Получи документы

Консультация для педагогов «Особенности восприятия детьми фольклорных произведений»

Марина Бочкова
Консультация для педагогов «Особенности восприятия детьми фольклорных произведений»

Известно, что восприятие ребёнка (зрительное, слуховое, осязательное, кинестезическое) обладаем существенными индивидуальными различиями. Образы восприятия накапливаются и составляют сенсорный опыт ребёнка, который, как известно, не является неподвижным. Образы, ранее сформировавшиеся, вступают во взаимодействие с вновь воспринимаемыми. На этой основе формируются представления детей. Решая задачу формирования у детей эстетического отношения к человеку, природе, искусству, мы должны помнить, что лишь на основе эстетического восприятия могут быть сформированы эстетические представления детей.

Публикация «Консультация для педагогов „Особенности восприятия детьми фольклорных произведений“» размещена в разделах

И фольклор с его яркой образностью, выразительностью создаёт для этого благодатную почву.

Например, если эстетическое восприятие предметов и явлений, изделий народных мастеров осуществляется педагогом с включением эстетических сценок, объяснением того, что делает предмет, изделие, созданное ребёнком, красивым (красиво вьётся стебелёк по боковой поверхности мисочки - хохломское изделие - а сверху и снизу стебелька расположены красные клубнички или гроздья рябины, изящные завитки и травка, тонкая и нежная, а затем предлагается детям охарактеризовать узор, то дети постепенно начинают понимать красоту окружающего и давать развёрнутую аргументированную эстетическую оценку предметов действительности, произведений искусства. Чтобы сформировать такую оценку, необходимо постоянно обращать внимание детей на красоту окружающих их предметов и явлений и особенно объектов природы, дающей богатый материал для. творческой фантазии и взрослому художнику, и ребёнку.

Другим психическим процессом, имеющим важное значение, является мышление. Характеризуя мышление ребёнка, психологи выделяют такие его стадии: наглядно-действенное, наглядно-образное и логическое мышление. Все эти стадии появляются уже на этапе дошкольного детства. Однако вступление мышления в новую стадию не означает изживания его предыдущей стадии. Мышление предыдущей стадии сохраняется у ребёнка и помогает в развитии мышления новой стадии. Следовательно, развитие логического мышления тесно связано и опирается на наглядно-образное мышление, основу которого составляют образы-представления, усваиваемые ребёнком в различных видах художественно-творческой деятельности, в которой образность отражения предметов и явлений - главное достоинство. Накопление образных представлений и развитие образного мышления имеет чрезвычайно важное значение не только для любой творческой деятельности ребёнка и человека вообще. Психологи подчёркивают, что недостаточный уровень развития образных представлений вызывает целый ряд трудностей при переходе ребёнка к школьному обучению и не только в начальной школе, но и в старших классах.

Вместе с тем отмечается, что для развития этого вида мышления большое значение имеют сами художественные деятельности, широко включаемые в педагогический процесс. Особенно важно использовать

в этих целях народное искусство, в котором в музыкальной, художественно-речевой, декоративно-прикладной форме запечатлены наглядные образы окружающих предметов и явлений в доступном для детского познания виде, что способствует развитию наглядно-образного мышления ребёнка.

Так, например, малыш, с которым взрослый играет с его пальчиками: «Пальчик-мальчик, где ты был?

С этим братцем в лес ходил,

С этим братцем щи варил,

С этим братцем кашу ел,

А с этим братцем песни пел»,

уже видит перед собой не пальчики, а образы братцев и называемые в игре их совместные действия.

Или, слушая и повторяя потешку:

«Пошёл Котя на Торжок,

Купил Котя пирожок.

Самому ли съесть

Или Оленьке отнесть?»

Дети представляют всю содержащуюся в ней картинку в образах, о чём свидетельствуют и детские рисунки на эту тему, в которых каждый по- своему изображает ситуацию, изложенную в потешке, по-своему.

Важным психическим процессом, без которого невозможно творчество и который также активно формируется средствами народного искусства, является воображение.

Воспринятые образы складываются в представления, накапливающийся и расширяющийся запас которых составляет базу для работы образного мышления и воображения. Однако воображение - не простая сумма представлений. Они изменяются, комбинируются в голове ребёнка, складываются в новые образы.

Накоплению представлений и развитию воображения способствует вся воспитательная работа с детьми, весь их жизненный опыт. Но особое значение имеют разнообразные детские игры, чтение произведений художественной литературы, рассказывание сказок, разучивание потешек, загадок, знакомство с изобразительным искусством классическим и народным. Для развития воображения целесообразно использовать и специальные упражнения: словесные описания неизвестных животных, придумывание других окончаний к сказкам, составление собственных рассказов, создание разнообразных изображений из одного набора форм и деталей, дорисовывание простой фигуры, например, круга или любого пятна, придавая ему черты того или иного предмета (солнцу - черешок, шарику - ниточку, колесу - спицы, сковороде - ручку и т. п.)

Особо следует остановиться на развитииэмоционального отношения к художественной деятельности как важнейшему фактору развития творчества и художественных способностей детей. Известно, что эмоционально­-положительное отношение необходимо для осуществления любой деятельности детей. Оно способствует удовлетворению потребности ребёнка. На наличие потребности ребёнка в активной деятельности указывали многие педагоги, называя ребёнка деятельностным существом. Предоставление детям возможности заниматься разнообразными художественными видами деятельности на основе народного искусства будет способствовать удовлетворению потребности ребёнка в деятельности, а следовательно, вызовет эмоционально-положительное отношение к этим видам деятельности.

Осуществление изобразительной, художественно-речевой, музыкальной деятельности на материале народного искусства будет способствовать удовлетворению и такой потребности, как интеллектуальная, познавательная потребность, потребность в приобретении новых знаний о мире. Известно, что для детей дошкольного возраста потребность в познании весьма значима. Дети познают образцы народных произведений, воплощённые в разных материалах, свойства различных материалов, виды искусств, в том числе и народное, обладающее большими потенциальными возможностями для развития интеллекта ребёнка. Ибо познание искусства строится на его восприятии, анализе, выделении основных характерных особенностей, сравнении, сопоставлении, выделении сходства и различий, уподоблении, обобщении. Дети знакомятся с особенностями народной музыки, различными видами народного декоративно-прикладного искусства, спецификой его образного строя, особенностями предметного и цветового решения каждого вида.

Познавая произведения народного искусства, дети усваивают мудрость народа, его духовное богатство, доброту, жизнелюбие, веру в справедливость, необходимость добросовестного труда, уважения к человеку, бережное отношение к природе.

Еще одна важная детская потребность - потребность в общении, определяемая коллективным характером народного искусства. Необходимо удовлетворить потребность детей в самоутверждении. Если у ребёнка хорошо получается исполнение народной песни, танца, если он может рассказать народную сказку, потешку, вспомнить к месту пословицу, создать узор по мотивам народной росписи, то он уверенно чувствует себя среди своих сверстников.

Говоря о ценности народного искусства в воспитании детей дошкольного и младшего школьного возраста, отмечается его терапевтический эффект. В силу своих художественных особенностей народное искусство близко детям, доступно их пониманию, воспроизведению в самостоятельной деятельности. А это способствует появлению чувства удовлетворения, радости, что создаёт эмоционально благоприятную обстановку для детей.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов и родителей «Возрастные особенности слуха и голоса детей 3–4 лет» (часть первая) Уважаемые коллеги, уважаемые родители. Сегодня я хочу рассказать вам, о возрастных особенностях слуха и голоса у детей 3- 4 лет. У детей.

Консультация для педагогов и родителей «Возрастные особенности слуха и голоса детей 3–4 лет» (часть вторая) Уважаемые родители, уважаемые коллеги. Сегодня я продолжаю вам рассказывать о возрастных особенностях слуха и голоса детей 3 - 4 лет. Одним.

Консультация для педагогов и родителей «Возрастные особенности слуха и голоса детей 4–5 лет» Консультация для педагогов и родителей «Возрастные особенности слуха и голоса детей 4-5 лет» (часть пятая) Уважаемые родители, уважаемые.

Консультация для педагогов и родителей «Возрастные особенности слуха и голоса детей 4–5 лет. Выразительность исполнения» Консультация для педагогов и родителей «Возрастные особенности слуха и голоса детей 4–5 лет» (часть шестая). Уважаемые родители, уважаемые.

Консультация для педагогов и родителей «Возрастные особенности слуха и голоса детей 4–5 лет» Консультация для педагогов и родителей «Возрастные особенности слуха и голоса детей 4-5 лет» (часть четвертая) Уважаемые родители, уважаемые.

Консультация для педагогов на тему «Особенности сказкотерапии с детьми. Основные приёмы работы со сказкой» Особенности сказкотерапии с детьми дошкольного возраста. Для групповой и индивидуальной работы может быть предложена любая сказка, которую.

Консультация для педагогов «Особенности и этапы устного выступления»Консультация для педагогов «Особенности и этапы устного выступления» Умение публично выступать достигается упорным трудом в сочетании с врожденными данными. Публичная речь- это средство достижения деловых.

Консультация для педагогов «Особенности искусства энкаустики для правополушарного развития мозга у взрослого и ребенка» Людмила Рыбакова Консультация для педагогов «Особенности искусства Энкаустики для правополушарного развития мозга у взрослого и ребенка».

Консультация для педагогов «Особенности организации воспитательно-образовательного процесса в разновозрастной группе»Консультация для педагогов «Особенности организации воспитательно-образовательного процесса в разновозрастной группе» Никому не секрет, что количество детей в сельских детских садах сильно отличается от городских садов. К большому сожалению, молодёжь уезжает.

Консультация для педагогов «Роль иллюстрации в понимании детьми литературных произведений» Слайд 1. Роль иллюстрации в понимании детьми литературных произведений Слайд 2. Актуальность: С детской книгой малыш встречается уже в первые.

Библиотека изображений:

Публикация Консультация для педагогов «Особенности восприятия детьми фольклорных произведений» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Марина Бочкова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Консультация для педагогов «Особенности восприятия детьми фольклорных произведений»
Опубликовано: 9 января 2023 в 08:48
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД