Лучший педагог года

Курсовая работа «Пластилинография как средство развития изобразительных умений у детей раннего возраста»

Виктория Ильющенко
Курсовая работа «Пластилинография как средство развития изобразительных умений у детей раннего возраста»

КУРСОВАЯ РАБОТА

по профессиональному модулю: обучение и организация различных видов деятельности общения детей с сохранным развитием

на тему: «Пластилинография как средство развития изобразительных умений у детей раннего возраста»

Содержание

Введение 2

Публикация «Курсовая работа „Пластилинография как средство развития изобразительных умений у детей раннего возраста“» размещена в разделах

Глава 1 Теоретическое обоснование использования пластилинографии как средства развития изобразительных умений у детей раннего возраста 4

1.1 Подходы исследователей к развитию изобразительных умений у детей раннего возраста 4

1.2 Особенности развития изобразительных умений у детей раннего возраста 7

1.3 Использование пластилинографии в развитии изобразительных умений у детей раннего возраста 10

Заключение 13

Список литературы 15

Словарь терминов

Введение

Актуальность: В соответствие федеральным законом 273-Ф3[1] образовательная деятельность должна осуществляется в совокупности с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования область художественно-эстетическое развитие : восприятие и понимание произведений искусства (изобразительного, становление эстетического отношения к окружающему миру, реализация самостоятельной деятельности детей (изобразительной).[2] По мнению педагогов, развития интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения руки, в частности с развитии движений в пальцах кисти. [4.] В. А. Сухомлинский отмечал «Истоки способности и дарования детей находится на кончиках пальцев. От плацев образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источники творческой мысли».[15] Так же этой проблеме развития и воспитания детей раннего возраста посвящены работы В. М. Бехтерева, Н. М. Щелованова, Н. Л. Фигуриной, Н. М. Аксариной, Е. И. Радиной, А. М. Фонарева, С. Л. Новоселовой, Л. П. Павловой, Э. Г. Пилюгиной, Г. Г. Филипповой и др. Исследователи определяют ранний возраст как период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Н. М. Щелованов, Н. М. Аксарина, Н. П. Сакулина, Л. А. Венгер и др. считают ранний возраст сензитивным для сенсорного развития детей[9]. В этот период начинают формироваться представления о сенсорных эталонах. К концу раннего возраста дети уже способны различать цвета, некоторые геометрические фигуры, ярко выраженную величину предметов, звуки, выделять запахи. Из выше сказанного, мы понимаем, что пластилинография в раннем возрасте является неотъемлемой частью для развития детей.

Цель: теоретически обосновать эффективность использования пластилинографии в развитии изобразительных умений у детей раннего возраста.

Предмет: Пластилинография как средство развития изобразительных умений у детей раннего возраста.

Объект: развитие изобразительных умений у детей раннего возраста по средствам пластилинографии.

Задачи:

1. проанализировать научно-педагогическую литературу по проблеме исследования

2. Раскрыть особенности развития изобразительных умений у детей раннего возраста

3. Определить понятие пластилинографии

4. Составить словарь терминов

Метод: Анализ психолого-педагогической и нормативно-правовой литературы

Глава I Теоретическое обоснование использования пластилинографии как средства развития изобразительных умений у детей раннего возраста

1.1 Подходы исследователей к развитию изобразительных умений у детей раннего возраста

Все виды художественной деятельности - восприятие произведений искусства, первые их оценки, попытки исполнять и импровизировать - возникают уже в дошкольном детстве. И дело воспитателей создать все условия для приобщения ребенка к разнообразным видам художественной практики.

Известный психолог Б. Теплов еще в 40-х годах указывал на односторонность в подходе к трем основным видам художественной деятельности: восприятию, исполнительству, творчеству. Если, например, в изобразительной практике детей учат рисовать, лепить, но мало развивают восприятие, то в литературной все внимание уделяется именно процессу восприятия. В музыкальной же практике тщательно обучают исполнительским навыкам, но мало внимания уделяют импровизации. Наиболее сложный и наименее разработанный вид деятельности - это творчество. Известно, что педагогическая мысль различных стран уже многие десятки лет исследует проблему природы возникновения детского художественного творчества. В решении этого вопроса сложились две противоположные тенденции. В одних случаях источник творчества рассматривается как результат лишь внутренних самозарождающихся сил ребенка. Становление творческих способностей сводится целиком к спонтанному моменту. Отсюда уже следует вывод о неуправляемости процессом формирования художественных способностей ребенка и тщетности педагогического вмешательства в него. В других случаях источник детского творчества ищут в самой жизни, в искусстве. Создание соответствующих педагогических условий объявляется гарантией активного влияния на развитие детского творчества. Особое значение придается тут усвоению детьми художественного опыта, обучению их приемам творческих действий. эти тенденции часто «редактировались» и варьировались, приобретали различный характер, обосновывались различными соображениями. В одних случаях, педагогические условия формирования детского художественного творчества сводились лишь к созданию художественной среды, окружения. Роль активного руководства отрицалась. В других же случаях слишком прямолинейно и грубо решался вопрос о непосредственном воздействии взрослого на творческие процессы ребенка.

Заметную роль (в области изобразительной деятельности) играли взгляды А. Бакушинского. [7] Тонкий знаток детских рисунков, он давал, им, однако, неверное толкование, выискивая в них проявления бессознательного начала и подчеркивая стихийность процессов рисования. С его точки зрения, существует некая биологическая предопределенность в развитии детского творчества. Подобный взгляд на природу детского творчества, естественно, привел А. Бакушинского к идее резкого ограничения задачи руководства творчеством лишь созданием своеобразной художественной среды.

Дискуссии вокруг проблемы детского художественного творчества и его руководства особенно интенсивно развернулись в последние годы. Эти дискуссии коснулись различных видов художественной деятельности - изобразительной, музыкальной, литературной.

В художественных и педагогических журналах авторы статей оценивают с различных позиций многие вопросы обучения и творчества. В журнале «Детская литература» поводом к дискуссии явилась книга B. Глоцера «Дети пишут стихи». Автор доказывает, что творчество возникает и развивается путем саморазвития, так как ребенку присуще особое видение. Творчество существует своей «естественной жизнью», управление им немыслимо; достаточно лишь создать соответствующие условия. Эта точка зрения получила поддержку (С. Сивоконь, но и критиковалась (Н. Погодина, Н. Ягункова). Книга В. Глоцера содержит интересные наблюдения, яркие характеристики детского творчества, хотя ее основная концепция весьма спорна. По мнению автора, всякое грубое вмешательство в область изначальных естественных творческих задатков ребенка опасно. [3] Почему же, однако, педагогическое вмешательство должно быть грубым? Здесь нельзя не согласиться с мнением Н. Ягунковой, которая отмечает, что разбудить способности - это не значит открыть какой-то клапан, дать простор природе ребенка. Способности формируются постепенно, в процессе активной деятельности, и, следовательно, велико может быть значение целенаправленной системы педагогических воздействий, достаточно гибких и тонко учитывающих индивидуальные способности детей. Советская педагогическая наука основывается на той четкой общеметодологической базе, которая позволяет решать многие практические вопросы, возникающие в процессе той или иной творческой деятельности. Утвердилась материалистическая трактовка природных задатков. Ведутся поиски в области физиологии, объясняющей природу эмоционально-эстетической активности. Психология постепенно приближается к познанию таких сложных явлений, как интуиция, творческое воображение. Само по себе творчество перестает быть таинственной и непознаваемой сферой художественной практики. Отсюда возникает возможность в управлении его процессами, особенно в их первоначальных проявлениях. [4]Современная наука пытается найти объяснение объективной природы детского художественного творчества. Важно не только получить характеристику его структуры, но и проследить генетический путь его развития, установить оптимальные условия, которые обеспечат его дальнейшее формирование. Огромное значение художественного творчества в эстетическом развитии ребенка не требует специальных доказательств. Здесь следует думать лишь о конкретной реализации поставленных задач. Известно, что развитие положительных качеств личности происходит всегда в определенных условиях общественной жизни. Своеобразие творческой, в частности художественной, практики сказывается особенно наглядно в процессе формирования человека, способного преобразовать общество согласно коммунистическим идеалам. Ребенку предстоит проявлять чувство нового в своей исполнительской и продуктивной творческой деятельности. Для того чтобы дети успешно занимались творческой практикой, необходимо прежде всего определенное руководство со стороны взрослых. Таким образом, постановка задач творческого развития и реальное их решение побуждают педагогов к поискам новых организационных форм, и в частности подводят к вопросам организации детской самостоятельной изобразительной деятельности, т. е. педагогу надо проявить много выдумки, педагогического такта, творчества, в руководстве детским творчеством. Подтверждением действенности метода практического участия в художественной деятельности, которая увлекает ребёнка и тем самым способствует развитию в нём творческого начала, служат высказывания видных психологов и педагогов. Справедливы их утверждения, что ребёнок раскрывается не тогда, когда он выступает в роли пассивного зрителя, а когда он увлечён каким-то делом, требующим активности, самостоятельности, проявления фантазии и воображения[.

1.2 Особенности развития изобразительных умений у детей раннего возраста

Процесс творчества у детей складывается из нескольких этапов. Эти этапы можно рассмотреть.

На первом этапе роль педагога заключается главной в организации тех жизненных наблюдений, которые влияют на детское творчество. Если ребенку предстоит отражение жизненных впечатлений в рисунке и сказке, в песне и игре-инсценировке, то его надо учить, прежде всего, образному видению окружающего. В детском саду ребенка знакомят с достаточно широким кругом общественных и природных явлений. Это расценивается как источник творчества. При отборе наблюдаемых объектов исходят из реальной возможности отражения их в рисунках. Конечно, наблюдения следует вести не перед самим рисованием, а в течение некоторого времени, чтобы у ребенка было целостное представление об явлении или объекте. Наблюдения детей могут помочь развитию комбинаторных способностей. Важно, чтобы они увидели, что некоторые явления могут быть изменены и преобразованы. В деле обогащения восприятия детей особую роль играет искусство. [10]

Данный этап формирования детского изобразительного творчества назван первым условно. Он всегда предшествует самой творческой деятельности, однако развитие восприятия, накопление художественного и жизненного опыта тесно связаны с последующей художественно-творческой деятельностью детей.

Второй этап - собственно процесс детского творчества, который непосредственно связан с возникновением замысла, с поисками изобразительных средств.

Процесс детского творчества не очень развернут во времени. Творческий акт проходит тут «на одном дыхании». Ребенок дает быстрый разряд своим чувствам и, по мнению Л. Выготского, «творит в один прием». И все же, как бы ни был короток этот прием, в нем есть определенные грани, как бы завершающие какую-то часть выполненного, и каждая из этих частей требует особого подхода.

Дети должны быть введены в воображаемую ситуацию. Наибольшую трудность представляет создание радостной атмосферы, полной интересных, иногда неожиданных переживаний, которая необходима для успешного осуществления ребенком творческой деятельности и обеспечивает внутреннюю потребность самовыражения в творчестве. [9] Особое значение для формирования творчества на этом этапе приобретает освоение ребенком способов сенсорного обследования материалов, которое заключается в освоении детьми формы, цвета, качества материала, движения в танце, звуков музыкального инструмента, слова, интонации. Чем шире окажется ориентированность детей в самых разнообразных свойствах предметов и явлений, тем жизненнее и образнее творчество. Обследуя формы, звуки, ребенок не только познает их свойства, но и как бы изучает их возможности. Происходит взаимодействие ребенка с «материалом», необходимым ему для художественного выражения. [6] Исходя из этого, поэтапное формирование позволяет обеспечить динамику развития художественно-образного воплощения замысла доступными детям средствами.

Дети младших возрастов не в состоянии создавать какую-то цельную композицию, устанавливать связь между ее отдельными компонентами, применять комплекс выразительно-изобразительных средств. Но принципиально важно, чтобы они с раннего детства умели передавать, допустим, образы «летящего снега». Они должны чувствовать за различными признаками художественных средств их выразительное значение.

Завершающий этап этого процесса знаменуется появлением новой продукции. На этом этапе ребенок начинает интересоваться качеством своей продукции и, испытывая эстетическое удовольствие, стремится сделать ее завершенной. Но переживания его будут еще полнее, если он убедится в том, что эта работа интересна не только для него, но и для окружающих. Вот почему столь важен анализ детской продукции, проводимый взрослым; этот анализ нужен и для формирования художественного вкуса. [8]

Наибольшую трудность представляет создание радостной атмосферы, полной интересных, иногда неожиданных переживаний, которая необходима для успешного осуществления ребенком творческой деятельности и обеспечивает внутреннюю потребность самовыражения в творчестве. Нужно обеспечить вариативность ситуаций, в которых ему предстоит действовать, ибо это активизирует его мыслительную деятельность. Для формирования творчества важно время от времени изменять условия, сочетать индивидуальные и коллективные работы. Например, ребенок доволен своим рисунком, но коллективная работа на развернутом листе доставляет ему особое удовольствие. Общие усилия, направляемые на достижение цели, приносят детям много радости. Все это расширяет рамки творческих проявлений, и деятельность становится активной. Особое значение для формирования творчества на этом этапе приобретает освоение ребенком способов сенсорного обследования материалов, которое заключается в освоении детьми формы, цвета, качества материала. Чем шире окажется ориентированность детей в самых разнообразных свойствах предметов и явлений, тем жизненнее и образнее творчество. Обследуя формы, звуки, ребенок не только познает их свойства, но и как бы изучает их возможности. Возникновение замыслов побуждает детей к поискам средства их воплощения. [11] Происходит взаимодействие ребенка с «материалом», необходимым ему для художественного выражения (краски, глина, интонации, слова и т. д.). В лепке, в рисунках, в конструктивной деятельности с природным материалом дети ищут линейные контуры, форму, ритм, колорит, композицию и т. д.

Формирование творчества не завершается даже на этом этапе. О реальных результатах педагогической работы можно говорить в том случае, если у ребенка рождается потребность применить усвоенное уже в иных условиях, использовать опыт по собственной инициативе. Однако эта тема является уже предметом дальнейших исследований.

1.3 Использование пластилинографии в развитии изобразительных умений у детей раннего возраста

Из всего многообразия видов изобразительного искусства дети обычно отдают предпочтение рисованию, которое имеет большое значение для всестороннего развития детей, способствует эстетическому и нравственному воспитанию, расширению кругозора. Примечательно, что рисовать можно не только с помощью красок, карандашей или фломастеров, но и в такой нетрадиционной художественной технике, как пластилинография.

Техника пластилиновой живописи в лепке уникальна. Дети с удовольствием открывают и самостоятельно придумывают новые цвета и оттенки из пластилина. Это разнообразит палитру, сближает лепку с рисованием красками. Почему привлекает техника пластилинографии? Данное направление деятельности выбрано нами не случайно. Лепкой дети начинают заниматься уже с младшего возраста, осваивая простейшие приемы работы с пластилином : раскатывание, сплющивание, вытягивание. [14] Лепка – самый осязаемый вид художественного творчества. Ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берет в руки и по мере необходимости изменяет. Основным инструментом в лепке является рука точнее, обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками, а не кисточкой, карандашом или ножницами. Как известно, развитие мелкой моторики напрямую влияет на умственное развитие ребёнка, его мышление и речь. Кроме того занятия с пластилином способствуют, в первую очередь, снятию мышечного напряжения и расслаблению. [7] Особенно эта проблема актуальна в наше время для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и для детей с нарушением речи. Она способствует всестороннему развитию ребенка : повышает его сенсорную чувствительность; развивает пространственное мышление, мелкую моторику; координирует движения рук.

Выполнить композицию в такой технике непросто, поэтому над ее созданием одновременно трудится несколько детей.

Лепкой дети начинают заниматься уже с младшего возраста. Это дает предпосылки к созданию сложных лепных композиций в старшем дошкольном возрасте и к использованию разнообразных приемов: выполнение декоративных налепов разной формы, прищипывание, сплющивание, оттягивание деталей от общей формы, плотное соединение частей путем примазывания одной части к другой. Важное значение начинает приобретать цвет пластилина, как средство выразительности, средство передачи признаков изображаемых предметов. Дети учатся смешивать разные цвета для получения более светлого оттенка, осваивают прием «вливания одного цвета в другой [13]

Первые успехи в работе вызовут у детей желание создавать тематические картинки сначала под руководством взрослого, а затем в собственном творчестве, что будет способствовать развитию воображения и фантазии детей.

Исходя из вышесказанного, мы понимаем, что при использовании пластилинографии выполняются такие задачи как:

1. Развитие мелкой моторики.

2. Снятие мышечного напряжения.

3. Формирование навыков работы с пластилином, пробуждение интереса к лепке.

4. Освоение новых приёмов (скатывания, надавливания, размазывания)

5. Обучение умению ориентироваться на листе бумаги.

6. Ознакомление с окружающим миром.

7. Развитие эмоций и фантазии.

8. Возможность через лепку выплеснуть отрицательные эмоции.

9. Развитие умения планировать свою работу и доводить ее до конца.

10. Интеграции различных образовательных сфер[5]

Заключение

Проанализировав научно-педагогическую литературу по проблеме исследования, мы теоретически обосновали эффективность использования пластилинографии в развитие изобразительных умений у детей раннего возраста, раскрыли основные особенности развития изобразительных умений у детей раннего возраста. И пришли к выводу о том, что показывают нам иследования Т. С. Комаровой и Давыдовой Г. Н. мы понимаем, что дети в большинстве случаев не получают знания и навыков. Мы поняли, что особенностью обучение детей раннего возраста навыкам работы с пластилином, а именно – пластилинографией, следует формировать поэтапно. Узнали, что он делится на 3 основных этапа. Дети начинают занятия по пластилинографии с наблюдения за теми или иными природными явлениями, что упоминалась выше. Пластилинография способствует развитию речи у детей раннего возраста, помогает детям с нарушением речи, что отмечал Василий Александрович Сухомлинский еще ХХ веке. В наше время этой работой занимаются В. М. Бехтерева, Н. М. Щелованова, Н. Л. Фигуриной, Н. М. Аксариной, Е. И. Радиной, А. М. Фонарева, С. Л. Новоселовой, Л. П. Павловой, Э. Г. Пилюгиной, Г. Г. Филипп. Мы поняли, что пластилинография является актуальной в наше время для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и для детей с нарушением речи так же, как и для детей имеющие нормальное развитие, потому что пластилинография способствует всестороннему развитию ребенка : повышает его сенсорную чувствительность; развивает пространственное мышление, мелкую моторику; координирует движения руки. Также мы определили понятие пластилинография и узнали что это нетрадиционная техника работы с пластилином, принцип которой заключается в создании лепной картины с изображением полу объёмных предметов на горизонтальной поверхности. Исходя из вышесказанного, мы определили особенности развития изобразительных умений у детей раннего возраста, такие как этапность развитии изобразительных способностей, использование определенных методических приемов и не менее важный элемент ритм в искусствоведческом языке (организующим началом детских работ в раннем возрасте является двигательный ритм) [12]

Список литературы

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N273- Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»

2. ФГОС ДО: Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного Образования, пункт 2.6 Художественно-этетическое развитие

3. Журнал «Детская литература», Алексеев С. П. Издательство Критико-библиографического института; 1937

4. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений 2-е изд. - М, Болотина Л. Р. Комарова Т. С. Баранов С. П. : Издательский центр «Академия,» 1997. - 240 стр

5. Комплексные занятия по программе под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Первая младшая группа / авт. -сост. О. П. Власенко, Т. В. Ковригина, В. Н. Мезенцева, О. В. Павлова. Изд. 2-е. - Волгоград : Учитель, 2012. - 262с.

6. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. - 304 стр

7. Пластилинография для малышей. Давыдова Г. Н. М. : Издательство «Скрипторий 2003», 2008.

8. Детский дизайн. Пластилинография : Давыдова Г. Н, - М. : Издательство «Скрипторий 2003», 2008. - 80с.

9. Дети в мире творчества: Книга для педагогов дошкольных учреждений, Комарова Т. С. - М. : Мнемозина, 1995. - 160 с.

10. Изобразительная деятельность в детском саду. Лыкова И. А.. - М. : Сфера, 2011. - 200 с.

11. Педагогика: словарь системы основных понятий. – Новиков А. М. М. : М. : Издательский центр ИЭТ, 2013. – 268 стр.

12. Дошкольная педагогика: - Этапы развития способностей к изобразительной деятельности у дошкольников-В. П Озерова Опубликовано в IX международной научной конференция «Педагогическое мастерство» Буки-Веди, 2016-150стр

14. Рекомендации для родителей «Пластилинография – это интересно- ср,.2016. Сусликова Т. С. -3стр

15. О воспитании | Сухомлинский Василий Александрович, В. А. Сухомлинский,.-Издательство политической литературы С91 1973г- 272стр

Публикации по теме:

«Бизиборд как средство развития детей раннего возраста» «Бизиборд как средство развития детей раннего возраста» муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №2 «Центр.

Опыт работы «Пластилинография как средство развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста» 1. ВведениеОдним из показателей хорошего физического и нервно - психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных.

Театрализованная деятельность как средство развития социально-коммуникативной компетентности детей раннего возрастаТеатрализованная деятельность как средство развития социально-коммуникативной компетентности детей раннего возраста Театр – это волшебный край,в котором ребенок радуется, играя,а в игре он познает мир! Театрализованная деятельность позволяет решать многие.

Бизиборд как средство развития детей раннего возраста (первая группа раннего возраста)Бизиборд как средство развития детей раннего возраста (первая группа раннего возраста) С самого рождения дети начинают познавать мир – сначала посредством звуков, образов и телесного контакта с близкими людьми, а затем начинается.

Игры с платочками как средство развития ручных уменийИгры с платочками как средство развития ручных умений Игры с платочками, как средство развития ручных умений. Лариса Гацко. Блог. Одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического.

Музыкальные игры как средство развития детей раннего возрастаМузыкальные игры как средство развития детей раннего возраста Наш детский сад МБДОУ 29 г. Азова является муниципальной инновационной площадкой по апробации и внедрению комплексной образовательной программы.

Пластилинография как средство развития мелкой моторики у детей раннего возрастаПластилинография как средство развития мелкой моторики у детей раннего возраста «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» В. А. Сухомлинский. Занятия пластилинографией, представляют большую возможность, для.

Предметная среда, как средство развития речи у детей раннего возраста. Предметная среда, как средство развития речи у детей раннего возраста. «В пустых стенах ребенок не заговорит» - заметила в свое время.

Представление инновационного педагогического опыта «Пластилинография как средство развития творческих способностей детей»Представление инновационного педагогического опыта «Пластилинография как средство развития творческих способностей детей» Тема инновационного опыта: «Пластилинография – как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста» 1. Актуальность.

Проектная работа «Футбол как средство развития навыков коллективного поведения у детей старшего дошкольного возраста»Проектная работа «Футбол как средство развития навыков коллективного поведения у детей старшего дошкольного возраста» лементы спортивных игр имеют огромную ценность для педагогического процесса в ДОУ. Спортивные игры являются настоящими помощниками в развитии.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Курсовая работа «Пластилинография как средство развития изобразительных умений у детей раннего возраста»
Опубликовано: 14 декабря 2020 в 11:21
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Курсовая работа «Пластилинография как средство развития изобразительных умений у детей раннего возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Виктория Ильющенко на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД