Папки-передвижки

Консультация для родителей «Автоматизация звуков в домашних условиях»

Валентина Бушукина
Консультация для родителей «Автоматизация звуков в домашних условиях»

Регулярно посещая занятия логопеда, звуковоспроизведение дошкольника может приобрести характер "кабинетной речи", когда в кабинете логопеда (или когда его просят правильно повторить) звуки звучат четко, а в произвольной речи одни и те же звуки произносятся искаженно ребенком. Это указывает на то, что процесс коррекции воспроизведения звука находится на стадии "автоматизации". Скорость прохождения этого этапа зависит от частоты выполнения домашних заданий, направленных на автоматизацию набора звуков. В идеале ежедневные занятия по автоматизации необходимы не менее 5-15 минут в день.

Публикация «Консультация для родителей „Автоматизация звуков в домашних условиях“» размещена в разделах

Автоматизируйте звук - вводите его в слоги, слова, предложения, связную речь. С физиологической точки зрения стадией звуковой автоматизации является закрепление условнорефлекторных речемоторных связей на различном речевом материале. Поставляемый звук все еще очень хрупок, условно-рефлекторная связь без подкрепления может быстро разрушиться.

Приступить к автоматизации произносимого звука можно только тогда, когда ребенок произносит его изолированно совершенно правильно и четко с длительным или многократным повторением, то есть когда учитель-логопед "передал" этот звук ребенку. Ни в коем случае не следует вводить в слоги и слова звук, который еще недостаточно четко произносится, так как это приведет только к закреплению неправильных навыков и не улучшит произношение.

Звуковая автоматизация осуществляется по принципу от простого к сложному, от простого к сложному и осуществляется в строгой последовательности:

* автоматизация звука в слогах (прямой, обратный, со сцеплением согласных);

* автоматизация звука в словах (в начале слова, в середине, в конце);

* автоматизация звука в предложениях;

* автоматизация звука в четких фразах, скороговорках и стихах;

* автоматизация звука в коротких, а затем длинных рассказах;

* автоматизация звука в разговорной речи.

Вы можете переключиться на новый материал только в том случае, если предыдущий был освоен.

Автоматизация звука в слогах.

Слог - это более простая речевая единица по сравнению со словом. Кроме того, слоги бессмысленны, поэтому у ребенка нет стереотипов произношения слов, что облегчает их автоматизацию.

Автоматизация звуков начинается с прямых открытых слогов, затем продолжается обратными и закрытыми слогами. Позже практикуется произношение звука в слогах со сцеплением согласных.

Например, при автоматизации звука [C] в слогах мы соединяем фиксированную согласную с гласными [a], , [o], [y] сначала в прямых слогах: sa, si, so, su, затем в обратном порядке: as, ys, os, us, затем в слогах, где звук находится между гласными: asa, aces, aso, asu, ysa, и, наконец, в слогах с конкатенацией согласных (те согласные звуки, которые не нарушены у ребенка, берутся в слогах, где звук находится между гласными: asa, aces, aso, asu, ysa и, наконец, в слогах с конкатенацией согласных (те согласные звуки, которые не нарушены у ребенка, берутся) : сто, ста, спа, сма, мечты, ско.

Автоматизация звуков в словах.

Автоматизация в словах сначала выполняется на основе слогов (sa - sad). На начальных этапах фиксируется произношение слов, в которых этот звук находится в начале слова, затем слов, в которых звук находится в конце и середине слова.

Для автоматизации звука используются приемы отраженного повторения, самостоятельного называния слов по картинке, чтения слов.

Полезные задания, которые направляют ребенка на поиск слов, содержащих этот звук (придумывание слов с этим звуком).

Попробуйте ввести творческие упражнения, игры, от произнесения отдельных слов до построения из них фраз и коротких высказываний.

Автоматизация звука в словах - это развитие нового навыка, требующего длительной систематической тренировки. Поэтому для каждой позиции звука в слове – в начале, середине, конце – подберите по 20-30 картинок (можно схематично нарисовать самостоятельно). На один урок дается 10-16 слов, при этом каждое произносится 4-5 раз с выделением автоматизированного звука (он произносится дольше и преувеличенно).

На этом этапе также ведется работа над сложными формами звукового анализа и синтеза, над формированием умения различать звук в слове, определять его место по отношению к другим звукам (после какого звука, перед каким звуком). Эта работа способствует повышению эффективности процесса автоматизации. Способность четко и быстро определять звуковую структуру слова необходима для правильного и быстрого прохождения этапа автоматизации.

Автоматизация звука в предложениях.

Автоматизация звука в предложениях осуществляется на основе отработанных слов, в той же последовательности. Сначала предложения предлагаются с умеренным включением звука, в дальнейшем автоматизация осуществляется на речевом материале, насыщенном этим звуком (в каждом слове предложения присутствует автоматизированный звук).

Автоматизация звука в четких фразах, скороговорках и стихах.

Детям предлагается повторить или запомнить чистые фразы, скороговорки и стихи.

Учитесь играть со своим ребенком, используя для этого любой подходящий момент.

Работа над звуком, от его создания до использования в самостоятельной речи, - это развитие нового сложного навыка. И как любой навык, он требует усилий, времени и определенной системы в классе, в том числе при выполнении домашних заданий.

Я предлагаю вам несколько интересных игр, которые можно использовать, начиная со стадии автоматизации звука в слове.

"Загадки"

Для этой игры вам понадобится: 6-7 картинок или игрушек, в названии которых скрыт фиксируемый звук. Вместе с ребенком назовите их, выделяя желаемый звук своим голосом. Затем опишите любую из них, ребенок должен догадаться, о чем идет речь, и назвать нужную картинку или игрушку. Повторите игру несколько раз. А теперь предложите ребенку роль ведущего. Ваши возможные ошибки, безусловно, повысят интерес ребенка к игре.

"Что пропало?"

Вы можете использовать одни и те же картинки или игрушки. Предложите ребенку еще раз внимательно рассмотреть картинки, назвать их, запомнить и закрыть глаза. В это время удалите одну или две картинки. Ребенок, открывая глаза, должен сказать, что ушло. Повторите игру несколько раз, меняясь ролями с ребенком.

"Что изменилось?"

Это один из вариантов предыдущей игры. Вы можете менять картинки местами, удалять их, переворачивать картинки обратной стороной, добавлять новые. Ребенок должен рассказать обо всех изменениях.

"Что лишнее?"

Подберите картинки так, чтобы их можно было сгруппировать по разным характеристикам (вы можете использовать картинки из лото, выбирая из них те, чье имя имеет нужное звучание). Попросите ребенка найти и назвать дополнительный предмет и объяснить свой выбор.

Вы можете объединять изображения в группы различными способами. Например, рысь - корова - ворона - жираф - ракета. Из этой серии вы можете последовательно удалить "ракету" - неодушевленное, затем "ворону" - птицу, затем "корову" - домашнее животное. Попросите ребенка сравнить две оставшиеся картинки (жирафа и рысь) и рассказать им, чем они похожи и чем отличаются, т. е. постарайтесь найти и подробно описать особенности двух похожих объектов.

"Слова вокруг нас"

Попросите ребенка внимательно осмотреться вокруг и назвать все предметы, в названии которых скрыт нужный звук. Называйте слова по одному, не забывайте иногда ошибаться и дайте ребенку возможность заметить вашу ошибку и исправить ее.

Затем усложните игру - запомните слова с фиксированным звуком на определенную тему: "Назовите животных со звуком [Р] в их названии" (зебра, носорог, тигр, пантера, кенгуру, жираф) или "Назовите "зимнее" слово со звуком [Ы]" (снег, снеговик, снегурочка, снегирь, снежки, мороз, сани).

Вы можете играть в эту игру где угодно, используя любую свободную минуту: по дороге в детский сад, в транспорте, в очереди. Дома в эту игру можно играть с мячом.

Постепенно, сам того не ведая, ребенок начинает правильно произносить закрепленный звук не только в отдельных словах, но и во фразах. Фраза должна содержать как можно больше слов с правильным звучанием. Лучше, если фразы придумает сам ребенок, сначала с вашей помощью, а потом и без нее. Еще лучше, если вы получите короткие, смешные стихи. Их легко запомнить, и ребенок охотно рассказывает их всем - родным и друзьям.

Самое полезное для ребенка - это ваш неподдельный интерес к совместной деятельности, радость за его успехи. Пусть занятия приносят малышу радость – от этого во многом зависит результат.

Публикации по теме:

Анкета для родителей «Песочная терапия в домашних условиях»Анкета для родителей «Песочная терапия в домашних условиях» 1. Знаете ли вы, что такое песочная терапия? -да; - нет; - затрудняюсь ответить. 2. Какие игровые виды песка вы знаете? - - затрудняюсь.

Консультация для любителей орхидей «Советы по уходу за фаленопсисами в домашних условиях»Консультация для любителей орхидей «Советы по уходу за фаленопсисами в домашних условиях» Дорогие друзья, доброе время суток! Фаленопсис получил особое распространение по всему земному шару. Ароматные пестрые цветы в форме.

Консультация для родителей «Аппликация в домашних условиях»Консультация для родителей «Аппликация в домашних условиях» У вашего ребёнка не достаточно развила мелкая моторика? Он неправильно держит ложку, не умеет застегивать пуговицы, не охотно и не аккуратно.

Консультация для родителей «Как организовать изобразительную деятельность детей раннего возраста в домашних условиях» Изобразительная деятельность крайне важна не столько для овладения умением рисовать, сколько для развития общих способностей ребенка, которые.

Консультация для родителей «Музыкально-дидактические игры для развития чувства ритма в домашних условиях»Консультация для родителей «Музыкально-дидактические игры для развития чувства ритма в домашних условиях» Здравствуйте, Уважаемы родители. В данной консультации я предлагаю музыкальные игры, в которые легко играть в домашних условиях. Для игр.

Консультация для родителей «Сенсорное развитие младших дошкольников в домашних условиях»Консультация для родителей «Сенсорное развитие младших дошкольников в домашних условиях» Консультация для родителей "Сенсорное развитие младших дошкольников в домашних условиях". «Истоки способностей и дарований детей находятся.

Консультация для воспитателей «Опыты в домашних условиях»Консультация для воспитателей «Опыты в домашних условиях» Уважаемые коллеги, друзья и гости моей странички! Сегодня мне хотелось бы представить вашему вниманию несколько незатейливых опытов, которые.

Мастер-класс для родителей «Лепка в домашних условиях»Мастер-класс для родителей «Лепка в домашних условиях» Уважаемые родители! Я очень рада видеть вас на нашем мастер-классе «Лепка в домашних условиях». Цель нашего мастер-класса – рассказать,.

Рекомендация для родителей «Вода бежит по дорожкам» в домашних условиях для детей 4–5 летРекомендация для родителей «Вода бежит по дорожкам» в домашних условиях для детей 4–5 лет Всем известно, что дети - это маленькие исследователи. Занимательные опыты развивают у детей любознательность, расширяют представление о.

Видео-консультация для родителей «Как организовать занятия физкультурой в домашних условиях» Уважаемые родители! Мы сейчас все переживаем не совсем привычное для нас время. Как взрослым, так и детям пришлось столкнуться со многими.

Библиотека изображений:

Публикация Консультация для родителей «Автоматизация звуков в домашних условиях» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Валентина Бушукина на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Консультация для родителей «Автоматизация звуков в домашних условиях»
Опубликовано: 7 декабря 2021 в 09:46
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД