МААМ-картинки

Консультация для родителей «Особенности воспитания застенчивого ребенка»

Ирина Альховатова
Консультация для родителей «Особенности воспитания застенчивого ребенка»

Проблема застенчивости у детей в дошкольном возрасте актуальна на сегодняшний день. На сегодняшний день в психологии распространена точка зрения, что застенчивость формируется в результате негативных переживаний, которые возникают у ребёнка в процессе общения и постепенно закрепляются в сознании.

Застенчивость рассматривается как комплекс ощущений неловкости, растерянности, стыда препятствующий нормальному общению. Помочь ребенку преодолеть застенчивость, сформировать у него необходимые способы общения – общая задача и педагогов, и родителей, причем, чем раньше они начнут это делать, тем лучше.

Публикация «Консультация для родителей „Особенности воспитания застенчивого ребенка“» размещена в разделах

С возрастом у ребёнка формируется стереотип застенчивого поведения, оно закрепляется и тяжело корректируется. Ребёнок начинает отдавать себе отчёт в своём «недостатке» и это очень осложняет работу с ним, поскольку дошкольник непроизвольно фиксирует внимание на своей застенчивости и особенностях своего характера.

Что же такое «застенчивость»? Застенчивость часто является признаком сдержанного темперамента, и, если она не мешает жизни ребёнка, не следует считать это проблемой. Но в случае, когда застенчивость достигает такого уровня, при котором ребёнок испытывает дискомфорт, не может общаться со сверстниками, боится попросить помощи у взрослого, чувствует себя несчастным - тогда стоит задуматься.

Каждый ребёнок нуждается в индивидуальном подходе, но особого внимания требуют робкие и застенчивые дети. Такому ребёнку нужно помочь ощутить себя равным среди сверстников.

Застенчивым детям, как правило, свойственны такие качества как исполнительство, ответственность, старательность, у них развито творческое начало. Они многим интересуются, и много знают.

Очень часто причиной чрезмерной застенчивости ребёнка являются нарушения речи, которые не могут не сказываться на его психике. Таким детям в первую очередь необходима помощь логопеда, психолога, педагогов и родителей. Сначала нужно выявить причины робости и застенчивости, а затем намечать «маршрут» помощи. К сожалению, некоторые родители, не осознавая этого, бывают жестокими по отношению к своим детям.

Проявление застенчивости у ребенка нетрудно заметить. В дошкольном возрасте застенчивый ребенок не умеет и не решается вступать в контакты с другими, в особенности малознакомыми и незнакомыми людьми. Даже среди знакомых он теряется, с трудом отвечает на вопросы взрослых (за исключением близких родственников, к которым он, как правило, бывает очень привязан). В дошкольном учреждении такой ребенок адаптируется крайне медленно, с большим трудом, он не может задать воспитателю вопрос, даже самый необходимый, стесняется попроситься в туалет и т. п. Вследствие этого он попадает впросак чаще, чем другие дети. Не поняв задание воспитателя, такой ребенок не решается переспросить и в то же время боится не выполнить то, что требуется, в результате выполняет задание настолько не правильно, что вызывает недоумение и смех детей, и недовольство воспитателя. На занятиях его трудно заставить отвечать на вопросы, а если это все-таки удается, то он говорит тихо и невнятно, обычно кратко.

Выступления на праздниках, на спортивных соревнованиях превращаются для него в настоящую муку. Любая ситуация, где ребенок должен сам что-то сказать или сделать на виду у публики полностью парализуют его возможности. Неуверенность в себе, в собственных силах, в правильности своих действий, боязнь не понравиться зрителям делают такого ребенка совершенно беспомощным.

Внешние проявления застенчивости настолько типичны, что сразу бросаются в глаза. Как правило, застенчивые дети очень скованны в движениях, при общении со взрослыми принимают вынужденную, напряженную позу, сутулятся, нагибают голову, теребят руки или одежду, трогают волосы или лицо. В большинстве случаев они избегают встречаться с собеседником глазами, а если встречаются – сразу отводят взгляд, краснеют, отворачиваются. В группе других детей они стараются спрятаться за чужие спины или, по крайней мере, скрыть свое лицо. Основное их стремление – не привлечь внимание к себе, быть незаметным, остаться в стороне.

Чувство неуверенности в себе и своих действиях связано с повышенной чувствительностью к оценкам любого рода (осуждением и поощрениям, порицаниям и похвалам, а так же насмешкам.

Недостаточный опыт общения не позволяет ребенку разобраться в причинах того или иного отношения к себе со стороны других людей. Важной особенностью застенчивых детей является склонность к внутреннему способу выражения эмоций, сдержанность в их внешних проявлениях. Такие дети почти никогда громко не смеются и не плачут. Даже их редкие шалости отличаются робостью и наивностью, они не шумят, редко делают что-то недозволенное.

Повышение голоса, крик, понукание, одергивание, частые запреты, порицания и наказания вызывают противоположную реакцию: ведут к заторможенности, повторению неправильных действий.

Большую роль в возникновении застенчивости у детей имеет семейное воспитание. Одной из частых причин является воспитание ребенка в условиях гиперопеки у тревожных и мнительных родителей. Очень часто родители стараются избавить ребенка от любых контактов с чужими людьми, не подпускают к другим детям, изолируют, таким образом, от общества. В таких семьях мать ребенка отличается замкнутым, малообщительным характером, повышенной мнительностью, тревожностью, что проявляется в постоянном беспокойстве и страхе за ребенка, в стремлении оберегать его от всех опасностей, в основном воображаемых, все сделать за ребенка самой, предупредить любые затруднения. Такое поведение матери полностью лишает ребенка самостоятельности, подчиняет его всем её настроениям. Ребёнок оказывается в ситуации, когда его оберегают буквально от всего и делают за него то, что он мог бы научиться делать сам. В результате ребенок, не познав радости преодоления трудностей, сразу получает готовый результат.

Застенчивые дети растут в семьях и с противоположным авторитарным типом воспитания, где к ребенку относятся с повышенной строгостью, требовательностью, не признают компромиссов. От таких родителей часто можно услышать: «мы поблажек не даем, пусть наш ребенок вырастет настоящим человеком» или «сначала пусть научится слушаться, а когда вырастет, тогда будет рассуждать», «Ласкать детей – это баловство», «Нельзя потакать ребенку» и т. п. Руководствуясь твердо усвоенными нормами, которые они черпают из опыта собственного детства и иногда из популярной педагогической литературы, они стремятся добиться от детей «правильного поведения». Атмосфера в такой семье отличается малой эмоциональностью, требованиями безоговорочного подчинения принятым в ней нормам. В такой семье дети растут в атмосфере постоянных запретов, приказов, одергиваний, их часто наказывают и редко хвалят, почти не ласкают. В результате, вопреки установкам родителей, которые убеждены, что делают все для того, чтобы ребенок стал сильным, настойчивым, уверенным в себе, дети в таких семьях растут забитыми, стеснительными, покорными и даже трусливыми. Для многих детей, растущих в семьях с авторитарным типом воспитания, характерно сочетание запуганных с одной стороны, и трусливой злобности исподтишка – с другой. Дети растут скованными, эмоционально отчужденными от родителей, замкнутыми, и стеснительность, застенчивость становится основной формой поведения, которая до поры, до времени вполне устраивает их родителей.

Несмотря на то, что застенчивость может быть обнаружена буквально «с первого взгляда» родители часто недооценивают ее. Многие из них не понимают, что застенчивость представляет собой определенное нарушение поведения и личностного развития ребенка. Они считают именно этот вариант нормой, а более активное и непосредственное поведение, которое видят у других детей «относят к проявлению невоспитанности и нескромности» Обычно они довольны своим ребенком, считая его застенчивость положительным качеством. Они заявляют: «Пусть лучше будет хорошим, скромным мальчиком, чем таким нахалом!». Родители не отличают скромности от застенчивости, что совсем не одно и то же. Если же скромность _ действительно положительное качество, то застенчивость – недостаток, ведущий ко многим неприятным последствиям в развитии личности.

Таким образом, застенчивость влияет на мироощущение ребенка, на взаимоотношения с окружающими, на становление характера, самооценки. Но каково бы ни было негативное влияние застенчивости на формирование личности ребенка, с этой проблемой справиться можно.

Как надо вести себя родителям с застенчивым ребенком :

• Быть очень деликатным с ним и не разочаровываться в нем.

• Не отвергать его, не использовать авторитарный метод воспитания.

• Все делать так, чтобы ваш ребенок не чувствовал себя незащищенным и зависимым от вас.

• Гасить тревогу по любому поводу.

• Повысить уровень его самооценки; укреплять у ребенка уверенность в себе, в собственных силах.

• Учить, чтобы он уважал себя.

• Хвалить его и делать ему комплименты.

• Помочь найти ему все то, в чем он намного превосходит своих сверстников, и этой сильной стороной уравновесить слабую, как средство компенсации всех недостатков.

• Учить ребенка идти на разумный риск, уметь переносить все поражения.

• Тренировать с ним навыки общения.

• Любыми способами поощрять все его игры со сверстниками.

• Помочь найти такого друга, который защищал бы его в среде ровесников.

• Хвалите ребёнка, говорите о его положительных качествах, день за днём укрепляйте в нём уверенность, а застенчивость определяйте как осторожность, осмотрительность, обдуманность.

• Не сравнивать его внешний облик с другими детьми и не оценивать достоинства ребенка шкалой красоты.

• Не критиковать вслух ум вашего ребенка.

• Быть нежным с ним, сочувствовать ему, поддерживать его.

• Расширяйте круг знакомств своего ребенка, чаще приглашайте к себе друзей, берите ребенка в гости к знакомым людям, расширяйте маршруты прогулок, учите его спокойно относится к новым местам.

• Не стоит постоянно беспокоиться за ребенка, стремиться полностью, оберегать его от всевозможных опасностей, в основном придуманных вами, не старайтесь сами сделать все за ребенка, предупредить любые затруднения, дайте ему определенную меру свободы и открытых действий.

• Привлекайте ребенка к выполнению различных поручений, связанных с общением, создавайте ситуации, в которых застенчивому ребенку пришлось бы вступать в контакт с «чужими» взрослыми ( например: на приеме у врача, в детской библиотеке, в гостях у соседки, в магазине и т. п.) «У нас кончилась соль, пойдем, попросим у соседки», «Надо узнать, про что эта интересная книга. Давай спросим библиотекаря и попросим дать ее нам посмотреть». Нужно чтобы малыш при этом и сам обратился к взрослому, спросил что-нибудь, узнал, в крайнем случае – поблагодарил.

• Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Всё это может дать театрализованная деятельность. Отдавайте своих детей в умелые руки педагогов театральных студий, ведь работая над раскрепощением ребёнка, невозможно обойтись без специальных игр и упражнений, развивающих дыхание, освобождающих мышцы речевого аппарата, формирующих чёткую дикцию и подвижность голоса. Говоря от имени определённого действующего лица, ребёнок легче раскрепощается, общается с партнёром. Разучивание стихов развивает память и интеллект. Занятия театральной деятельностью и частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребёнка, раскрепощению и повышению самооценки.

• Нам всем – и родителям, и педагогам – нужно запастись терпением и направить свои совместные действия на развитие в ребёнке умения общаться, повышение его самооценки, раскрытие его творческих возможностей.

• Помочь детям быть успешными в жизни, научить их владеть собой в разных ситуациях, дать им возможность поверить в себя и почувствовать - как хорошо играть в любимые игры с друзьями, танцевать и веселиться на праздниках, никого не стесняясь – наша общая задача.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Традиции семейного воспитания»Консультация для родителей «Традиции семейного воспитания» Семейные традиции — это лакмусовая бумажка любой семьи. Она проявляет ту атмосферу, которая так необходима ребенку. Обычаи семьи, уклад.

Консультация для педагогов и родителей «Возрастные особенности слуха и голоса детей 4–5 лет» Консультация для педагогов и родителей «Возрастные особенности слуха и голоса детей 4-5 лет» (часть пятая) Уважаемые родители, уважаемые.

Консультация для педагогов и родителей «Возрастные особенности слуха и голоса детей 4–5 лет» Консультация для педагогов и родителей «Возрастные особенности слуха и голоса детей 4-5 лет» (часть четвертая) Уважаемые родители, уважаемые.

Консультация для педагогов «Особенности искусства энкаустики для правополушарного развития мозга у взрослого и ребенка» Людмила Рыбакова Консультация для педагогов «Особенности искусства Энкаустики для правополушарного развития мозга у взрослого и ребенка».

Консультация для родителей на тему «Классическая музыка как средство нравственного воспитания ребенка дошкольного возраста» Консультация для родителей на тему: "Классическая музыка как средство нравственного воспитания ребенка дошкольного возраста" Человек стал.

Консультация для родителей «Влияние стиля воспитания в семье на личностное развитие и поведение ребенка» Множество современных исследований подводит к установлению зависимости между родительским стилем воспитания и поведением ребенка. У авторитетных.

Консультация для родителей «Родительская любовь — основа воспитания ребенка» Что бы родители ни делали, они всегда являются авторитетом для своего ребенка. В жизни ребенок воспринимает и любит своих родителей как.

Консультация для родителей «Возрастные особенности детей 4–7 лет с ЗПР» Возрастные особенности развития детей с ЗПР 4-5 лет[/b]Развитие моторики Целевые ориентиры нормотипичного развития к 5 годам Движения рук.

Консультация для родителей «Возрастные особенности развития детей 5–6 лет»Консультация для родителей «Возрастные особенности развития детей 5–6 лет» Анатомо-физиологические особенностиВозраст 5—6 лет часто называют «периодом первого вытяжения», когда за год ребенок может вырасти на 7—10.

Совместная деятельность педагога, воспитанников и их родителей как средство развития трудового воспитания ребенкаСовместная деятельность педагога, воспитанников и их родителей как средство развития трудового воспитания ребенка В Федеральном государственном образовательном стандарте по дошкольному образованию указывается, что в дошкольном возрасте приобщение к.

Библиотека изображений:

Публикация Консультация для родителей «Особенности воспитания застенчивого ребенка» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Ирина Альховатова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Консультация для родителей «Особенности воспитания застенчивого ребенка»
Опубликовано: 10 марта 2023 в 21:26
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД