МААМ-картинки

Коррекционно-развивающий курс «Пальчиковая и кинезиологическая гимнастика для развития речи и интеллекта обучающихся с ОВЗ»

Ирина Возовикова
Коррекционно-развивающий курс «Пальчиковая и кинезиологическая гимнастика для развития речи и интеллекта обучающихся с ОВЗ»

Пояснительная записка

В реализации ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья рекомендован комплексный подход в коррекции нарушений с использованием современных развивающих и оздоравливающих технологий. Коррекционно-развивающий курс «Пальчиковая и кинезиологическая гимнастика для развития речи и интеллекта обучающихся с ОВЗ» предлагаю использовать в коррекционно-развивающих занятиях с обучающимися, имеющими нарушение интеллекта, ДЦП и другие ограничения по здоровью.

Публикация «Коррекционно-развивающий курс „Пальчиковая и кинезиологическая гимнастика для развития речи и интеллекта обучающихся с ОВЗ“» размещена в разделах

Цель курса :

Использование учебно-методических материалов курса способствует повышению качества образования, развитию мотивации к учению, так как развивает мозг ребёнка, стимулирует развитие речи.

Задачи:

1. Используя игры с пальчиками, создать благоприятный эмоциональный фон, развивать умение подражать взрослому, учить вслушиваться и понимать смысл речи, повышать речевую активность ребёнка.

2. Развивать память ребёнка, через обучение запоминанию определённых положений рук и последовательности движений.

3. Способствовать развитию внимания, воображения, готовить руку ребёнка к овладению письмом, у пишущих совершенствовать каллиграфию.

Методические материалыкурса предназначены :

педагогам начальных классов, воспитателям, логопедам, дефектологам.

Условия выполнения заданий курса :

Пальчиковая и кинезиологическая гимнастика предполагает самостоятельное выполнение детьми движений на основе подражания действиям педагога.

Планируемые результаты

Коррекционно-развивающий курс способствует повышению качества образования обучающихся с ОВЗ через :

- Развитие статической координации

- Развитие динамической координации

- Развитие двигательной памяти

- Повышение работоспособности коры головного мозга

- Подготовка руки к письму, улучшение каллиграфии у пишущих.

Курс апробирован в течение 4 лет в работе с обучающимися, имеющими ограниченные возможности здоровья. Результат подтвержден положительной динамикой в коррекции нарушений.

Содержание курса

I Пальчиковая гимнастика

Польза от пальчиковой гимнастики :

Развитие статической координации

Развитие динамической координации

Развитие двигательной памяти

Повышение работоспособности коры головного мозга

У обучающегося развиваются творческие способности, воображение, фантазия. Овладев всеми упражнениями, он может «рассказывать руками» целые истории.

1. Правила выполнения пальчиковой гимнастики :

Нагрузка на левую и правую руки ребёнка должна быть равномерной;

Каждое игровое задание и упражнение должно заканчиваться расслабляющими движениями;

Пальчиковая гимнастика оказывает комплексное воздействие, поэтому должна быть использована ежедневно.

2. Варианты пальчиковых упражнений и игр

"Моя семья"(с элементами самомассажа)

Этот пальчик - дедушка, (выставляем большой пальчик, трём подушечку пальца)

Этот пальчик - бабушка, (выставляем указательный пальчик, так же)

Этот пальчик - папочка, (показываем средний пальчик, так же)

Этот пальчик - мамочка, (безымянный пальчик, так же)

Этот пальчик - я, (показываем мизинец, так же трём подушечку пальца).

Вот и вся моя семья! (ритмично сжимаем и разжимаем руку, а в заключении распрямляем все пальчики). В этой пальчиковой игре много полезных моментов: развитие мелкой моторики - пальчики сгибаются и разгибаются, тренировка памяти - необходимо запоминать, кто идет в каком порядке, а также развитие речи - ребенок может самостоятельно заканчивать фразы.

«Пять телят»

Пальцы сжаты в кулачок, распрямлять по одному пальцу, начиная с большого. На последнюю строчку пальцы соединяются в щепотку.

Этот телёнок пьёт молоко.

Этот телёнок ушёл далеко.

Этот телёнок травку жует

Этот телёнок копытцами бьёт.

Этот телё нок мычит: «Почему все ушли?

Скучно мне одному!»

«История о ёжике»

- Лежала под ёлками (сцепить руки в открытый замок, пальцы оттопырить в стороны).

- Подушечка с иголками (складываем ладошки вместе, создавая внутри объём).

- Лежала, лежала (сцепляем пальчики в замок).

- Да побежала (сцепляем руки в открытый замок, двигаем всеми пальцами).

«Дождик»

- Дождик, дождик, что ты льёшь (ладони полусогнуты пальцами вниз, пальцы стучат о стол).

- Погулять нам не даёшь (шагаем пальцами) ?

- Я водою дождевою землю мою, мою, мою (складываем ладошки и потираем руки друг одруга).

* Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела.

*В результате усвоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретают силу, хорошую подвижность, а это развивает хорошую координацию, подготавливает руку к письму, улучшает каллиграфию.

*Такие игры формируют добрые отношения между ребёнком и взрослым, корректирует эмоциональное состояние.

Иногда – это выполнение отдельных движений, например выполнение из пальцев фигурок зверей, а в другой раз целая история. Изображённая пальцами : заяц, коза, лошадь. Изобразить их пальцами :

«Зайка и ушки»

УШКИ ДЛИННЫЕ У ЗАЙКИ Пальчики в кулачок. Выставить вверх

ИЗ КУСТОВ ОНИ ТОРЧАТ. указательный и средний пальцы.

ОН И ПРЫНАЕТ И СКАЧЕТ, Ими шевелить в стороны.

ВЕСЕЛИТ СВОИХ ЗАЙЧАТ.

«Коза» Указательный палец и мизинец вытянуть вверх. Средний и безымянный – прижать большим пальцем к ладони.

«Лошадь» правую ладонь на ребро от себя. Большой палец кверху.

Сверху на неё накладывается ладонь под углом, показывая пальцами гриву. Два больших пальца образуют гриву.

Пальчиковую гимнастику желательно использовать в каждом занятии в определённой последовательности, связанной с темами занятий, временем года, лексикой. Обучение пальчиковой гимнастике проводить от простого к сложному. В сентябре – это пальчиковая гимнастика «Пальцы – дружная семья», чтобы дети узнали или вспомнили названия пальчиков.

Пальцы – дружная семья,

Друг без друга им нельзя (пальцы каждой руки сжимаем в кулачок и снова разжимаем)

Вот – большой!

А это – средний.

Безымянный и последний –

Наш мизинец – малышок!

У-У-У! Указательный забыли.

Упражнение «Пальчики здороваются» - «Здравствуй пальчик

Чтобы пальцы дружно жили,

Будем их соединять и движенья выполнять…

К теме «Буквы п – т» пальчиковая гимнастика :

«Гномики – прачки»

Жили – были в домике

(Дети сжимают и разжимают кулачки).

Маленькие гномики: Токи, Пики, Лики, Чики, Микки.

(Загибают пальчики, начиная с больших).

Раз, два,три, четыре, пять,

(Разгибают пальчики, начиная с мизинца).

Стали гномики стирать:

(Трут кулачки друг о дружку).

Токи – рубашки,

Пики – платочки,

Лики –штанишки,

Чики – носочки,

Микки умница был,

Всем водичку носил.

(Загибают пальчики, начиная с больших).

К новогодним праздникам гимнастика «Ёлочка».

Перед нами ё лочка:

Пальцы рук переплетены, из больших пальцев –

верхушка «ёлочки».

Шишечки, иголочки.

Кулачки, указательные пальцы выставлены.

Шарики, фонарики,

Зайчики и свечки,

«Шарики» из пальцев вверх, вниз.

«Ушки» из указательного пальца и среднего;

Обе ладони сложены, пальцы сжаты.

Звёзды, человечки.

Ладони сложены, пальцы расправлены,

Средний и указательный пальцы стоят на столе.

В январе, феврале - пальчиковая гимнастика на лексическую тему «Зима»

«Мы во двор пошли гулять».

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы во двор пошли гулять.

Загибают пальчики по одному.

«Идут» по столу указательным

и средним пальчиками.

Бабу снежную лепили,

«Лепят» комочек двумя ладонями.

Птичек крошками кормили,

«Крошат хлеб» всеми пальчиками.

С горки мы потом катались,

Ведут указательным пальцем

правой руки по ладони левой.

А ещё в снегу валялись.

Кладут ладошки на стол то

Одной, то другой стороной.

Все в снегу домой пришли,

Съели суп и спать легли.

Март приносит на занятия тему весны в пальчиковой гимнастике

Перелётные птицы

Тили-тели, тили-тели,

С юга птицы прилетели!

(соединить большие пальцы на обеих руках,

махать ладошками)

Прилетел к нам скворец,

Ласточка, грач, чибис и соловей.

Торопились: кто скорей?

(поочерёдно сгибаются пальцы на обеих руках, начиная с мизинцев).

Все вернулись, прилетели,

Песни звонкие запели!

(указательным и большим пальцем делают клюв – «птицы поют»)

В апреле лексическая тема «Любимый город» в пальчиковой гимнастике :

Наш город

Как красиво всё кругом

Дети последовательно, начиная с указательного пальца,

соединяют пальцы правой руки с большим пальцем

В моём городе родном.

Соединяют пальцы левой руки с большим пальцем, начиная с указательного

Здесь каналы и мосты,

Соединяют большой и указательный пальцы обеих рук.

Памятники и сады,

Соединяют большие и средние пальцы.

И музеи, и дворцы

Соединяют большой и безымянный пальцы.

Небывалой высоты.

Соединяют большие пальцы и мизинцы обеих рук.

В мае в ожидании лета пальчиковая гимнастика «Выросли грибочки» :

«Выросли грибочки»

На каждую стихотворную строчку дети растирают пальцами одной руки подушечку пальца (поочерёдно) другой руки

Правая рука:

Вылезли на кочке (мизинец)

Мелкие грибочки: (безымянный палец)

Грузди и свинушки, (средний палец)

Рыжики, волнушки (указательный палец)

Даже маленький пенёк (большой палец)

Левая рука:

Удивленья скрыть не мог (растирают большой палец)

Выросли опята (указательный палец,

Скользкие маслята (средний палец) ,

Бледные поганки (безымянный палец,

Встали на полянке (мизинец).

Пальчиковую гимнастику необходимо выполнять регулярно, по несколько минут в день и тогда она будет эффективной.

II Использование кинезиологической гимнастики в коррекционно-развивающих занятиях

В настоящее время растет число детей с минимальными мозговыми дисфункциями (30% от общего числа, которые проявляются нарушениями речи, мышления, изменениями качеств человеческой психики. Авторы практической кинезиологии считают, что одной из причин данного состояния является так называемая «координационная неспособность» к обучению, которая может быть устранена путем овладения специфическими двигательными упражнениями:

1. «Дом-ёжик-замок» Дом – пальцы рук соединить под углом, большие пальцы соединить. Ёжик – поставить ладони под углом. Расположить пальцы одной руки между пальцами другой. Замок – ладони прижать друг к другу. Пальцы переплести.

2. «Колечко». Поочередно и как можно быстрее перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем плавно и поочередно последовательно указательный, средний и т. д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале методика выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

3. «Зайчик-колечко-цепочка»

4.«Кулак—ребро—ладонь». Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости; ладонь, сжатая в кулак; ладонь ребром на плоскости стола; распрямленная ладонь на плоскости стола. Ребенок выполняет пробу вместе с педагогом, затем по памяти в течение 8—10 повторений моторной программы. Проба выполняется сначала правой рукой, затем — левой, затем — двумя руками вместе. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении педагог предлагает ребенку помогать себе командами («кулак—ребро—ладонь», произносимыми вслух или про себя.

5.«Лезгинка» : «Лезгинку пальцы танцевали и нисколько не устали».

Левая рука сложена в кулак, большой палец отставлен в сторону, кулак развернут пальцами к себе. Правая рука прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно меняется смена правой и левой рук в течение 6—8 смен позиций. Добиваться высокой скорости смены положений.

6. «Ухо—нос». Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой — за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».

7. «Думающая шляпа» или «Шляпа мышления».

На поверхности ушной раковины находится 148 активных точек. … «Ш. М.» - помогает расслабить шею и плечи и начать слушать сосредоточенно.

Большим и указательным пальцами обеих рук оттянуть уши немного назад, расправляя их. Начинать следует с верхнего края уха и массируя спускаться вниз до мочки уха. Повторять упражнение не менее 3-х раз.

Заключение

В заключении хотелось бы напомнить о принципах инклюзивного образования:

1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;

2. Каждый человек способен чувствовать и думать;

3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;

4. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;

Для того, чтобы обучающиеся с ОВЗ не отставали в развитии от своих сверстников необходимо оказывать им всестороннюю помощь и поддержку. Вариант доступной помощи я сегодня и предложила.

Список использованных источников и литературы

Под ред. В. С. Кукушина Москва – Ростов-на-Дону: «Март» 2004г. «Логопедия в школе»

А. Л. Сиротюк «В инструментальную копилку практикующего логопеда» стр. 5 журнал «Лгопед»№2, 2006г.

Е. В. Мазанова «Коррекция оптической дисграфии» Москва «Гном и Д» 2006г.

А. ЛСиротюк д-р психол. наук «Познавательное развитие детей младшего школьного возраста». Журнал «Логопед»№6,2008г

Е. А. Пожиленко «Волшебный мир звуков и слов» г. Москва «Владос» 2001г.

С. Е. Большакова «Речевые нарушения и их преодоление» г. Москва «ТЦ Сфера» 2005г.

О. А. Ишимова, С. Н. Шаховская, А. А. Алмазова «Логопедическое сопровождение учащихся начальных классов» М. «Просвещение», 2014.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Картотека «Пальчиковая гимнастика» Картотека Пальчиковая гимнастика На прогулку Пошли пальчики гулять (пальцы рук сжаты в кулаки, большие пальцы опущены вниз и как бы прыжками.

Картотека «Пальчиковая игровая гимнастика для детей с ТНР»Картотека «Пальчиковая игровая гимнастика для детей с ТНР» Картотека Пальчиковая игровая гимнастика «Знакомство» Пять пальцев на руке твоей Назвать по имени сумей, Первый палец – боковой- Называется.

Пальчиковые игры и пальчиковая гимнастика для детей 2–4 лет Методическая разработка по теме: Пальчиковые игры и пальчиковая гимнастика для детей 2-4 лет. Главное богатство – дети, которые часто капризничают.

Пальчиковая гимнастика для детей дошкольного возраста Пальчиковая гимнастика необходима детям с раннего возраста. Развитие мелкой моторики благотворно сказывается на развитие речи. Гимнастику.

Пальчиковая гимнастика для детей дошкольного возраста Все движения организма и речевая моторика рук сказывается на развитие речи ребенка, потому что он и имеют единые механизмы. Чем раньше вы.

Пальчиковая гимнастика для детей младшей группы Упражнения первого комплекса 1 Ладони на столе (на счет раз-два пальцы врозь – вместе) 2 Ладошка-кулачок-ребро (на счет раз – два-три) 3.

Пальчиковая гимнастика «Мебель»Пальчиковая гимнастика «Мебель» Мама с папой дом купили (по очереди разводим руки в стороны на слова "мама с папой", делаем домик над головой на слова "дом купили") И.

Пальчиковая гимнастика от 6 месяцев до 1 годаПальчиковая гимнастика от 6 месяцев до 1 года От 6 месяцев уже можно начинать выполнять с ребенком более динамические упражнения,включая массаж каждой фаланги пальцев. Лучше проводить.

Пальчиковая гимнастика по теме «Осень» Пальчиковая гимнастика для подготовительной группы по теме «Осень» (автор) Н. Немыкина. Сентябрь Раз, два, три, четыре,пять Будем пальчики.

Пальчиковая гимнастика — помощник воспитателяПальчиковая гимнастика — помощник воспитателя «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев, сказал В. А. Сухомлинский. Согласно научным данным, движения рук, особенно тонкие движения.

Библиотека изображений:

Публикация Коррекционно-развивающий курс «Пальчиковая и кинезиологическая гимнастика для развития речи и интеллекта обучающихся с ОВЗ» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Ирина Возовикова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Коррекционно-развивающий курс «Пальчиковая и кинезиологическая гимнастика для развития речи и интеллекта обучающихся с ОВЗ»
Опубликовано: 16 мая 2023 в 14:21
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД