МААМ-картинки

Коррекционно-развивающие занятия для развития сенсомоторных функций у детей дошкольного возраста с ОВЗ

Светлана Цветкова
Коррекционно-развивающие занятия для развития сенсомоторных функций у детей дошкольного возраста с ОВЗ

Коррекционно-развивающие занятия для развития сенсомоторных функций у детей дошкольного возраста с ОВЗ

Сенсомоторное развитие дошкольника предполагает развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, а также развитие моторных навыков. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Публикация «Коррекционно-развивающие занятия для развития сенсомоторных функций у детей дошкольного возраста с ОВЗ» размещена в разделах

Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребёнка, с другой – имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо для успешного обучения ребёнка в детском саду, в школе, и для многих видов труда.

В дошкольном возрасте активно совершенствуется двигательная сфера. Движения становятся координированными, ловкими, уверенными, что значительно расширяет круг практической деятельности дошкольника.

От уровня развития сенсомоторных навыков зависит и процесс формирования речи дошкольника. Теперь мы понимаем насколько важно развивать у ребёнка сенсомоторные качества.

Задачи сенсомоторного развития :

Развивать мелкую моторику рук ребёнка, синхронизировать работу обеих рук;

Формировать представления о цвете, форме, величине предметов, положения их в пространстве, путём формирования способов зрительного и тактильного обследования различных объектов;

Активизировать сенсорное восприятие, стимулируя анализаторы зрительные, слуховые, осязания, обоняния и вкуса.

Начинаем с подготовительного этапа.

Задача подготовительного коррекционного этапа :

развитие тактильных и двигательных навыков у детей.

Подготовительный коррекционный этап является обязательным и включает упражнения для стимуляции изолированных движений пальцев с использованием различного рода массажа, тренажеров ( массаж с использованием различных предметов: гладких и колючих мячей, карандаша, грецких орехов, сосновых шишек, массажных валиков, прищепок, колец и др.)

Происходит отработка силы нажима пальцев: отработка действий двух пальцев (большого и указательного); отработка действий трех пальцев; одновременная отработка действий всех пальцев; отработка действия двумя руками.

В качестве тренажеров используются разнообразные приспособления, в том числе: прищепки, замочки с ключами, зажимы, резинки, пружинки, баночки с крышками, пуговицы, различные виды застежек, разнообразный бросовый материал.

Следующий корекционный этап - развитие ручной и пальцевой моторики в процессе предметно-практической деятельности. Он является одним из наиболее важных в системе коррекционно-образовательного процесса по развитию сенсомоторики.

Все развивающие упражнения проводятся в игровой форме и не должны быть монотонными.

Итак, помочь ребенку в развитие восприятия, чувственных ощущений могут так называемые сенсорные игры. Они могут быть самыми разнообразными.

Зрительные игры, когда ребенок изучает цвет (при сравнении одного с другим, различает оттенки, смешивает их и т. д., форму, размер, длину.

Тактильные игры — это то, что ребенок ощущает посредством прикосновения, ощупывания (это различные по фактуре материалы, от мягкого махрового полотенца до прохладной поверхности стекла; различные по величине и форме предметы – большой мяч и крохотные бусинки, различные шарики и кубики)

Сначала обследуем предметы с помощью зрения и осязания. Затем учим обследовать и узнавать игрушки, предметы, геометрические эталоны только осязательно. Для этого используются такие приемы: «Чудесный мешочек» и «Волшебная муфта», «Темные очки», «Тепловые баллончики», «Волшебная коробка».

Игры на развитие слухового восприятия, когда ребенок слышит разнообразные звуки, от шуршания опавших листьев до звучания разнообразных музыкальных инструментов, учиться их различать.

Двигательные игры, направленные на развитие равновесия, координации, ощущения собственного тела в пространстве, ритма движения. К ним относится: ходьба, бег, танцы, качели, горки, карусели, турники, туннели и т. д.

Игры, направленные на развитие обоняния, когда ребенок, вдыхая, учиться различать разнообразные запахи окружающего мира – от аромата котлетки и маминых духов до запаха деревянного забора и стальной перекладины.

Также на занятии используется чередование различных видов деятельности: организация практических действий, разрешение проблемных ситуаций, музыкально-ритмических упражнений, графических заданий и др.

При планировании коррекционно-развивающей деятельности, направленной на сенсомоторное развитие детей с ОВЗ необходимо соблюдать следующие требования:

Четкое формулирование целей коррекционных мероприятий.

Определение задач, позволяющих конкретизировать поставленные цели.

Подбор конкретных методик и техник, способствующих оптимизации достижения результатов.

Выбор формы коррекционной работы (индивидуальная, групповая, смешанная).

Определение кратности (ежедневно, один или два раза в неделю) и длительности каждого занятия (10 минут, 15 минут, 20 минут).

Планирование различных форм участия.

Модель взаимодействия педагогов

– Инструктор по физической культуре – развивает крупную моторики через упражнения и подвижные игры на занятиях, через использование корригирующей гимнастики.

– Воспитатель – развивает крупную и мелкую моторику руки, сенсорику через дидактические игры, подвижные игры, пальчиковую гимнастику, упражнения для мелкой моторики руки, использование элементов сенсомоторного развития в различных обучающих занятиях.

– Родители, развивают сенсомоторику в домашних условиях через игры: дидактические, настольные, компьютерные, игры на развитие мелкой моторики (мозаика, нанизывание бус, выкладывание различных узоров из геометрических фигур, палочек).

Литература:

1. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М. : ТЦ Сфера, 2006г.

2. Венгер Л. А., Пилюина Э. Г. Воспитание сенсорной культуры ребенка до 6 лет – М. : Просвещение, 1988г.

3. Венгер Л. А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию. - М. : Просвещение, 1978г.

4. Головчиц Л. А. Дидактические игры для дошкольников с нарушениями слуха. – М. : «Граф Пресс», 2003г.

5. Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006г.

6. Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дидактические игры и упражнения. – М. : «БУК-МАСТЕР», 1993г.

7. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007г.

8. Лебедева А. Н. Развитие сенсомоторики детей дошкольного возраста. – М. : «Школьная Пресса», 2004г.

9. Лынская М. И. Сенсорно-интегративная артикуляционная гимнастика. Комплексы упражнений по преодолению артикуляционной апраксии у детей. – М., 2015г.

10. Интернет-ресурсы

Публикации по теме:

Дидактическое игровое пособие из решетки для развития сенсомоторных качеств у детей «Сенсорный куб»Дидактическое игровое пособие из решетки для развития сенсомоторных качеств у детей «Сенсорный куб» Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня я хочу поделиться с Вами своими наработками, которые использую в свободной игровой деятельности.

Дидактическое игровое пособие «Волшебный куб» для развития сенсомоторных качеств у детей младшего дошкольного возрастаДидактическое игровое пособие «Волшебный куб» для развития сенсомоторных качеств у детей младшего дошкольного возраста От степени развития мелкой моторики рук зависят коммуникативные и умственные способности детей. Вот именно поэтому актуальность данного.

Дидактическое пособие для развития сенсомоторных навыков детей младшего возраста из природного и бросового материалаДидактическое пособие для развития сенсомоторных навыков детей младшего возраста из природного и бросового материала Сенсомоторное развитие детей младшего дошкольного возраста - фундамент речевого развития ребёнка. Необходимо уделять особое внимание развитию.

Конспект коррекционно-развивающего занятия с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ «Путешествие в мир профессий»Конспект коррекционно-развивающего занятия с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ «Путешествие в мир профессий» Цель: развитие устойчивого интереса и эмоционального отношения к профессиональному миру, предоставление возможности дошкольникам увидеть.

Конспект открытого коррекционно-логопедического занятия для детей c ФФНР старшего дошкольного возраста Конспект открытого коррекционно - логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Путешествие в страну «Нехочухия».

Мастер-класс по изготовлению игры «Футбол» для развития дыхательных функций у детейМастер-класс по изготовлению игры «Футбол» для развития дыхательных функций у детей Для голосообразования необходимо дыхание. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания.

Развивающие игры В. Воскобовича для детей дошкольного возрастаРазвивающие игры В. Воскобовича для детей дошкольного возраста Проект познавательному развитию детей через развивающие игры Воскобовича. Основной вид деятельности - игра. В игре развивается способности.

Развивающие игры для детей старшего дошкольного возраста Развивающие игры для детей 5- 7 лет. 1. Игра «Шаги. (Кто быстрее доберется до) С помощью этой нехитрой игры с элементами соревнования можно.

Развивающие игры на липучках для детей младшего дошкольного возрастаРазвивающие игры на липучках для детей младшего дошкольного возраста Цель данного пособия: При помощи наглядных средств повысить эффективность логопедического воздействия, сформировать интерес к занятиям,.

Развивающие напольные игры для детей дошкольного возрастаРазвивающие напольные игры для детей дошкольного возраста Предлагаю, вашему вниманию развивающие напольные игры для детей. Задачи: - Развитие моторики рук и ног. - Укрепление мышечной системы организма.

Библиотека изображений:

Публикация Коррекционно-развивающие занятия для развития сенсомоторных функций у детей дошкольного возраста с ОВЗ (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Светлана Цветкова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Коррекционно-развивающие занятия для развития сенсомоторных функций у детей дошкольного возраста с ОВЗ
Опубликовано: 24 апреля 2023 в 07:32
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД