МААМ-картинки

Контрольная работа «Чрезвычайная ситуация техногенного характера»

Анна Огрызкова
Контрольная работа «Чрезвычайная ситуация техногенного характера»

Контрольная работа

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«РЯЗАНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ» (ОГБПОУ «РПК»)

РЕФЕРАТ

По дисциплине:

«Безопасность жизнедеятельности»

ТЕМА:

Ф. И. О. ПРЕПОДАВАТЕЛЯ:

Малышев И. В.

Работу выполнила :

Огрызкова Анна Игорьевна

Специальность: 44.02.04 Специальное дошкольное образование

Отделение заочной формы обучения

Курс: 4

Домашний адрес:

Публикация «Контрольная работа „Чрезвычайная ситуация техногенного характера“» размещена в разделах

г. Михайлов п. Первомайский

ул. Молодежная, д1. кв. 8

Контактный телефон :

8910-568-85-38

Группа: 4сд

Работа поступила

«___»___ 20___ г.

Работа проверена

«___»___20___ г.

Оценка ___

Подпись преподавателя___

РЯЗАНЬ, 2020 г.

Оглавление

Введение 3

Причины возникновения аварии, катастрофы 5

Последствия аварии, катастрофы 9

Оповещение и информирование населения о грозящей, опасности 13

Анализ какой-либо аварии или катастрофы 15

Заключение 18

Список использованной литературы 19

Введение

На определенных этапах истории человеческие сообщества испытывали и продолжают испытывать на себе воздействие негативных факторов, именуемых по-разному - бедствие, катастрофа, катаклизм, чрезвычайная ситуация (ЧС).

В широком смысле чрезвычайную ситуацию можно определить как совокупность сложившихся к данному моменту негативных факторов, создающих определенную обстановку, в которой происходит существенное отклонение от нормального процесса. Человечество на всем протяжении своей истории постоянно подвергается воздействию катастроф. Они уносят тысячи человеческих жизней, наносят огромный экономический ущерб, разрушают многое из того, что люди создавали годами, десятилетиями и даже веками.

Развернувшаяся в XX в. беспрецедентная по масштабам инженерная деятельность, вызванные ею изменения природной среды резко увеличили вероятность возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера. При этом некоторые из них, например, связанные с авариями на потенциально опасных объектах (атомных электростанциях, гидросооружениях, химически опасных объектах, могут нанести не только большой прямой ущерб, но и многократно превышающий его косвенный, а иногда даже привести к глобальным катаклизмам.

Количество аварий, к сожалению, не уменьшается. Причины этого в том, что современное производство усложняется, на малых площадях концентрируются значительные энергетические мощности. Все это увеличивает вероятность возникновения аварийных ситуаций. Довольно часто они приобретают характер катастроф, приводят к трагическим последствиям. Порой по количеству жертв они превосходят даже войны. Человек же настолько свыкся с опасностями, что часто не думает о них, пренебрегает мерами предосторожности.

Кроме техногенных аварий и катастроф, человека подстерегают и другие опасности. Человек зачастую не может устоять перед силами природы, стихийные проявления которых вызывают катастрофы, разрушения, гибель многих людей. Можно избегать мест, где разгулялась стихия, но в настоящее время это не всегда возможно, Поэтому, чтобы не попасть в беду, необходимо знать о возможных стихийных явлениях, учитывать их особенности и правильно вести себя.

Причины возникновения аварии, катастрофы

Значительная опасность последствий влекут за собой внезапные крупные пожары, сопровождающиеся взрывом. Такое развитие событий может возникать на любом техногенном объекте, но из-за большого количества жертв и пострадавших наибольшую опасность представляют ЧС на трубопроводах, а также авиа – и железнодорожные катастрофы. Поражающими факторами в ситуации разрушения емкостей с хранением легковоспламеняющихся жидкостей или при получении повреждений тары при их транспортировке являются:

• Образование в среде взрывоопасных паров;

• Взрыв образовавшегося пара от любого источника открытого огня или искры;

• Большой силы ударная волна и поток осколков;

• Пожар в виде «огненного шара»;

• Тепловое воздействие и появление в воздухе опасных продуктов горения. Аварии техногенного характера :

1. Гидродинамические аварии 2.

2. Радиационные аварии и правила поведения 3.

3. Энергетические аварии

4. Коммунальные аварии

Причины возникновения ЧС техногенного характера заключаются зачастую в человеческом факторе. Это просчеты, ошибки, использование некачественных материалов, недостаточный уровень безопасности некоторых объектов, недисциплинированность, халатность и недостаточная квалификация персонала. По независящим от человека причинам подобного рода аварии могут возникать и в случае природных катаклизмов: цунами, шквалистые ветры и ливни, оползни, землетрясения, удары молний.

Возникновение любой техногенной катастрофы вызывается сочетанием действий объективных и субъективных факторов, создающих причинный ряд событий. Непосредственными причинами техногенных катастроф могут быть внешние по отношению к инженерной системе воздействия (стихийные бедствия, военно-диверсионные акции и т. д., условия и обстоятельства, связанные непосредственно с данной системой, в том числе технические неисправности, а также человеческие ошибки.

Последним, согласно статистике и мнению специалистов, принадлежит главная роль в возникновении техногенных катастроф. По оценке экспертов, человеческие ошибки обусловливают 45% экстремальных ситуаций на АЭС, 60% авиакатастроф и 80% катастроф на море [12; 14].

К сожалению, количество аварий во всех сферах производственной и просто жизнедеятельности неуклонно растет. Это происходит в связи с широким использованием новых технологий и материалов, нетрадиционных источников энергии, массовым применением опасных веществ в быту, промышленности и сельском хозяйстве.

Современные сложные производства проектируются с высокой степенью надежности. Однако, чем больше производственных объектов, тем больше вероятность ежегодной аварии на одном из них. Абсолютной безаварийности не существует.

Все чаще аварии принимают катастрофический характер с уничтожением объектов и тяжелыми экологическими последствиями (например, Чернобыль). Анализ таких ситуаций показывает, что независимо от производства, в подавляющем большинстве случаев они имеют одинаковые стадии развития.

На первой из них аварии обычно предшествует возникновение или накопление дефектов в оборудовании, или отклонений от нормального ведения процесса, которые сами по себе не представляют угрозы, но создают для этого предпосылки. Поэтому еще возможно предотвращение аварии.

На второй стадии происходит какое-либо инициирующее событие, обычно неожиданное. Как правило, в этот период у людей обычно не бывает ни времени, ни средств для эффективных действий.

Собственно катастрофа происходит на третьей стадии, как следствие двух предыдущих.

Таким образом, можно выделить основные причины:

• просчеты при проектировании и недостаточный уровень безопасности современных зданий;

• некачественное строительство или отступление от проекта;

• непродуманное размещение производства;

• нарушение требований технологического процесса из-за недостаточной подготовки или недисциплинированности и халатности персонала;

• отсутствие на должном уровне содержания зданий и сооружений, оборудования, не приобретаются новые станки и механизмы, взамен устаревших;

• падение производственной дисциплины. Невнимательность, грубейшие нарушения правил эксплуатации техники, транспорта, приборов и оборудования;

• современное производство всё более усложняется. В его процессе часто применяются ядовитые и агрессивные компоненты. На малых площадях концентрируется большое количество энергетических мощностей;

• стихийные бедствия, в результате которых выходят из строя предприятия, имеющие в своем производстве опасные для общества вредные вещества и т. д. ;

• сложность технологий, недостаточная квалификация персонала, проектно-конструкторские недоработки, низкая трудовая и технологическая дисциплина;

• концентрация различных производств в промышленных зонах без должного изучения их взаимовлияния;

• отказы технических систем из-за дефектов изготовления и нарушений режимов эксплуатации;

• высокий энергетический уровень технических систем;

• внешние негативные воздействия на объекты энергетики, транспорта и др.

Таким образом, все техногенные катастрофы, в конечном счёте, являются следствием тех или иных человеческих действий или отсутствия таковых. Техногенная катастрофа любого происхождения – это физическое событие в общественном контексте, вызванное рассогласованием взаимодействия элементов сложных систем, в создании и функционировании которых задействованы как люди, так те или иные элементы созданных ими технологий.

В этом типе катастроф по мере развития техники все большую роль начинает играть человеческий фактор, который проявляется в инженерных просчётах, ошибках персонала, халатности, неэффективной помои спасательных служб.

Возрастание размеров и мощи технических систем, повсеместное (иногда бесконтрольное) использование разных видов энергии повышает риск людских, материальных и экологических потерь. Такова плата за технологический прогресс и удобства жизнедеятельности.

Последствия аварии, катастрофы

Любая техногенная катастрофа относится к чрезвычайным ситуациям со всеми вытекающими социальными, юридическими и экономическими последствиями в сфере общества, которые носят глобальный характер.

Аварии и катастрофы не имеют национальных границ, они ведут к гибели людей и создают в свою очередь социально политическую напряженность (например, Чернобыльская авария).

На всех континентах Земли эксплуатируются тысячи потенциально опасных объектов с такими объёмами запасов радиоактивных, взрывчатых и отравляющих веществ, которые в случае ЧС могут нанести невосполнимые потери окружающей среде или даже уничтожить на Земле жизнь. В связи с этим последствия техногенных катастроф обычно разделяют на шесть групп [12; 14; ] :

• Человеческие жертвы.

• Ущерб здоровью людей.

• Ущерб окружающей природной среде.

• Материальные потери.

• Нарушение условий жизнедеятельности людей.

• Полное уничтожение объектов (процессов).

Также последствия могут быть:

• восполняемые, невосполнимые;

• опасные, вредные.

Любая техногенная катастрофа несет за собой последствия, которые оказывают влияние практически на все сферы жизни человеческого общества и прежде всего на жизнедеятельность людей и в огромном количестве на окружающую природную среду.

Ущерб от катастроф носит разнообразный характер. Чтобы его измерить, используют различные показатели, среди которых главную роль играют экономические. В последнее время государство уделяет огромное внимание в выделении средств на мероприятия по предупреждению и ликвидации возможных и уже реально действующих техногенных катастроф, а также на ликвидации их последствий.

Данное выделение денежных средств и осуществление мероприятий помогает защитить население, а также снизить социально-экономический ущерб и повысить уровень безопасности и защищённости.

К экономическим последствиям техногенных катастроф в целом относятся:

• сокращение основных производственных механизмов за счет их полного или частичного разрушения;

• выход сельскохозяйственных, лесных и водных угодий из хозяйственного оборота;

• разрушение объектов социально-культурной сферы;

• сокращение трудовых ресурсов и рабочей силы;

• снижение уровня жизни населения;

• расходы государства на ликвидацию чрезвычайных ситуаций.

При оценивании экономического ущерба принимаются во внимание только прямые материальные ценности. С принятием федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 11 ноября 1994 года Россия сделала первые шаги к стандартизации понятия экономических последствий от чрезвычайных ситуаций. Одна из основных целей этого закона - снижение размеров ущерба и потерь от чрезвычайных ситуаций.

Зачастую серьезные масштабные чрезвычайные ситуации приводят к психологическим отклонениям у людей. Каждый человек по-разному реагирует на ту или опасность. У многих людей нервная система слабая.

Различают следующие негативные последствия:

• непосредственный, возникающие во время самой ТК;

• ближайшие, могут возникнуть в течение следующего года как произошла ТК;

• среднесрочные, возникновение их может быть в течение 5 лет как произошла ТК;

• отдаленные, могут возникнуть и через пять лет.

Последствия техногенной катастрофы можно разделить на несколько типов:

• медицинские - диссоциативные расстройства, нарушения в поведении, психосоматические заболевания, а также злоупотребление психоактивными веществами;

• психологические - стигматизация и дискриминация, злость, ожесточение, изменение иерархии ценностей, нарушение в межличностных отношениях, формируется в своем роде месть;

• социальные - снижение социальной активности, уменьшение работоспособности, антисоциальное поведение.

Социальный ущерб населению и территории в результате воздействия факторов ТК оказывают отрицательное влияние на физическое, материальное и моральное состояние людей, снижают их благополучие и жизнедеятельность.

Одним из важных видов социальных последствий ТК является снижение качества жизни, особенно таких её показателей как: состояние здоровья, степень удовлетворения жизненных требований населения, резкое нарушение привычного уклада жизни, личные невзгоды, физические и моральные страдания.

Социальные последствия ТК оказывают существенное влияние на демографическую ситуацию в стране, выражающуюся в снижении численности населения в районах бедствия за счет вынужденных переселенцев из этих районов, в изменении профессиональной структуры населения, его возрастного состава и т. д. Социальные и другие последствия могут негативно сказываться на реализации социальных и экономических программ, тем самым снижая экономические возможности государства.

Таким образом, анализ последствий техногенных катастроф показывает, что затраты на их ликвидацию, создание приемлемых условий для жизнедеятельности населения могут существенно влиять на социально-экономическое развитие государства и даже подрывать его основы. Последствия техногенных катастроф носят всеобъемлющий характер. Поэтому катастрофу лучше предотвратить.

Оповещение и информирование населения о грозящей, опасности

Итак, от того факта, насколько грамотно будет организована данная система информирования о ЧС, зависит уровень потенциальной угрозы жизням граждан. Поэтому ключевым фактором здесь является время. Именно по этой причине на территории РФ в каждом населенном пункте находится ретрансляторный узел. Интересным является тот факт, что столь крупная ретрансляционная сеть есть только в России. Для того чтобы создать комплексный эффект, установлены областные, краевые и республиканские телевизионные центры, местные и широковещательные радиостанции. Система оповещения населения о чрезвычайных ситуациях, помимо использования описанных выше средств, подразумевает также наличие на крупных производствах и зданиях соответствующих сирен, при помощи которых можно извещать население о появившейся угрозе. При этом непосредственно сам вой сирен с 1988 года означает не воздушную тревогу, а необходимость обратить внимание на экстренную информацию. Другим словами, как только жители услышат сирены, им нужно включить все средства трансляции - радио и телевизоры. Использование речевой информации. Для того чтобы эффективно отреагировать на различные угрозы, штабы ЧС и ГО, совместно с органами власти, формируют определенные обращения, при помощи которых можно будет дать сжатую и предельно актуальную информацию населению тех городов и регионов, которые подверглись опасности. Для этого изначально моделируются различные возможные ситуации, для каждой из них составляется текст.

Например, в случае химической угрозы организация оповещения населения в чрезвычайных ситуациях будет включать донесение гражданам следующей информации: - предупреждение об аварии на конкретном предприятии; - извещение о сути угрозы (утечка какого вещества произошла); - обозначение направления, в котором двигается облако ядовитых испарений; - перечисление улиц и районов населенного пункта, попадающих в зону заражения; - оповещение населения о чрезвычайных ситуациях техногенного характера включает инструкции относительно блокировки окон и дверей, а также герметизации квартиры; - информирование о недопустимости нахождения в подвалах и нижних этажах помещений; - извещение о том, жители каких районов и домов вынуждены покинуть свои квартиры и рабочие места; - далее последует заключительный блок информации о том, как обезопасить себя (например, надеть марлевые повязки, смоченные двухпроцентным раствором питьевой соды и воды). Подобный порядок оповещения населения о чрезвычайных ситуациях должен быть рассчитан на 5-минутную речь, повторяющуюся несколько раз подряд. Если же придется иметь дело, скажем, с наводнением, то жителей предупредят о факте угрозы затопления и назовут конкретные места города, которые находятся в зоне поражения. После этого последует информация о том, что необходимо перенести все запасы провизии и нужные вещи на верхний этаж здания или чердак. Жители также получат сведения о том, в каком направлении нужно двигаться в случае эвакуации. О самой необходимости покинуть здания тоже сообщат. Далее последует весь комплекс сопутствующих инструкций.

Сигналы оповещения необходимы для того, чтобы органы гражданской обороны могли незамедлительно передавать информацию о физическом или бактериологическом заражении, эвакуации, радиационной опасности, воздушном нападении или угрозе затопления. Благодаря современным приборам можно очень быстро определить направление движения, место и время определенного носителя угрозы. Благодаря этому существенно увеличивается скорость передачи сигнала в штабы гражданской обороны. Но чаще всего сигналы используются при нападении противника, когда реальное время для спасения ограничивается несколькими минутами. Особенно это важно, когда угроза касается не отдельных людей, а всего населения. В таком случае масштабы катастрофы могут быть огромны.

Анализ какой-либо аварии или катастрофы

Анализ чрезвычайных ситуаций природного характера по Западно-Казахстанской области (2013-2015 гг)

2013 год. Землетрясение магнитудой 6-7 баллов произошло 13 июня 2013 г. в Западно-Казахстанской области. Эпицентр находился в городе Текели. Подземные толчки с силой 5-6 баллов ощущались в Актау, в Уральске –3-4 бала. Жертв и разрушений зафиксировано не было.

В начале апреля в результате резкого потепления и быстрого таяния снега в Западно-Казахстанской области талыми водами были снесены около 675 хозяйственных построек, затоплены 22 жилых дома, эвакуированы 40 человек.

Разрушительный ветер со скоростью 18-23 метра в секунду прошел в конце октября в Западно-Казахстанской области. В результате урагана были частично разрушены учебные, медицинские и социально-бытовые здания в сельской местности.

2014 год

Пожары. За отчетный период зарегистрировано две чрезвычайных ситуаций. За соответствующий период прошлого года не зарегистрировано, увеличение на 100%.

27.06.2014 г. в г. Уральск, район «Свистун гора» горело поле с посевами зерновых культур (озимая пшеница) на площади 40 Га. Владелец ТОО «Свобода». В тушении приняли участие 4 единицы техники и 39 человек личного состава ГУ «СП и АСР», силы и средства ДПФ к/х «Донсков» и ГК ДЭП.

Пожар в поле с посевами в г. Уральск.

28.06.2014 г. на территории Сырымского и Каратобинского районов горел степной массив на общей площади 2700 Га. В ликвидации пожара приняли участие 2 единицы техники и 19 человек личного состава ГУ «СП и АСР» и ДПФ сельских округов в составе 57 человек и 11 единиц техники.

Происшествия на водах. За отчетный период зарегистрировано 14чрезвычайных ситуаций, погибло 15 человек. В том числе 5 (пять) несовершеннолетних.

В 2014 году зарегистрировано 11 чрезвычайных ситуаций, погибло 11 человек. Увеличение гибели людей на водоемах составляет 36 %.

Гибели людей в местах, охраняемых подразделениями водно-спасательной службы, не зарегистрировано.

24.05.2014 г. в п. Таскала Таскалинского района на реке Деркул, во время купания в неустановленном месте утонул гр. Болдырев А. С. 1998 г. р.

27.05.2014 г в г. Уральск, п. Коминтерн на реке Урал во время купания в неустановленном для купания месте утонули Бисенгалиев М. И. 1997 г. р. и гр. Артемьев О. Т. 2000 г. р.

20.06. 2014 г в г. Уральске в Затоне Чапаева, на реке Урал, во время купания утонул гр. Нурсатин Даулет 19.04.2008 г. р.

Метеорологические опасные явления

В 2014 году зарегистрировано две чрезвычайных ситуаций, снижение на 50%.

24.06.2014 г. в Бурлинском районе в с. Березовка прошел град, размер градин 35-45 мм. В результате получили повреждения 277 домов и 27 автомашин.

07.09 – в городе Уральске, на 1032-м километре железнодорожного перегона «Уральск-Желаево», вдоль железнодорожного полотна произошло загорание лесопосадки на площади 1 гектар, в результате чего огнем были повреждены шпалы ж/д полотна протяженностью ориентировочно 2 километра, сообщили в комитете по ЧС.

В результате происшествия произошла задержка пассажирского поезда №614 сообщением Уральск-Актобе, который в данный момент находится на станции Желаево.

Число чрезвычайных ситуаций природного характера составило 2547 случаев (15,9% от общего числа ЧС). По сравнению с аналогичным периодом 2014 года число природных чрезвычайных ситуаций снизилось на 149 случаев или на 5,5%.

Число пострадавших составило 2230 человек (на 3,8% меньше, чем за аналогичный период 2014г., из них погибло – 550 человек (на 12% больше, чем за тот же период прошлого года).

С начала года зафиксировано 1350 случаев опасных инфекционных заболеваний и отравлений людей, при которых пострадало 1670 человек (на 7,8% меньше, чем за аналогичный период 2014г., из них погибло 10 человек.

По оперативным данным за отчетный период поступило 493 сообщения о пострадавших на водоемах ЗКО, в которых 542 человека пострадало, из них 536 человек погибло. За аналогичный период 2014 года произошло 434 происшествия, в которых 474 человека погибло. Основной причиной гибели людей на воде является личная неосторожность граждан.

Заключение

Таким образом, можно однозначно сказать, что основной причиной всех техногенных катастроф является человеческий фактор (человеческий аспект, вмешательство человека, а именно: плохая обученность человека, невнимательное отношение, пренебрежение к возложенным функциям, все эти факторы, как вместе, так и в отдельности могут привести к печальным последствиям, описанным выше.

Поэтому объектом комплексной научной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», изучающей опасности и защиту от них человека, является комплекс отрицательно воздействующих явлений и процессов в системе «человек — среда обитания».

Основополагающая формула безопасности жизнедеятельности — предупреждение и упреждение потенциальной опасности. Потенциальная опасность является непременным свойством процесса взаимодействия человека со средой обитания. Все действия человека и все компоненты среды обитания (прежде всего технические средства и технологии) обладают способностью генерировать наряду с положительными свойствами и результатами опасные и вредные факторы.

Список использованной литературы

1. Алымов В. Т. Анализ техногенного риска : Учеб. Пособие / В. Т. Алымов и др. - М., 2000.

2. Арманд А. Д. Рукотворные катастрофы / А. Д. Арманд. - М. ,1993.

3. Арнольд В. И. Теория катастроф / В. И. Арнольд. – М., 1990.

4. Безопасность и предупреждение чрезвычайных ситуаций. Механизмы регулирования и технические средства : Каталог-справочник / Институт риска и безопасности. - М., 1997.

5. Безопасность жизнедеятельности. Охрана труда: учеб. пособие для вузов / А. В. Фролов, Т. Н. Бакаева: Ростов-на-Дону, 2005.

6. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов / С. В. Белов, А. Ф. Козьяков, А. В. Ильницкая. Исправ. и допол. - М., 2006.

7. Безопасность жизнедеятельности. Безопасность в ЧС природного и техногенного характера : учебное пособие // Акимов В. А., Воробьев Ю. Л., Фалеев М. И. и др. – М., 2006.

8. Безопасность общества и человека в современном мире: Учебное пособие. – СПб., 2005.

9. Белов С. В. Проблемы безопасности при чрезвычайных ситуациях / С. В. Белов. – М., 2003.

10. Маньяков В. Д. Безопасность общества и человека в современном мире: Учебное пособие / В. Д. Маньяков. - СПб., 2005.

11. Интернет ресурсы

Публикации по теме:

Административная контрольная работа по биологии «Организменный уровень жизни» для 11 класса Спецификация административной контрольной работы учащихся 11 класса по биологии 1. Назначение работы Работа предназначена для проведения.

Итоговая комплексная контрольная работа. 2 класс Итоговая комплексная контрольная работа 2 класс Поющая у проруби Однажды ясным морозным утром я гуляла на лыжах по лесу. Когда я вышла.

Итоговая контрольная работа «Встречи со знаменитыми композиторами. И. С. Бах» в 4 классе 1 четверть Ответь на вопросы: 1. Назови годы жизни и смерти композитора___ 2. В каких жанрах работал И. -С.

Контрольная работа для учащихся 10 класса «Творчество Н. А. Некрасова. Стихотворения. Поэма-эпопея «Кому на Руси жить хорошо» 1 ВАРИАНТ 1) Некрасова звали: а) Иван Алексеевич б) Алексей Николаевич в) Сергей Алексеевич г) Николай Алексеевич 2) Некрасов а) совершил.

Контрольная закупка. Не дайте себя обмануть!Контрольная закупка. Не дайте себя обмануть! Уважаемые друзья и гости моей странички! 18 октября прошел праздник всех сладкоежек, "Всемирный день конфет". И мы тоже решили отметить.

Летние игры исследовательского характера с детьми среднего и старшего дошкольного возрастаЛетние игры исследовательского характера с детьми среднего и старшего дошкольного возраста Наши помощники - книги. У каждого воспитателя с годами накапливается педагогическая литература. Не все книги, если можно так выразиться,.

Мастер-класс «Применение творческих заданий познавательного характера на уроках Орксэ» Мастер-класс «Применение творческих заданий познавательного характера на уроках ОРКСЭ как условие формирования духовной, нравственной культуры.

НОД — игровая ситуация «Наши игрушки»НОД — игровая ситуация «Наши игрушки» Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, восприятие художественное литературы. Цели: - познакомить с творчеством А. Л.

НОД познавательно-практического характера для детей старшего дошкольного возраста «Волшебный фильтр» Непосредственная образовательная деятельность познавательно - практического характера для детей старшего дошкольного возраста Образовательная.

Памятка для родителей «Игрушки как отражение характера ребёнка»Памятка для родителей «Игрушки как отражение характера ребёнка» Плюшевые игрушки нравятся ребёнку,который любит новые ощущения и переживания,он очень впечатлителен,эмоционален и зависим от отношения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Контрольная работа «Чрезвычайная ситуация техногенного характера»
Опубликовано: 3 марта 2020 в 17:23
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
25 мая. День филолога. Передвижка «Учимся пересказывать»

Ребенок любит слушать, когда ему читают, а пересказать любимую сказку или рассказ не может. Как научить его пересказу, ведь умение пересказывать необходимо и в обычной жизни, и в школьном обучении.

24 мая. День славянской письменности и культуры. Передвижка «Славянская письменность»

Ежегодно 24 мая славяне отмечают праздник — День славянской письменностии культуры. В этот день вспоминаются заслуги братьев Кирилла и Мефодия – создателей славянской азбуки, просветителей славянского...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД