Папки-передвижки

Консультация для педагогов «Развитие самосознания детей раннего возраста при взаимодействии со специалистами ДОУ»

Елена Даниловская
Консультация для педагогов «Развитие самосознания детей раннего возраста при взаимодействии со специалистами ДОУ»

Консультация для педагогов

«Развитие самосознания детей раннего возраста при взаимодействии со специалистами ДОУ»

В дошкольном детстве ребенок приобретает основы личностной

культуры, её основу, в который входит ориентировка в природе, предметах,

созданных руками человека, явлениях общественной жизни и деятельности в

себе самом.

Публикация «Консультация для педагогов „Развитие самосознания детей раннего возраста при взаимодействии со специалистами ДОУ“» размещена в разделах

На третьем году жизни дети переживают стремительное интеллектуальное и эмоциональное развитие. Ребенок начинает осознавать себя как личность. Он больше убеждается, что может повлиять на других людей и вырабатывает определенный стиль социального поведения.

Развитие самосознания находится в тесной связи с формированием познавательной и мотивационной сферы ребёнка. На основе их развития ребёнок оказывается способным в особой форме сознавать и самого себя и то положение, которое он в данное время занимает, т. е. у ребёнка появляется «осознание своего социального «я» и возникновение на этой основе внутренней позиции».

Данный сдвиг в развитии самооценки имеет значение в психологической готовности младшего дошкольника в переходе к следующей возрастной ступени. Дети начинают узнавать себя не только на фотографии, узнают свое отражение в зеркале, осознали или начинают осознавать свой пол и уже знают, из каких частей состоит тело человека, начинают предъявлять требования к окружающему миру (нравится – не нравится, хочу - не хочу).

Необходимо отметить, что в арсенале педагогических работников ДОУ имеется достаточный выбор программно-методического материала для практической работы с детьми по освоению ими социального мира, формированию взаимодействий со сверстниками и взрослыми. Но при этом возникает потребность в материале, направленном на индивидуализацию личностного развития детей, на решение задачи развития самосознания.

Изучение содержания, механизмов и структур человеческого самосознания до сих пор является наиболее сложным вопросом. Характеризуя состояние проблемы самосознания в психологии, А. Н. Леонтьев (1983) отмечает, что она является нерешённой, но эта проблема высокого жизненного значения.

Становление самосознания в раннем детстве исследовали Б. Г. Ананьев (1948, Л. С. Выготский (1984, Д. В. Ольшанский (1986, С. Л. Рубинштейн (1989, В. С. Мухина (1985, Н. Н. Авдеева, М. Г. Елашина, СЮ. Мещерякова (2000). Исследователи едины во мнении, что в раннем возрасте ребенок открывает себя как отдельную персону через телесные чувствования, формирование “образа” тела, визуальный образ своего отражения в зеркале, а также через переживание своего волеизъявления.

Зародившись в раннем возрасте, самосознание формируется к концу дошкольного возраста благодаря интенсивному интеллектуальному и личностному развитию. Оно является центральным новообразованием дошкольного возраста.

По Д. Б. Эльконину, кризис трех лет – это кризис социальных отношений, а всякий кризис отношений есть кризис выделения своего «Я». Феномен «Я сам», хорошо знакомый всем родителям, означает не только возникновение внешней самостоятельности, но и одновременное отделение ребенка от взрослого. В результате такого отделения взрослые как бы впервые возникают в мире детской жизни. Из мира, ограниченного предметами, этот мир превращается в мир, полный взрослыми. Наблюдения Д. Б. Эльконина показали, что в раннем возрасте ребенок строит свое действие посредством уподобления действию-образцу взрослого. К трем годам, когда ребенок овладевает речью, ему открывается его действие как таковое, а не только как вплетенное в ситуацию совместной деятельности со взрослым. И возникает «личное действие» и «я сам». Сопоставляя исследования по предметным действиям и кризису тех лет К. Н. Поливанова предполагает, что Д. Б. Эльконин имел в виду дифференциацию поначалу целостной ситуации действования совместно со взрослым, точно по образцу, представленному взрослым; дифференциацию, направленную на выделение личного, «моего» действия.

По мнению Л. И. Божович, три года – важный рубеж в развитии ребёнка. Это подлинный старт развития самосознания, которое далее на каждом возрастном этапе имеет специфические особенности. Л. И. Божович связывает новообразования кризиса трех лет с появлением «системы Я», в которой доминирует потребность в реализации и утверждении собственного Я. Как следствие возникновения «системы Я» появляются другие новообразования, самым значительным из которых, является самооценка и связанное с ней стремление «быть хорошим».

Итак, к трём годам ребёнок вычленяет собственное действие как существенный момент ситуации, у него возникает личное действие, система «я сам» (Д. Б. Эльконин, Л. И. Божович). Совокупность этих достижений указывают на психологическую перестройку личности ребенка раннего возраста, знаменуя переход к новому этапу развития – дошкольному детству.

Литература

1. Возрастная психология : учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования / [Т. Д. Марцинковская и др. ]; под ред. Т. Д. Марцинковской. – М. : Издательский центр «Академия», 2001.

2. Обухова Л. Ф. Возрастная психология. Учебник. Изд. 4. – М. : Педагогическое общество России, 2008.

3. Эльконин Д. Б. Детская психология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ред. -сост. Б. Д. Эльконин. – М. : Издательский центр «Академия», 2008.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов и родителей «Развитие графомотроных навыков у детей дошкольного возраста»Консультация для педагогов и родителей «Развитие графомотроных навыков у детей дошкольного возраста» Одним из основных показателей готовности дошкольника к дальнейшему обучению в школе является уровень развития мелкой моторики или хороший.

Консультация для педагогов «Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста» Консультация для педагогов РАЗВИТИЕ СЕНСОРНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ РАНЕГО ВОЗРАСТА. НАША ТЕМА : РАЗВИТИЕ СЕНСОРНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ РАНЕГО.

Консультация для педагогов «Формирование навыков общения у детей раннего возраста» «Общение детей раннего возраста в игре» Слайд 1 Жизнь каждого нормального человека буквально пронизана контактами с другими людьми. Потребность.

Консультация для педагогов «Развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста»Консультация для педагогов «Развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста» Консультация для педагогов: «Развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста» Сегодня всем хорошо известно,.

Консультация для педагогов «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста»Консультация для педагогов «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста» Консультация для педагогов «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста» Подготовил: воспитатель МКДОУ ДС №14 «Колокольчик» Г. А. Некрасова.

Консультация для родителей детей раннего возраста «Развитие речи детей раннего возраста» Безусловно, ранний возраст является значимым для речевого развития ребенка, потому как он обладает огромными возможностями для формирования.

Консультация для родителей «Развитие речи детей раннего возраста» Развитие речи детей в первые годы жизни имеет очень интенсивный характер. Ранний возраст – это уникальный период в жизни человека. Задача.

Консультация для родителей «Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста» С восприятия предметов и явлений окружающего мира появляется познание. Для того чтобы сенсорное развитие происходило полноценно, крайне.

Консультация для родителей «Упражнения на развитие мелкой моторики для детей раннего возраста»Консультация для родителей «Упражнения на развитие мелкой моторики для детей раннего возраста» Заданий и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики очень много, при желании, особенно, если подключить фантазию и воображение,.

Консультация для родителей «Восприятие мира у детей раннего возраста через сенсорное развитие»Консультация для родителей «Восприятие мира у детей раннего возраста через сенсорное развитие» Сенсорное развитие детей раннего возраста — это способ познакомить ребёнка с основными свойствами предмета. Почему лучше обучать детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Развитие самосознания детей раннего возраста при взаимодействии со специалистами ДОУ»
Опубликовано: 29 мая 2023 в 19:31
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД