Папки-передвижки

Консультация для родителей «Задержка речевого развития»

Наталья Кондратова
Консультация для родителей «Задержка речевого развития»

Консультация для родителей

Современные проблемы развития речи дошкольников

Составитель: Кондратова Н. А.

воспитатель

МБ ДОУ «Детский сад №88»

г. Новокузнецк

Публикация «Консультация для родителей „Задержка речевого развития“» размещена в разделах

В последние годы наблюдается тревожная тенденция - все больше детей, имеющих задержку речевого развития. Не имея возможности оценить серьезность, взрослые стараются сосредоточивать усилия на всевозможные формы стимулирования речевого развития. Результатом такой настойчивости может быть избегание ребенком самой ситуации общения, что в свою очередь только усложняет проблему.

Анализ исследования по проблеме речевого развития детей показывает, что основные трудности у детей возникают в результате освоения связной речи. Именно поэтому одной из главных задач воспитателя является своевременное обращение внимания на речевое развитие ребенка, чтобы избежать возможных проблем при дальнейшем школьном обучении.

Как говорилось выше, родители по отношению к педагогам и воспитателям предъявляют высокие требования, удовлетворение которых является достаточно трудоемким процессом. При этом достичь этих результатов возможно, но необходимы определенные условия, к которым, в-первую очередь, относится хорошие условия труда, что не каждая образовательная организация может организовать. Современного родителя интересует один главный вопрос: каким образом, что необходимо сделать, чтобы избежать, либо исправить проблему неправильного речевого развития ребенка, научить его общаться со сверстниками, как добиться правильного звукопроизношения.

Исследователи отмечают, что одной из предпосылок развития и совершенствования речевой деятельности детей является создание таких условий, при которых в коллективе детского сада присутствовала благоприятная эмоциональная ситуация, от которой зависит гармоничное развитие и активное участие в речевом взаимодействии. Дошкольники, находясь в новом социальном окружении, постоянно пополняют свой словарный запас, однако, если смотрит с точки зрения качества, то важным является – участие взрослых людей, то есть того окружение, которое могло бы корректировать речевые ошибки ребенка.

Ушакова О. С. в своих исследованиях отмечает, что развитие речи, речевого общения, совершенствование речевых навыков – одна из главных задач дошкольной психологии и педагогики. При этом решение этой задачи включает решение целого ряда других задач: воспитание звуковой культуры, обогащение словаря, формирование навыков связной речи, привитие интереса к художественному слову, посредством литературных произведений.

В развитии речи дошкольников огромное значение приобретает формирование навыков языковых обобщений, что открывает возможности для широкой ориентировки в способах словоизменения и словообразования.

Формируя навыки сложной речи у дошкольников, необходимо передать и пояснить детям о разных типах высказываний, и научить их строить логическую связь между частями высказываний.

Необходимо понимать и осознавать, а также своевременно действовать, так как неправильная речь приведет к существенным проблемам в дальнейшем у ребенка. Неправильная речь и как результат проблемы в обучении в начальной школе, может отразиться на психическом состоянии ребенка. Дети становятся более замкнутыми, скрытыми, менее общительными и неуверенными в себе. Все это может привести к негативным последствиям и виной всему будет – несвоевременная поддержка, оказание помощи, упущение в речевом развитии ребенка.

Основная проблема современного дошкольника заключается в том, что нарушения в речевом развитии проявляются не просто в структурном компоненте речи, а именно в комплексном отставании в развитии речевых компонентов. То есть основные ошибки, проблемы в звукопроизношении сопровождаются несформированностью фонематического слуха, связной речи, способности выстраивает логических высказываний.

Как было отмечено выше, главная роль в речевом развитии детей

отводится родителем и всему семейному окружению. Это те люди, с которыми ребенок начинает всесторонне развиваться и чья речь, поведение, речевая культура закладывается первостепенно в развитии ребенка. Именно поэтому родители должны постоянно контактировать с ребенком, создавать благоприятную атмосферу в семье, говорить с ребенком, задавать ему вопросы, уметь слышать и слушать свое дитя. Во время бесед с ребенком необходимо четко демонстрировать культуру диалога, ведь именно взрослые показывают пример, как нужно, например, вести диалог за столом, в гостях, при общении со сверстниками и незнакомыми людьми.

Современные исследования показывают, что на сегодняшний день, общее состояние связной речи значительно ухудшилось. Пересказ, как одно из форм развитие речи, доступен только при наводящих вопросах воспитатель. Современный ребенок испытывает огромные трудности при составлении рассказов по картинкам, наблюдается склонность к элементарному перечислению отдельных изображенных свойств и предметов. Наблюдается проблема выстраивания логической цепочки, построения сюжетной линии.

Стоит также отметить, что проблема речевого развития тесно связанна с увлеченностью современных детей информационными технологиями, их длительным времяпровождением за компьютером, телевизором, гаджетами.

Происходит изменение эталонов речи, так как дети стараются подражать своим «кумирам». Это фразы различных музыкантов, звезд кино, различных телепередач, которые не несут никакой интеллектуальной нагрузки. Эти подражания, и, как следствие, ухудшение речевых навыков, воспринимаются как мимолетные увлечения ребенка, но мало кто подозревает как сильно это сказывается на общем развитии.

Таким образом, развитие речи – сложный процесс, которые требует усилий, как со стороны семьи, так и воспитателей. Необходимо постоянно обогащать словарный запас ребенка, развивать в нем культурную речевую среду, расширять кругозор и формировать знания окружающей действительности. Необходимо также, чтобы присутствовала атмосфера сотрудничества между воспитателем и родителем, так как это позволит согласовать методы и приемы деятельность, показать родителям, как необходимо строить общение со своими детьми, как преодолеть возможные трудности и получить желаемый результат. Родители должны понимать и серьезно подходить к решению проблем речевого развития детей, чтобы их дети жили беззаботно, были счастливы и успешны в будущей жизни.

В дошкольных учреждениях в последние годы увеличивается число детей с речевой патологией.

Помощь детям с речевыми нарушениями оказывается как в возрастной группе, так и в условиях логопедического кабинета. Комплектование в учреждения проводится в зависимости от заключения (диагноза). Ребенку с речевой патологией могут быть поставлены следующие заключения (диагнозы) : общее недоразвитие речи (ОНР, фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФН, дислалия, дизартрия, алалия, ринолалия, заикание, задержка речевого развития (ЗРР).

Прежде чем перейти к организации работы с детьми следует разобраться, что означает каждое заключение.

Общее недоразвитие речи (ОНР) - это сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речи, касающихся и звуковой, и смысловой сторон, при нормальном слухе и интеллекте.

Речевая недостаточность при ОНР неоднородна: от полного отсутствия речи до развернутой фразовой речи с элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития. Принято выделять четыре уровня речевого развития при ОНР.

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФН) - это нарушение процессов формирования произносительной стороны родного языка у детей с различными речевыми расстройствами, связанными с дефектами восприятия и произношения звуков. К этой категории относятся дети с нормальным слухом и сохранным интеллектом.

Специалисты выделяют несколько групп детей с данным диагнозом:

• дети, у которых возникают затруднения только в различении нарушенных в произношении звуков;

• дети, у которых нарушено различение большого количества звуков из разных фонетических групп;

• дети с глубоким фонематическим недоразвитием, которые вообще не различают отношения между звуковыми элементами, не способны выделить звуки из состава слова и определить их последовательность.

Речь ребенка с ФФН характеризуется множественными пропусками, искажениями и заменами звуков. Иногда ребенок может неправильно произносить 15-20 звуков.

Нарушение воспроизведения звуков у ребенка с такой патологией связано с недостаточным различением как тех звуков, произношение которых нарушено, так и тех, которые произносятся правильно, но относятся к разным фонетическим группам. Наряду с этим у ребенка отмечаются ошибки в слоговой структуре («пуговица»-«пувица», «сковорода» -«кода») и звуконаполняемости слов («книга» - «нига», «мост»-«мот»).

Дислалия, ФНР – нарушение звукопроизношения в результате нарушения прикуса, неправильно сформировавшихся артикуляционных движений, укороченной подъязычной уздечки.

В возрасте 1-3,5 лет может быть поставлен диагноз физиологическая дислалия. Это возрастное искажение звукопроизношения, по мере формирования речевого аппарата звуки речи будут произноситься правильно.

Дизартрия - возникает в результате органического поражения центральной нервной системы, головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка и проявляется в нарушении произносительной стороны речи, обусловленном повреждением речедвигательных механизмов центральной нервной системы.

Основными клиническими признаками дизартрии являются нарушение мышечного тонуса в речевой мускулатуре, ограниченная возможность произвольных артикуляционных движений из-за парезов или параличей, нарушение голосообразования и дыхания. Основными показателями, при диагностике дизартрии по степени поражения, являются мимика, дыхание, голосообразование, рефлекторные движения языка, произвольные движения языком и губами, гиперкинезы (насильственные движения, синкинезии (сопутствующие движения, звукопроизношение.

Речевое развитие детей с дизартрией протекает своеобразно. Дети-дизартрики поздно начинают говорить, поэтому они имеют ограниченный речевой опыт. Грубые нарушения звукопроизношения приводят к недостаточному накоплению активного словаря и отклонениям в формировании и развитии грамматического строя речи. Активный и пассивный словарный запас этих детей значительно различаются по объему. Пассивный словарь шире активного, но из-за трудностей произношения дети не могут использовать в активной речи многие известные им слова. В грамматическом строе речи дизартриков можно выделить такую специфическую ошибку, как пропуск предлогов («кига езыт тое»«книга лежит на столе», что также связано с трудностями произношения многих звуков.

Заикание - нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Судороги являются основным внешним симптомом заикания.

Механизмы возникновения заикания неоднородны. В одних случаях оно связано с особенностями нервных процессов в коре головного мозга, расстройства темпа речевых движений (голоса, дыхания и артикуляции). В других случаях заикание является результатом зафиксированного рефлекса неправильной речи, возникшего вследствие различных речевых затруднений. Возможно возникновение заикания вследствие дисгармоничного развития личности. Но в любом случае необходимо учитывать нарушения физиологического и психологического характера, составляющие единство.

Задержка развития речи (ЗРР) - характеризуется более медленными по сравнению с нормой темпами усвоения родного языка. Причем отставание равномерно в формировании всех компонентов языка.

Причины задержки речевого развития разнообразны : проблемы в развитии слухового, зрительного и тактильного восприятия; интеллектуальная недостаточность, наследственный тип позднего развития речи. Среди возможных причин следует также отметить соматическую ослабленность, болезненность ребенка, из-за которой задерживается формирование всех психических функций; социальные факторы, а именно отсутствие адекватных условий для развития речи малыша.

В условиях гиперопеки речевая функция часто остается невостребованной, так как окружающие понимают ребенка без слов и предупреждают все его желания. Возможна первичная задержка развития речи в тех случаях, когда родители постоянно сопровождают свои обращения к ребенку жестами и действиями, и малыш привыкает реагировать не на слова, а на жесты. Крайне вредно пребывание ребенка в избыточно информированной речевой среде, когда он слышит речь взрослых, общающихся между собой, а также радио, телевидение и привыкает не вслушиваться в речь и не придавать значения слову. В этом случае ребенок может произносить длинные бессмысленные псевдофразы, имитируя полноценную речь, а развитие истинной речи будет задерживаться.

Как правило, в неблагополучных семьях, где у взрослых нет ни времени, ни желания общаться с детьми, речевое развитие последних также задерживается.

Публикации по теме:

Макеты для развития познавательного интереса, речевого и социально-коммуникативного развития детей старшего возрастаМакеты для развития познавательного интереса, речевого и социально-коммуникативного развития детей старшего возраста .

Консультация для родителей «Формирование речевого дыхания у детей дошкольного возраста» Дыхание является одной из важных функций жизнеобеспечения человека. Правильное дыхание важно для развития речи, так как дыхательная система.

Консультация для родителей и воспитателей на тему «Развитие речевого слуха у детей дошкольного возраста» Консультация для родителей и воспитателей на тему: " Развитие речевого слуха у детей дошкольного возраста" При развитии речевого слуха работа.

Консультация для родителей «Игры и упражнения для развития речевого дыхания»Консультация для родителей «Игры и упражнения для развития речевого дыхания» Уважаемые родители!Психолог Н. И. Жинкин писал: “Речь—это канал развития интеллекта. Чем раньше будет усвоен язык, тем легче и полнее.

Консультация для родителей «Игры и упражнения для развития речевого дыхания»Консультация для родителей «Игры и упражнения для развития речевого дыхания» Консультация «Игры и упражнения для развития речевого дыхания» Наверное всем известно, какую важную роль в жизни каждого человека играет.

Консультация для родителей «Использование логоритмики на музыкальных занятиях как средство речевого развития детей»Консультация для родителей «Использование логоритмики на музыкальных занятиях как средство речевого развития детей» Консультация для родителей «Использование логоритмики на музыкальных занятиях как средство речевого развития детей»«Кто складно говорит,.

Консультация для воспитателей «Детская журналистика как эффективная технология речевого развития детей дошкольного возраста» Детская журналистика как эффективная технология речевого развития детей дошкольного возраста В настоящее время существенно повысились требования.

Консультация для воспитателей «Характеристика содержания познавательного-речевого развития в соответствии с ФГОС ДО» В пункте 2.6. «ФГОС ДО» отмечено, что «Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных.

Библиотека изображений:

Публикация Консультация для родителей «Задержка речевого развития» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Наталья Кондратова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Консультация для родителей «Задержка речевого развития»
Опубликовано: 20 октября 2023 в 15:54
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД