Папки-передвижки

Консультация для родителей «Развиваем ребенка через народную подвижную игру»

Моисеева Светлана Александровна
Консультация для родителей «Развиваем ребенка через народную подвижную игру»

Консультация для родителей

«Развиваем ребенка через народную подвижную игру»

Старший дошкольный возраст

Подвижная игра – незаменимое средство поколения знаний и представлений ребенка об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально – волевых качеств.

Публикация «Консультация для родителей „Развиваем ребенка через народную подвижную игру“» размещена в разделах

Веселые подвижные игры – это наше детство. Кто не помнит неизменных пряток, ловишек, салочек! Когда они возникли? Кто придумал эти игры? На этот вопрос только один ответ: они созданы народом, так же как сказки и песни.

Русские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Собрались мальчишки и девчонки вечером на деревенской улице или за околицей, водили хороводы, пели песни, без устали бегали, играя в горелки, салочки, состязались в ловкости, играли в лапту. Зимой развлечения носили иной характер: катание с горки, игры в снежки; катание на лошадях.

Особенно популярными и любимыми были такие игры, как горелки, лапта, жмурки, городки, игры с мячом.

Немало было и таких игр, где успех играющих зависел прежде всего от умения точно бросить биту, сбить городки, поймай мяч, или попасть мячом в цель. Как названия игр, так и правила были различны в разных областях России, но общим для них являлось стремление выигрывать, одерживать победу.

Русские народные игры для детей ценны тем, что оказывают большое влияние на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребенка, создают определенный духовный настрой, интерес к народному творчеству.

Игры с бегом

«Дорожки»

На земле проводят разные по форме линии – это дорожки. Играющие бегают по ним друг за другом, делают сложные повороты, сохраняя при этом равновесие. Бегать по дорожке нужно. Точно наступая на линию, не мешать друг другу и не наталкиваться на впереди бегущего.

Указание к проведению. Игру можно проводить с любым количеством детей. Длина дорожки может быть произвольной, но не менее 3 м. Эту игру можно провести на соревнование. Нарисовать несколько одинаковых по форме линий, в конце каждой положить флажки. Тот, кто первый из играющих добежит до флажка, быстро должен поднять его над головой.

«Змейка»

Дети берут друг друга за руки, образуя цепь. Одного из крайних в цепи играющих выбирают ведущим. Он бежит, увлекая за собой всех участников игры, на бегу выписывает разнообразные фигуры: по кругу, вокруг деревьев, делая резкие повороты, перепрыгивая через препятствия; водит цепь змейкой, закручивая ее вокруг крайнего игрока, затем ее развивает. Змейка останавливается, закручивается вокруг ведущего.

Правила № 1. Играющие должны крепко держать друг друга за руки, чтобы змейка не разорвалась.

№ 2. Точно повторять движение ведущего.

№3. Ведущему не разрешается быстро бегать.

Указание к проведению.

Играть в «змейку» можно в любое время года на пространственной площадке, лужайке, лесной опушке. Чем больше игроков, тем лучше, веселее проходит игра. Чтобы она проходила живо, надо учить детей придумывать разные интересные ситуации.

«Пустое место»

Играющие встают в круг, выбирают водящего. Начиная игру, он пробегают мимо игроков, одного из них пятнает и продолжает бежать дальше по кругу. Запятнанный быстро бежит в противоположную сторону от водящего. Кто из них первый добежит до свободного места в круге. Тот и занимает его, а опоздавший становится водящим.

Правила

1. Дети бегают только за кругом.

2. Стоящие в кругу не должны задерживать бегущих.

3. Если дети прибегают к свободному месту одновременно, то они оба встают в круг, и выбирается новый водящий.

Указание к применению. Играют в эту игру в любое время года на большой площадке, где можно бегать без помех. Участники игры встают в круг на расстоянии одного шага друг от друга, руки у всех опущены. Если детей много, лучше организовать два круга играющих.

«Пятнашки обыкновенные»

Начинают игру с выбора водящего, его называют пятнашкой. Все участники игры разбегаются по площадке, пятнашка их догоняет. Кого он коснулся рукой, тот становится пятнашкой.

Правила.

1. Детям по ходу игры надо внимательно следить за сменой водящих.

2. Пятнашка не должен бегать только за одним играющим.

«Платок»

Все участники игры встают в круг. Водящий с платочком идет за кругом, кладет его на плечо одному из играющих и быстро бежит по кругу, а тот, кому положили платок, берет его в руку и бежит за водящим. И тот и другой стараются занять свободное место в круге.

Если игрок с платком догоняет водящего и сможет положить ему платок на плечо, прежде чем тот займет свободное место в круге, тот вновь становится водящим, а игрок, отдавший платок, занимает свободное место. Если же убегающий первым встанет в круг, то водящим остается игрок с платком. Он идет по кругу, кому – то кладет платочек на плечо, игра продолжается.

Правила.

1. Дети не должны перебегать через круг

2. Во время бега не разрешается задевать руками стоящих в круге.

3. Стоящие игроки не должны задерживать бегущих.

4. Играющие не должны поворачиваться в то время, когда ведущий выбирает, кому положить на плечо платок.

Игры с мячом

История не знает ни года, ни места рождения игр в мяч, что говорит об их древности. Игры в мяч очень популярны, их считают самыми распространенными, встречаются они почти у всех народов мира.

Прежде чем переходить к описанию игр в мяч, наиболее известных в России, расскажем как делали мяч в старину. В простонародье чаще всего мяч делали из тряпок и тряпками их набивали. В северных губерниях мячи плели из лыка – ремешков сделанных из коры липы, березы или ивы. Внутри такие мячи были пустые или набивались песком. В некоторых областях мячи делались из овечьей шерсти. Клок шерсти сначала скатывали, старались придать ему круглую форму. Когда комок хорошо укатывался, бросали его в кипяток и оставляли там на полчаса. Затем вынимали из воды, вновь катали и просушивали. Такой мяч был легким и мягким, а своей упругостью не уступал резиновому.

Резиновыми мячами играли только дети из зажиточных семей.

Играя в мяч, дети выполняли порой довольно сложные фигуры, каждую повторяя, как правило три раза. В разных местах России их называли по – разному.

Побнебески – подбросить мяч вверх, дать ему упасть и с откоса от земли поймать.

Гвозди ковать – отбивать мяч рукой о землю.

Хватки – поднять руки с мячом повыше головы, выпустить его и поймать на лету.

Вертушки – перевертушки – положить мяч на ладонь, слегка подбросить его, руку повернуть тыльной стороной, отбить мяч вверх.

Перевертыши – водокачи – ударить мячом о стену, поймать его с откоса от стены.

Зайца гонять – бросить мяч о землю так, чтобы он ударился о стенку, и поймать с откосов от стены.

Пришлепы – ударить мячом о стену, отскочивший от стены мяч ударить ладонью так, чтобы он опять ударился о стену, после поймать его.

Галк, вороны, зеваки – встать спиной к стене, откинуть голову назад так, чтобы она коснулась стенки. Из этого положения ударить мячом о стену и поймать двумя руками.

Одноручье – подбросить мяч вверх правой рукой и поймать правой; подбросить левой и поймать правой.

Ручки – опереться левой рукой о стену, правой ударить мячом о стену из – под руки, поймать мяч двумя руками. Опереться правой рукой о стену, левой ударить мячом о стену из – под руки, поймать двумя руками.

Через ножки – упереться левой ногой в стену, из – под нее ударить о стену мячом и поймать его двумя руками. То же, но упереться правой ногой.

В ладоши – ударить мячом о стену, хлопнуть в ладоши и поймать мяч.

По коленям – ударить мячом о стену, хлопнуть руками по коленям и поймать мяч.

Нитки наматывать – ударить мячом о стену, быстро сделать движение руками, будто наматываешь нитки и поймать мяч.

Игры малой подвижности

«Краски»

Дети выбираю хозяина и двух покупателей, все остальные - краски. Каждая краска придумывает себе цвет и тихо называет его хозяину. Когда все краски выбрали цвет, хозяин приглашает одного из покупателей.

Покупатель стучится «Тук – тук!» - «Кто там?» - «Покупатель» - «Зачем пришел?» - «За краской» - «За какой? – «За голубой». Если голубой нет, хозяин говорит: «Иди по голубой дорожке, найди голубые сапожки, поноси да назад принеси». Если же покупатель цвет краски угадал, то краску забирает себе. Идет второй покупатель, разговор с хозяином повторяется. И так они проходят по очереди и разбирают краски. Выигрывает покупатель, который отгадал больше красок. При повторении игры он выступает в роли хозяина, а покупателей играющие выбирают.

Правило.

Покупатель не должен повторять дважды один и тот же цвет краски, иначе он уступает свою очередь второму покупателю.

«Молчанка»

Перед началом иры играющие хором произносят:

Первенчики, червенчики,

Зазвенели бубунчики.

По своей росе,

По чужой полосе.

Там чашки, орешки,

Мелок, сахарок. Молчок!

После слова «молчок» все должны замолчать. Ведущий старается играющих рассмешить движениями, смешными словами и потешками, шуточными стихотворениями. Если кто – то засмеется или скажет слово, он отдает ведущему фант. В конце игры дети свои фанты выкупают: по желанию играющих поют песни, читают стихи, танцуют.

Правила

1. Ведущий не должен играющих трогать руками.

2. Фанты для играющих должны быть разными по цвету, форме.

«Телефон»

Все дети садятся в ряд: кто сидит первым, тот телефон. Ведущий на ухо быстро говорит ему слово или короткое предложение. То, что он услышал, передает своему соседу, тот в свою очередь передает это слово следующему игроку и так да последнего играющего.

После этого все говорят свои слова, то что услышали. Первый, кто перепутал сказанное, садится в конец, играющие передвигаются ближе к телефону. Каждый ребенок может выполнять роль телефона один раз, после чего садится в конце ряда.

Старинные считалки

***

Я пойду куплю дуду,

Я на улицу пойду.

Громче дудочка дуди,

Мы играем, ты води!

***

Шел баран

По крутым горам.

Вырвал травку,

Положил на лавку

Кто возьмет,

Тот вон пойдет!

***

1, 2, 3, 4, 5,

6, 7, 8, 9, 10.

Выплывает белые месяц!

Кто до месяца дойдет,

Тот и прятаться пойдет!

***

Катилося яблочко

Мимо сада, мимо огорода,

Мимо частокола,

Кто его поднимет,

Тот вон выйдет!

***

Шла кукушка мимо сети,

А за нею малы дети.

Кукушата просят пить.

Выходи – тебе водить!

***

Ахи, ахи, ахи, ох,

Маша сеяла горох.

Уродился он пустой,

Мы помчимся, ты постой!

Публикации по теме:

«Театр через игру»«Театр через игру» Мир детства,внутренний мир ребенка-ключ ко многим волнующим проблемам нашей жизни. Раскрыть заветную дверь в мир детского сознания помогает.

Фотоотчет «Закрепление артикуляционной гимнастики через игру»Фотоотчет «Закрепление артикуляционной гимнастики через игру» Ребята, вы любите сюрпризы, сегодня вам пришла посылка, а от кого вы узнаете если отгадаете загадку: С каждым днем все холоднее, Греет.

Как мы играли в подвижную игру «Кот и мыши» (фотоотчет)Как мы играли в подвижную игру «Кот и мыши» (фотоотчет) В ежедневной работе с детьми дошкольного возраста немаловажную роль играет развитие двигательной активности детей. Занятия физической культурой.

Консультация для родителей «Развиваем детей через театрализованную деятельность» Театр это искусство, которое близко и понятно детям. Так как в основе театра лежит игра. Театр воздействует на эмоциональный мир ребёнка.

Консультация для родителей «Развиваем речь ребенка» В последнее время в практике логопедов встречается все большее число детей с речевыми проблемами. Зачастую родители считают: «Вот одам ребенка.

Консультация для родителей «Развиваем творческие способности ребенка»Консультация для родителей «Развиваем творческие способности ребенка» Творческие способности — это умение создавать новое на основе предыдущего опыта. Они связаны с воображением, фантазией, эмоциями, мышлением.

Консультация для родителей «Развиваем у ребенка таланты»Консультация для родителей «Развиваем у ребенка таланты» В каждом ребенке с рождения заложены определенные задатки,которые в дальнейшем окажут влияние на развитии его способностей. Желание всех,без.

Консультация «Развиваем память у ребенка»Консультация «Развиваем память у ребенка» Развивать память у ребенка необходимо с младшего дошкольного возраста,лучшая форма для этого игра,и полезно и весело. Для детей 2-4 лет.

Консультация «Развиваем внимание и память через дидактические игры»Консультация «Развиваем внимание и память через дидактические игры» Консультация "Развиваем внимание и память через дидактические игры" «Игра имеет в жизни ребёнка такое же значение, как у взрослого - деятельность,.

Опыт работы на тему «Развитие ребенка через игру «Марблс»Опыт работы на тему «Развитие ребенка через игру «Марблс» Развитие ребенка через игру «Марблс»21 век - век компьютерных технологий. С первых месяцев жизни ребенок сталкивается с благами цивилизации,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Развиваем ребенка через народную подвижную игру»
Опубликовано: 26 ноября 2022 в 07:30
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
25 мая. День филолога. Передвижка «Учимся пересказывать»

Ребенок любит слушать, когда ему читают, а пересказать любимую сказку или рассказ не может. Как научить его пересказу, ведь умение пересказывать необходимо и в обычной жизни, и в школьном обучении.

24 мая. День славянской письменности и культуры. Передвижка «Славянская письменность»

Ежегодно 24 мая славяне отмечают праздник — День славянской письменностии культуры. В этот день вспоминаются заслуги братьев Кирилла и Мефодия – создателей славянской азбуки, просветителей славянского...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД