Папки-передвижки

Консультация для педагогов «Организация предметно-развивающей среды в группах по трудовому воспитанию»

Нечаева Ксения Андреевна
Консультация для педагогов «Организация предметно-развивающей среды в группах по трудовому воспитанию»

Труд в жизни каждого человека и в жизни общества имеет определяющее значение. От того, как человек относится к труду, как он умеет трудиться, во многом зависит его судьба

Трудовое воспитание входит в жизнь ребёнка с самого раннего возраста и осуществляется последовательно и систематично. Ставится задача постепенного развития у детей (с учётом возрастных возможностей и половых особенностей) интереса к труду взрослых, воспитания желания трудиться, навыков элементарной трудовой деятельности, трудолюбия.

Публикация «Консультация для педагогов „Организация предметно-развивающей среды в группах по трудовому воспитанию“» размещена в разделах

Раньше, согласно ФГОС дошкольного образования, содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» по организации трудовой деятельности должно было обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей.

Теперь Минпросвещения вместе со специалистами разработало Федеральную Образовательную программу дошкольного образования, которая вводит единые требования к объему, содержанию и результатам работы с детьми в детских садах. Так в ФОП дошкольного образования в области «Содержание образовательной деятельности в сфере трудового воспитания» прописаны конкретные задачи и содержание работы по формированию позитивных установок к различным видам труда и творчества у детей на каждый дошкольный возраст.

Так решение совокупных задач воспитания,в рамках образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлено на приобщение детей к ценностям «Родина», «Природа», «Семья», «Человек», «Жизнь», «Милосердие», «Добро», «Дружба», «Сотрудничество», «Труд». Это предполагает решение задач нескольких направлений воспитания, в том числе и трудового :

-поддержка трудового усилия, привычки к доступному дошкольнику напряжению физических, умственных и нравственных сил для решения трудовой задачи;

-формирование способности бережно и уважительно относиться к результатам своего труда и труда других людей.

В каждой группе определены виды и содержание трудовой деятельности детей, задачи, которые надо решать в процессе детского труда.

Цель трудового воспитания (по ФОП) – формирование ценностного отношения детей к труду, трудолюбию и приобщение ребенка к труду.

Ценность труд лежит в основе трудового направления воспитания.

Трудовое направление воспитания направлено на формирование и поддержки привычки к трудовому усилию, к доступному напряжению физических, умственных и нравственных сил для решения трудовой задачи; стремление приносить пользу людям. Повседневный труд постепенно приводит детей к осознанию нравственной стороны труда. Самостоятельность в выполнении трудовых поручений способствует формированию ответственности за свои действия.

Задачи:

3-4 года

-развивать интерес к труду взрослых в ДОО и в семье, формировать представления о конкретных видах хозяйственно-бытового труда, направленных на заботу о детях (мытье посуды, уборка помещений группы и участка и пр.) и трудовые навыки;

-воспитывать бережное отношение к предметам и игрушкам как результатам труда взрослых;

-приобщать детей к самообслуживанию (одевание, раздевание, умывание, развивать самостоятельность, уверенность, положительную самооценку.

4-5 лет

-формировать представления об отдельных профессиях взрослых на основе ознакомления с конкретными видами труда;

-воспитывать уважение и благодарность взрослым за их труд, заботу о детях;

-вовлекать в простейшие процессы хозяйственно-бытового труда;

-развивать самостоятельность и уверенность в самообслуживании, желании включаться в повседневные трудовые дела в ДОО и семье.

5-6 лет

-формировать представления о профессиях и трудовых процессах;

-воспитывать бережное отношение к труду взрослых, к результатам их труда;

-развивать самостоятельность и инициативу в трудовой деятельности по самообслуживанию, хозяйственно-бытовому, ручному труду и конструированию, труду в природе;

-знакомить детей с элементарными экономическими знаниями, формировать первоначальные представления о финансовой грамотности.

6-7 лет

-развивать ценностное отношение к труду взрослых;

-формировать представления о труде как ценности общества, о разнообразии и взаимосвязи видов труда и профессий;

-формировать элементы финансовой грамотности, осознания материальных возможностей родителей, ограниченности материальных ресурсов;

-развивать интерес и самостоятельность в разных видах доступного труда, умения включаться в реальные трудовые связи с взрослыми и сверстниками;

-поддерживать освоение умений сотрудничества в совместном труде;

- воспитывать ответственность, добросовестность, стремление к участию в труде взрослых, оказанию посильной помощи.

В ФОП центр трудового воспитания приобрел название :

Центр экспериментирования, организации наблюдения и труда, игровое оборудование, демонстрационные материалы и дидактические пособия которого способствуют реализации поисково-экспериментальной и трудовой деятельности детей в интеграции с содержанием образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Организуя трудовую деятельность, воспитатели должны обеспечить всестороннее развитие детей, помогать им, обрести уверенность в своих силах. Воспитатели должны стараться так организовывать труд детей, чтобы он активизировал их физические силы и умственную деятельность, чтобы он приносил радость, позволял ощущать себя значимыми и компетентными. Для достижения поставленных задач ФОП развивающая среда, должна отвечать следующим требованиям:

РППС должна обладать свойствами открытой системы и выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую функции. В процессе взросления ребенка все компоненты (игрушки, оборудование, мебель и прочие материалы) РППС необходимо менять, обновлять и пополнять.

Как следствие, среда должна быть :

– содержательно-насыщенной – включать средства обучения (в том числе технические, материалы (в том числе расходные, инвентарь, игровое, спортивное и оздоровительное оборудование, которые позволяют обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий детей, экспериментирование с материалами, доступными детям; двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях, эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением, возможность самовыражения детей;

– трансформируемой – обеспечивать возможность изменений РППС в зависимости от образовательной ситуации, в том числе меняющихся интересов и возможностей детей;

– полифункциональной – обеспечивать возможность разнообразного использования составляющих РППС (например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм, в том числе природных материалов окружающей среды) в разных видах детской активности;

– вариативной – обеспечивать наличие различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр., а также периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей;

– доступной – обеспечивать свободный доступ воспитанников (в том числе детей с ОВЗ) к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;

– безопасной – все элементы РППС должны соответствовать требованиям по обеспечению надежности и безопасность их использования, в том числе санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам и правилам пожарной безопасности.

Для обучения детей трудовым действиям необходима специальным образом выстроенная, пополняемая предметно-развивающая среда.

Какие требования предъявляются к организации предметно развивающей среды?

1. Разнообразие и доступность материалов для художественного ручного труда (бросовый, природный, художественный и др., их соответствие педагогическим и гигиеническим требованиям.

2. Разнообразие трудового инвентаря (для хозяйственно-бытового труда, труда в природе и на участке). Соответствие его возрастным особенностям детей.

3. Эстетика и привлекательность трудового оборудования, наличие формы для труда, эстетически оформленного рабочего места для трудовой деятельности и т. д.

4. Гигиенические условия для организации труда детей (приспособление орудий труда к физическим возможностям детей, регуляция освещения, проветривания, безопасность орудий труда)

5. Наличие пособий, стимулирующих детскую трудовую активность (модели обучения трудовым процессам, алгоритмы сервировки стола, технологические и пооперационные карты, памятки техники безопасности, выставки детских работ и др.)

6. Наличие условий для самостоятельной трудовой деятельности детей, дежурств (уголки дежурных, памятки для дежурных).

7. Наличие центров для различных видов труда (уголки ручного труда, столярная мастерская, кукольное ателье, уголок труда в природе и др.) с учётом ролевой дифференциации интересов детей.

8. Создание условий для организации труда детей за пределами группы (цветник, огород, зимний сад).

9. Постоянно обновляющаяся по мере ознакомления с трудовыми процессами игровая материальная среда (игрушки, предметы заместители, детская бытовая техника, игровые уголки и др.).

10. Привлечение детей к изготовлению моделей трудового процесса, моделей техники работы с различными орудиями труда, альбомов выкроек, чертежей и т. д.

11. Привлечение детей к изготовлению пособий для группы, атрибутов для сюжетно-ролевых игр, элементов украшения к празднику; к выполнению «заданий» сотрудников детского сада (пришивание пуговиц, выжигание рисунка на досках и т. д.)

Оснащение центра должно включать в себя:

В уголке для общественно-полезного труда должно быть :

- фартуки для детей тканевые и клеенчатые;

- клеенка большая на стол;

- тазик для протирания пыли и мытья игрушек;

- тряпочки для протирания пыли на подгруппу;

- веревка и прицепки для развешивания кукольного белья;

- модель последовательности стирки белья;

- модель последовательности работы в группе (хозяйственно-бытовой труд);

-модель трудового процесса : 5 этапов: планирование (что, последовательность (с чего начинаем и чем заканчиваем, способы (как, методы и средства (чем, результат (что получится).

Главный, наиболее яркий и привлекающий внимание компонент уголка общественно-полезного труда - это центр дежурства - стенды, на котором будет размещаться информация о дежурных.

Для дежурства по столовой необходимо иметь такое оборудование:

-щётку для сметания крошек со стола, длиной вместе с ручкой около 25–30 см. Ручка должна быть не более 3 см в диаметре, удобной для детской руки.

-совок для крошек, размером около 15 на 15 см, длиной ручки до 12 см. Совок и щётка для столов хранятся в подвешенном состоянии на крючках, на пол не ставятся ни в коем случае.

-щётку половую для подметания с длиной ручки до 110 см и сечением до 3 см.

-совок для мусора на длинной или короткой ручке. Эти инструменты хранятся рядом с уголком, но не в близости от одежды дежурных

Одежда дежурных по столовой состоит из фартучков и головные уборов.

Для труда в уголке природы должны быть непромокаемые фартуки и, по возможности, нарукавники. Для ухода за растениями необходим соответствующий инвентарь:

-лейки;

-тазики для мытья растений;

-палочки для рыхления почвы;

-губки для протирания листьев.

-паспорт комнатного растения; последовательности ухода за растением, особенности ухода за светолюбивыми, влаголюбивыми, теневыносливыми растениями;

-модель посадки огорода на окне;

-дневники наблюдений

-модель последовательности перевалки и пересадки растения;

-модель черенкования растения.

В трудовом уголке так же должны быть схемы и пошаговые изображения выполнения действий, картинки правильно выполненных действий.

Для уголка финансовой грамотности необходимо следующее:

-наглядный материал, обучающие карточки, настольные игры, например, («Конфетки и монетки», «Математическое лото, «Супермаркет»).

-атрибуты для сюжетно -ролевых игр. Разные купюры денег и монеты. Плакаты и наборы дидактических наглядных материалов для финансовой грамотности дошкольников.

-банковские карты, сберегательные книжки, буклеты, рекламные брошюры, счеты, копилки, калькуляторы, кассовый аппарат.

-альбомы с различными видами денег, альбомы по истории денег.

-дидактические игры «Что нужно человеку для жизни?", "Какой товар лишний?" "Где что купить?"

Так же целесообразно разработать дидактические игры, пособия для решения задач по самообслуживанию, особенно в раннем и младшем возрасте, где этому уделяется большее внимание.

Так же для обогащения РППС и в целях формирования представления о труде взрослых, о разнообразии профессий, современной технике, машинах и механизмах, применяемых человеком в трудовой деятельности, их роли необходимо разрабатывать и применять тематические альбомы, лепбуки, презентации для детей, дидактические игры, проекты.

Благодаря использованию этих пособий, закладывается базовая основа трудовых умений детей, формируемая именно в старшем дошкольном возрасте. В дальнейшем эти сформированные навыки и умения лишь совершенствуются.

Публикации по теме:

Организация предметно-развивающей среды в группах раннего возраста по ФГОС и Сан ПиН Важной частью предметно-пространственной среды в помещении группы является книжный уголок. Этот тематический «центр книг» осуществляет роль.

Организация предметно-развивающей среды ДОУ по ИЗО деятельностиОрганизация предметно-развивающей среды ДОУ по ИЗО деятельности «Организация предметно-развивающей среды ДОУ по изо деятельности Актуальность Период от рождения до поступления в школу является возрастом.

Консультация для воспитателей «Организация предметно-развивающей среды для формирования безопасного поведения на дороге»Консультация для воспитателей «Организация предметно-развивающей среды для формирования безопасного поведения на дороге» Консультация для воспитателей «Организация предметно-развивающей среды для формирования безопасного поведения на дороге у детей дошкольного.

Консультация для воспитателей «Организация предметно-развивающей среды для развития речи детей раннего возраста»Консультация для воспитателей «Организация предметно-развивающей среды для развития речи детей раннего возраста» «Организация предметно-развивающей среды для развития речи детей раннего возраста» - консультация для педагогов дошкольного образования.

Организация предметно-развивающей среды в соответствии с ФГОСОрганизация предметно-развивающей среды в соответствии с ФГОС С началом учебного года, перед каждым педагогом встает очередная задача – что нового и креативного придумать при оформлении и наполнении.

Организация предметно-развивающей среды группы ДОУ по правовому воспитаниюОрганизация предметно-развивающей среды группы ДОУ по правовому воспитанию «Дети мира невинны, уязвимы и независимы» констатирует Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей. Сегодняшние.

Организация пространственной предметно-развивающей средыОрганизация пространственной предметно-развивающей среды Предлагаю Вашему вниманию фотографии нашей группы. 1 фото. УГОЛОК ПРИРОДЫ с комнатными цветами, за которыми мы с детьми ухаживаем. Здесь.

Организация развивающей предметно-пространственной развивающей среды ДОУОрганизация развивающей предметно-пространственной развивающей среды ДОУ Отношение государства в этом вопросе отражено в Законе Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ [3] и вступившим.

Библиотека изображений:

Публикация Консультация для педагогов «Организация предметно-развивающей среды в группах по трудовому воспитанию» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Нечаева Ксения Андреевна на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Консультация для педагогов «Организация предметно-развивающей среды в группах по трудовому воспитанию»
Опубликовано: 25 октября 2023 в 11:30
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД