Папки-передвижки

Консультация для воспитателей «Игры-рифмовки для развития речи детей»

Слепых Татьяна Александровна
Консультация для воспитателей «Игры-рифмовки для развития речи детей»

Проблема развития речевого творчества в системе образования подрастающего поколения в настоящее время все шире привлекает внимание философов, психологов, педагогов. Общество постоянно испытывает потребность в творческих личностях, способных активно действовать, нестандартно мыслить, находить оригинальные решения любых жизненных проблем.

ФГОС ДО указывает на необходимость включения в содержание образовательной области «Речевое развитие» развитие речевого творчества дошкольников.

Речевое творчество - самостоятельная деятельность детей по построению связных высказываний (потешек, небылиц, стихотворений, сказок, рассказов, а также в создании новых слов – новообразований).

Публикация «Консультация для воспитателей „Игры-рифмовки для развития речи детей“» размещена в разделах

Исследователями детской речи и особенностей ее развития, установлено, что дети 5 - 7 лет имеют естественную потребность в стихосложении (стихотворчестве).

Стихотворчество способствует:

обогащению словарного запаса и грамматического строя речи,

совершенствованию коммуникативных умений,

развитию интеллекта, творческого мышления, фантазии, воображения.

совершенствованию навыков культуры речи и речевого общения,

развитию эмоциональной выразительности речи,

воспитанию звуковой культуры речи.

Обучение дошкольников составлению рифмованных текстов – одна из важных задач формирования связной речи. У детей формируются навыки словоупотребления, усиливается языковое чутье, внимание и живой интерес к художественному слову. Развиваются творческие способности, что необходимо для успешного обучения в школе.

Рифма в работе с детьми раннего возраста – это самая лучшая помощница! Стихи и рифмовки - это текстовой материал, который очень любят малыши, он им интересен и положительно влияет на их эмоциональное состояние. Рифмованная речь в общении с детьми имеет громадное преимущество в том, что оно действует на формирующуюся душу силой и обаянием ритма. А особую радость детям доставляет сочинение собственных стихотворений. А как же научить дошкольников сочинять простейшие стихи? Сначала это просто рифмы. Потом рождаются двустишия. Далее учимся сочинять стихи «подлиннее». Детям нравится процесс творчества. И как у взрослых поэтов, он тоже сопровождается «муками творчества»: дети подбирают рифму, переставляют слова, добавляют что-то новое. И, наконец, юный поэт счастлив: стихи получились! Конечно же, в игре! Я предлагаю вашему вниманию игры, способствующие развитию навыков стихотворчества.

Рифмы-миниатюры - отличный материал для развития у детей слухового внимания, фонематического слуха, языкового чутья. Играя и составляя рифмы, дети учатся правильно согласовывать слова в предложениях, верно употреблять лексико-грамматические конструкции, развивают память и связную речь.

Задачи обучения рифмованию:

Вторая младшая группа

Учить детей находить рифмующиеся между собой слова, например: птичка – синичка, кот – рот и т. д. Побуждать детей к созданию двух – трёх рифмованных строчек (полуактивный этап) по объектам, изображенным на картине, описанным в сказках, или из ближайшего окружения.

Средняя группа

Продолжать учить детей находить рифмующиеся между собой слова и создавать две – три рифмованных строчки (активный этап) по объектам, изображенным на картине, описанным в сказках, или из ближайшего окружения. Побуждать детей создавать четырёхстрочные стишки.

Старшая группа

Учить детей самостоятельно находить рифмующиеся между собой существительные (лень – пень, глаголы (бежал – лежал, прилагательные (красивый – милый, наречия (легко – глубоко). Учить анализировать содержание стихотворения и устанавливать причинно – следственные связи, обозначенные в тексте.

Подготовительная группа

Учить детей самостоятельно находить рифмующиеся между собой слова и создавать четыре рифмованных строчки по объектам, изображенным на картине, описанным в сказках, или из ближайшего окружения. Формировать умение составлять рифмовки, используя разнообразные модели.

Игра «Доскажи словечко».

Воспитатель произносит чистоговорку, а дети ее заканчивают, подбирая рифмы к звукосочетаниям. Можно играть с опорой на сюжетную или предметную картинку. Поиграем? Я начну, а вы продолжайте:

В кладовой шуршала мышка,

Под сосной лежала- … (шишка)

Живёт в нашем доме Гарик,

У него есть синий … (шарик).

Капризуля наша Маша,

У неё в тарелке … (каша).

Стоит в деревне старый дом,

В сети к нам попался- … (сом).

В библиотеке взяли том,

Зимой ребята лепят- … (ком).

Очень любят мыши сыр,

В хорошем сыре много- … (дыр).

Ветер очень сильно дул,

Стоял повсюду страшный … (гул).

Живёт у фермера баран,

В пустыне бегает- … (варан).

Мама мыла чисто пол,

Папа ждал: когда же … (гол).

На палубу упала пачка,

Потому, что была - … (качка).

Пишет маме письмо дочка,

В конце рассказа стоит- … (точка).

Портной выбрал красный шёлк,

Значит, знает в моде … (толк).

В КВН играли сутки,

Залу нравились все - … (шутки).

На берегу лежала гайка,

Рыбёшку утащила - … (чайка).

Дымится в миске кашка,

С чаем стоит - … (чашка).

Было в сказке очень худо,

Пока не появилось - … (чудо).

Очень громко плачет мальчик-

Он поранил стеклом … (пальчик).

В огороде вырос лук,

На грядке ползал майский … (жук).

Было мишке мёду мало,

Пчёлка показала … (жало).

В малиннике медведь бурчал,

Рядом с ним ручей … (журчал).

Ночью спал Аркадий чутко,

Темноты боялся … (жутко)

Надел спортсмен свою жакетку,

В руках держит он … (ракетку).

Ребятня каникул ждёт-

Лето красное … (идёт).

В группе самый старший- Веня,

У него дружок есть - … (Женя).

Петрушки зелёной пучок

Прожорливый съел … (жучок).

Закричала громко баба-

Испугала её - … (жаба).

В сказках очень любят пир,

Всем на свете нужен … (мир).

На стройке делают бетон,

В метро потребуют - … (жетон)

Купил модный Клим жилет,

Приобрёл в театр … (билет)

Жил на свете мальчик Жора,

У него сестрёнка … (Лора)

Всех хвастливей Таня-крошка,

У неё на шляпе - … (брошка)

Мечтал о звёздах старый барс.

Хотел он улететь на … (Марс).

Проиграл Серёжа фант,

Девчонки повязали … (бант).

Со стола упала банка,

Теперь у Светы болит … (ранка)

Дежурным Вася в классе был,

Полы он тряпкой чисто … (мыл)

Жил на свете старый пёс,

Он исправно службу … (нёс)

Подарили Рэму дудку,

И сторожевую … (будку).

У Ильи красивый волос

И приятный, звонкий … (голос).

Клич победный издал вождь,

Не помеха ему … (дождь).

Игра «Парные картинки», или «Мы в рифмы играли, слова подбирали».

В эту игру можно играть с опорой на картинки и без.

Мы в рифмы играли, слова подбирали, говорю я слово «лень», а в ответ я слышу «день».

Зайчик - трамвайчик

Птенец - ларец

Рыба - глыба и т. д

Здесь можно прибегнуть к словотворчеству, придумать свои собственные слова. Например, рифмы к слову «воспитатель» (поручатель, научатель, похвалятель, рисователь.).

Игра «Что лишнее?»

Называем 4 слова, а дети определяют, какое слово не рифмуется с другими (например: пень, лень, день, лес)

Игра «Кто больше?»

В процессе игры, поочередно с малышом, придумывайте к заданному слову рифмы. Для исходного слова можно использовать кубики или карточки из настольных игр с изображением предметов.

Например:

утка – шутка – куртка – минутка – будка – незабудка;

скворец – борец – певец – удалец – молодец – кузнец и т. д.

При игре в рифмы можно использовать не только картинки, но и предметы.

Например, игра «Кузовок».

В кузовок мы складывали все предметы на -ок. Можно складывать и другие предметы, например. На –на, -ка и т. д.

Большой интерес детей вызывает игра «Коробочка-рифмовочка».

Дети находят в коробочке предметы, названия которых рифмуются.

Игра «Сочини дальше».

Воспитатель дает одну строчку стихотворного текста, а дети сочиняют дальше. В лесу живет лиса, (в поле пасется коза).

В скворечнике живет скворец, (в огороде растет огурец).

На полке стоит книжка, (в норке живет мышка).

Каждый ребёнок по-своему талантлив и неповторим. У каждого есть свои способности, порой не видимые нами взрослыми. А то, каким вырастет ребёнок, в первую очередь зависит от взрослого и окружающей познавательной эстетической среды. Чтобы развитие маленького ребёнка проходило гармонично необходимо развивать его творческие способности, чтобы у ребёнка сложилось особое восприятие мира. Творчество - основа будущей успешной жизни. И тут на помощь приходят стихи.

Ритм стихотворений способствует активизации различных аналитических систем, становлению умственных способностей. Рифмованные сочетания слов вызывают в воображении ребёнка яркие красочные образы, учат смело и быстро мыслить, находить верные образные выражения и расширяют кругозор малыша. Именно поэтому, чем раньше научить его мыслить рифмами, тем ярче и яснее он будет выражать своё мнение.

Публикации по теме:

Консультация для воспитателей «Проблемы и особенности развития связной монологической речи у детей дошкольного возраста» Развитие речи – процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети как можно раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили.

Консультация для родителей «Пальчиковые игры — эффективный способ развития речи детей дошкольного возраста» Пальчиковая гимнастика в стихах и пальчиковые игры не только влияют на развитие речи, но прелесть их еще и в том, что они мгновенно переключают.

Консультация для воспитателей на тему «Задачи развития речи у детей дошкольного возраста» Развитие речи и речевого общения занимает особое место среди многих задач в ДОО. Это одна из главных задач всего дошкольного периода. Мы.

Консультация для воспитателей «Нормативы речевого развития детей дошкольного возраста» Первая младшая группа. Словарь: Период от 2 до 3 лет характеризуется быстрым увеличением словарного запаса у детей. Это объясняется тем,.

Консультация для воспитателей «Организация предметно-развивающей среды для развития речи детей раннего возраста»Консультация для воспитателей «Организация предметно-развивающей среды для развития речи детей раннего возраста» «Организация предметно-развивающей среды для развития речи детей раннего возраста» - консультация для педагогов дошкольного образования.

Консультация для воспитателей «Роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста»Консультация для воспитателей «Роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста» Психологи все чаще обращают внимание воспитателей и родителей на значение воспитания и развития детей от рождения до 3-х лет. Все приходят.

Консультация для воспитателей «Ручной труд как средство развития творческих способностей детей» «Мир будет счастлив только тогда, когда у каждого человека будет душа художника. Иначе говоря, когда каждый будет находить радость в своем.

Консультация для воспитателей «Условия возникновения и развития самостоятельной музыкально-игровой деятельности детей» Консультация для воспитателей «Условия возникновения и развития самостоятельной музыкально-игровой деятельности детей»Основным источником.

Консультация для воспитателей «Важность формирования правильного дыхания у младших дошкольников в процессе развития их речи»Консультация для воспитателей «Важность формирования правильного дыхания у младших дошкольников в процессе развития их речи» Дыхание – энергетическая основа звучащей речи. От развития речевого дыхания во многом зависит формирование у ребенка правильного звукопроизношения,.

Консультация для воспитателей. «Упражнения и игры по звуковой культуре речи»Консультация для воспитателей. «Упражнения и игры по звуковой культуре речи» Упражнения и игры по ЗКР, которые я использую в своей работе. 1) "Произношу слоги" Я произношу, например, ша - ша - ша, дети повторяют.

Публикация Консультация для воспитателей «Игры-рифмовки для развития речи детей» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Слепых Татьяна Александровна на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Игры-рифмовки для развития речи детей»
Опубликовано: 18 февраля 2023 в 16:52
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД