Получи документы

Консультация для родителей «Основные направления деятельности учителя-логопеда в дошкольном образовательном учреждении»

Евгения Некипелова
Консультация для родителей «Основные направления деятельности учителя-логопеда в дошкольном образовательном учреждении»

Учитель-логопед :

Некипелова Е. А.

«Ясность – главное достоинство речи»

Аристотель

К основным направлениям деятельности учителя-логопеда в дошкольном образовательном учреждении (далее ДОУ) относятся:

Диагностическая деятельность

Коррекционно-развивающая деятельность

Консультативная работа с родителями и педагогами

Методическая деятельность

Аналитическая деятельность

Публикация «Консультация для родителей „Основные направления деятельности учителя-логопеда в дошкольном образовательном учреждении“» размещена в разделах

Итак, диагностическая деятельность учителя-логопеда в ДОУ определяет тактику коррекционно-развивающего воздействия, выбор методов, приемов и способов достижения поставленных целей.

Диагностическая деятельность представляет :

Раннее выявление детей нуждающихся в помощи.

Обследование воспитанников общеразвивающих групп и выявление среди них детей, нуждающихся в профилактической и коррекционной помощи. Результатом проведенной диагностики является подготовка материалов для психолого- педагогического консилиума (далее ППк) с целью комплектования групп для детей с тяжелым нарушением речи и индивидуальных занятий с учителем-логопедом.

Стартовое логопедическое и психолого-педагогическое обследование детей.

Подразумевает изучение речевого (артикуляционный аппарат, дыхание, звукопроизношение, слоговая структура слов, фонематическое восприятие, анализ, синтез, лексико-грамматическая сторона речи, особенности связной речи, темпо-ритмическая характеристика, познавательного, социально-личностного, физического развития и индивидуально-типологических особенностей детей, нуждающихся в логопедической поддержке, определение основных направлений и содержания работы с каждым из них.

Наблюдение в процессе обучения, диагностика.

Анализ результативности коррекционно-педагогического процесса.

Коррекционно-развивающая деятельность в ДОУ представляет собой интегративную деятельность всех участников коррекционно-образовательного процесса, главными субъектами которого являются: ребенок с особыми образовательными потребностями, педагогический коллектив ДОУ, родители ребенка-логопата.

В рамках логопедической группы коррекционно-развивающие направления деятельности учителя-логопеда :

• Занятия учителя-логопеда с детьми по утвержденным лексическим и грамматическим темам (непосредственно образовательная деятельность).

• Индивидуальные занятия с детьми по звукопостановке и совершенствованию всех компонентов речи.

• Совместная деятельность с педагогом-психологом (стимулирование психологической базы речи).

• Совместная деятельность с воспитателями.

• Совместная деятельность учителя-логопеда и музыкального руководителя (развитие темпо-ритмической организации речи).

• Совместная деятельность учителя-логопеда и инструктора по физической культуре (развитию общей моторики детей).

Коррекционная работа учителя-логопеда с детьми направлена на преодоление речевых и психофизических нарушений путём проведения индивидуальных, подгрупповых, фронтальных логопедических занятий.

На фронтальных занятиях по развитию лексико-грамматических категорий ведется работа по расширению и активизации словарного запаса детей наименованиями предметов, их частей, качеств, действий, на правильность соотнесения слова с образом предмета. Вводятся и уточняются обобщающие понятия. Формируются и развиваются словообразовательная функция речи и словоизменение.

На подгрупповых занятиях по развитию связной речи дети учатся составлять различные модели предложений, пересказывать и составлять рассказы по демонстрации действий, серии сюжетных картин, сюжетной картине, личному опыту, описательные и творческие рассказы.

На занятиях по звуковой культуре речи и подготовке к обучению грамоте дети учатся правильно произносить изучаемый звук, дифференцировать его на слух и в произношении, выполнять звуко-буквенный анализ и синтез слогов и слов.

На индивидуальных занятиях с детьми проводится:

- Артикуляционная гимнастика (различные упражнения на развитие мышц артикуляционного аппарата);

- Дыхательная гимнастика (формирование длительной, сильной, плавной воздушной струи для правильного произношения звуков);

- Пальчиковая гимнастика (упражнения и игры на развитие моторики пальцев рук, Су-Джок терапия);

-Упражнения на развитие фонематических процессов;

- Коррекция звукопроизношения разными способами;

- Автоматизация звуков в слогах, словах и в речи;

- Дифференциация звуков в слогах, словах и в речи;

- Обогащение словарного запаса;

- Закрепление знаний, полученных детьми на фронтальных и подгрупповых занятиях.

На всех вышеперечисленных занятиях проводится совершенствование моторных навыков, координации, ориентировки в пространстве.

В основу работы положено формирование углубленных представлений, реальных знаний детей об окружающем мире. На этой предметной базе строится развитие их речи.

Результаты коррекционной работы отмечаются в речевой карте ребенка к моменту выпуска и доводятся до сведения воспитателя, администрации детского сада и родителей.

Просветительская деятельность учителя-логопеда в рамках логопедической группы подразумевает совместное проведение родительских собраний, на которых рассказывается об особенностях развития детей логопедической группы, факторах риска, основных направлениях коррекционно-развивающей работы, а также даются практические рекомендации.

Пропаганда логопедических знаний осуществляется через педагогические советы, методические объединения, родительские собрания, индивидуальные и групповые консультации, беседы, семинары, открытые занятия, логопедический стенд для родителей и воспитателей со сменным материалом.

Консультативная работа учителя-логопеда ДОУ – это консультирование родителей, воспитателей, смежных специалистов, по проблемам обучения и воспитания детей, имеющих речевые нарушения.

Осуществляется в форме индивидуальных, групповых консультаций, бесед, открытых занятий, семинаров.

Основными направлениями консультативно–просветительской работы учителя-логопеда с родителями являются :

• Формирование положительной мотивации к взаимодействию с педагогом, активизация заинтересованности в занятиях по развитию и коррекции речи, подготовке детей к обучению грамоте, коррекции нарушений письменной речи.

• Выработка адекватного отношения к особенностям речевой деятельности детей.

• Формирование (повышение) компетенции в вопросах речевого развития (онтогенеза) детей разных возрастных групп и речевых расстройств (экспрессивной и импрессивной речи, письма и чтения).

• Обучение основным приёмам коррекционно-развивающей работы (артикуляторная гимнастика, некоторые виды логопедических игр, основные правила (алгоритмы) выполнения письменных заданий и т. д.).

• Ознакомление с различными видами дидактических пособий и литературы по организации и проведению развивающих занятий в домашних условиях.

Методическая деятельность учителя-логопеда ДОУ включает в себя :

• разработку методических рекомендаций для воспитателей и родителей по оказанию логопедической помощи детям;

• перспективное планирование;

• изучение и обобщение передового опыта;

• участие в работе методических объединений учителей-логопедов;

• обмен опытом (конференции, семинары, открытые показы и др.);

• поиск наилучших средств коррекции речи детей;

• изучение и внедрение вариативных форм оказания коррекционной помощи;

самообразование;

• изготовление и приобретение наглядного и дидактического материала по развитию и коррекции речи.

Аналитическая работа позволит учителю-логопеду отследить эффективность проводимой коррекционно-развивающей деятельности, т. е. выделить все возможные положительные и отрицательные стороны этой деятельности, также отследить динамику развития каждого ребёнка. Она включает:

-Проведение контрольных срезов, тестовых заданий (при необходимости).

-Выпускные собеседования (итоговые мероприятия).

-Подведение итогов работы за учебный год.

Цифровой отчет – анализ о проделанной работе учителя-логопеда.

Актуальность логопедической работы растет с каждым годом, т. к. увеличивается количество детей с речевыми проблемами. Речь тесно связана с мышлением, вниманием, памятью. Без речевой функции психика не будет полноценно развиваться. Ученые доказали (Д. Б. Эльконин и др., что эффективнее всего работать с устранением нарушением в дошкольном возрасте. Без овладения устной речи не будет письма и чтения. Ограничение социальных контактов негативно сказывается на развитии личности. Должно быть, правильное комплексное воздействие на проблему. Чтобы выходя из детского сада, дети были полноценно готовы к следующей ступени своей жизни – школе, умели разговаривать, понимали, что они говорят и для чего. Подводя итог о важности логопедической работы можно обратиться к словам Конфуция : «Достаточно, чтобы слова выражали смысл».

Публикации по теме:

Организация театрально-игровой деятельности в дошкольном учреждении; современные методические рекомендации Тема: «Организация театрально-игровой деятельности в дошкольном учреждении; современные методические рекомендации». Введение С древних времен.

Использование мягких модулей в дошкольном образовательном учрежденииИспользование мягких модулей в дошкольном образовательном учреждении В дошкольных образовательных учреждениях широкой популярностью пользуются мягкие модули. Рынок предлагает большое разнообразие таких модулей,.

Из опыта работы по формированию правильной осанки у детей в дошкольном образовательном учреждении У ребенка в дошкольный период формируются основы психического и физического здоровья, проявляются определенные черты характера, приобретаются.

Консультация для педагогов «Использование авторских дидактических игр в дошкольном образовательном учреждении»Консультация для педагогов «Использование авторских дидактических игр в дошкольном образовательном учреждении» Изменения в системе образования открывает много возможностей для оснащения детских дошкольных учреждений всевозможными играми и пособиями,.

Консультация для родителей «Основные направления по формированию представлений о числе в старшем возрасте» Бурное развитие математической науки и проникновение ее в различные области знаний делает проблему обучения математике более значимой. Основное.

Консультация для воспитателей «Меры профилактики заболеваемости детей в дошкольном учреждении»Консультация для воспитателей «Меры профилактики заболеваемости детей в дошкольном учреждении» Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. В связи с этим, одним из приоритетных.

Консультация учителя-логопеда для родителей «В выходные не скучаем — в игры всей семьёй играем» Консультация учителя-логопеда для родителей на тему:«В выходные не скучаем — в игры всей семьёй играем». Как занять дошкольника и сделать.

Оформление сенсорных зон в группе и в дошкольном образовательном учреждении (из опыта работы)Оформление сенсорных зон в группе и в дошкольном образовательном учреждении (из опыта работы) Содержание: 1. Введение. 2. Актуальность. 3. Задачи сенсорной зоны. 4. Организация сенсорной зоны. 5. Тренажеры для глаз. 6. Заключение.

Памятка учителя-логопеда для родителей «Перестройка инфантильного глотания в соматическое» 1. Жуём твёрдую пищу. Грызём, жуём, глотаем – морковку, огурец, яблоки, мясо, сухари, баранки, сушки. 2. Лизать языком с блюдца варенье,.

Программа учителя-логопеда по социализации детей с ОВЗ «Мы вместе» в дошкольном образовательном учреждении Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 66 «Белочка» Программа социализации детей с ОВЗ «Мы вместе!».

Библиотека изображений:

Публикация Консультация для родителей «Основные направления деятельности учителя-логопеда в дошкольном образовательном учреждении» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Евгения Некипелова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Консультация для родителей «Основные направления деятельности учителя-логопеда в дошкольном образовательном учреждении»
Опубликовано: 15 октября 2021 в 14:41
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД