Папки-передвижки

Консультация для родителей «Умственное воспитание детей раннего возраста»

ХОЧИКЬЯН ВЕРА
Консультация для родителей «Умственное воспитание детей раннего возраста»

1 Одним из главных задач является УМСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

2 Задачи умственного воспитания формирование действия с предметами; сенсорное развитие; развитие речи; развитие игровой и других видов деятельности; формирование основных психических процессов (внимание, память, развитие наглядно-действенного мышления, эмоциональное развитие, формирование первичных представлений и понятий об окружающем мире, развитие умственных способностей (умения сравнивать, различать, обобщать, устанавливать причинную зависимость между отдельными явлениями); формирование познавательных потребностей (потребность в получении информации, самостоятельность в познании окружающего мира).

Публикация «Консультация для родителей „Умственное воспитание детей раннего возраста“» размещена в разделах

3 Основными средствами умственного развития являются : 1) организация и правильное руководство самостоятельной деятельностью детей; 2) проведение обучающих занятий; 3) обеспечение достаточного количества разнообразной информации.

4 И. М. Сеченов: «Корни мысли у ребенка лежат в чувствовании» Ребенок рождается без каких-либо признаков интеллекта, прежде, чем мыслить, ребенок начинает познавать окружающее с помощью своих органов чувств (зрение, слух, осязание и др.). Познание окружающей действительности начинается с ощущений и восприятия, т. е. чувственного отражения в мозге ребенка предметов и явлений окружающей действительности. Отдельные ощущения, полученные от того или иного предмета, на основе предыдущего опыта суммируются в целостное восприятие данного предмета.

5 Внимание Большое значение для психического развития ребенка имеет развитие внимания. Физиологической основой внимания служит способность сосредоточения. Внимание детей раннего возраста в основном непроизвольное, но путем специальных приемов, занятий можно уже в раннем возрасте сформировать и произвольное внимание. Развитие внимания (его устойчивость и формирование произвольного внимания) в большой степени зависит от того, в каких условиях протекает деятельность ребенка. Необходимы целенаправленное руководство и специальная забота о создании наиболее благоприятных условий для сосредоточенной деятельности детей.

6 Память Начало развития памяти связано с образованием первых условных рефлексов. Ребенок рано узнает родных (4 6 мес, знакомые предметы, вспоминает и воспроизводит в своей игре виденное ранее и т. п. Развитие памяти также в основном происходит в процессе деятельности. Разнообразные действия с предметами способствуют установлению более устойчивых связей с окружающим, а тем самым лучшему запоминанию. Память ребенка нужно упражнять специальными приемами беседа о недавнем событии; напоминание (что ему вчера купила мама, куда он вчера ездил, какие игрушки есть дома); рассматривание картинок и иллюстраций

7 Восприятие В раннем возрасте восприятие совершенствуется и к 3 годам достигает высокого уровня развития: ребенок дифференцирует звуки и тембр человеческого голоса, узнает знакомые мелодии, различает темп музыки. У него развиваются различные сенсорные способности: видеть и рассматривать слышать и слушать различать предметы по отдельным их внешним признакам подражать видимым действиям и т. д. Сенсорное развитие осуществляется в разных видах деятельности в действиях с предметами, детских играх, рисовании, пении, занятиях со строительным материалом и др. Восприятие будет более полным, если в нем участвуют одновременно несколько анализаторов, т. е. ребенок не только видит и слышит, но ощущает и действует этими предметами.

8 Сенсорное воспитание детей раннего возраста Сенсорное развитие ребенка это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. д. Ранний возраст является сензитивным для совершенствования деятельности органов чувств. Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь-то приходит на помощь сенсорное воспитание последовательное, планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой.

9 Сенсорное воспитание Сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений). Цель - сенсорного воспитания является формирование сенсорных способностей у малышей. задачи: Формирование у детей систем перцептивных действий Формирование у детей систем сенсорных эталонов Формирование у детей умений самостоятельно применять системы перцептивных действий и системы эталонов в практической и познавательной деятельности

10 Сенсорные ощущения Сенсорные ощущения могут быть разными: зрительные ощущения ребенок видит контраст между светом и темнотой, различает цвета и оттенки, форму и величину предметов, их количество и расположение в пространстве; слуховые ощущения ребенок слышит разнообразные звуки музыку, звуки природы, шумы города, человеческую речь, и учится их различать; осязательные ощущения ребенок ощущает посредством прикосновений, ощупывания различные по фактуре материалы, поверхности различных по величине и форме предметов, гладит животных, обнимает близких ему людей; обонятельные ощущения ребенок вдыхает и учится различать разнообразные запахи окружающего мира; вкусовые ощущения ребенок пробует и учится различать на вкус разнообразные продукты питания и блюда. Доминирующее значение имеют зрительные и слуховые ощущения.

11 Но научить ребенка обследовать предметы и воспринимать их свойства еще недостаточно. Необходимо определить отношение выявленных свойств и качеств данного предмета к свойствам и качествам других предметов. Для этого ребенку нужны мерки, с которыми можно сравнить то, что он в данный момент воспринимает сенсорные эталоны.

12 Сенсорные эталоны Сенсорные эталоны это общепринятые образцы внешних свойств предметов. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности, в качестве эталонов формы геометрические фигуры, величины метрическая система мер (в повседневной жизни величина часто определяется на глаз, способом сравнения одного объекта с другим, то есть является относительной). В слуховом восприятии эталонами являются звуковысотные отношения, фонемы родного языка, музыкальные ноты и др. Свои виды эталонов имеются во вкусовом восприятии это четыре основных вкуса (солёный, сладкий, кислый, горький) и их сочетания. В обонятельном восприятии имеет место узкоспециальное деление запахов на сладкие и горькие, свежие, легкие и тяжелые запахи и т. п

13 Знакомим с сенсорными эталонами уже в раннем возрасте. Слово играет большое значение при усвоении сенсорных эталонов. В процессе восприятия ребенок накапливает зрительные, слуховые, осязательные (тактильные, вкусовые и обонятельные образы, но при этом необходимо, чтобы свойства и отношения предметов, которые ребенок воспринимает, были соединены обозначены словом, что помогает закрепить в представлении образы предметов, сделать их более стойкими, четкими.

14 Малыша следует знакомить со всеми основными разновидностями свойств: цвет красный, синий, желтый, зеленый, оранжевый, фиолетовый, черный и белый; форма круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник; величина большой, маленький, средний, одинаковый (такой же) по величине; звуки звучание различных детских музыкальных инструментов, музыкальных произведений, человеческой речи различной громкости; элементарное количество (без счета) много, мало, один, ни одного, столько же; и т. д.

15 Знакомство с цветом В отечественной педагогике принят такой порядок различения цветов в виде последовательной смены этапов: 1. Сравнение предметов по цвету (без называния) : Практическое соотнесение это сравнение предметов при их непосредственном сближении: Этот кубик такой? Правильно, такой. Нет, не такой! Зрительное соотнесение восприятие цвета на расстоянии : Дай такой кубик! Найди такой же по цвету! Взрослый показывает образец цвета и просит ребенка найти предметы или картинки такого же цвета (образец остается у взрослого). Малыш учится воспринимать цвет не только реальных предметов, но также фигур и картинок. На этих этапах обучения знанию цветов спектра, взрослый не требует знания названий цвета от ребенка и сам называет цвета после выполнения ребенком задания. 2. Называние цвета закрепление представлений о цвете в слове-названии: ребенок не только различает цвета, но и определяет их по названию, а в последующем называет их сам. Взрослый на занятии многократно повторяет названия цветов, побуждая ребенка повторить и запомнить их. Дай красный кубик. А этот кубик какой по цвету? Правильно, синий.

16 Дидактические игрушки Изучать цвета и закреплять знания о цветах можно несколькими разными способами: - используя специальные дидактические игрушки и игры, направленные на изучение цветов цветные пирамидки, цветное лото и др. ; - рассматривая и сравнивая по цвету реальные предметы игрушки, овощи и фрукты, одежду и др. ; - рассматривая картинки в книжках; - в процессе занятий продуктивными видами деятельности рисованием, лепкой, аппликацией; - предлагая малышу разнообразные обучающие раскраски.

17 Дидактические игры и занятия Игровая форма обучения ведущая на ступени раннего детства. На втором, тем более на третьем году жизни внимание ребенка привлекает многое из того, что окружает его: ребенок может длительно рассматривать картинки, домашних животных, движущийся на улице транспорт. Чтобы удовлетворить пробуждающийся интерес детей к окружающему, направить их внимание на определенные явления, дать нужные сведения, пояснения, воспитателю организованно показывать детям, рассказывать и говорить с ними.

18 Дидактические игры и занятия дадут хороший результат - если воспитатели ясно представляют, какие задачи могут быть решены в процессе их проведения. Дидактические игры и занятия очень важны для умственного воспитания маленьких детей. Во время занятий у ребенка вырабатываются важные качества, необходимые для успешного умственного развития; исподволь воспитывается способность сосредоточиться на том, что им показывает и говорит взрослый. Опираясь на способность и склонность маленьких детей к подражанию, воспитатель побуждает их воспроизводить показанные действия, сказанные слова.

Публикации по теме:

Консультация для родителей детей раннего возраста «Развитие речи детей раннего возраста» Безусловно, ранний возраст является значимым для речевого развития ребенка, потому как он обладает огромными возможностями для формирования.

Консультация для родителей «Как развить интерес к лепке у детей раннего возраста»Консультация для родителей «Как развить интерес к лепке у детей раннего возраста» Лепка с детьми раннего и младшего дошкольного возраста - отличный способ для развития мелкой моторики рук и стимулирования речи. Для лепки.

Консультация для родителей «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в семье» Консультация для родителей: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в семье» О важности приобщения ребенка к культуре.

Консультация для родителей «Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста» С восприятия предметов и явлений окружающего мира появляется познание. Для того чтобы сенсорное развитие происходило полноценно, крайне.

Консультация для родителей «Упражнения на развитие мелкой моторики для детей раннего возраста»Консультация для родителей «Упражнения на развитие мелкой моторики для детей раннего возраста» Заданий и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики очень много, при желании, особенно, если подключить фантазию и воображение,.

Консультация для родителей «Влияние пальчиковой гимнастики на умственное развитие ребёнка» Известные исследователи, как А. Р. Лурия, Л. С. Выготский, Ж. Пиаже, А. Валлон, Э. Г., Пилюгина, Л. А. Венгер, и др., доказали, что сенсомоторное.

Консультация для родителей «Воспитание доброты и дружбы» для детей младшего дошкольного возрастаКонсультация для родителей «Воспитание доброты и дружбы» для детей младшего дошкольного возраста Хотелось бы зачитать вам высказывание В. А. Сухомлинского «Если человека учат добру – учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате.

Консультация для родителей «Восприятие мира у детей раннего возраста через сенсорное развитие»Консультация для родителей «Восприятие мира у детей раннего возраста через сенсорное развитие» Сенсорное развитие детей раннего возраста — это способ познакомить ребёнка с основными свойствами предмета. Почему лучше обучать детей.

Консультация для родителей «Закаливание детей раннего возраста» Неблагоприятные факторы такие, как высокая заболеваемость, неблагоприятные экологические условия, сложная социальная ситуация и многие другие.

Консультация для родителей «Воспитание интереса к чтению у детей дошкольного возраста»Консультация для родителей «Воспитание интереса к чтению у детей дошкольного возраста» Сидим дома с пользой! В период самоизоляции, самое время заняться чтением интересных и любимых книг. Дети, которые не умеют читать, буду.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Умственное воспитание детей раннего возраста»
Опубликовано: 26 сентября 2020 в 16:40
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...

28 мая. День пограничника России. Передвижка «Пограничные войска России»

28 мая свой профессиональный праздник отмечают российские пограничники. Именно в этот день больше 100 лет назад в молодой Советской республике была учреждена пограничная охрана.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД