Лучший педагог года

Логопедический массаж-как инновационная технология в логопедической практике

Екатерина Осипова
Логопедический массаж-как инновационная технология в логопедической практике

В основном, на логопедических занятиях для улучшения звукопроизношения деткам предлагают выполнять дыхательную и артикуляционную гимнастику. Но, к сожалению, случается так, что этого недостаточно, так как нарушения речевого аппарата более серьезные. Именно в таких случаях ребенку может быть предложен нетрадиционный, но, тем не менее, очень эффективный метод логопедического воздействия – логопедический массаж.

Публикация «Логопедический массаж-как инновационная технология в логопедической практике» размещена в разделах

Применение логопедического массажа позволяет значительно сократить время коррекционной работы, особенно над формированием произносительной стороны речи. Использование логопедического массажа приводит к постепенной нормализации мышечного тонуса органов артикуляции, улучшает моторику.

Логопедический массаж может осуществлять логопед, дефектолог или медицинский работник, прошедший специальную подготовку и знающий анатомию и физиологию мышц, обеспечивающих речевую деятельность. Элементы массажа могут осуществляться родителями ребенка, специально обученными логопедом.

Перед проведением курса массажа необходимо получить заключение невропатолога и педиатра об отсутствии противопоказаний. Ни в коем случае нельзя проводить массаж, если у ребенка активные формы туберкулеза, конъюнктивиты, наличие герпеса на губах или другие инфекции полости рта, острая крапивница, отек Квинке в анамнезе, наличие увеличенных лимфатических желез, фурункулез, ОРЗ, стоматит.

В логопедии используют следующие виды массажа:

Массаж, основанный на приемах классического (укрепляющий или расслабляющий);

• Зондовый;

• Точечный;

• Аппаратный;

• Самомассаж

ПРИЁМЫ КЛАССИЧЕСКОГО МАССАЖА

Поглаживание - рука скользит по коже или слизистой, не сдвигая её, не собирая в складки. Если приём проводить медленно, он снижает тонус. С поглаживания обычно начинают и им заканчивают процедуру, оно же применяется в промежутках между другими приёмами.

Растирание- смещение, растяжение, передвижение тканей в различных направлениях. Рука смещает кожу, но не давит вглубь. Быстрое растирание стимулирует, а медленное (9 движений в минуту) — расслабляет.

Разминание - смещение тканей с их захватом — действие, стимулирующее даже при локальном воздействии.

Вибрация- передача колебаний руки логопеда на массируемые ткани ребёнка. Вибрация бывает двух типов: Прерывистая - с отрывом руки от поверхности кожи (поколачивание, посту­кивание). Она стимулирует мышцы; Непрерывная - колебания передаются без отрыва руки. Она расслабляет.

В начале работы логопед должен самостоятельно провести диагностику состояния мышц верхней половины туловища, шеи, мимических и артикуляционных. Это поможет определить тактику массажа. Такая диагностика проводится путем осмотра, пальпации, наблюдения при выполнении динамических и статических упражнений.

Перед массажем главное, что нужно сделать, это определить тонус мышц речевого аппарата.

Он может быть нормальным, повышенным (тогда он называется «гипертонус») и пониженным (гипотонус).

В норме мышцы находятся в состоянии некоторого напряжения. Здоровая мышца мягкая, упругая, эластичная, ее ощупывание безболезненно.

При гипертонусе мышцы более плотные, напряженные.

При гипотонусе вялые,дряблые.

Соответственно, при гипертонусе необходим расслабляющий (тормозящий) массаж, а при гипотонусе тонизирующий (стимулирующий).

На основании результатов предварительной диагностики логопед должен составить комплекс массажных приемов, наметить последовательность, методику их проведения и ориентировочно дозировку и только после этого приступать к логопедическому массажу.

Логопедический массаж проводится в теплом, хорошо проветренном чистом помещении. Длительность процедур составляет 5-7 минут на начальном этапе, с постепенным увеличением времени до 20-25 минут.

Частота проведения составляет 2-3 раза в неделю. Курс составляет 10-20 процедур, регулярность повторения курса — от двух недель до 2 месяцев, при серьезных поражениях массаж может выполняться в течение года и более.

Классический ручной массаж

Логопедический массаж выполняется в основном в области: мышц головы, шеи, верхнего плечевого пояса. Особое внимание в процессе логопедического массажа уделяется мышцам периферического речевого аппарата (мышцы языка, губ, щек, мягкого нёба)

Зондовый массаж

Цель зондового массажа – нормализация речевой моторики. Метод прост и эффективен. Он дает возможность целенаправленно воздействовать на пораженные участки артикуляционных органов, активизируя и восстанавливая их деятельность.

Точечный массаж.

Точечный массаж – разновидность лечебного массажа, когда локально воздействуют расслабляющим или стимулирующим способом на биологически активные точки (зоны) соответственно показаниям при заболевании или нарушении функции.

Аппаратный массаж проводят с помощью вибрационных, вакуумных и других приборов.

Самомассаж – это массаж, выполняемый самим ребёнком, страдающим речевой патологией, это динамические артикуляционные упражнения, вызывающие эффект, сходный с массажным. Самомассаж органов артикуляции активизирует кровообращение в области губ и языка. Ребёнок сам выполняет приёмы самомассажа, которые показывает ему взрослый.

Использование самомассажа полезно по нескольким причинам:

Можно проводить не только индивидуально, но и фронтально с группой детей одновременно.

• Можно использовать многократно в течение дня, включая его в различные режимные моменты в условиях дошкольного учреждения.

• Можно использовать без специального медицинского образования.

Процедура самомассажа проводится по схеме:

-Массаж головы;

-Мимических мышц лица,

-Губ;

-Языка.

Таким образом, логопедический массаж оказывает общее положительное воздействие на организм в целом, вызывая благоприятные изменения в нервной и мышечной системах, играющих основную роль в речедвигательном процессе.

Прикреплённые файлы:

logomasazh_kcte7.pptx | 14951,88 Кб
 
Публикации по теме:

Профилактика гриппа, ОРЗ. Точечный массаж при ОРЗ С наступлением осени и холодов, возрастает риск возникновения различных простудных заболеваний. ОРВИ и ОРЗ являются очень распространенными.

Игровой массаж для дошкольников ИГРОВОЙ МАССАЖ Современные мамы и папы прекрасно знают об огромном влиянии факторов окружающей среды на развитие ребенка. Солнечный свет.

Инновационная деятельность в ДОУ. Проект «Экогимнастика» Цель: вызвать у детей желание общаться с природой, посредством осознанного выполнения физических упражнений. Задачи: 1. Развивать у детей.

Инновационная форма работы с родителямиИнновационная форма работы с родителями Родительское собрание с элементами тренинга «В кругу семьи» Целью данного собрания является : воспитание у детей желания и потребность.

Инновационная форма родительского собранияИнновационная форма родительского собрания Родина – это родные вам люди, родной дом, семья, дружба, любовь и добро. Родина начинается с семьи! В семье должно быть взаимопонимание,.

Использование ИКТ в логопедической практике В последние годы наблюдается увеличение числа детей с различными видами речевой патологии. Основной целью логопедической службы образовательного.

Кейс-технология — интерактивная технология для краткосрочного обучения на основе реальных или вымышленных ситуаций Впервые работа с кейсами в рамках учебного процесса была реализована в Гарвардской школе бизнеса в 1908 г. В России данная технология стала.

Консультация «Логопедический массаж и его применение на практике» Логопедический массаж и его применение на практике Кузнецова Любовь Михайловна Пащенко Анастасия Олеговна. I. Теоретические основы логопедического.

Портфолио дошкольника как инновационная технология преемственности между ДОУ и школой Разработчики стандарта ДО красной нитью проводят утверждение о том, что «не ребенок должен быть готов к школе, а школа должна быть готова.

Элементы песочной терапии в логопедической практике. В помощь логопедамЭлементы песочной терапии в логопедической практике. В помощь логопедам Сегодня хотела бы рассказать Вам о песочной терапии, а точнее как можно использовать элементы песочной терапии на практике. В настоящее.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Логопедический массаж-как инновационная технология в логопедической практике
Опубликовано: 26 января 2016 в 22:41
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Логопедический массаж-как инновационная технология в логопедической практике» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Осипова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.

10 июня. День летней безопасности. «Безопасность на воде». Передвижка для родителей

У малышей обычно отсутствует природный страх перед водой. Дети не способны адекватно оценить уровень угрозы, а значит, основная задача по обеспечению их безопасности на воде ложится на родителей.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД