Получи документы

Квалификационная работа «Нравственное воспитание детей раннего возраста посредством игровой деятельности». Часть 3

Светлана Александровна Бушуева
Квалификационная работа «Нравственное воспитание детей раннего возраста посредством игровой деятельности». Часть 3

Выполнила: Бушуева Светлана Александровна, воспитатель МБДОУ "Детский сад № 412 г. Челябинска"

Часть 3.

Глава 1.

1.3. Методы, средства, механизмы и формы нравственного воспитания детей

В раннем возрасте у детей начинается процесс нравственного развития личности, которое включает три аспекта:

Публикация «Квалификационная работа „Нравственное воспитание детей раннего возраста посредством игровой деятельности“, Часть 3» размещена в разделах

- когнитивный (информационный) аспект – знания и представления о нравственных понятиях, эталонах, нормах, правилах, личностных нравственных качествах;

- эмоционально-мотивационный аспект – нравственные чувства, социально-нравственные эмоции, моральные мотивы и предпочтения, нравственная оценка и самооценка;

- поведенческий аспект – моральные действия и поступки, нравственные привычки, т. е. реализация нравственных норм и требований.

Взаимосвязь когнитивного, аффективного и поведенческого компонентов в личностной сфере обусловливает единство нравственного сознания и поведения. Данные компоненты только начинают формироваться в раннем возрасте. Этому способствуют стремление детей к совместной деятельности со взрослыми, их высокая подражательность.

Специфика процесса нравственного воспитания обусловлена также и его содержанием - общественной моралью, необходимостью внедрения норм общественного нравственного сознания в индивидуальное сознание и поведение каждого ребенка.

В современной педагогике существует несколько классификаций методов нравственного воспитания. Рассмотрим наиболее значимые для нас.

Классификация В. И. Логиновой основана на активизации механизма нравственного развития в процессе воспитания и включает следующие методы:

- стимулирование чувств и отношений (пример взрослых, поощрение, наказание, требование);

- формирование нравственного поведения (приучение, упражнения, руководство деятельностью);

- формирование нравственного сознания (убеждение в форме разъяснения, внушение, этические беседы).

Классификация Б. Т. Лихачева опирается на логику самого процесса нравственного воспитания и включает нижеперечисленные методы:

- доверительное взаимодействие (уважение, педагогические требования, убеждение, обсуждение конфликтных ситуаций);

- воспитательное воздействие (разъяснение, снятие напряжения, обращение к сознанию, чувству, воле, поступку);

- организация и самоорганизация воспитательного коллектива в перспективе (игра, соревнования, единые требования). При этом очень важно понимание педагогом методических приемов, направленных на регулирование общения детей в процессе совместной деятельности. Например, к ним относятся следующие приемы:

- объяснение необходимости работать дружно, ориентируясь на общий результат при демонстрации способов совместно-раздельных и совместно- последовательных, совместно-распределенных действий;

- обучение детей взаимопомощи советом, показом, совместным со сверстником выполнением дела, указанием на то, что выполнять работу задругого не означает помочь ему, а напротив, сделать ему хуже: не дать возможности научиться делать самому;

- напоминание последовательности этапов совместной работы и опережающее одобрение ее результатов как результатов коллективного труда;

- разъяснение детям моральных правил поведения, в которых были бы даны образцы поступков с точки зрения их влияния на формирование положительных взаимоотношений в детском коллективе.

Нравственное воспитание детей дошкольного возраста осуществляется с помощью множества средств, важнейшими из которых являются следующие:

- Художественные средства (художественная литература, народный фольклор, искусство, музыка и т. д.) оказывают влияние на эмоциональную сферу и чувства детей;

- Обращение к природе является средством, вызывающим гуманное отношение ко всему живому, чувство сострадания, сопереживания, эмпатии, заботы — воздействует на сферу личности детей многогранно, является одним из самых важных средств воспитания морали, нравственного воспитания;

- Средства собственной деятельности детей (игровая деятельность, обучение, общение, труд, продуктивная творческая деятельность) — способствуют развитию дружеских взаимоотношений, трудолюбия и познавательного интереса;

- Окружающая обстановка, социум (семья, близкие, сверстники и др.) — влияет на моральные нормы и ценностные ориентации ребенка.

Эффективность нравственного воспитания зависит от правильного выбора средств, в соответствии с целью и задачей воспитания, возрастными особенностями детей, уровня их развития.

Формы организации нравственного воспитания могут быть представлены в следующих видах:

- организация совместной деятельности взрослых и детей, под которой можно понимать деятельность двух и более участников процесса социально-коммуникативного и нравственного воспитания по решению задач нравственного воспитания на одном пространстве и в одно и то же время. Она отличается наличием партнерской позиции взрослого и партнерской формой организации (сотрудничество взрослого и детей, возможность свободного размещения, перемещения и общения детей в процессе образовательной деятельности, предполагает сочетание индивидуальной, подгрупповой и групповой форм организации работы с воспитанниками;

- организация самостоятельной деятельности детей, под которой понимается общение и свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей среды, обеспечивающей выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющей ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально.

Прочность, устойчивость нравственного качества зависят от того, как оно формировалось, какой механизм был положен в основу педагогического воздействия. Рассмотрим механизм нравственного становления личности. Для формирования любого нравственного качества важно, чтобы оно проходило осознанно. Поэтому нужны знания, на основе которых у ребенка будут складываться представления о сущности нравственного качества, о его необходимости и о преимуществах овладения им. Знания и чувства порождают потребность в их практической реализации - в поступках, поведении. Поступки и поведение берут на себя функцию обратной связи, позволяющей проверить и подтвердить прочность формируемого качества. Таким образом, формируется механизм нравственного воспитания : (знания и представления) + (мотивы) + (чувства и отношения) + (навыки и привычки) + (поступки и поведение) = нравственное качество. Данный механизм имеет объективный характер. Он проявляется всегда, при формировании любого, нравственного или безнравственного качества личности. Главная особенность механизма нравственного воспитания заключается в отсутствии принципа взаимозаменяемости. Это значит, что каждый компонент механизма важен и не может быть ни исключен, ни заменен другим. При этом действие механизма носит гибкий характер: последовательность компонентов может меняться в зависимости от особенности качества, от его сложности и от возраста объекта воспитания.

Итак, процесс нравственного воспитания — это совокупность последовательных взаимодействий воспитателя и коллектива, направленных на достижение эффективности и качества педагогической деятельности и должного уровня нравственной воспитанности личности ребенка. Именно посредством игровой деятельности, которая является ведущей в данном возрасте, мы сможем достигать решения различных педагогических задач по всем направлениям развития и воспитания детей дошкольного возраста, в том числе в процессе нравственного воспитания детей раннего возраста.

Публикации по теме:

Развитие мелкой моторики в условиях адаптации и организации игровой деятельности детей раннего возрастаРазвитие мелкой моторики в условиях адаптации и организации игровой деятельности детей раннего возраста Здравствуйте, дорогие коллеги, читатели моего блога! Каждому, кто работает в дошкольном учреждении, известно: начало учебного года.

Анализ работы по самообразованию «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста» Анализ работы по самообразованию «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста» «Чтение, – говорил В. А. Сухомлинский, – это.

Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельностиФормирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности Актуальность. Многие дошкольники испытывают серьёзные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Причины возникновения.

Консультация для воспитателей «Формирование игровой деятельности детей раннего возраста»Консультация для воспитателей «Формирование игровой деятельности детей раннего возраста» В 1 младшей группе (третий год жизни) мы уделяем большое внимание формированию самостоятельной, более развернутой сюжетной игре детей с.

Опыт работы «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности»Опыт работы «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности» Научись любить и понимать людей и рядом с тобой всегда будут друзья! Способность общаться — это дар или то, чему можно научиться? Общение.

Отчёт по теме «Развитие математических способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности» Уважаемые коллеги! Хочу поделиться опытом работы и представить вашему вниманию отчёт за межаатестационный период по теме:«Развитие математических.

План работы по самообразованию «Сенсорное воспитание детей раннего дошкольного возраста» (2 часть) Консультация для родителей «Капризы и упрямство малыша» Родителям детей раннего возраста (1-2 года) нередко приходится сталкиваться с их.

Проектная деятельность музыкального руководителя «Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством фольклора» Педагогический проект «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе музыкального фольклора» Актуальность проблемы: «Воспитание.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности В связи с вступлением в силу приказа Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного.

Экологическое воспитание детей посредством театрализованной деятельностиЭкологическое воспитание детей посредством театрализованной деятельности Одна из острейших проблем современности – экологическая проблема. Будущее зависит от компетентного участия в их решении, от уровня экологической.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Квалификационная работа «Нравственное воспитание детей раннего возраста посредством игровой деятельности». Часть 3
Опубликовано: 11 октября 2020 в 14:04
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Квалификационная работа «Нравственное воспитание детей раннего возраста посредством игровой деятельности». Часть 3» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Александровна Бушуева на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД