МААМ-картинки

Консультация «Методики лечения заикания»

Анна Новикова
Консультация «Методики лечения заикания»

Лечение заикания в любом случае есть прямое или косвенное воздействие на речевую функцию, приводящее к улучшению состояния в результате компенсаторной реакции организма на тот или иной вид коррекционного воздействия. Ввиду того, что заикание имеет выраженную функциональную, личностную и социальную стороны, его лечение обязательно содержит терапевтическую, педагогическую и реабилитационную составляющие. При этом значимость и результативность педагогического и реабилитационного компонентов находятся в зависимости от индивидуальных способностей пациента воспринимать коррекцию. Поэтому лечение заикания сложный и противоречивый процесс, далеко не всегда зависящий от качества применяемого метода.

Публикация «Консультация „Методики лечения заикания“» размещена в разделах

Существует ряд способов вылечить заикание, но, к сожалению, ни один из них не даёт гарантии 100 %. Все методы так или иначе делятся на рассматривающие заикание как дефект речи и как логоневроз.

Первые советуют «говорить плавно» или как-то нормализовать речь.

Вторые концентрируются на нервной системе, считая заикание лишь одним из проявлений невротизма. Методик лечения заикания великое множество (см. ссылки, но единой «правильной» не существует.

Все методики лечения заикания подразделяются по типам методического подхода и видам терапевтического воздействия. В целом их можно подразделить на:

• Логопедические

• Психологические

• Психотерапевтические

• Логопсихотерапевтические

• Социореабилитационные

• Медикаментозные

• Физиотерапевтические

• Комплексные

• Нетрадиционные.

Терапевтическая организация методик лечения заикания может быть : амбулаторной, стационарной, семейной, групповой и индивидуальной.

Методы преодоления заикания

Логопедические занятия - только составная часть комплексного лечебно-педагогического воздействия на заикающегося. Необходим комплекс мер: медикаментозное лечение, физиотерапия, психотерапия, нормализация микросоциального окружения. При этом имеет значение адекватность и дифференцированность выбранной методики.

Подбор методики должен быть строго индивидуальным. Родителям следует осознать, что проводить лечение заикания нужно в определенной системе, форма одноразовой кампании в данном случае неприемлема!

Правила и упражнения в плавной речи

Некоторые исследователи и логопеды-практики считают целесообразным сообщить заикающимся, а затем регулярно повторять с ними правила для упражнения в плавной речи. Предполагается, что по мере прохождения логопедического курса правила речи будут выполняться заикающимися автоматически и способствовать нормализации их речи. Впервые 12 правил для упражнения в плавной речи были разработаны А. Гуцманом и Г. Гуцманом в 1924 году. Но их применение актуально и в наши дни, широко применяется на практике и дает результаты.

1. Говори медленно и спокойно, т. е. выговаривай слог за слогом, слово за словом, предложение за предложением.

2. Всегда уясни себе, что и как ты будешь говорить.

3. Не говори ни слишком громко, ни слишком тихо.

4. При разговоре стой или сиди прямо.

5. Прежде чем начать говорить, быстро и глубоко вдохни ртом.

6. Расходуй дыхание экономно. Во время разговора старайся по возможности задерживать дыхание.

7. Переходи всегда решительно и определенно в положение для произнесения гласных.

8. Направляй выдох не на гласный, а на согласный звук.

9. Никогда не нажимай на согласные; в случае необходимости говори ниже обыкновенного тона и несколько растягивай все гласные.

10. Когда слово начинается с гласного, то начинай его тихо и несколько пониженным тоном.

11. Растягивай долго первые гласные в предложении и связывай все слова предложения между собой, как будто все предложение представляет собой одно многосложное слово.

12. Всегда старайся говорить внятно и благозвучно.

Если в семье есть заикающийся ребенок, важно помнить:

1. Заикающийся ребенок все время должен находиться под наблюдением логопеда и психоневролога. В виду того, что у заикающихся детей и детей группы риска ослаблена нервная система, для них требуются индивидуальный подход, спокойная обстановка в семье, правильный общий речевой режим.

2. Нельзя читать детям много книг, не соответствующих их возрасту. Вредно чтение на ночь страшных сказок, так как это может вызвать у ребенка чувство постоянного страха: он боится увидеть Бабу Ягу, лешего, черта и т. п.

3. Не следует разрешать часто и долго смотреть телевизионные передачи. Это утомляет и перевозбуждает нервную систему ребенка. Особенно отрицательно действуют передачи, не соответствующие его возрасту и просмотренные перед сном.

4. Нельзя чрезмерно баловать детей, исполнять любые их прихоти, так как в этом случае психической травмой для ребенка может послужить даже незначительное противоречие ему, например, отказ в чем-то желаемом. Требования, предъявляемые к ребенку, должны соответствовать его возрасту, быть всегда одинаковыми, постоянными со стороны всех окружающих, как в семье, так и в детском саду, в школе.

5. Не следует перегружать ребенка большим количеством впечатлений (кино, чтение, просмотр телепередач и т. п.) в период выздоровления после перенесенного заболевания.

6. Нельзя запугивать ребенка, наказывать, оставляя одного в помещении, особенно плохо освещенном. В виде наказания можно заставить его спокойно посидеть на стуле, лишить участия в любимой игре и т. п.

7. Говорить с таким ребенком надо четко, плавно (не отрывая одно слово от другого, не торопясь, но ни в коем случае не по слогам и не нараспев.

8. Нужно быть всегда одинаково ровным и требовательным к ребенку.

9. Следует сблизить такого ребенка с наиболее уравновешенными, хорошо говорящими детьми, чтобы, подражая им, он учился говорить выразительно и плавно.

10. Нельзя вовлекать заикающихся детей в игры, которые возбуждают и требуют от участников индивидуальных речевых выступлений.

11. Для заикающегося ребенка очень важны занятия музыкой и танцами, которые способствуют развитию правильного речевого дыхания, чувства темпа, ритма. Полезны дополнительные занятия по пению.

Сравнительная характеристика различных форм заикания

Показатели Невротическое Неврозоподобное Смешанное

Речевая активность Резко снижена Обычно повышена Повышена до появления невротических наслоений, затем снижается

Локализация судорог Преобладают дыхательно-вокальные Преобладают в артикуляционном аппарате Во всех группах мышц, связанных с речью

Темп речи Различный Тахилалия Тахилалия

Звукопроизношение Без особенностей Часто дислалия, реже дизартрия Различное

Выразительность речи Различная Речь невыразительная, монотонная, глуховатая Речь невыразительная, монотонная, глуховатая

Психомоторика (включая логомоторику) Без выраженных особенностей Неуклюжесть, плохой почерк, вялая мимика, скованность и однообразие движений Различная

Раздувание крыльев носа во время речи Типично Непостоянно Непостоянно

Сопутствующие движения Часты. Характер их изменчив Очень часты. Стереотипны Постоянны и чаще всего однообразны

Фиксация на трудных звуках Выражена Слабее, чем при невротическом заикании Более или менее выражена

Течение заикания Волнообразное, выраженность заикания зависит от выраженности психотравмирующих переживаний Более или менее постоянное, с периодами ухудшения, зависящими от степени переутомления, речевой нагрузки, соматического состояния Зависит от психофизиологического состояния, поэтому волнообразное

Дислексия, дисграфия, дискалькулия Редки Часты Часты

Целенаправленность в преодолении речевых нарушений Обычно высокая, порой чрезмерная Резко снижена Недостаточна

Показатели Невротическое Неврозоподобное Смешанное

Психотравмирующая ситуация Резко ухудшает речь Обычно влияет мало Ухудшает речь

Логофобия Характерна Не характерна Присоединяется позже по мере развития невротических наслоений

Усиленная фиксация на речи Типична Нет Встречается часто

Психомоторное развитие Различное, порой ускоренное С задержкой С задержкой

Развитие навыков самообслуживания Без заметных отклонений С задержкой С задержкой

Леворукость Как в популяции Часта Часта

Речевая патология у близких родственников Редка Часта Часта

Сроки и обстоятельства появления заикания После психических травм в любом возрасте, но, как правило, в 3-7-летнем возрасте В период становления речи Неврозоподобное заикание в период становления речи, а невротические наслоения значительно позже (обычно в 12-15-летнем возрасте)

Акцентуации личности Характерны Не характерны Могут иметь место

Интеллект Не страдает Может быть снижен Может быть снижен

Усиленная фиксация на речи Типична Нет Встречается часто

Речевая активность Резко снижена Обычно повышена Повышена до появления невротических наслоений, затем снижается

Локализация судорог Преобладают дыхательно-вокальные Преобладают в артикуляционном аппарате Во всех группах мышц, связанных с речью

Темп речи Различный Тахилалия Тахилалия

Звукопроизношение Без особенностей Часто дислалия, реже дизартрия Различное

Выразительность речи Различная Речь невыразительная, монотонная, глуховатая Речь невыразительная, монотонная, глуховатая

Психомоторика (включая логомоторику) Без выраженных особенностей Неуклюжесть, плохой почерк, вялая мимика, скованность и однообразие движений Различная

Раздувание крыльев носа во время речи Типично Непостоянно Непостоянно

Сопутствующие движения Часты. Характер их изменчив Очень часты. Стереотипны Постоянны и чаще всего однообразны

Фиксация на трудных звуках Выражена Слабее, чем при невротическом заикании Более или менее выражена

Течение заикания Волнообразное, выраженность заикания зависит от выраженности психотравмирующих переживаний Более или менее постоянное, с периодами ухудшения, зависящими от степени переутомления, речевой нагрузки, соматического состояния Зависит от психофизиологического состояния, поэтому вол-нообразное

Дислексия, дисграфия, дискалькулия Редки Часты Часты

Целенаправленность в преодолении речевых нарушений Обычно высокая, порой чрезмерная Резко снижена Недостаточна

Психотравмирующая ситуация Резко ухудшает речь Обычно влияет мало Ухудшает речь

Логофобия Характерна Не характерна Присоединяется позже по мере развития невротических наслоений

Усиленная фиксация на речи Типична Нет Встречается часто

Психомоторное развитие Различное, порой ускоренное С задержкой С задержкой

Развитие навыков самообслуживания Без заметных отклонений С задержкой С задержкой

Леворукость Как в популяции Часта Часта

Речевая патология у близких родственников Редка Часта Часта

Сроки и обстоятельства появления заикания После психических травм в любом возрасте, но, как правило, в 3-7-летнем возрасте В период становления речи Неврозоподобное заикание в период становления речи, а невротические наслоения значительно позже (обычно в 12-15-летнем возрасте)

Акцентуации личности Характерны Не характерны Могут иметь место

Интеллект Не страдает Может быть снижен Может быть снижен

Усиленная фиксация на речи Типична Нет Встречается часто

Традиционный метод лечения заикания

Традиционный метод лечения заикания основан на использовании дыхательных упражнений. Не зря человек, занимающийся пением, никогда не испытывает проблем с речью. Его голос свободен и естественен.

Одной из самых известных программ, относящихся к традиционному методу, является «Дыхательная гимнастика Стрельниковой». Выполняя эти упражнения, вам может показаться, что вы делаете утреннюю гимнастику. В пример приведем два упражнения, которые считают самыми эффективными в борьбе с заиканием.

Упражнение «Насос».

Исходное положение: встаньте прямо, руки опущены. Немного наклонитесь вперед, к полу, округлив спину, как показано на первом рисунке. Голова и руки должны быть опущены, а шея расслаблена.

Сделайте быстрый шумный вдох в конечной точке поклона, как будто вы нюхаете пол. Приподнимитесь, но не выпрямляйтесь полностью. В этот же момент сделайте пассивный выдох носом или ртом.

Снова наклонитесь, сделав быстрый шумный вдох и так далее. Это упражнение напоминает накачивание шины. Делать его нужно легко, не оказывая нагрузку на поясницу.

Сделайте подряд 8 вдохов, после чего отдохните 5 секунд. И снова 8 вдохов. Норма – 12 подходов по 8 вдохов. МирСоветов понимает стремление многих избавиться от такой проблемы, как заикание. Но всё-таки не спешите выполнять такое количество в первый же день. Нагрузку нужно увеличивать постепенно.

Упражнение «Повороты головы».

Исходное положение: встаньте прямо, ноги на ширине плеч. Для удобства можно положить руки по бокам.

Поверните голову влево и сделайте быстрый шумный вдох. Затем поворачиваем голову вправо – еще вдох. Выдох делается в промежутке, когда голова поворачивается от левого плеча к правому. Но при этом остановку посередине делать ненужно.

Во время упражнения не напрягайте шею, ваши руки и туловище должны быть неподвижными.

Для начала будет достаточно сделать 8 вдохов. Когда почувствуете в себе уверенность, можно увеличить количество подходов. Но не забывайте делать между ними короткие передышки. Норма – 3 подхода по 32 вдоха.

Эти и другие упражнения данного комплекса оказывают благоприятное действие на всю дыхательную систему человека. Она учит больного дышать глубоко, всеми легкими, тренирует диафрагму, заставляя ее активно участвовать в голосообразовании, делает голосовые связки максимально подвижными, что позволяет им тесно смыкаться во время разговора.

Выполняйте упражнения по 15-20 минут утром перед завтраком и столько же вечером после ужина. Первые результаты вы заметите спустя 2-3 месяца. Вы заметите перемены: дыхание станет более свободным, а голос – естественным.

Также к традиционному методу лечения заикания относятся релаксации. Но применять это средство, как самостоятельный метод, мы не рекомендуем. Наибольших результатов вы добьетесь, используя релаксацию в совокупности с другими более эффективными методами.

Публикации по теме:

Нетрадиционные методики и здоровьесберегающие технологии на логопедических занятиях «Нетрадиционные методики и здоровьесберегающие технологии на логопедических занятиях» Тема: «Автоматизация звука [З]» Цель: «Профилактика.

Автоматизация звуков с использованием методики Н. А. ЗайцеваАвтоматизация звуков с использованием методики Н. А. Зайцева Основной единицей языка у Зайцева является не звук, буква или слог, а склад. Склад - это пара из согласной и гласной, или из согласной и.

Фотоотчет о проделанной работе по использовании методики Су-джокФотоотчет о проделанной работе по использовании методики Су-джок «Забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное.

Консультация для педагогов «Музыкальные занятия как средство коррекции заикания»Консультация для педагогов «Музыкальные занятия как средство коррекции заикания» Консультация для педагогов «Музыкальные занятия как средство коррекции заикания» Заикание – комплексное нарушение речи, с трудом поддающееся.

Консультация для родителей «Природа заикания»Консультация для родителей «Природа заикания» Цель: познакомить родителей с причинами заикания и путями его преодоления. Русский психиатр И. А. Сикорский назвал заикание «детской болезнью»,.

Консультация для родителей старших дошкольников «Альтернативные педагогические методики» Скажи мне - и я забуду, учи меня - и я могу запомнить, вовлекай меня - и я научусь. Б. Франклин Несомненное преимущество авторских систем.

Методики психодиагностики в помощь учителю Методика «Чего не хватает на этих рисунках?» Возраст: от 5 – 12 лет Цель: Исследование целостности восприятия и образного мышления. Инструкция:.

Семинар для педагогов «Методики ТРИЗ в детском саду». Часть 1 Как вам кажется, с какого возраста следует приобщать детей к теории решения изобретательских задач? Пока вы думаете, мы ответим: с детского.

Семинар для педагогов «Методики ТРИЗ в детском саду. Часть 2» Метод мозгового штурма Методика мозгового штурма – суть в том, что детям ставят задачу и предлагают найти решение, причем разрешено выдвигать.

Упражнение на совмещение двух изображений. Ортоптический период леченияУпражнение на совмещение двух изображений. Ортоптический период лечения Игра "Наложи предмет" С целью обеспечения достаточного уровня готовности детей со зрительными патологиями к занятиям на лечебно - диагностической.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Методики лечения заикания»
Опубликовано: 18 января 2023 в 13:42
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Методики лечения заикания»» (включая файлы) размещена пользователем Анна Новикова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД