МААМ-картинки

Коррекция познавательного развития в ДОУ

Ольга Суслова
Коррекция познавательного развития в ДОУ

Коррекционная работа в ДОУ

Современный мир не требует от детей больших усилий (где они шнурки и пуговицы) Ребенок с детства попадает в «удобную» среду, адаптированную под ребенка, а не наоборот. Поэтому моторные навыки ослабляются.

Известно, что на первых этапах развития психика и моторика находятся в неразрывном единстве.

Психическое развитие ребенка происходит при условии высокой двигательной активности. Моторика, мышление, психика и речь - взаимосвязанные процессы. Отсутствие или небольшое количество физической нагрузки тормозит мыслительные процессы, снижает концентрацию внимания, координационные способности, выносливость, возникают проблемы с речью.

Публикация «Коррекция познавательного развития в ДОУ» размещена в разделах

Постоянно растущее число детей с нарушениями в физическом и психологическом развитии ставит перед педагогами задачу поиска эффективных форм и приемов коррекции и профилактики этих нарушений.

Кинезеология – наука о развитии умственных способностей через специально организованные двигательные упражнения.

То есть, осуществляет развитие по принципу от движения к интеллекту.

Кинезеология – это по сути моторное развитие, которое позволяет нарастить новые нейронные связи. Чем больше образуется нейронных связей, тем развитее интеллект. Когда человек осваивает что-то новое для себя, он наращивает нейронные связи. Таким, образом, кинезеология включает и нейромоторное развитие - как связь мозговой и двигательной активности.

Кинезеологию можно рассматривать и как здоровьесберегающую технологию, так как двигательная активность для детей – это наиболее естественный и любимый вид активности. Движение – это естественная биологическая потребность детей.

Наш мозг состоит из двух полушарий, каждое из которых выполняет свои функции, отвечая за протекание определенных процессов (левое – логическое, правое – творческое). Человеку необходима правильная работа не только каждого из них по отдельности, но и во взаимосвязи.

Известно, что мозг гармонично и продуктивно работает, если задействованы оба полушария. Считается, что у людей доминирует какое-то одно, то есть получается некий «перекос» - либо человек творческий (если правое, либо логический - (если левое). Упражнения способствуют «выравниванию» такой ситуации.

В настоящее время правополушарных детей, т. е. левшей, становится все больше. Современное образование ориентировано, прежде всего, на праворуких. Происходит чрезмерная стимуляция еще не свойственных детям функций левого полушария при торможении правого. Как результат: перевозбуждение, перегрузки левого полушария, появляется утомляемость, отвлекаемость, забывчивость. При недостаточной активности правого полушария – раздражительность, беспокойство, сниженный фон настроения. Постоянное перенапряжение нервно-психических сил приводит к хроническому интеллектуальному стрессу, появлению невротических расстройств. Родители и педагоги расценивают это как отсутствие волевой регуляции и усиливают требования. В ответ ребенок перестает усваивать не только требования, но и знаковую информацию: «не слышит, не видит, копается, постоянно испытывает чувство усталости» (по Сиротюк А. Л.)

Леворуких детей уже примерно 40% от популяции, а программы обучения и воспитания с каждым годом становятся все более аналитичными, речевыми и алгоритмичными, т. е. методы обучения не соответствуют функциональной активности правополушарных детей.

Левое

Помогает нам выделить в каждой проблеме ключевые моменты, то есть отвечает за логические и аналитические мыслительные процессы, помогает думать последовательно. Кроме того, оно обеспечивает: индуктивное мышление (сначала происходит анализ, а затем синтез); обработку вербальной информации; речевые и языковые способности; способность чтения и письма; запоминание (стихов, имен, названий, дат, фактов); понимание буквального смысла получаемой информации; планирование будущего; математические склонности, способности работать со схемами, таблицами, формулами, числами; контроль правой стороны нашего тела.

Правое

Отвечает за творческие процессы, интуицию. Оно помогает разбираться в ситуации, находя порой нестандартные, но при этом правильные решения. Также правое полушарие обеспечивает: развитие образного мышления; ориентацию в пространстве; способность решать головоломки, ребусы, творческие задачи; одновременную обработку множества разнообразных блоков информации, рассматривание проблемы в целом; дедуктивное мышление (сначала – синтез, затем – анализ); обработку невербальной информации, которая выражается в образах, символах; запоминание образов (картин, голосов, поз, лиц, восприятие совокупности черт как единого целого; способность понимать чужую образную речь, чувство юмора; восприятие эмоций, интонаций, тембра голоса; ориентацию в настоящем; развитие воображения, фантазии, творческих способностей (в частности художественных); различение музыкальных мелодий, ритма, темпа, музыкальной гармонии; спонтанные эмоции; контроль левой половины тела.

Кинезеология – призвана гармонизировать работу мозга, активизируя оба полушария

В контексте рассматриваемой темы, можно выделить две важные структуры в устройстве головного мозга - мозолистое тело и мозжечок.

Мозолистое тело находится между полушариями головного мозга в теменно-затылочной части и состоит из двухсот миллионов нервных волокон. Оно необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое. Нарушение работы мозолистого тела искажает деятельность детей. Если нарушается проводимость через мозолистое тело, то ведущее полушарие берет на себя большую нагрузку, а другое блокируется. Оба полушария начинают работать без связи.

У детей с СДВГ некоторые структуры мозга незрелые, в том числе и мозолистое тело. У таких деток в 10 раз количество нервных волокон меньше, чем у обычных детей, поэтому полушарии работают разобщенно. К чему это приводит? Ребенок не воспринимает речь педагога (не потому что он глухой, и не потому что он не способен понять речь, потому что мозолистое тело не выполняет функцию связи между полушариями. Как известно восприятие речи – это сложный многоступенчатый процесс, который происходит за доли секунд.

Понимание речи – процесс многоступенчатый, у гиперактивногого ребенка информация «застревает» в одном полушарии.

Другая важная для развития структура – мозжечок. Он контролирует работу движений, отвечает за координацию и сенсорное восприятие. Мозжечок – самая быстродействующая зона в мозге… Он перерабатывает информацию и определяет скорость работы всего ГМ в целом. Нарушения его работы проявляются в неуклюжести, нарушении баланса и координации.

Мозжечок отвечает за сложные двигательные акты, за мышечную память, управление автоматизированными движениями кисти и пальцев. Если нарушена работа этой структуры мозга, то ребенок имеет проблемы с речью, отстает в умственном развитии. Кинезеологические упражнения помогают так же стимулировать и эту зону мозга.

Таким образом, работа мозга будет продуктивна и качественна, не тогда когда мы стремимся «впихнуть» большое количество информации, а когда он правильно и гармонично функционирует. («Мозг, хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг хорошо наполненный» Мишель де Монтень).

Суть кинезеологических упражнений в том, что различного рода движения стимулируют зоны мозга.

Основной принцип – одновременная синхронная работа или перекрестные движения обеих рук или ног. Именно такие упражнения развивают согласованную работу двух полушарий. Если задействовать еще разные типы восприятия одновременно (зрение, слух, движение, речь, то это позволяет наращивать максимальное количество нервных связей и усилить эффективность. Кинезиологические занятия дают как немедленный, так и кумулятивный (накапливающийся) эффект для повышения умственной работоспособности и оптимизации интеллектуальных процессов. Занятия должны проводиться в эмоционально комфортной, доброжелательной обстановке, если есть возможность – под спокойную музыку. Упражнения можно выполнять как отдельный комплекс, или включать в во фронтальную непосредственную деятельность в виде динамических пауз, физкультминуток.

Упражнения на координацию сначала выполняются в медленном темпе, потом темп можно ускорить, тем самым усложняя. Усложнениями могут быть не только увеличение скорости, но и выполнение с исключением речевого и зрительного контакта.

Упражнения развивают и закрепляют :

- зрительно-пространственную координацию и пространственно-графическую ориентацию;

- навык зрительного восприятия при дифференцировании различных элементов;

синхронизацию работы глаз - рука;

- графо-моторные навыки.

Упражнения помогают:

- настроить оба полушария на согласованную работу;

- снять психоэмоциональное напряжение и утомление;

- повысить сосредоточенность и улучшить память, внимание, речь;

развить мелкую моторику рук;

- лучше усваивать учебный материал;

- улучшить зрительное и пространственное восприятие;

- раскрыть творческие и интеллектуальные способности.

Метод кинезеологической коррекции улучшает у ребенка не только познавательную сферу, но и повышают способность к самоконтролю и саморегуляции. Если нет согласованности между полушариями, то человек не может одновременно слушать, писать и видеть написанное

КИНЕЗЕОЛОГИЯ включает:

- дыхательные упражнения

- глазодвигательные упражнения

- пальчиковую гимнастику, массаж и самомассаж пальчиков

- упражнения с тренажерами и нейромоторные

- двуручное рисование

- нейропрописи

- нейротренажеры

- телесные упражнения, на координацию и развитие двигательных навыков

Мелкая моторика так же находится в прямой взаимосвязи с развитием интеллектуальной деятельности. Чем лучше развит пальцевой праксис и ручная координация, тем быстрее и качественнее работает мозг. Эти нейромоторные тренировки направлены на развитие управлять движениями кисти рук, осуществлять моторное планирование, концентрировать внимание, согласовывать движения. Для тренировки пальцевого праксиса использую набор «Ладошки», который содержит по 12 правых и левых, изготовленных из дерева, ладошек. Последовательно дети повторяют позы ручного праксиса.

В альбоме для тренировки ручного праксиса содержаться готовые упражнения.

УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ включают:

- перекрестные, симметричные и ассиметричные движения

- с мячиками

- с использованием координационной лестницы

- с использованием доски для мозжечковой стимуляции

При запуске речи решающее значение имеет крупная моторика. Мелкая моторика речь не запускает.

Произненсение слов – это сложный моторный навык. Одной мелкой моторики не достаточно. Основа речевого развития – ДВИЖЕНИЕ.

Поэтому надо обязательно развивать моторное планирование, а это серия движений. Развивать чувство ритма (слово – это тоже ритм) Если ребенок может повторить ритм в движениях, переключаться, то сможет переключаться при произнесении слогов и слов.

Координационная лестница.

Лестница расположена на плоскости - горизонтальной

Предназначается для

- развития двигательных навыков

- координации

- контроля баланса тела, равновесия

Советы по работе с координационной лестницей для дошкольников:

1. Упражнения проводят в игровой форме

2. Движения используют несложные и максимально естественные

3. Усложнять по мере освоения

С детьми помладше – можно отрабатывать основные двигательные умения и навыки, постарше – развитие координации, осанку (спину держать – одно из условий выполнения). Музыкальное сопровождение – задает темп и ритм.

Можно добавлять спортивный инвентарь (мячи, мешочки с песком, движения руками (хлопки, руки на поясе).

Балансировочная доска для мозжечковой стимуляции.

Тренируем и развиваем мозжечек. Мозжечок – это место сбора информации, которое поступает изо всех отделов мозга. И его задача быстро переработать ее и отправить в лобные доли. Если есть проблемы в работе мозга, то информация поступает в замедленном или неполном объеме. Мозжечок – это самый быстродействующий механизм в мозге, определяет скорость работы мозга в целом. Если нарушены связи между мозжечком и лобными долями, то в развитии ребенка проблемы. Доска - помощник в стимулировании работы мозжечка. Мозжечковая стимуляция с помощью доски помогает увеличить эффект любых коррекционных воздействий.

Публикации по теме:

«Интеллект-карта» как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста«Интеллект-карта» как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста Интеллектуальная карта -это уникальный и простой метод запоминания и систематизации информации, с помощью которого активизируется память.

Макеты для развития познавательного интереса, речевого и социально-коммуникативного развития детей старшего возрастаМакеты для развития познавательного интереса, речевого и социально-коммуникативного развития детей старшего возраста .

Мини-музей как средство познавательного развития дошкольников в условиях реализации ФГОСМини-музей как средство познавательного развития дошкольников в условиях реализации ФГОС Методическая разработка С введением в ДОУ ФГОС организация воспитательно-образовательного процесса в современных условиях ставит перед педагогами.

Конспект познавательного занятия «Одеваем куклу Катю» в группе раннего развитияКонспект познавательного занятия «Одеваем куклу Катю» в группе раннего развития Конспект познавательного развития в группе раннего развития «Одеваем куклу Катю» Цель: Продолжать знакомить детей с одеждой и последовательностью.

Конспект занятия познавательного развития во второй младшей группе «Степашка в гостях у ребят» Цель: - Продолжать способствовать накоплению знаний детей о целостной картине мира. - Продолжать обогащать активный словарь детей. - Способствовать.

Консультация для воспитателей «Характеристика содержания познавательного-речевого развития в соответствии с ФГОС ДО» В пункте 2.6. «ФГОС ДО» отмечено, что «Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных.

Мини-музей как средство познавательного развития дошкольников в условиях реализации ФГОС доМини-музей как средство познавательного развития дошкольников в условиях реализации ФГОС до Методическая разработка. Продолжение. Проект по организации мини-музея в средней группе «Пчелки». 1. Название проекта – «Мини-музей «Воинская.

Организация познавательного развития посредством ознакомления с миром природы Образовательное взаимодействие воспитателя с детьми в рамках реализации ФГОС ДО: организация познавательного развития через ознакомление.

Перспективное планирование познавательного развития для детей старшей группыПерспективное планирование познавательного развития для детей старшей группы Перспективное планирование познавательного развития для детей старшей группы. СЕНТЯБРЬ 1-2 занятие – мониторинг. 3. Занятие Т. И. Гризик.

Выступление на РМО «Современные подходы к организации познавательного развития»Выступление на РМО «Современные подходы к организации познавательного развития» «Современные подходы к организации познавательного развития детей раннего возраста через опытно-экспериментальную деятельность в условиях.

Библиотека изображений:

Публикация Коррекция познавательного развития в ДОУ (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Ольга Суслова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Коррекция познавательного развития в ДОУ
Опубликовано: 24 мая 2021 в 09:33
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД