Лучший педагог года

Консультация для воспитателей «Сказкотерапия как эффективное средство для развития речи детей младшего возраста»

Екатерина Бойко
Консультация для воспитателей «Сказкотерапия как эффективное средство для развития речи детей младшего возраста»

Любовь к сказке, интерес к ней возникает в раннем детстве и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. О роли и значении сказок в формировании положительных качеств характера и психических процессов для детей дошкольного возраста написано много. Значимость народной сказки подчеркивал К. Д. Ушинский. О сказках и их роли положительно отзывались В. Г. Белинский, А. С. Пушкин.

Сказка проникает во все виды деятельности ребенка - дошкольника. Особым же вниманием сказка пользуется в художественно - речевой деятельности.

Публикация «Консультация для воспитателей „Сказкотерапия как эффективное средство для развития речи детей младшего возраста“» размещена в разделах

Воспитание чистой речи у детей дошкольного возраста – задача большой общественной значимости, и её серьёзность должны осознавать и родители и педагоги.

Организация специальных занятий по развитию речи в дошкольном учреждении будет более успешной в том случае, когда у большей части детей будет достаточно развито зрительно-слуховое сосредоточение на речи и не менее половины детей группы будут владеть активной речью.

Формирование этого процесса можно успешно провести, используя метод сказкотерапии, созданного петербургскими авторами Т. Д. Зинкевич и А. М. Михайловым и нацеленного на интеграцию личности, расширение сознания и совершенствование взаимодействия ребёнка с окружающим миром. Основной принцип сказкотерапии - духовное, целостное развитие личности ребёнка, забота о его душе (терапия в переводе с греческого означает «забота о душе»).

Методом сказкотерапии возможно решение следующих задач:

- снижение уровня тревожности и агрессивности у детей;

- развитие умения преодолевать трудности и страхи;

- выявление и поддержка творческих способностей;

- формирование навыков конструктивного выражения эмоций;

- развитие способностей к эмоциональной регуляции и естественной коммуникации.

Сказки делятся на несколько групп:

- сказки о животных;

- сказки о взаимодействии людей и животных;

- сказки-притчи;

- бытовые сказки;

- сказки-страшилки, истории о нечисти,

- заветные сказки;

- волшебные сказки и другие

У каждой группы сказок есть своя детская и взрослая аудитория. Детям 3-5 лет наиболее понятны и близки сказки о животных и сказки о взаимодействии людей и животных, В этом возрасте дети часто идентифицируют себя с животными, легко перевоплощаются в них, копируя их манеру поведения.

Сказки для детей младшего возраста (3-4 года) просты, носят цикличный характер – многократное повторение сюжета с небольшими изменениями. Эта особенность народных сказок позволяет ребенку лучше запомнить её, побуждает интерес к слову. Сказки являются эффективным средством развития речи у детей младшего дошкольного возраста, поэтому активно использую их в своей работе. Развивая речевое творчество, выразительность речи, индивидуальные способности, решаю следующие задачи:

1. Развитие умения связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие литературные произведения;

2. Обогащение словаря;

3. Развитие умения воспринимать, понимать и эмоционально откликаться на сказку;

4. Развитие представления об окружающем мире;

5. Воспитание интереса и любви к русскому народному творчеству;

6. Побуждение к использованию сказочных сюжетов в самостоятельной игровой и творческой деятельности.

Я использую сказку как в воспитательно – образовательном процессе, так и в повседневной жизни, индивидуальной работе с детьми.

Система работы по развитию связной речи у младших дошкольников включает в себя предварительную работу, непосредственное знакомство со сказкой, организацию творческой деятельности на её основе.

1. Восприятие сказки идет успешнее, если с детьми проводится предварительная работа: рассматривание иллюстраций, беседа с объяснением незнакомых или малознакомых детям этого возраста слов и выражений, показ предметов или действий, которые они обозначают.

2. Далее идёт непосредственное знакомство со сказкой, где важную роль играет речь рассказчика. Для ребёнка младшего возраста предпочтительно утрированное выразительное рассказывание, при котором голосом «рисуются» образы и картины происходящего. Чтобы помочь маленьким детям глубже воспринять произведение, после его рассказывания провожу беседу. Включаю в неё разные группы вопросов: на выявление эмоционального отношения детей к содержанию сказки и её героям, о мотивах поступков персонажей, средствах языковой выразительности. Для большего эффекта восприятия, сопровождаю текст сказки предметными и сюжетнымит картинками.

2. Ребенок 3-4 лет усваивает знания при многократном повторении. В тоже время он не любит однообразной деятельности, от которой быстро устаёт, поэтому при повторном рассказывании сказки использую : настольный и кукольный театр, фланелеграф, моделирование, запись. Для лучшего усвоения содержания сказки, последовательности событий в ней использую мнемотаблицы и мнемодорожки – опорные схемы, с помощью которых дети быстрее запоминают сказку, учатся пересказывать её. Мнемодорожка несет обучающую информацию, но в небольшом количестве, что очень важно на первых порах обучения ребенка.

Завершающим этапом формирования связной речи у дошкольников является умение рассказывать и одновременно показывать сказку. В этом мне помогает настольный театр, игры-инсценировки, игры-драматизации. Проводя коллективные инсценировки знакомых сказок, дети вживаются в образы героев, стараются передать не только их слова и действия, но и характеры, голоса, мимику, манеру разговора. Это дает возможность развиваться творческим способностям маленьких артистов. Кроме того, показывая сказку, малыши учатся регулировать силу и высоту своего голоса, развивают речевое дыхание, интонационную выразительность речи.

Язык сказки ритмичен, слова зарифмованы, героям даны определения – это также позволяет ребенку обогатить свой словарь и лучше запомнить и понять содержание сказки. С развитием речи у ребенка развиваются мыслительные процессы. Включение сказки во все виды детской деятельности, использование традиционных и нетрадиционных методов и приёмов работы существенно влияют на всестороннее развитие речи детей.

Для занятий по методу сказкотерапии хорошо использовать сказочные декорации и костюмы, музыкальный фон. Детям очень нравятся ритуалы, с которых занятие начинается и заканчивается. Например, катание яблочка по тарелочке – она «начинает показывать сказку». Можно просто передавать из рук в руки любой «волшебный» предмет (клубочек, золотое яйцо, плюшевого сказочного героя и т. д.). Пусть дети поздороваются друг с другом и пожелают всем счастья.

Любой из вас при желании может стать хорошим сказкотерапевтом. Для этого нужно самому стать сказочником и немного волшебником – и дети не останутся у вас в долгу.

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Паровозик» как средство развития речи детей младшего возрастаДидактическая игра «Паровозик» как средство развития речи детей младшего возраста Через каждое занятие, через любую деятельность с детьми я пытаюсь привить у них любовь к родному языку, развить умение правильно говорить,.

Консультация для воспитателей «Проблемы и особенности развития связной монологической речи у детей дошкольного возраста» Развитие речи – процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети как можно раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста»Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста» Доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. Тесную связь пальцевой моторики.

Консультация для воспитателей «Организация предметно-развивающей среды для развития речи детей раннего возраста»Консультация для воспитателей «Организация предметно-развивающей среды для развития речи детей раннего возраста» «Организация предметно-развивающей среды для развития речи детей раннего возраста» - консультация для педагогов дошкольного образования.

Консультация для воспитателей «Ручной труд как средство развития творческих способностей детей» «Мир будет счастлив только тогда, когда у каждого человека будет душа художника. Иначе говоря, когда каждый будет находить радость в своем.

Макет «Зимний лес» как средство развития речи дошкольников младшего возрастаМакет «Зимний лес» как средство развития речи дошкольников младшего возраста Зима накладывает на педагогов обязанность пополнять предметно-пространственную среду атрибутикой зимней тематики. И как же тут не обойтись.

Отчет по самообразованию «Сказкотерапия как средство развития детей дошкольного возраста» Актуальностью данной темы является то, что сказка - это самый первый вид художественного творчества, с которым знакомится ребенок. Наверное,.

Предметная среда, как средство развития речи у детей раннего возраста. Предметная среда, как средство развития речи у детей раннего возраста. «В пустых стенах ребенок не заговорит» - заметила в свое время.

Сказки о животных как средство умственного воспитания детей младшего дошкольного возраста. Консультация для воспитателей Одним из самых распространенных литературных жанров, с которым дети знакомятся еще с раннего детства, являются сказки о животных. И начинаем.

Экскурсии в библиотеку — эффективное средство познавательного, речевого и социально-коммуникативного развития детейЭкскурсии в библиотеку — эффективное средство познавательного, речевого и социально-коммуникативного развития детей Вы часто ходите с детьми в библиотеку? Ничего так не обогащает и не делает образовательный процесс более эффективным и качественным, как.

Библиотека изображений:

Публикация Консультация для воспитателей «Сказкотерапия как эффективное средство для развития речи детей младшего возраста» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Екатерина Бойко на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Сказкотерапия как эффективное средство для развития речи детей младшего возраста»
Опубликовано: 25 февраля 2020 в 17:37
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД