смыслу.

1. Отругала мама зайку — не надел под свитер ГАЙКУ (МАИКУ).

2. Стужа. Снег. Метут метели

Темной ночью бродят двери (ЗВЕРИ).

3. Из-за гор, издалека течет бурная щека (РЕКА).

На IV этапе дети учатся различать слоги.

Упражнение «Повтори за мной»

Описание. Ребенку предлагается повторить цепочку слогов:

та-то-ту шу-ши-ша ла-ло-лы па-ба-па та-да-та

сы-са-со ра-ру-ры цу-цо-ца ва-фа-ва ка-га-ка

На V этапе дети учатся различать фонемы родного языка.

Упражнение «Поймай звук»

Описание. Ребенку предлагается хлопнуть в ладоши, если в слове слышится звук [м] («поймай звук [м]»).

Мак, лук, мышка, кот, сыр, мыло, лампа.

Упражнение «Свистит – шипит»

Описание. Ребенку предлагается распределить картинки со звуками [с] - «песенка воды», [ш] - «песенка змеи». Даются зрительные ориентиры звук [с] - картинка с изображение крана, [ш] - изображение змеи.

Логопедический тренинг для воспитателей - фото

«Подбери слова на заданный звук»

Описание. Детям предлагается подобрать несколько слов на заданный звук.

VI этап - формирование у ребенка навыков звукового анализа и синтеза.

Упражнение «Слово рассыпалось»

Описание. Педагог предлагает детям собрать слово из определенных букв: С,О,К, К,А,Ш,А, Д,О,М и т. п.

Упражнение «Вагончики»

Описание. Детям предлагается распределить картинки со звуком [р] по вагончикам. В первый вагончик картинки, в которых данный звук слышится в начале слова, во второй - в середине слова, в третий – в конце.

3. Рефлексия

Упражнение «Чудесный мешочек»

Учитель-логопед. Уважаемые коллеги, каждому из вас нужно из мешочка взять букву и подобрать слово, которое у вас ассоциируется с нашей встречей. Выбранная вами буква может стоять в начале, середине или конце слова.

Всем большое спасибо!

Публикации по теме:

Игра-тренинг «Я потерялся». Для детей старшего дошкольного возрастаИгра-тренинг «Я потерялся». Для детей старшего дошкольного возраста Цель: учить детей действовать правильно, в обстановке, если потерялся не пугаться и не теряться в данной ситуации. Игровая ситуация «Звонок.

Игротерапия как средство развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста Игротерапия, как средство развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста. «Игра — это огромное светлое окно, через которое.

Игры и упражнения на развитие познавательных процессов для детей старшего дошкольного возрастаИгры и упражнения на развитие познавательных процессов для детей старшего дошкольного возраста Игры и упражнения на развитие познавательных процессов для детей старшего дошкольного возраста1. Игра «В магазине зеркал» (цель: развитие.

Игры-шнуровки для развития фонематических процессов и обучения звуковому анализуИгры-шнуровки для развития фонематических процессов и обучения звуковому анализу У меня уже была публикация «Игрушки-шнуровки своими руками». Детям нравится заниматься с яркими, приятными на ощупь шнуровками. Малыши.

Консультация для педагогов «Развитие фонематических процессов у детей со стертой дизартрией»Консультация для педагогов «Развитие фонематических процессов у детей со стертой дизартрией» Цель: познакомить педагогов с понятием «фонематические процессы» у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Педагогов, родителей.

Консультация для воспитателей «Формирование игровой деятельности детей раннего возраста»Консультация для воспитателей «Формирование игровой деятельности детей раннего возраста» В 1 младшей группе (третий год жизни) мы уделяем большое внимание формированию самостоятельной, более развернутой сюжетной игре детей с.

Консультация для воспитателей логопедических групп «Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста» «Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста». Своевременное формирование грамматического строя речи ребенка – важнейшее.

Обобщение педагогического опыта в рамках проекта «Технологии формирования фонематических процессов у дошкольников с ОНР»Обобщение педагогического опыта в рамках проекта «Технологии формирования фонематических процессов у дошкольников с ОНР» 20 мая 2016 года на базе МБДОУ «Детский сад No38 «Золотой петушок» было проведено городское методическое объединение учителей-логопедов.

Проект «Пуговичный мир» как одна из форм развития познавательных процессов у детей дошкольного возрастаПроект «Пуговичный мир» как одна из форм развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста Познавательно-творческий проект Задачи: Образовательные познакомить детей с историей возникновения пуговиц, их разнообразием, спектром.

Весёлые «Звуковички». Дидактическая игра для развития фонематических процессовВесёлые «Звуковички». Дидактическая игра для развития фонематических процессов Нарушения в формировании фонетико-фонематического уровня у дошкольников к моменту школьного обучения затрудняют овладение программой по.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Логопедический тренинг для воспитателей «Формирование фонематических процессов у детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 6 апреля 2022 в 16:56
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Логопедический тренинг для воспитателей «Формирование фонематических процессов у детей дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Тараданова Алина Владимировна на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД