МААМ-картинки

Консультация для родителей: «Влияние сказки на речевое развитие детей раннего возраста»

Светлана Кудряшова
Консультация для родителей: «Влияние сказки на речевое развитие детей раннего возраста»

Проблема развития речи на этапе раннего детства приобретает актуальный характер. Современным родителям некогда заниматься детьми, мало читают сказок, учат стихов. Проще включить телевизор и посадить ребенка смотреть мультфильм. Родители и дети почти не общаются. Поэтому свою работу с самого раннего возраста строю так, чтобы компенсировать недостаток общения между взрослым и ребенком. Так как характерной особенностью детей от двух до трех лет является необычайная тяга к ритмически организованному складу речи, звучным ритмам и рифмам, выразительной интонации. Язык сказки прост и доступен. Сюжет прозрачен, часто он подсказывает, как лучше поступить в той или иной жизненной ситуации, сказка способствует формированию у детей нравственных качеств. Ведь почти все дети отождествляют себя с положительными героями, сказка показывает, что хорошим быть лучше, чем плохим. Поэтому свою работу строю через привитие любви к сказкам, фольклору. Учу переживать за героев произведений, испытывать радость от эмоционального сотрудничества. Побуждаю детей участвовать в разговорен со взрослыми, проговаривать потешки, стихи, песни.

Публикация «Консультация для родителей: „Влияние сказки на речевое развитие детей раннего возраста“» размещена в разделах

Цель: прививать любовь к сказкам, воспитывать добрые чувства.

Задачи:

Развивать речь детей, через мир словесного искусства: сказки, потешки, песенки;

• применять комплекс методов и приемов ознакомления детей со сказкой через все виды все деятельности;

развивать у детей психические процессы: воображение, память, эмоциональный отклик на сказку;

• провести сравнительный анализ речевого развития.

Познавательная ценность и воспитательное значение первых сказок для самых маленьких и усвоении ими простейших жизненных взаимосвязях, ориентированных взрослыми на положительное начало, которое должно присутствовать в любой сказке. Сказка несет ребенку радостное, оптимистическое восприятие мира. Мастерство педагога - это умение раскрыть произведение так, чтобы свет и тепло его озарили сердце ребенка, чтобы сказка готовила ребенка к жизни, воспитывала добрые чувства, побуждала к положительным поступкам, действиям. Так воспитывается оптимизм, умение действенно преодолевать трудности, творить добро. Достоинством сказок для малышей можно считать и насыщенность диалогической речью, что особенно полезно для детей третьего года жизни, когда они овладевают грамматическими формами родного языка. Часто в сказках есть короткие песенки, которые повторяются в эпизодах и эмоционально обогащают восприятие и хорошо развивают речь. Чувства, вызываемые сказкой, столь же ярки и неустойчивы, как и эмоции маленького ребенка. Очень хорошо подчеркнул особенности сказки для маленьких исследователь - фольклорист В. П. Аникин: «Резкое разграничение света и тени, положительного и отрицательного также в природе детской сказки. У ребенка никогда не возникает сомнения, как отнестись к тем или иным персонажам; петух - герой, лиса - коварная, волк - жадный, медведь - глупый. Это не примитивность подачи жизненного материала, а та необходимая простота, которая усваивается ребенком прежде, чем он будет готов воспринимать сложные вещи.»

Итак, познавательная, воспитательная, педагогическая ценность русской народной сказки для малышей в повседневной жизни неоценима.

Свою работу начиная с утра. Дети спешат в детский сад, а я готовлюсь к встрече с ними, подготавливаю выставку книг со сказками. Сюрпризных моментов для введения детей в сказочный мир может быть несколько: прошу детей прислушаться к шороху, который доносится с книжной полки, или "же предлагаю превратиться в маленьких волшебников, чтобы поиграть в сказку. Затем мы садимся и рассматриваем вместе с детьми иллюстрации из сказок, слушаем вместе музыку. Приучаю рассматривать картинку влшижке, гово-рить по поводу изображенного на ней. Побуждаю детей проговаривать небольшие диалоги из сказок, развиваю эмоциональную выразительность речи, малыш учиться человеческому видению мира через сказку.

Подошло время завтрака. Но не всегда легко уговорить детей позавтракать. Как можно заинтересовать ребенка? Необычностью! Помощник воспитателя приносит завтрак в «волшебном горшке». Читаю детям потешки:

Умница Катенька, Ест кашу сладенькую. Вкусную, пушистую, Манную, душистую, Очень желанную Вкусную, нежную, Очень полезную.

Предлагаю разные варианты завтрака: «В гостях у Красной шапочки», «Гостинцы для зайчат», «Угощенья от петушка». Загадочность, немного интриги помогают в этом режимном моменте.

Перед занятием провожу игры- и игровые упражнения, основанные на сказках. При ознакомлении ребенка со сказкой использую различные методы и приемы.

Прием «моделирование»

Моделирование - один из методов, который позволяет удержать в памяти детей короткие эпизоды сказки, но самое главное - останавливать внимание на логике изложения, характерных признаках персонажей, меткости народного языка.

Модель сказки «Репка»

Посадил дед репку. Выросла репка - какая? (большая, желтая, круглая). У репки сверху листики - какие? (маленькие, зеленые).

Используя моделирование, обращаю внимание детей на характерные признаки персонажей, при создании моделей придерживаюсь того, что запомнили дети о сказочных персонажах. 1

На занятиях рассказываю сказку и обязательно повторяю. Это не надоедает детям, поскольку обеспечиваю их активность во время слушания: предлагаю выполнять имитационные движения (дети показывают, как ходит медведь, прыгает зайчик и т. п.). Использую разнообразные нарядные пособия (показ фигуры настольного театра меняется показом живых картинок на фланелеграфе). Поощряю попытки малышей инсценировать ли дра-матизировать отрывок из сказки.

Наибольший эффект достигается, когда сочетаю рассказ с показом фигурок настольного театра, а при повторном рассказывании оперирую этими же фигурками, либо дополнительно прибегаю к инсценированию сказки. Использование на занятиях наглядных материалов активизирует внимание детей, обеспечивая его целенаправленность, а также способствует припоминанию ребенком текста сказки при последующей самостоятельной игре со знакомыми фигурками.

Предлагаю задание, требующее от них более сложных умственных операций. Например, дети рассказывают о том, кто тянул репку (перед ними фигурки всех персонажей сказка, но не в традиционном изложении, а в обратном порядке: мышка за. кошкой, кошка за. Жучкой, и т. д.

Восприятие некоторых сказок, например русской народной сказки «Колобок» идет успешнее, если за один - два дня до занятия с детьми рассматривается иллюстрация к сказке, поется песенка Колобка. Или перед тем, как рассказать сказку «Волк и семеро козлят», показываю иллюстрации и характеризую козлят и волка: «Козлятки маленькие, волк большой, страшный». Дети узнают и запоминают, что коза уходит «есть травку шелковую. пить воду студеную». Затем предлагаю прослушать сказку про козу, умных и по-слушных маленьких козлят и страшного, большого злого волка. Обязательно заканчиваю занятие самостоятельной игрой детей с фигурками настольного театра, рассматриванием иллюстраций. Дети вспоминают слова, которые произносит в сказке тот или иной персонаж.

Повторяя сказку, не всегда рассказываю целиком, вспоминаю отдельные отрывки, частности те, которые легче забываются или наиболее интересные в плане обогащения речи детей. Начинаю рассказывать сама, затем рассказываем совместно с детьми. Здесь обязательны задания по воспитанию Интонационной выразительности речи: утешая деда и бабку, лишившихся золотого яичка, дети отрабатывают выразительную интонацию. Интересуясь, кто живет в теремке, отрабатывают вопросительную интонацию. Низким голосом исполняют песню волка или монолог медведя. Это доставляет малышам много радости.

Использую в своей работе различные варианты гимнастики, такие как:

Игры - превращения (сюжетная гимнастика).

Пройти, как мишка косолапый, хитрая лиса.

Аэробика «зверят» с представлением по сказке «Теремок».

Дети с удовольствием имитируют движения и действия сказочных героев, им всегда интересно преодолевать сказочные препятствия, выполнять сказочные задания, перепрыгивать через ручеек с палочкой и т. д.

Один из самых увлекательных моментов для детей - это время прогулки. Как интересно организовать прогулку по сказкам? Еще в группе настраиваю детей на прогулку. Использую такой прием: вдруг дети находят в раздевалке следы какого-тол сказочного героя. На участке он призывает их понаблюдать за природой. Мы с детьми с удовольствием наблюдаем за облаками, отгадываем, на кого из героев похожи облака. Рисуем их очертания на песке, земле, снеге. Предлагаю детям решить проблемные ситуации: что было бы, если бы спряталось солнце, из-за куста вышел волк?

Дети любят играть с песком. Строим из песка дом для капризной Кати, лабиринты для злого волка. А какая же прогулка без подвижных игр? Пройти той же дорожкой, по которой катился колобок и встречал всех друзей.

Также интересны формы проведения наблюдений, решение проблемных ситуаций, трудовая деятельность в виде помощи любимым героям. Это позволяет разнообразить прогулку, делает ее насыщеннее и увлекательнее.

Обед может быть продолжением утренней сказки. Можно придумать что - нибудь новое оригинальное. Например: «В гостях у Кролика», «Витамины в тарелке», «Богатырский обед».

Обед закончен, подошло время укладывать детей спать. Возьмем сказку себе в помощники. Предлагаю послушать музыку. Говорю: «Дети, кто закроет глазки, тому приснятся сказки», читаю полюбившиеся детям сказки. Очень часто пою колыбельные песни. Еще один прием - предлагаю переплыть море сказок на морской кровати. Когда дети спят, придумываю, что нового и интересного предложить детям, когда они проснуться. После сна провожу игры с пальчиками рук и ног,

сопровождаю движения стихотворной формой по сюжетам разных сказок, хождение по сказочной дорожке.

В группе предлагаю просмотр диафильмов и мультфильмов по сказкам. Интригую детей и предлагаю провести вторую половину дня под названием «Сказочный вечер». Это посиделки со сказочными героями, предлагаю картинки по сказкам. Организую игры - забавы. Устраиваю драматизацию всех видов театра. Дети очень любят и с удовольствием играют в строительные игры, где мы строим «Теремок». «Избушку трех медведей» и т. п. Подхожу к своей работе творчески и делаю все, чтобы каждый день в детском саду был по-настоящему сказочный, полезный и незабываемый для детей.

Решаю задачу привития любви к сказкам при взаимодействии с музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре и конечно, с родителями. Советую им, какие лучше книги читать ребенку дома, как можно обыграть сказку, что можно смастерить дома для обыгрывания сказки, что можно нарисовать совместно с ребенком. Предлагаю создать дома уголок необдуманных поступков, где родители могут разместить отрицательных и положительных героев сказок. Такая совместная работа с родителями оказалась очень эффективна, подняла отношения родителей и детей на новый уровень. Родители стали больше проявлять интерес к предложениям и советам педагога, предлагают свои варианты проигрывания сказок, потешек.

Публикации по теме:

Влияние артикуляционной гимнастики и пальчиковых игр на речевое развитие детей раннего возраста Важную роль в формировании правильного произношения звуков играет четкая, точная координированная работа артикуляционного аппарата (губ,.

Консультация «Влияние загадок на речевое развитие детей дошкольного возраста» Загадка – это краткое иносказательное описание предмета или явления, часто в поэтической форме. Заключает в себе замысловатую задачу в виде.

Консультация для родителей «Физическое развитие детей раннего возраста» Дети раннего возраста и младшего дошкольного возраста довольно активны, они много двигаются, бегают, лазают, поднимаются по лесенкам и т.

Консультация для родителей «Влияние двигательного и сенсорного опыта на психическое развитие ребенка раннего возраста» Период раннего детства оставляет неизгладимый отпечаток на всю остальную жизнь человека. Мозг трехлетнего ребенка формируется под воздействием.

Консультация для родителей «Влияние колыбельных песен на сон детей раннего возраста» Укладывание детей спать – целый ритуал для ребенка. На пороге сна, на зыбкой грани засыпания малыш отрывается от матери, остается один.

Консультация для родителей «Влияние пальчиковых игр на речевое развитие дошкольника» Введение. Многие исследователи, занимающиеся проблемой воспитания детей младшего возраста, указывают на взаимосвязь и взаимозависимость.

Консультация для родителей «Влияние сказки на развитие речи детей дошкольного возраста» Влияние сказки на развитие речи детей дошкольного возраста Работа со сказкой для ребенка дошкольного возраста – это ответственный этап.

Консультация для родителей «Влияние загадок на развитие речи детей дошкольного возраста» Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа №368 «Лосиный остров» Подготовила: Воспитатель Сергеева Ю. Ю.

Консультация с элементами тренинга для родителей «Влияние сказок на развитие детей раннего возраста» «Сказки злые и добрые могут помочь воспитать ум. Сказка может дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь.

Педсовет «Влияние развития мелкой моторики рук на речевое развитие детей раннего и младшего дошкольного возраста» Педсовет «Влияние развития мелкой моторики рук на речевое развитие детей раннего и младшего дошкольного возраста» 2.«Истоки способностей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей: «Влияние сказки на речевое развитие детей раннего возраста»
Опубликовано: 15 апреля 2019 в 06:10
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей: «Влияние сказки на речевое развитие детей раннего возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Кудряшова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД