Папки-передвижки

Личностно-ориентированный подход в коррекционной работе логопеда

Татьяна Ястребова
Личностно-ориентированный подход в коррекционной работе логопеда

Во Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей говорится: «Дети мира невинны, уязвимы и зависимы. Они также любознательны, энергичны и полны надежд. Их время должно быть временем радости и мира, игр, учёбы и роста. Их будущее должно основываться на гармонии и сотрудничестве…» На гармонии и сотрудничестве должны строить свои отношения и взрослые люди, и педагоги, в том числе и учителя-логопеды.

Основная задача коррекционно-педагогической работы- создание условий для всестороннего развития ребенка с речевой патологией в целях обогащения его социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверстников.

Публикация «Личностно-ориентированный подход в коррекционной работе логопеда» размещена в разделах

Для ее решения используются классические и современные педагогические и психологические подходы - гуманистический, развивающий, компетентностный, возрастной, индивидуальный, деятельный, личностно-ориентированный.

Личностно-ориентированный подход стремительно завоевывает дошкольное образовательное пространство.

К вопросам личностно-ориентированного развития детей дошкольного возраста обращались Г. А. Волкова, Р. И. Лалаева, Р. Е. Левина, Е. М. Мастюкова, С. А. Миронова, В. И. Селиверстов, Т. Б. Филичева и другие исследователи.

Суть личностно-ориентированного подхода в том, что в воспитательно-образовательном процессе во главу ставятся личность ребенка, его потребности, делается упор на развитие индивидуальных качеств и проявление уникальных черт.

Таким образом, основной целью личностно-ориентированного подхода является помощь ребенку в социализации с ориентацией на общечеловеческие ценности, в адаптации ребенка к окружающей среде.

Особую актуальность он приобретает в коррекционной логопедической работе. Это связано с тем, что дети с речевыми нарушениями зачастую имеют повышенный уровень тревожности, плохо адаптируются к социальной среде, не сразу идут на контакт, вялы либо расторможены, что в дальнейшем может привести к эмоциональной депривации.

Правильная, хорошо организованная коррекционная работа в сочетании с личностно – ориентированным подходом позволяет сгладить имеющиеся отклонения и помочь ребенку максимально комфортно адаптироваться социальной среде.

В связи с этим, в коррекционно-развивающей работе логопеды используют личностно-ориентированную модель взаимодействия, которая направлена на создание комфортных психологических условий для ребенка.

Знания, умения и навыки в этой модели выступают средством достижения цели.

Личностно-ориентированное обучение исходит из признания уникальности субъектного опыта самого ребенка, в частности, в освоении языковой действительности. Поэтому на занятиях осуществляется непосредственно индивидуальный и дифференцированный подход к каждому ребёнку.

1. Во время обследования ребенку предлагаются разные наборы наглядного материала, и он имеет возможность выбрать понравившейся ему.

2. Во время обследования речи – основная форма диалог;

3. Речевая карта отражает изменения в речи ребенка, динамику развития его речи, ребенок «сравнивается с самим собой»;

4. Во время индивидуальных занятий учитываются желания ребенка

5. Работа по развитию артикуляционной моторики, постановке, автоматизации и дифференциации звуков в речи, а также развитию фонематического восприятия, коррекции нарушенных функций проводится с учетом возможностей и индивидуальных особенностей каждого ребенка. Например, при подготовке органов артикуляции к произношению свистящих звуков, дети выполняют одни упражнения «Качели», «Горка», «Колесо», а при постановке шипящих звуков другие упражнения: «Чашечка», «Рупор»;

6. Задания для коррекционных занятий подбираются в соответствии с нуждами и желаниями ребенка. Для этого при построении организационного момента к занятию в целом или к конкретному заданию перед детьми ставится проблемная ситуация, которую требуется решить. Дети выдвигают гипотезы, предлагают решения проблемы, выбирают лучшее решение. Таким образом, проблема становится индуктором, настраивающим детей на работу, а также позволяют сформулировать тему занятия самостоятельно. Например, логопед предлагает проблему к заданию на словообразование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами: «Ребята, посмотрите, кто пришел к нам на занятие (Котенок). Котенок — очень ласковое животное. Как вы думаете, раз он такой ласковый, как он будет разговаривать? (Дети рассуждают и приходят к выводу, что герой будет называть все предметы ласково) Верно, сейчас будем называть ласково вот эти фрукты». Так дошкольникам дается возможность самостоятельно сформулировать задание, уметь договориться;

7. Родителям даются индивидуальные консультации, помогающие грамотно организовать занятия с детьми дома;

8. Индивидуальная тетрадь ребенка является полем его творчества. Ребенок заинтересован, в том, чтобы его тетрадь была самой лучшей, самой аккуратной и красивой

9. Составление индивидуальных планов лого-коррекционной работы, исходя из диагностики речевых нарушений и психических особенностей детей. Это относится к видам деятельности, характерным для каждого конкретного ребенка, а также возрастным особенностям детей.

Например, при составлении индивидуальных планов лого-коррекционной работы для ребенка, склонного к изобразительной деятельности, чаще будут предлагаться задания типа «Нарисуй, раскрась, обведи по точкам»; ребенка с математическими способностями можно просить пересчитывать картинки, звуки, фразы и т. д. ; для детей, которым нравятся, например, животные или растения подбирается соответствующая лексика и иллюстративный материал.

На фронтальных занятиях необходимо

- Учитывать уровень и темп развития каждого ребенка

- Учитывать индивидуальные особенности ребенка.

- Учитывать психологическое состояние в течение всего занятия ( эмоциональных: радость, досада, веселость и др. ; психофизиологичеких - бодрость, усталость, возбужденность и др; интеллектуальных - сомнение, сосредоточенность.

- Использовать разнообразные формы и методы организации работы детей, позволяющих раскрыть содержание их субъектного опыта относительно предложенной темы.

- Создать атмосферу заинтересованности каждого ребенка.

- Стимулировать детей к использованию разнообразных способов выполнения заданий на занятии без боязни ошибиться, получить неправильный ответ.

- Использовать различные сенсорных каналов при объяснении нового материала.

- Поощрять стремление ребенка предлагать свой способ работы, анализировать в ходе занятия разные способы, предлагаемые детьми, отбирать и анализировать наиболее рациональные, отмечать и поддерживать оригинальные.

- Применять задания, позволяющие ребенку самому выбирать тип, вид и форму материала.

- Создать такие ситуаций общения, которые позволят каждому ребенку проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность к способам работы.

- Использовать парную или групповую работы для развития коммуникативных умений детей.

- Проводить с детьми рефлексию занятия (обсуждение с детьми в конце занятия не только того, что “мы узнали”, но и того, что понравилось (не понравилось) и почему; чтобы хотелось выполнить еще раз, а что сделать по – другому.)

Анализировать не только правильность (неправильность) ответа, но и его самостоятельность, оригинальность, стремление искать разнообразные способы выполнения заданий.

Таким образом, логопедами активно и повседневно используются личностно-ориентированные технологии, что позволяет подойти к коррекции речи детей с позиций современной педагогики и психологии. Традиционные методы и приемы успешно перерабатываются, приводятся в соответствие с ФГОС и успешно реализуются в процессе коррекционно-логопедической работы.

Публикации по теме:

Использование тауматропа в работе логопедаИспользование тауматропа в работе логопеда Организация обучения детей с нарушениями речи предусматривает постоянную эмоциональную поддержку детей на занятиях и интереса к изучаемому.

Консультация «Буккальный массаж в работе логопеда»Консультация «Буккальный массаж в работе логопеда» Цель: познакомить педагогов, родителей с универсальной техникой массажа, которая несет не только эстетический, но и выраженный оздоровительный.

Годовой отчет о работе учителя–логопеда .

Фотоотчет «ИКТ в работе логопеда»Фотоотчет «ИКТ в работе логопеда» ИКТ в работе логопеда. В современном образовательном пространстве всё большее место занимают компьютерные технологии. Не обошли эти прогрессивные.

Личностно-ориентированный подход к развитию и воспитанию дошкольников на занятиях и в повседневной жизни. Видео-презентацияЛичностно-ориентированный подход к развитию и воспитанию дошкольников на занятиях и в повседневной жизни. Видео-презентация Личностно-ориентированный подход к развитию и воспитанию дошкольников на занятиях и в повседневной жизни. Выступление на РМО. Видео-презентация.

Использование мнемотехники в коррекционной работе учителя-логопеда Инновационная технология – мнемотехника в работе с дошкольниками. Цель: Предложить педагогам приёмы мнемотехники в работе с детьми. Задачи:.

Мой подход к работе с детьми (из опыта работы)Мой подход к работе с детьми (из опыта работы) В детском саду дошкольники получают первый опыт общения, первый опыт обучения. Моя основная задача как педагога – сделать этот опыт удачным,.

Нейрогимнастика в работе логопедаНейрогимнастика в работе логопеда ! Ритмично двигая пальчиками, мы способствуем активизации речевых центров головного мозга; ---! Повышаем речевую.

Современный подход учителя-логопеда с родителями по преодолению ОНР у детей старшего дошкольного возраста через игруСовременный подход учителя-логопеда с родителями по преодолению ОНР у детей старшего дошкольного возраста через игру Учитель-логопед: Рудь Н. А. “Без игры нет, и не может быть, полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через.

Эссе «Мой подход к работе с детьми» В настоящее время остро стоит проблема воспитания и обучения детей с ОВЗ, которые нуждаются в особом подходе. В основе моей работы лежит.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:

Публикация Личностно-ориентированный подход в коррекционной работе логопеда (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Татьяна Ястребова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Личностно-ориентированный подход в коррекционной работе логопеда
Опубликовано: 21 марта 2022 в 06:28
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД