Лучший педагог года

Коррекция нарушения речи у детей 5–6 лет средствами физической культуры в условиях дошкольного образования

Марина Некрасова
Коррекция нарушения речи у детей 5–6 лет средствами физической культуры в условиях дошкольного образования

КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ 5—6 ЛЕТ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В УСЛОВИЯХ

ДОШКОЛЬНОГО

Основным новообразованием дошкольного детства является овладение речью, которая становится фундаментом для дальнейшего развития ребенка, поэтому важно вовремя заметить и скорректировать отставание в формировании речевой функции, способствуя полноценному развитию ребенка, так как неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование сенсорной, интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы детей. По данным мировой статистики, растет число речевых расстройств, так за последнее десятилетие доля детей с диагнозом «общее недоразвитие речи» достигла 70 %, в результате чего проблема профилактики и коррекции речевых нарушений носит актуальный характер.

Публикация «Коррекция нарушения речи у детей 5–6 лет средствами физической культуры в условиях дошкольного образования» размещена в разделах

Дети с различными речевыми нарушениями отстают в физическом развитии от своих сверстников. Разнообразные формы органических и функциональных нарушений речи часто сопровождаются той или иной патологией в области двигательной сферы, поэтому исправление двигательных нарушений и, как следствие, развитие двигательного анализатора способствует устранению нарушений развития речи.

Однако существует ряд противоречий, препятствующих своевременной коррекционной помощи детям с речевыми нарушениями, несмотря на то, что патологию речевого развития можно нивелировать в раннем возрасте:

• отсутствие достаточного количества коррекционных дошкольных образовательных учреждений, чья деятельность направлена на решение проблем детей с речевыми нарушениями, доля которых стремительно возросла в последнее время;

• современные коррекционные программы ориентированы, прежде всего, на работу с детьми с 4,5—5 лет с общим недоразвитием речи средствами логопедии, не учитывающими взаимосвязь нарушений двигательной сферы и речевой недостаточности;

• при организации физического воспитания детей в дошкольных образовательных учреждениях общеразвивающего типа не учитываются особенности психофизического развития детей с нарушениями речи.

Необходимость разрешения названных противоречий определила цель нашего исследования: разработку и экспериментальное апробирование методики проведения с детьми 5—6 лет, имеющими речевые нарушения, физкультурных занятий, благотворно влияющих на их речевое развитие.

Анализ литературы и психофизиологических особенностей дошкольников 5—6 лет с нарушениями речи показал, что основу коррекционной работы с данной категорией детей в процессе физического воспитания должны составить упражнения на постановку диафрагмально-речевого дыхания, расслабление, развитие мелкой моторики, артикуляционной моторики, координации движений, пространственных представлений и ритмических способностей, а также совершенствование эмоционально-волевой сферы.

В основу разработанных нами комплексов упражнений для детей, имеющих нарушения речи, легли особенности их психофизического развития, разработанные и апробированные методики по логоритмике, адаптивной физической культуре, терапии Су-Джок. Предложенная нами методика включает в себя следующие компоненты:

1. Общая физическая подготовка — развитие двигательных качеств и навыков, развитие мелкой моторики средствами физической культуры. У детей с отклонением или нарушением речи наблюдается отставание в физическом развитии.

2. Дыхательная гимнастика — развитие дыхательной системы при помощи дыхательных упражнений, для профилактики заболеваний верхних дыхательных путей, укрепления мышц грудной клетки и диафрагмы, для нормализации работы речевого аппарата.

3. Элементы Су-Джок — стимуляция речевых и двигательных рецепторов (центров) на стопе и ладони путем массирования, воздействия рельефом поверхностей.

4. Артикуляционная гимнастика — развитие отдельных частей речевого аппарата при помощи артикуляционно-гимнастических упражнений, для улучшения работы всего артикуляционного аппарата.

5. Самомассаж — релаксационное массирование кожных покровов речевого аппарата, дыхательных путей, для ускорения восстановления после занятий и снятия напряжения на работающих органах.

Публикации по теме:

Формы и методы работы с родителями в условиях введения ФГОС дошкольного образованияФормы и методы работы с родителями в условиях введения ФГОС дошкольного образования В статье №18 "Закона об образовании" говорится о том, что: "Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы.

Фотоотчёт по воспитанию физической культуры «Развитие движений у детей раннего развития»Фотоотчёт по воспитанию физической культуры «Развитие движений у детей раннего развития» «Движение – это жизнь» - эти слова известны практически каждому человеку. Тот факт, что двигательная активность полезна для организма человека,.

Консультация «Тяжелые нарушения речи детей дошкольного возраста» Какие общие и специфические задачи воспитания и обучения детей с нарушениями речи? Исследование закономерностей специального обучения и.

План составления образовательной программы дошкольного образования в условиях ДОУ компенсирующего вида Аннотация: статья адресована руководителям, педагогам ДОО компенсирующего вида, где все имеющиеся возрастные группы – для детей с ограниченными.

Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами устного народного творчестваПриобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами устного народного творчества Проблема приобщения детей к культурно-историческому наследию русского народа становится с каждым годом все острее. Одной из самых важных.

Психолого-педагогическая коррекция конфликтного поведения младших подростков в условиях общеобразовательной школы ПРОГРАММА Психолого-педагогическая коррекция конфликтного поведения младших подростков в условиях общеобразовательной школы Программа рассчитана.

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами трудовой деятельности. Работа с родителямиРазвитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами трудовой деятельности. Работа с родителями Развитие речи всегда красной нитью проходит через все образовательные области. Захватывает оно и познавательное развитие, а в моем случае,.

Решение проблемы литературного образования средствами литературных игр Читательский опыт многих поколений свидетельствует: интерес к книге рождается еще в раннем детстве. И чем раньше он проявляется, тем оригинальнее,.

Роль физической культуры в системе современного школьного образования В настоящее время отмечается существенное изменение российского образования, которое требует активных преобразований в сфере физического.

Эссе «Существует ли проблема преемственности в условиях введения ФГОС дошкольного образования?» Эссе по теме "Существует ли проблема преемственности в условиях введения ФГОС дошкольного образования". «Школьное обучение никогда не начинается.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Коррекция нарушения речи у детей 5–6 лет средствами физической культуры в условиях дошкольного образования
Опубликовано: 18 ноября 2021 в 16:02
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД