Елена Чернова
Консультация для воспитателей ДОУ «Организация краеведческих экскурсий для детей дошкольного возраста»
Консультация
для воспитателей доу
«Организация краеведческих экскурсий для детей дошкольного возраста»
«Человеку никак нельзя жить без Родины,
как нельзя жить без сердца”.
К. Паустовский
Главная цель дошкольного краеведения - воспитание гражданина, любящего и знающего свой край. В процессе работы решаются следующие задачи:
- привитие детям коммуникативных навыков в процессе коллективного труда и творчества;
Публикация «Консультация для воспитателей ДОУ „Организация краеведческих экскурсий для детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Темочки
- знакомство с окружающей природой и закономерностями её развития; формирование бережного отношения к природе;
- развитие продуктивной и репродуктивной речи детей в процессе составления описательных рассказов, монологической и диалогической речи;
- знакомство с памятными местами нашего города и предоставление возможности детям узнать много нового о сегодняшнем дне родного края;
- знакомство с известными историческими событиями, научить детей понимать их взаимосвязь.
Краеведение — изучение определенного края, местности, её истории, археологии, биологии. Это познавательная для детей любого возраста область. Новые впечатления, новые знания, новые исследования наталкивают ребёнка на какие-то свои детские умозаключения, которые остаются в памяти надолго.
Экскурсия — посещение достопримечательностей, музеев — помогает закрепить пройденный материал и уже никогда его не забыть, ведь впечатления остаются на всю жизнь. Но прежде чем отправиться на такую экскурсию следует провести подготовительную работу (1 этап) : дать ребятам представление о различных объектах— памятниках истории и культуры, зданиях, природных объектах, местах знаменитых событий и т. д. Дети с большим интересом слушают рассказ воспитателя, и с ещё большим нетерпением ждут краеведческую экскурсию. Сама экскурсия — это 2 этап.
Во время экскурсии необходимо удерживать внимание детей, чтобы после её окончания провести беседу (3 этап) : это будут детские непосредственные впечатления от экскурсии, какие-то наблюдения. После беседы для закрепления материала (4 этап) с детьми можно заняться творчеством - рисунки, аппликации, лепку, поделки из природного материала, рассказ о путешествии, либо экологическую сказку с картинками. Фантазии нет предела.
Чем старше дети, тем дольше может длиться экскурсия :
средние группы — тематические прогулки в соседний лесопарк в пределах микрорайона;
старшие группы — посещение музеев с выездом в центр города;
подготовительные группы — посещение музеев и памятников природы в других районах города.
Краеведческие экскурсии закладывают основы патриотического воспитания. Дети получают нравственные уроки поведения в социальном обществе. Прямой контакт с достопримечательностями города формирует в детях личность с собственным мнением, уважение к памятникам истории, археологии, архитектуры, природы. Дети начинают осознавать понятие «уникальности» своего родного края. Ребята, любуясь красотой природы, пополняют лексический запас слов, развивают чувство вкуса, обогащают эмоциональную сферу. У дошкольников расширяется кругозор, развивается воображение, фантазия. Дети придумывают больше творческих игр, которые воплощают в саду и дома.
Творческие работы свидетельствуют о первых ростках любви к малой Родине, о постепенном укреплении нравственно-патриотических основ, таких важных для взросления ребёнка! Краеведческие экскурсии помогают правильно воспитывать детей, и дают надежду на то, что следующие поколения будут бережно относиться не только к своему краю, но и ко всему окружающему миру. Каждый воспитатель в силе привить любовь к родному краю детским сердечкам, и помогут начать это нелегкое дело дидактические игры по краеведению.