МААМ-картинки

Консультация для родителей на тему «Развитие самостоятельности у детей раннего возраста»

Светлана Мишнева
Консультация для родителей на тему «Развитие самостоятельности у детей раннего возраста»

Консультация для родителей на тему :

«Развитие самостоятельности у детей раннего возраста»

Развитие самостоятельности – одна из основных задач родителей. Задача это довольно глобальная, поскольку развитие самостоятельности ребенка происходит постепенно от рождения до взрослости. Правда, не каждого взрослого можно назвать в полной мере самостоятельным, поскольку в это понятие вкладывают и умение о себе позаботиться, и ответственность за последствия своих решений и поступков. Во взрослую жизнь мы сейчас забегать не будем, но поговорим о том, что могут сделать родители еще в раннем возрасте, чтобы заложить основы самостоятельности.

Публикация «Консультация для родителей на тему „Развитие самостоятельности у детей раннего возраста“» размещена в разделах

В раннем возрасте (1-3 года) навыки самостоятельности подразумевают умение себя занять на некоторое время, навыки самообслуживания (кушать ложкой, ходить на горшок, убирать за собой и т. п., наличие собственной инициативы. Соответственно, и развитие самостоятельности в этом возрасте подразумевает именно воздействие на эти сферы.

Если говорить об инициативе, то нужно учитывать, что дети инициативны по природе. У них всегда есть свои “задумки”, предпочтения, выбор; они всегда тянутся к новому, хотят учиться и пробовать. В этом плане основная задача родителей – не погасить эту инициативу, учиться ей следовать (когда возможно, поддерживать идеи ребенка. Погасить инициативу может как грубость (насмешки, пренебрежение к детским идеям, предложениям, попыткам, так и гиперопека (например, когда родитель привыкает круглосуточно развлекать и занимать ребенка, не оставляя ему простора для собственных действий или размышлений; еще один пример гиперопеки – стремление родителя сделать всё вместо ребенка, считая, что он еще мал, неловок, что ему тяжело, что “я справлюсь быстрее и лучше”). Поэтому самый важный принцип развития самостоятельности в раннем возрасте – не делать за ребенка то, что он может сделать сам (даже если вы делаете это быстрее и лучше). Помогать ребенку стоит только в том случае, если он просит вас о помощи или если его попытки сделать что-то самостоятельно могут оказаться опасными. Разлитый по полу борщ или лужа в туалете опасностью не считаются.

Кстати, другой крайностью по сравнению с гиперопекой является желание родителей как можно быстрее “ развить и повзрослить” своего ребенка. Для этого родители побуждают ребенка делать что-то самостоятельно, даже если он не испытывает к этому желания, интереса, не обладает достаточными навыками. Самостоятельность как бы развивается из- под палки. Но нужно учитывать, что в таком случае те действия, к которым мы приучаем (самостоятельно одеваться, кушать ложкой, выливать за собой горшок и т. п., в сознании ребенка соединяются с эмоционально- негативными переживаниями. То есть ребенок может научиться делать то, чему вы его обучаете, но вряд ли будет это любить.

Оптимальный вариант – следовать за инициативой ребенка. Навыки самостоятельности лучше всего развиваются, когда у ребенка есть реальная мотивация – научиться, попробовать, справиться. Эту инициативу (взять ложку, развязать шнурки и т. п.) следует подмечать – и вовремя давать необходимую информацию (например, показать, за какую веревочку потянуть, чтобы шнурок развязался) и давать возможность пробовать. Наверняка вы замечали, что многие навыки, над которыми вы бились долгие месяцы, ребенок может ухватить буквально за один день, если вы поддержали его инициативу в этом. В раннем возрасте именно эти простые приемы способствуют развитию самостоятельности. Впрочем, простыми они являются далеко не для каждого, поскольку требуют осознанности, доверия к ребенку, ведь родителям проще всё сделать самим. Педагоги рассматривают ранний возраст как начальное звено в единой системе непрерывного образования.

Благодаря ранней социализации, то есть благодаря взаимодействию с социальным окружением, ребёнок интенсивно овладевает самостоятельностью, при этом рациональная педагогика играет важную роль в обеспечении фундамента общего развития.

Что дети к концу младшего дошкольного возраста должны научиться делать самостоятельно :

- мыть руки, засучивая рукава; мыть лицо, не разбрызгивая воду; правильно пользоваться мылом;

- не мочить одежду; сухо вытираться полотенцем, без напоминания вешать его на отведенное место;

- одеваться и раздеваться в определенной последовательности: одежду снимать, надевать, складывать, вешать,

- вывертывать на лицевую сторону, пуговицы застегивать, расстегивать, завязывать шнурки ботинок;

- замечать непорядок, в одежде и самостоятельно устранять его или обращаться за помощью ко взрослому;

- своевременно пользоваться носовым платком, туалетом

- пить из чашки, есть, хорошо пережевывая пищу с закрытым ртом;

- правильно пользоваться ложкой, вилкой (к концу четвертого года жизни, салфеткой;

- убирать игрушки, книжки, строительный материал на определенное место. Условия, необходимые для развития самостоятельности ребенка в самообслуживании :

В одевании:

- вешалка для верхней одежды, соответствующая росту ребенка;

- индивидуальная полка или место на полке для хранения предметов туалета (носовых платков, лент, носков);

- постоянное место для хранения ночной рубашки, пижамы

- удобная для одевания одежда (легко застегивающиеся пуговицы;

- шнурки для обуви с твердыми наконечниками;

- достаточно свободные резинки на юбках, трусах, колготах, шортах; соответствующий голове ребенка размер ворота, удобные застежки на платьях, кофточках).

В умывании:

- устойчивая подставка под ноги (расстояние от нее до края раковины должно быть примерно 55см, а до крана - 65-70см, т. е. равняться расстоянию от пола до согнутой в локте руки ребенка);

-постоянное и удобное место для зубной пасты, щетки, стаканчика или подставки для нее ( при покупке данных вещей нужно позаботиться об их внешней привлекательности: яркая окраска, красивая этикетка, оригинальная форма);

- отдельная мыльница с туалетным мылом, разрезанным на 2-4 части;

удобное место для полотенца (детское полотенце не должно соприкасаться с полотенцами других членов семьи. Если в семье несколько детей, подбираются разные по цвету или орнаменту полотенца. Удобный для ребенка размер полотенца - 40-50см в ширину, 50-70см в длину).

При приеме пищи:

- стул в соответствии со столом (расстояние от сиденья до крышки стола должно равняться 18-19 см, под ноги нужно сделать подставку, расстояние от нее до сиденья стула - 25-28см);

-небольшого размера столовый прибор: тарелка, чашка, вилка, ложка; - на доступном для ребенка расстоянии хлебница с хлебом, нарезанным мелкими ломтиками.

В дошкольном возрасте детский сад, безусловно, внесет свой вклад в развитие самостоятельности. Но до этого этапа основная задача лежит на родительских плечах. Как фундамент, родители закладывают навыки будущей зрелости. И будет ли этот фундамент прочным, зависит именно от вас.

Публикации по теме:

Консультация для родителей детей раннего возраста «Развитие речи детей раннего возраста» Безусловно, ранний возраст является значимым для речевого развития ребенка, потому как он обладает огромными возможностями для формирования.

Консультация для родителей и воспитателей на тему «Развитие речевого слуха у детей дошкольного возраста» Консультация для родителей и воспитателей на тему: " Развитие речевого слуха у детей дошкольного возраста" При развитии речевого слуха работа.

Консультация для родителей «Развитие речи детей раннего возраста» Развитие речи детей в первые годы жизни имеет очень интенсивный характер. Ранний возраст – это уникальный период в жизни человека. Задача.

Консультация для родителей «Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста» С восприятия предметов и явлений окружающего мира появляется познание. Для того чтобы сенсорное развитие происходило полноценно, крайне.

Консультация для родителей «Секреты воспитания самостоятельности у детей»Консультация для родителей «Секреты воспитания самостоятельности у детей» Очень часто родители выполняют за ребёнка то, что он в состоянии сделать сам. Тем самым лишают его проявлению инициативы, самостоятельности,.

Консультация для родителей «Упражнения на развитие мелкой моторики для детей раннего возраста»Консультация для родителей «Упражнения на развитие мелкой моторики для детей раннего возраста» Заданий и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики очень много, при желании, особенно, если подключить фантазию и воображение,.

Консультация для родителей «Восприятие мира у детей раннего возраста через сенсорное развитие»Консультация для родителей «Восприятие мира у детей раннего возраста через сенсорное развитие» Сенсорное развитие детей раннего возраста — это способ познакомить ребёнка с основными свойствами предмета. Почему лучше обучать детей.

Проект «Развитие инициативы и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста посредством технологии «Клубный час» Автор данной технологии - Гришаева Наталья Петровна, старший научный сотрудник Института социологии РАН. «Клубный час» - это особая современная.

Развитие инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности Развитие самостоятельности и активности — важная задача воспитания детей дошкольного возраста. Именно в этот период ребенок в своих действиях.

Развитие самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста Стремление к самостоятельной деятельности у детей проявляется очень рано. Малыш после исполнения одного года, сам уже пытается пользоваться.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей на тему «Развитие самостоятельности у детей раннего возраста»
Опубликовано: 20 июня 2022 в 21:52
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей на тему «Развитие самостоятельности у детей раннего возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Мишнева на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД