Лучший педагог года

Коррекция и развитие мыслительных операций у дошкольников с ОВЗ через развивающие игры

Елена Парьева
Коррекция и развитие мыслительных операций у дошкольников с ОВЗ через развивающие игры

Е. В. Парьева, воспитатель

МБДОУ д/с № 39 г. Ставрополя

Дошкольное детство – это важнейший этап в становлении человека, сензитивный период для развития многих психических процессов. Именно в дошкольном возрасте происходит совершенствование работы всех анализаторов, развитие и дифференциация отдельных участков коры головного мозга, установление связей между ними. Это создаёт благоприятные условия для начала формирования у ребёнка внимания, памяти, мыслительных операций, воображения, речи.

Публикация «Коррекция и развитие мыслительных операций у дошкольников с ОВЗ через развивающие игры» размещена в разделах

Эффективное развитие познавательных способностей дошкольников – одна из самых значимых задач первой ступени образования.

Своевременная организация коррекционного воздействия является основным фактором, обуславливающим социальную адаптацию и реабилитацию ребенка с ОВЗ. На сегодняшний день в научных исследованиях убедительно показано и подтверждено практикой, что наибольшие педагогические возможности для преодоления недостатков в развитии ребёнка имеются в период раннего и дошкольного детства, т. к. в этот период психика наиболее пластична.

Полноценное развитие познавательных способностей важно для детей дошкольного возраста имеющих нарушения в развитии, которым предстоит в недалёком будущем учиться в школе. Так как большое значение, в школьной готовности имеет уровень сформированности произвольных мыслительных операций (умению рассуждать, делать выводы, понимать происходящие закономерности).

Мышление – это наиболее обобщенная форма психической деятельности, устанавливающая связи и отношения между изучаемыми объектами. Мышление радикально расширяет возможности человека в его стремлении к познанию всего окружающего, поскольку оно оперирует не только первичными и вторичными образами, но и понятиями.  

Если рассматривать процесс мышления, то мы можем сказать, что мышление ребенка развивается по мере его роста от наглядно-действенного (связанного с практическими действиями над предметами, с реальным преобразованием ситуации в процессе действий с ними) к наглядно-образному (характеризующемуся опорой на представления и образы ситуаций и изменений в них, которые человек хочет получить в результате своей деятельности, а затем к словесно-логическому или абстрактному (осуществляемому с помощью логических операций с понятиями).

Кроме того, различают теоретическое (познание законов, правил) и практическое мышление, т. е познание определенной цели путем выполнения мыслительных операций : анализа, сравнения, синтеза, обобщения, абстракции, конкретизации, среди которых основными являются анализ и синтез.

Анализ – это разделение сложного предмета на составляющие его части или характеристики.

Синтез – мысленный переход от частей к целому.

Сравнение – установление сходства и различия между предметами.

Обобщение – мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам.

Абстракция – выделение существенных свойств и связей предмета и отвлечение от других, несущественных.

Конкретизация – выделение нужного признака, свойства предмета или явления среди других, похожих на него или сходных с ним.

Следует обращать внимание, на то, что в процессе выполнения мыслительных операций могут проявляться индивидуальные качества мышления, являющиеся своеобразными свойствами личности: ширина, глубина, самостоятельность мышления, гибкость (постановка цели, создание плана, проекта для преобразования действительности, интуитивное (основанное на безусловных рефлексах) и логическое (опирающееся на жизненный опыт, суждения и точку зрения человека на разные предметы и явления) виды мышления.

Основной метод развития дошкольника – проблемно-поисковый, а основная форма его организации – игра.

Развивающие игры дают возможность развивать у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья такие процессы, как внимание и память, а также положительно влияют на развитие смекалки, находчивости, сообразительности. Многие игры требуют от них не только умственных, но и волевых усилий: организованности, выдержки, умения соблюдать правила игры.

Использование развивающих игр ведет к ускорению познания окружающего мира, а значит и интеллектуального развития, а также к устранению проблем, имеющихся в умственном, психическом, речевом развитии. Ребенок, увлеченный игровым замыслом, в доступной и занимательной форме получает новые сведения и знания, попадая в проблемную ситуацию, совершенствует свои умения и навыки.

Таким образом, именно игра создает благоприятные условия для развития интеллектуально-творческого потенциала ребенка с особыми образовательными потребностями.

В современной педагогике существует большое количество развивающих и дидактических игр, которые способствуют развитию сенсорных и познавательных способностей ребенка.

Среди всего многообразия развивающих игр я выделяю игровую технологию «Сказочные лабиринты игры» Вячеслава Владимировича Воскобовича. Это особенная, самобытная, творческая и очень добрая методика. В основу развивающих игр заложены три основных принципа: интерес; познание; творчество. Развивающая игра является одним из способов развития интеллекта.

Особенность ее в том, что в этой игре реально выстраивается почти весь процесс обучения ребенка и у нее широкий возрастной диапазон участников.

В процессе игры создается особая доверительная атмосфера между ребенком и взрослым, благотворно влияющая на развитие мыслительных процессов ребенка с ОВЗ.

Данная игровая технология была выбрана мною как средство решения различных коррекционно-развивающих задач :

1. Коррекция и развитие у дошкольников мыслительных операций (анализ, синтез, обобщение, классификация, абстрагирование, средствами развивающих игр.

2. Формирование умений прослеживать, понимать, причинно-следственные связи и на основе их делать умозаключения.

3. Развитие произвольности психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения) у детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

4. Развитие познавательного интереса, желанию и потребности узнавать новое.

5. Воспитание навыков контроля и самоконтроля в процессе познавательной деятельности.

Я использую развивающие игры в подгрупповых и индивидуальных занятиях. Это позволяет перейти от привычных занятий к игровой деятельности; осуществляя при этом познавательно-творческое развитие детей, повышая их коммуникативные способности.

Весь материал является доступным для восприятия детей дошкольного возраста, каждая игра позволяет ребенку задействовать психические процессы в зоне ближайшего развития, в рамках возрастной и индивидуальной психофизиологии.

При использовании игровой технологии «Сказочные лабиринты игры» должны соблюдаться следующие принципы:

1. Принцип органичности игровой ситуации содержанию конкретного занятия.

Сказочный сюжет занятия вызывает интерес у всех категорий воспитанников, как у гиперактивных, так и у застенчивых и малоподвижных. Поскольку дети с ОВЗ отличаются несформированностью познавательной активности, именно игровая ситуация заставляет их мобилизировать все свои умения и навыки для разрешения той или иной проблемной ситуации.

2. Принцип дифференцированного подхода.

При организации занятия, для своевременного и успешного развития познавательных способностей, обязательно учитываю индивидуальные, возрастные, медицинские, психические особенности воспитанников с инвалидностью.

3. Принцип Активности всех участников.

Взрослый - организатор деятельности, в которой дети взаимодействуют, общаются, изобретают, применяют имеющийся у них опыт. В процессе игры ребенок и взрослый становятся партнерами.

4. Принцип Постоянного и постепенного усложнения (от простого к сложному)

Ребенок, увлеченный привлекательным замыслом игры, как бы не замечает того, что учится, хотя при этом он то и дело сталкивается с затруднениями, которые требуют совершенствования его знаний, умений и навыков. А постоянное и постепенное усложнение игр позволяет поддерживать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности. Важно, что в каждой игре ребенок всегда добивается какого-то «предметного» результата.

1. Для развития логического мышления я использую следующие игры :

«Геоконт», «Квадрат Воскобовича», «Логоформочки», «Прозрачный квадрат», «Черепашки», «Чудо - головоломки», «Соты». Эти игры позволяют детям строить умозаключения, приводить доказательства.

2. Игры на развитие памяти :

«Волшебная восьмерка», «Квадрат Воскобовича» - Эти игры способствуют совершенствованию таких видов памяти как: слуховая, зрительная, тактильная.

3. Игры на развитие внимания, формирование навыков ориентировки в пространстве:

«Шнур малыш, и Шнур-затейник», «Прозрачный квадрат», «Кораблики», «Волшебная восьмерка» - эти игры развивают произвольность и концентрацию внимания, находчивость, сообразительность. С их помощью формируется умение ориентировки в пространстве (понятие лево, право, середина и т. д.).

Это условное разделение игр на развитие психических процессов, потому что каждая из игр может развить все психических процессы и позволяет решить большое количество задач разного уровня.

Для активизации мыслительной деятельности детей, для повышения их интереса и активности на занятиях, для закрепления и углубления имеющихся знаний, а также способности использовать полученные умения в повседневной жизни, я использую игры Вячеслава Владимировича Воскобовича при проведении итоговых коррекционно-развивающих занятий игрового характера.

Решение разного рода нестандартных задач в дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию общих умственных способностей: логики мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, пространственных представлений.

Помимо технологии «Сказочные лабиринты игры» для развития и коррекции мыслительных операций у дошкольников с ОВЗ я также использую различные интерактивные дидактические игры. При этом, для большей наглядности, применяю интерактивную доску, интерактивный стол, LED-песочницу, аква-стол, карточки с заданиями, пазлы и т. д.

Примеры таких игр:

1. «Найди пару» - игра, направленная на развитие умения сравнивать похожие с первого взгляда предметы, находить сходство и различия между ними.

2. «Четвертый лишний» игра, направленная на развитие умения детей среди нескольких других предметов находить отличающийся по какому-либо признаку, тренировать их в обосновании своего ответа полным предложением.

3. «Что к чему подходит?» - игра, направленная на развитие логичности мышления, умение правильно ассоциировать друг с другом подходящие по смыслу или назначению предметы.

4. «Что идет дальше?» - эта игра направлена на развитие у детей понимания последовательности и умения ее продолжить.

5. «Угадай по тени» - данная игра помогает развить пространственные представления детей, научить их узнавать предметы по их внешним очертаниям.

6. «Угадай предмет по его части» - эта игра помогает развить пространственные представления, логическое мышление детей.

Подводя итоги, мы можем утверждать, что включение развивающих игр в коррекционно-развивающий процесс помогает решить многие задачи по формированию и совершенствованию перцептивных действий, сенсорных эталонов, развитию внимания, памяти, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, связной речи, творческой активности воспитанников с ОВЗ. Это позволяет оптимально приблизить к норме готовность дошкольников с нарушениями в развитии к школьному обучению.

Список литературы:

1. Бачурина В. Н. Развивающие игры для дошкольников. М. : ООО ИКТЦ «Лада», 2006, 201 с.

2. Воскобович В. В., Мёдова Н. А., Файзуллаева Е. Д. Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей «Сказочные лабиринты игры» : методическое пособие / под ред. Л. С. Вакуленко, О. М. Вотиновой. СПб. : КАРО, 2017, 21с.

3. Выготский Л. С. Педагогическая психология. СПб. : АСТ, 2012, 480 с.

4. Обухова Л. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - Издание 3-е, стереотипное. М. : Юрайт, 2016, 348 с.

5. Панова Е. П. Развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста. М. : Юрайт, 2015, 154 с.

Публикации по теме:

Современные развивающие игры для современных дошкольников Доклад к педагогическому совету «Современные развивающие игры для современных дошкольников.» Развивающие игры cовременного поколения - интеграция.

Использование стеклянных камушков «Марблс» для развития мелкой моторики и мыслительных операцийИспользование стеклянных камушков «Марблс» для развития мелкой моторики и мыслительных операций Елена Фролова Фотоотчет "Использование стеклянных камушков «Марблс» для развития мелкой моторики и мыслительных операций". Елена Фролова.

Консультация для родителей «Развитие дошкольника через дидактические игры»Консультация для родителей «Развитие дошкольника через дидактические игры» Консультация для родителей: «Развитие дошкольника через дидактические игры». Автор: Седова Наталья Владимировна, воспитатель группы "Ромашка",.

Консультация «Развитие мелкой моторики дошкольников через массаж карандашами» Мелкая моторика – это координированные (согласованные, управляемые) движения мелких мышц пальцев и кистей рук. Так как речевые и двигательные.

Консультация «Развитие речевой деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования» Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно.

Мастер-класс для педагогов «Речевое развитие дошкольников через словесные игры»Мастер-класс для педагогов «Речевое развитие дошкольников через словесные игры» Одним из главных показателей готовности ребенка к школе является уровень его умственного и речевого развития. Понимание словесных указаний.

Отчёт по второй годовой задаче ДОУ «Познавательное развитие дошкольников через моделирование»Отчёт по второй годовой задаче ДОУ «Познавательное развитие дошкольников через моделирование» Отчёт по второй годовой задаче ДОУ «Познавательное развитие дошкольников через моделирование» Работа по второй годовой задаче ДОУ проводилась.

Проект «Развитие сенсорных способностей у детей 3–4 лет через дидактические игры и упражнения»Проект «Развитие сенсорных способностей у детей 3–4 лет через дидактические игры и упражнения» Тема: «Развитие сенсорных способностей у детей 3-4 лет через дидактические игры и упражнения» Вид проекта: краткосрочный Тип проекта:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Коррекция и развитие мыслительных операций у дошкольников с ОВЗ через развивающие игры
Опубликовано: 11 октября 2023 в 22:41
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Коррекция и развитие мыслительных операций у дошкольников с ОВЗ через развивающие игры» (включая файлы) размещена пользователем Елена Парьева на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД