МААМ-картинки

Пересказ — действенное средство развития связной речи дошкольников

Анастасия Сергеева
Пересказ — действенное средство развития связной речи дошкольников

«Пересказ – действенное средство развития связной речи дошкольников»

Цель: побудить родителей к обучению детей пересказу как одной из форм развития связной речи в домашних условиях.

Задачи:

- показать, как обучение пересказу влияет на всестороннее развитие ребенка;

Публикация «Пересказ — действенное средство развития связной речи дошкольников» размещена в разделах

- учить подбирать текст для обучения детей пересказу;

- познакомить родителей с методикой обучения детей пересказу.

Речь – неотъемлемая часть социальной жизни людей, необходимое условие существования человеческого общества. С одной стороны, речь – орудие для выражения наших представлений, мыслей, познаний, а с другой - средство к их обогащению и расширению.

В соответствии с ФГОС дошкольного образования задачи образовательной области «Речевое развитие» включают в себя:

- владение речью как средством общения и культуры;

- развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

- знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.

Особое внимание следует обратить на следующие задачи:

- развитие диалогической речи дошкольников;

- развитие речевого творчества;

- формирование понимания на слух текстов различных жанров детской литературы.

Во времена интенсивной компьютеризации родители зачастую мало времени уделяют общению со своими детьми. Многие считают, что занятий по развитию речи в детском саду достаточно для развития ребенка. Но, как показывает практика, детям необходима помощь родителей – закрепление материала дома, ведь умение владеть речью, в том числе и умение пересказывать в дальнейшем пригодится детям для успешного обучении в школе. Владея таким видом рассказа как пересказ, ребенок сможет свободно пересказать домашнее задание, логически последовательно подготовить урок по устным предметам, а если школьник будет свободно излагать свои мысли, то в дальнейшем у него будет совершенствоваться не только устная речь, но и письменная.

Что такое пересказ?

Пересказ – первый вид рассказов, которому воспитатели начинают учить детей дошкольного возраста. Пересказ – это воспроизведение прослушанного художественного произведения.

Зачем нужно учить детей пересказу?

В процессе пересказа текста развивается речь:

- Обогащается и расширяется словарь;

- Формируются навыки словоупотребления;

- Усиливается языковое чутье;

- Внимание и интерес к образному слову.

Развиваются все психические процессы:

- Внимание (умение слушать)

- Память (запоминание текста)

- Мышление (логика изложения)

Возрастает роль произвольно-волевых процессов:

- Усидчивость, умение дослушать до конца сказку, текст.

Требования к пересказу детей:

- полное понимание текста

- полная передача содержания текста

- отсутствие длительных пауз

- культура устного рассказа (спокойная поза во время пересказа, интонационная выразительность речи, достаточная громкость, отчетливость произношения).

Для успешного последующего школьного обучения к 6 годам у ребенка должен быть сформирован определенный интерес и любовь к книге, умение воспринять и понять прочитанный текст, ответить на вопросы по содержанию, самостоятельно пересказать несложные произведения, дать элементарную оценку героям и их поступкам, определить свое отношение к ним. Эти качества и умения в дошкольном возрасте приобретаются ребенком и совершенствуются в процессе ознакомления с художественными произведениями.

Виды пересказа:

1. Подробный пересказ. В этом виде пересказа ребёнок ничего не изменяет, рассказывает от того лица, от чьего было написано произведение, пытается воспроизвести мельчайшие детали произведения.

2. Пересказ по частям или одной части. Этот вид пересказа часто используется с группой детей. В этом случае произведение делится на логические части и каждый ребёнок по очереди пересказывает один какой-то фрагмент произведения. Как правило, этот вид пересказа используется с детьми старшего дошкольного возраста, т. к. при таком пересказе необходима хорошая сосредоточенность внимания.

3. Пересказ с изменением лица. Если художественное произведение написано от первого лица, то при таком виде пересказа меняют его на третье лицо. Например, если в произведении автор пишет «Я пошёл…», то при таком пересказе ребёнок должен сказать «Герой / автор пошёл…»

4. Пересказ по аналогии. Это творческий пересказ, в котором изменяется герой или события. Например, известную сказку про Колобка, который от дедушки и бабушки убежал, можно пересказать так, что он никуда не убегал, а лиса, например, сама к нему прибежала и т. д. Или все те же события случились не с Колобком, а с другим персонажем.

5. Пересказ-инсценирование. Это пересказ, который разыгрывается с помощью игрушек или настольного театра. Очень хорошо подходит как для младших дошкольников, так и для старших.

Из всех видов пересказа, подробный пересказ в большей мере способствует обогащению словаря детей, формированию строя предложений и развитию связной речи. Кроме того, что дети знакомятся с яркими оборотами речи, образцами литературного языка, они овладевают необходимыми для связи одной мысли с другой предложениями, выражающими различные временные и причинные отношения.

Какое произведение выбрать для пересказа?

Дошкольники хорошо пересказывают литературное произведение, если рассказ их захватывает, вызывает яркие эмоции. Поэтому для пересказа лучше подбирать тексты, связанные с привычными для детей ситуациями, или такие, которые могут активизировать их воображение и повлиять на чувства.

Требования к тексту для пересказа:

- полноценное и доступное содержание;

- разнообразие жанров;

- четкая композиция;

- простой, но богатый язык;

- небольшой размер.

Каждое произведение должно учить чему-то полезному, развивать в детях такие черты как доброта, отзывчивость, трудолюбие, толерантность, любовь к родине, природе, людям и животным, уважение к старшим, желание быть полезным обществу.

Язык произведений должен быть с доступным детям словарём, короткими, чёткими фразами без сложных грамматических форм.

Тексты подбирают доступные для детей по содержанию, близкие их опыту, чтобы при пересказе они могли отразить личное отношение к данному событию. В произведениях должны быть знакомые детям персонажи с ярко выраженными чертами характера, мотивы поступков действующих лиц должны быть понятны.

Нужно подбирать сюжеты с чёткой композицией, с хорошо выраженной последовательностью действий. Обязательное требование к языку произведения - выразительность, наличие богатых и точных определений, свежесть языка; желательно также включение несложных форм прямой речи, что способствует формированию выразительности речи детей.

Произведения описательного характера лучше не брать, т. к. ребенку будет сложно запомнить такой текст.

! Полезно помнить, что для формирования связной речи надо много беседовать с детьми, разнообразить их жизнь, насыщать новыми впечатлениями, сведениями о разных сторонах окружающей действительности и уделять время для специальных занятий по развитию речи.

/ Короткие рассказы, с помощью которых легко можно научить ребенка пересказывать тексты - http://karapuz.kz/pages_out.php?cid=1065

Публикации по теме:

Многофункциональное пособие «Речецветик» как эффективное средство развития связной речи детейМногофункциональное пособие «Речецветик» как эффективное средство развития связной речи детей Выполнила: учитель-логопед первой квалификационной категории: Зимина Надежда Павловна. Конспект игровой методики ТРИЗ «Круги Луллия с детьми.

Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 1)Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 1) Проанализировав свою работу с дошкольниками, столкнулась с недостаточностью сформированностью речи у детей дошкольного возраста; недостаточный.

Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 2)Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 2) Театрализованная деятельность при правильной её организации – эффективное средство коррекции речевых нарушений на этапе автоматизации.

Из опыта работы по теме самообразования «Использование мнемотехники для развития связной речи у дошкольников»Из опыта работы по теме самообразования «Использование мнемотехники для развития связной речи у дошкольников» Использование мнемотехники в ДОУ с младшего дошкольного возраста способствует расширению и обогащению словаря, развитию грамматического.

Конспект логопедического занятия по развитию связной речи «Пересказ сказки «Звездочёт» с элементами драматизации»Конспект логопедического занятия по развитию связной речи «Пересказ сказки «Звездочёт» с элементами драматизации» Возраст: подготовительная к школе группа, 6-7 лет Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие,.

Презентация «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста»Презентация «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» Здравствуйте уважаемые коллеги! Хочу представить Вашему вниманию презентацию на тему: «Пальчиковый театр, как средство развития связной.

Развитие связной речи у дошкольников с задержкой психического развития с помощью мнемотехники На протяжении 3 лет я изучала и использовала в своей практической деятельности приемы и методы мнемотехники. Сегодня я хочу вас познакомить.

Опыт работы «Проектная деятельность как эффективный метод развития связной монологической речи дошкольников»Опыт работы «Проектная деятельность как эффективный метод развития связной монологической речи дошкольников» Доброго времени суток всем коллегам! Сегодня предлагаю Вам познакомиться с моим опытом работы на тему «Проектная деятельность как эффективный.

Театрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возрастаТеатрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возраста Актуальность Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Театрализованные игры являются одним из эффективных средств.

Теоретические основы применения пальчикового театра как средства развития связной диалогической речи дошкольниковТеоретические основы применения пальчикового театра как средства развития связной диалогической речи дошкольников Введение Актуальность исследования В настоящее время проблема развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста становится.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Пересказ — действенное средство развития связной речи дошкольников
Опубликовано: 18 декабря 2022 в 22:46
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
25 мая. День филолога. Передвижка «Учимся пересказывать»

Ребенок любит слушать, когда ему читают, а пересказать любимую сказку или рассказ не может. Как научить его пересказу, ведь умение пересказывать необходимо и в обычной жизни, и в школьном обучении.

24 мая. День славянской письменности и культуры. Передвижка «Славянская письменность»

Ежегодно 24 мая славяне отмечают праздник — День славянской письменностии культуры. В этот день вспоминаются заслуги братьев Кирилла и Мефодия – создателей славянской азбуки, просветителей славянского...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД