МААМ-картинки

Методика коррекционно-развивающей работы с детьми раннего возраста

Людмила Скришевская
Методика коррекционно-развивающей работы с детьми раннего возраста

Методика коррекционно-развивающей работы с детьми раннего возраста («группа риска»)

от 1 до 2 года.

1. Здоровье — создать необходимые условия для защиты, сохранения и укрепления здоровья ребенка. Организовывать воспитательные мероприятия, направленные на обеспечение выполнения четкого режима дня. В процессе выполнения режимных моментов необходимо уделять внимание формированию навыков еды — есть ложкой, используя совместные действия со взрослым, пить самостоятельно из чашки.

Формировать навыки опрятности: высаживать ребенка на горшок через определенное время и закрепить потребность пользоваться горшком.

Публикация «Методика коррекционно-развивающей работы с детьми раннего возраста» размещена в разделах

Некоторые упражнения для развития моторики, которые можно проводить с ребенком в процессе режимных моментов (упражнения, разработанные Е. А. Екжановой, 1999) :

1. Поглаживание взрослым обеих поверхностей руки ребенка (внутренней и наружной) до локтя по направлению "от периферии к центру" 6 — 8 раз, отдельно на каждой руке.

2. Сгибание и разгибание взрослым всех пальцев руки ребенка одновременно (за исключением большого пальца) — от 4 до 10 раз на каждой руке отдельно.

3. Спиралевидные движения пальца взрослого по раскрытой ладони ребенка от ее середины до основания пальцев с переходом на движение по внутренней стороне большого пальца — 2 — 4 раза по каждой ладони.

4. Точечные нажатия большим и указательным пальцами взрослого на середину каждой фаланги каждого пальца ребенка по направлению от его кончика к основанию в двух плоскостях: тыльно-ладонной и межпальцевой, все пальцы кисти массируются по очереди 1—2 раза.

5. Отведение и проведение взрослым большого пальца ребенка в трех направлениях: вперед-назад, в бок - в сторону, по кругу.

6. Ласковое поглаживание "взрослым каждой ручки ребенка по направлению "от периферии к центру" — 5 — 6 раз.

2. Социальное развитие

Продолжать устанавливать более прочные эмоциональные контакты с близкими взрослыми: "заражение" эмоциями радости, удовольствия, удовлетворения и поддержание состояния психологического комфорта, укрепление положительных эмоциональных связей.

Формировать различные формы общения с близкими взрослыми: улыбаться, смотреть в глаза, протягивать ручку при встрече со знакомыми; при прощании махать рукой — "пока", посылать "поцелуй".

Проводить следующие игры: «Жил-был бычок, соломенный бочок, у него четыре ножки, очень острые рожки, пришел он к нам домой, покачал головой и говорит: «Где здесь Катя, я ее забодаю!», «Прятки с оглядкой", «Ветер-ветер-ветерок», «Ласковый ребенок» (ребенок должен показать, как он обнимает маму, папу, бабушку, дедушку, знакомую тетю, «По кочкам, по кочкам, по ровненькой дорожке, бух в ямку!" и т. д,.

Учить узнавать себя и близких взрослых на фотографии, выделяя их среди других фотографий, выполнять инструкции: "Покажи, где Катя. Покажи, где мама. Покажи, где папа. Покажи, где баба. Покажи, где деда. Покажи, где тетя Маша. Покажи, где тетя Света (выбор из 2—3 фото).

Продолжать учить показывать свои части тела и лица: «Покажи, где у Кати голова. Покажи, где у Кати глазки. Покажи, где у Кати ручки. Покажи, где ножки. Покажи, где ротик. Покажи, где у Кати пальчики. Покажи, где у Кати животик. Покажи, где у Кати ушки. Покажи, где у Кати волос».

Закрепить выражать просьбу жестом и словом: «Дай-дай», «На», "возьми", "передай тете, "отнеси папе", "покажи тете".

Учить благодарить жестом (кивком головы) и словом за игрушку и т. д.

Учить воспринимать себя в зеркале: «Кто том? Это наша Катя, вот она, наша девочка», «Улыбнись-поклонись! Вот так», «Привет, помаши ручкой», «До свидания!», «Мы похлопаем в ладоши — хлоп-хлоп! Кто там хлопает — да это наша Катя!»

Формировать основные способы усвоения общественного опыта: учить выполнять совместные действия со взрослыми: по подражанию, речевой инструкции. Проводить следующие игры: "Хлоп-хлоп, ты ладошечка, хлоп-хлоп, моя крошечка", "Погреем ручки, спрятали ручки, где они, нет их— да вот они. ", 'Покажи ручку, дай ручку— вот она!", "Лети, лети, птичка, ось — поймали птичку!", "Погладь по головке (себя или тетю)", "Алло-алло, кто в гости пришел? Вот она, Ляля! Ах, какая Ля-ля!", «Хлопни по моей руке, вот так! Хлопни по другой руке — вот так!», "Сделай тук-тук по моей ладошке, вот так, вот так по моей ладошке — тук-тук!" игры "Хлопай по моей ладошке", "Сорока-белобока кашку варила, деток кормила", "Покажи, как кулачок стучит по ладошке " (смотри, как я); учить выполнять некоторые действия по речевой инструкции: "Достань сама игрушку из мешочка! Спрячь шарик (игрушку) в ладошку! Закрой коробочку!'

3. Навыки самообслуживания и культурно-гигиенические навыки — учить ребенка есть самостоятельно, пить из чашки, пользоваться салфеткой во врем и после еды:

— продолжать учить ставить некоторые предметы посуды на стол —

ложку, салфетницу, чашку, тарелку;

— продолжать учить брать свои некоторые предметы одежды и

подавать их взрослому;

— продолжать учить при одевании самостоятельно просовывать свои

руки в рукава одежды при одевании кофты (платья).

Формировать навык опрятности — учить проситься на горшок "пи-пи " и указывать жестом на горшок (высаживать ребенка на горшок через каждые 2 или 2,5 ч. Надо отказаться от постоянного использования памперсов.

3. Физическое развитие и физическое воспитание — развитие общих движений — продолжать учить ходить самостоятельно, используя для поддержки различные средства стимулирования (игрушка в руке ребенка, маленький обруч и т. д.).

Развивать движения рук и совершенствовать ручную и мелкую моторику:

— учить удерживать в руках предметы, различные по материалу,

размеру, весу и форме (мячи, кубики, кегли, пирамидки, колечки, матрешки,

колокольчики, мешочки: с камнями, горохом, крупой; резиновые шарики,

коробочки и т. д.);

— учить схватывать предметы, которые находятся вверху, над

головой; впереди — дотягиваться рукой, схватывать их и удерживать в

руках; хлопать в ладоши, прокатывать палочки (шарики) между ладонями;

— учить кидать различные предметы в определенном направлении

(мячи, кольца, кубики, мешочки с горохом, с крупой, с камнями и т. д.);

• учить брать в руки мелкие предметы и перекладывать их (крупные

пуговицы, камешки, шишки, желуди, каштаны и т. д.);

• учить выделять каждый пальчик отдельно в процессе следующих

игр: надеть на пальчик наперстки, колечки, играть на пианино отдельными

пальчиками;

— учить самостоятельно влезать и сползать с дивана, кресла,

кровати;

• учить самостоятельно садиться и вставать со стульчика, скамейки,

ступеньки, горшка;

• учить ударять по мячу ногой из положения стоя, при поддержке за

руки взрослым.

учить бегать: вместе побежали - побежали; игра "догоню-догоню";

— развивать движения рук и совершенствовать ручную и мелкую

моторику;

— учить удерживать (3—4 мин) двумя: руками предметы, различные по материалу, размеру, весу и форме (мячи, кубики, кегли, пирамидки, колечки, матрешки, колокольчики, мешочки с камнями, с горохом, с крупой резиновые шарики и т. д., учить бросать шарики в цель — игры «Попади в цель», "Собери колечки на палочку".

• учить схватывать предметы, которые находятся вверху, над голо

вой, впереди — дотягиваться рукой; прокатывать палочки между ладонями; делать "рыбку" — рыбка плывет;

• учить кидать различные предметы в определенном направлении

(мячи, кольца, кубики, мешочки с горохом, с крупой, с камнями и т. д., продолжать учить самостоятельно садиться и вставать со стульчика, со скамейки, ступеньки, с горшка;

• учить перешагивать через предмет (веревочку, палку, обруч) при

поддержке взрослого, а затем самостоятельно.

4. Формирование предметной деятельности:

учить выполнять соотносящие действия: нанизывать колечки на

стержень, накрывать коробочки (кастрюльки) крышками;

учить выполнять орудийные действия с предметами: набирать

крупу в ложку (или в чашку) и пересыпать ее в коробочку; ударять

молоточком по коробочке (стучать) : "Кто том?"; забивать деревянные гвоздики; ударять молоточком по шарикам;

учить доставать различными палочками далеко закатившиеся игрушки: шарики, тележки, мячики;

— учить доставать сачком из воды камешки (шарики);

— учить тянуть игрушки (тележку, шарики) за веревочку;

— учить играть деревянными ложками; играть на барабане, на

металлофоне;

— учить перекладывать предметы (шарики, кубики, мячики) ложкой, сачком из тарелки в коробочку.

Учить выполнять предметно-игровые действия:

— прокатывать шарики, мячики по желобку и через ворота;

• катать матрешку (заику) в тележке;

• возить в машинке кубики (кирпичики);

• катать куклу (зайку, мишку, кошку) в коляске;

— играть с воздушными шариками — махать ленточкой, ловить

шарик, отдавать его взрослому, брать за ленточку;

— учить кормить матрешку (куклу, зайку, мишку и т. д., используя совместные действия взрослого с ребенком или подражать действиям взрослого.

Учить играть в прятки: играть с Катей — накрывать ее головку платочком и говорить: "Сейчас Катя спрячется — нет Кати, ау, где Катя? Открыть платочек: Вот она, наша Катя!" Затем взрослый себя накрывает этим же платком и сам спрашивает: а где тетя? Открывает платок и произносит: "Вот тетя, я здесь!" Прятки с игрушками: прятать игрушки под салфетку, под коробочку, в мешочек и т. д.

— учить пересыпать ложкой сыпучие вещества (крупы, горох, фасоль, чечевица);

— играть с погремушкой, подражая действиям взрослого: "тук-тук-тук" (стучать рукояткой об пол, помашем по

гремушкой (ручка вверху, "хлоп-хлоп " по ладошке;

— учить кормить матрешку (куклу, зайку, мишку и т. д.) по показу

взрослого;

— учить снимать колечки с пирамидки и нанизывать их на стержень;

— учить самостоятельно выполнять различные действия с

игрушками — «топ-топ» мишка; "прыг-скок" зайка; "посади мишку в машину"; "открой коробочку и т. д.

5. Познавательное развитие.

Развитие внимания

Игра "Ку-ку"; игры с куклами би-ба-бо — петушок; зайчик (кошка, мишка, собачка, мышка и кошка); игры с заводными игрушками (лягушка, машинка, юла, цыпленок и т. д.).

Игры "Спрячь в ладошки" (например, взрослый на глазах у ребенка прячет маленькую собачку в свои ладошки и говорит: где же "гав-гав"? Открывает ладошки и говорит: "Вот она, собачка— гав-гав"'и т. д.).

Сенсорное воспитание — развитие ориентировки на величину, форму:

— учить брать предметы маленькие одной рукой, большие —

двумя руками, (шарики, мячики, кубики, матрешки, машинки и т. д., при

этом взрослый акцентирует голосом — держи обе ручки — это большая

матрешка, возьми маленькую матрешку;

— учить закрывать крышками маленькие и большие коробочки

(разные по форме, величине и фактуре, опуская туда соответствующие

предметы по размеру, при этом выделять интонационно голосом "большой - маленький";

— учить опускать предметы, различные по форме, в коробки;

• учить закрывать крышками круглые и квадратные коробки, затем заглядывать туда, что там спрятали, доставать их и снова прятать;

учить раскладывать предметы в две коробки: в одну — кубики, в

другую — шарики;

— учить раскладывать большие шарики в большие коробки, маленькие — в маленькие;

— учить запоминать и узнавать предметы по наиболее характерным

признакам (сюда ставим матрешки, а сюда — колечки, сюда — елочки, а

сюда — грибочки);

—учить соотносить игрушки с их изображением на картинках — матрешки, машинки, мишка, зайка, собачка (выбор из двух).

Ознакомление с окружающим.

Учить ребенка обращать внимание на предметы и явления окружающей действительности: учить выделять игрушки — " Вот наши игрушки: ляля", "машинка", "матрешка — топ-топ", "мячик — хлоп-хлоп, он катится — лови мячик", "Вот наши игрушки — соберем их в корзину (в коробку) ".

Учить выделять предметы посуды и действовать с ними: «Где ложка? Вот она — кушать будем ложкой. Где чашка? Пить будем из чашки. Где тарелка? В тарелку кашку будем класть, кашку кушать будем (ам-ам)», "Вот ложка", "Вот Катина чашка. Катя будет пить из чашки" и т. д.

Учить выделять предметы одежды: "Где ботиночки — сейчас наденем на ножки. Катя будет ходить — топ-топ. Ножки будут бегать по дорожке.

Где колготки, вот они, наденем на ножки, тепло будет ножкам.

Где шапочка? Вот она, наденем Кате на головку. Кате будет тепло.

Где шуба? Мы гулять идем. Там холодно, шубку надеть надо".

Обращать внимание на предметы в окружающем: "Где телевизор? Где диван? Где стульчик? Там Катя сидит. Вот кроватка! Катя баю-бай. Глазки закрывает Катя'.

Обращать внимание ребенка на окружающих животных: "Где собачка? Вон она побежала. Она лает: гав-гав. Где птичка? Вон ворона. Она кричит: кар-кар. Крылышками машет, полетела высоко-высоко ".

Обращать внимание ребенка на изменения в каждодневной жизни: "Вот пришла мама (тетя) ", «Мама (или тетя) уже ушла — нет мамы (тети)», "Вот кто-то там идет, посмотрим, кто же там пришел", «Вот телевизор, включили, смотрим телевизор», "Сейчас выключим его, уже не работает телевизор" и т. д.

Обогащать представления ребенка об окружающей действительности: "снег идет", "вокруг много снега", "машина едет", "машина уехала", "посмотрим, что на улице, кто там ходит; там дядя (мальчик идет) " и т. д.

Обращать внимание на улице на действия и движения людей: "Вон мальчик катается на лыжах. Он большой", "Вот девочка идет с мамой. Они разговаривают ", "Вон машина поехала. Там дядя сидит за рулем, ж-ж-ж — и машина поехала. Нет ее, она далеко, ее не видно. Машина там, далеко-далеко " и т. д.

6. Развитие речи.

Развитие понимания обращенной речи: учить показывать некоторые действия "Покажи, как Катя спит" (Ребенок демонстрирует — закрывает глаза.) "Покажи, как играть на барабане. Покажи, где Катя спит. Покажи, где мишка. Покажи, где собачка. Покажи, где зайка. Выбор из двух предметов : "Возьми молоточек, сделай тук-тук", "Топни ножкой, "Потрогай ушко — знай-знай ", "Спой песенку — а-а-а, ля-ля-ля "

Петь песенки Кате, петь песенки зайке (мишке, кукле). Читать стихи А. Барто и других авторов и просить Катю выполнить какое-либо действие при чтении конкретного стиха: "Мишка косолапый", "Зайку бросила хозяйка", "Наша Таня маленька", "Я люблю свою лошадку", "Серенькая кошечка", "Дудочка", "Идет бычок, Качается" и т. д. Формировать активную речь:

— вырабатывать воздушную струю — дуть в свирель, дудочку, на воздушный шарик, на бабочку, на уточку (лодочку, плавающую по воде, и т. д. ;

— учить подражать действиям губ — "па-па-па; ба-ба-ба-ба; да-да-

да; ма-ма-ма; ля-ля-ля ";

учить произносить звукоподражание и лепетные слова: "ом-ом",

"би-би", «баю-бай», «пи-пи», «па-па», «мо-мо», «бах», «упал», «топ-

топ», «ку-ку», «тук-тук», «дай-дай», «вот», «ау-ау», «ля-ля», «ду

ду», «бук-бук», «кап-кап», «кач-кач», «миша», «мяу-мяу», «там», «а-

а-а» и т. д;

Учить произносить отдельные слова: мама, папа, Катя, кушать,

спать, тетя, дай, на, гулять, петь, топать, пить, баба, деда, тетя, мишка,

зайка.

— учить произносить элементарные фразы — "дай Кате, дай пить,

Катя-ааа; дай лялю, ляля баю-бай, ляля ам-ам, ляля — пить, биби — туда,

бук —упал (шарик, вот так".

7. Формирование предпосылок к продуктивным видам деятельности:

формировать интерес к рисованию: рисует взрослый на глазах у ребенка — рисовать красками, при этом можно брать краску рукой (затем кисточкой) — "снежинки" падают на землю; шарик с веревочкой; елочка с игрушками; дорожки для зайчика; следы зайчика; колобок катится по дорожке; ежик и т. д. Все рисунки сопровождаются речью взрослого. Например, рисуем снежинки: "Вот они, снежинки, падают на землю и ложатся как снег. Снежинок много на земле — это снег, его много везде — на земле, на елках" и т. д.

Учить ребенка выполнять некоторые действия с красками — следы на бумаге; рисовать мелом на доске (или линолеуме).

Формировать интерес к лепке: взрослый лепит из теста — лепешки для матрешки, конфетки для куклы, баранки для матрешки, колобок;

• учить Катю трогать тесто — перекладывать его из одной руки в

другую;

• отщипывать кусочки от большого куска, мять тесто, вдавливать

одним пальцем в большой кусок, обыгрывать поделки из теста — угощать

ими кукол.

Формировать интерес к конструированию: взрослый на глазах у ребенка строит дорожку (заборчик) из строительного материала (из кирпичиков) и обыгрывает их;

—взрослый строит на глазах у ребенка из конструктора "лего" дорожки, лесенки и обыгрывает их и т. д.

Формирование продуктивных видов деятельности

Продолжать формировать интерес к лепке: взрослый лепит баранки, конфеты, морковку, яблоко для различных персонажей (матрешкам, зайчику, ежику);

— учить отщипывать Маленькие кусочки пластилина

от большого куска и угощать ими матрешек, учить раскатывать пластилин

прямыми движениями между ладонями, соединять концы, делая "баранку".

Продолжать формировать интерес к рисованию. Рисовать красками, мелом, фломастерами:

рисует взрослый и рассказывает: "Вот шарик, привяжем к нему веревочку", "А вот Катин шарик, привяжи к нему веревочку, рисуй"; "Вот цыпленок, он хочет идти к маме-курочке, нарисуем ему дорожку»; "Рисуй цыпленку дорожку", "Нарисуем птичке зернышки», "Вот солнышко светит, а это лучики» и т. д.

Взрослый рисует предмет (игрушку, а Катя подкладывает рисунок к предмету (игрушке). Например, стоят мишка и матрешка. Взрослый рисует мишку на листе бумаги и говорит: "Где мишка? Вот он, положи рисунок к мишке" и т. д.

Конструирование: взрослый строит из кубиков (или из кружочков) дорожки для матрешки (мишки, зайки) и обыгрывает постройки; взрослый строит лесенки и водит по ним матрешек;

• учить строить клетки для зверюшек (для мишки, ежика, зайчика);

• учить строить башню из кубиков совместно со взрослым.

В) от 2 до 3 года.

1. Здоровье — продолжать поддерживать и выполнять четко режим дня.

В процессе выполнения режимных моментов (прогулки, купания, игры с ребенком) необходимо проводить некоторые игры-упражнения для развития моторики рук (ребенок вначале делает со взрослым, а затем самостоятельно).

Поиграем пальчиками и сделаем:

А. "Зайчики" (указательный и средний пальцы правой или левой руки вместе, подняты вверх, а остальные пальцы соединены на ладони). "Зайчихи вышла погулять и ушками шевелят" (по подражанию).

Б. "Шарики" (все пальчики обеих рук в "щепотке" и соприкасаются с кончиками. В этом положении дуем на них, при этом пальчики принимают форму шара. Воздух "выходит", и пальчики принимают исходное положение). При этом взрослый говорит: "Надуваем быстро шарик. Он становится большой. Вдруг шар лопнул, воздух вышел — стал он тонкий и худой ".

Публикации по теме:

«Подушки — посидушки» для коррекционно-развивающей работы.«Подушки — посидушки» для коррекционно-развивающей работы. "ПОДУШКИ - ПОСИДУШКИ" для коррекционно - развивающей работы с детьми. В работе с детьми столкнулась с проблемой, что частенько деток.

Аналитический отчет об эффективности коррекционно-развивающей работы педагога-психолога За период с 01.09.2017 г по 31.05.2019 г в работе педагога-психолога приоритетным направлением деятельности была подготовка детей подготовительной.

Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы с ребенком 3 лет, имеющим нарушения аутистического спектра Задачи: 1. Установить эмоциональный контакт с ребенком. 2. Развивать эмоциональную устойчивость ребенка с помощью психологических игр. 3.

Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы с ребенком 6–7 лет с нарушением аутистического спектра Ф. и. ребенка:___ Дата рождения:___ Проблема:___ Задачи: 1. Установить эмоциональный контакт с ребенком.

Мастер-класс по использованию игры В. В. Воскобовича «Яблонька» в коррекционно-развивающей работе с детьми старшего возрастаМастер-класс по использованию игры В. В. Воскобовича «Яблонька» в коррекционно-развивающей работе с детьми старшего возраста «Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности» В. А. Сухомлинский Игра «Яблонька» привлекает: качеством, конструктивностью,.

План индивидуальной коррекционно-развивающей работы на 2015–2016 учебный год для воспитанника 6 группы Максима А. Составитель: Пермякова Н. Н. - воспитатель ГПД Направление работы: Охрана здоровья и физическое развитие.

План индивидуальной коррекционно-развивающей работы на 2016–2017 учебный год для воспитанника 7 группы План индивидуальной коррекционно-развивающей работы на 2016-2017 учебный год для воспитанника 7 группы А. Максима Добрый день, уважаемые,.

Пособие для коррекционно-развивающей работы «Чудо-камешки». Мастер-классПособие для коррекционно-развивающей работы «Чудо-камешки». Мастер-класс "ЧУДО - КАМЕШКИ" Как известно, маленькие дети любят играть с мелкими предметами и мелкие камешки - галька, на мой взгляд, являются великолепным.

Презентация методического семинара «Инновационные технологии в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста»Презентация методического семинара «Инновационные технологии в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста» Пути повышения эффективности обучения ищут педагоги всех стран мира. Одним из важнейших решений этой задачи является разработка и внедрение.

Скоординированный перспективный план коррекционно-развивающей работы на 2015–2021 год для воспитанников 6 группы Составитель: Пермякова Н. Н. - воспитатель ГПД 6 группы План составлен в соответствии с воспитательными программами, составленными и утверждёнными.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:

Публикация Методика коррекционно-развивающей работы с детьми раннего возраста (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Людмила Скришевская на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Методика коррекционно-развивающей работы с детьми раннего возраста
Опубликовано: 27 июня 2020 в 19:51
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД