Папки-передвижки

Консультация для педагогов и родителей «Возрастная и ситуативная агрессия у детей»

Иванова Людмила Викторовна
Консультация для педагогов и родителей «Возрастная и ситуативная агрессия у детей»

Консультация для педагогов и родителей

«Возрастная и ситуативная агрессия у детей»

Агрессия (от латинского «agressio» — нападение, приступ) – это физическое или вербальное (словесное) поведение, направленное на причинение вреда кому-либо или чему-либо. ребенка должно зависеть от его возраста и от конкретной ситуации.

Публикация «Консультация для педагогов и родителей „Возрастная и ситуативная агрессия у детей“» размещена в разделах

проявления агрессии у детей?

1. Злость и возмущение, которые выражаютсяв отчаянном плаче младенца, причина которых проста: не удовлетворены физиологические потребности ребенка. Агрессивная реакция в этом случае - это реакция борьбы за выживание.

2. Вспышка ярости и физическое нападение на сверстника, конфликты из-за обладания игрушками у малыша 1,2-5 лет.

3. Если родители в этом возрасте относятся нетерпимо к поведению ребенка, то в результате могут сформироваться символические формы агрессивности : нытье; непослушание, упрямство и др.

4. Крик, плач, кусание, топанье ногами у ребенка 3-х лет могут быть связаны с ограничением его «исследовательского инстинкта», с конфликтом между ненасытной любознательностью и родительским «нельзя».

5. Драчливость у мальчика, плач, визгу девочек дошкольного возраста. Мальчики в этом возрасте проявляют больше агрессивных тенденций, чем девочки, так как последние боятся их проявления из-за страха наказания, в то время как к агрессии мальчиков окружение относится более благосклонно и терпимо.

6. В младшем школьном возрасте наиболее часты акты физического нападения у мальчиков и более «социализированные» формы агрессии у девочек : оскорбление, дразнилки, соперничество.

7. У подростков-мальчиков продолжает доминировать физическая агрессия (нападения, драки, а у девочек - негативизм и вербальная агрессия (сплетни, критика, угрозы, ругань).

Возрастная агрессия

От года восьми месяцев до трех лет

Проявления агрессивности у детей старше года и восьми месяцев (колебания плюс-минус полгода, связанные с желанием делать все самостоятельно: ходить, одеваться, кушать, выбирать одежду и блюда по своему вкусу, - распространенное и совершенно нормальное явление. В этот период у ребенка могут возникать вспышки агрессивности от сознания собственного бессилия или неумения сделать то, что ему хочется. Но разве мы сами не злимся, когда нам что-нибудь не удается, или дела идут не так, как хотелось бы? Поэтому успокоить ребенка можно, поняв причину, спровоцировавшую агрессивность, и по возможности, устранив ее.

Трехлетнему Антону С. бабушка подарила красивые ботинки со шнуровкой. В первый же день, когда он собрался пойти в них гулять, разыгралась драма. Антон пришел в ярость оттого, что не смог завязать шнурки, отшвырнул от себя ботинки, заревел и застучал кулачками по полу. Отец оценил ситуацию и спокойно сказал : "Антоша, давай мы с тобой сегодня после садика сходим в магазин и купим кроссовки или ботинки на липучках. Ты ведь липучки умеешь застегивать?" - "Да", - выдохнул Антон, успокаиваясь. "Ну, вот и отлично! А теперь давай я завяжу тебе шнурки. И не сердись на эти ботинки, они не плохие и не вредные. Просто в три года никто не умеет завязывать шнурки". - "И ты не умел?" - "Конечно. Мне шнурки бабушка завязывала. Или мама. До тех пор, пока мне не исполнилось шесть. В шесть лет я сам научился их завязывать. И ты научишься. Может быть, даже и раньше шести".

Антон успокоился. Ребенок убедился, что все нормально. Никто не стыдил и не ругал его. Более того, папа прекрасно понял, почему он рассердился. И в дальнейшем Антон спокойно просил взрослых завязать себе шнурки. Лучшее, что могут сделать мудрые и любящие родители в это время, - терпеливо помочь малышу стать самостоятельным. Для этого вам придется вставать как минимум на полчаса раньше перед походом в ясли или сад, чтобы маленький человечек имел возможность (и время) самостоятельно выбрать себе костюм и одеться, милостиво разрешив родителю помочь справиться с такими непокорными деталями туалета, как молнии, пуговицы и шнурки.

От трех до четырех лет

Даже те, кто знаком с психологией весьма поверхностно, наверняка слышали о так называемом "кризисе трех лет". Это период осознания своей обособленности, непохожести и неповторимости, когда ребенок стремится защитить и отстоять свое собственное "Я". В этом возрасте дети с удовольствием остаются одни дома, обижаются и оскорбляются, когда родители посягают на неприкосновенность их игровых уголков или комнат. В возрасте от трех до четырех лет взрослые часто сталкиваются с проявлениями "не мотивируемой" с родительской точки зрения, агрессивности, которые можно считать нормой.

Агрессивное поведение в этом возрасте часто является выражением протеста, когда ребенка что-то не устраивает, и он хочет это изменить, но пока не знает как. Злость ребенка чаще всего порождается бессилием. И эта реакция предпочтительнее слезливых жалоб или пассивной покорности судьбе. Если бы в человеке не было необходимой ему доли агрессивности, то не было бы в нем и инициативы, и воли к победе, и готовности к борьбе. Такой человек каждое препятствие воспринимал бы как непреодолимую преграду и предпочел бы в конечном итоге уйти из действительности в мир иллюзий, виртуальную реальность. Тем более, что форм ухода от действительности существует множество: это и "зависание" в Интернете, и "привыкание" к телевизору, не говоря уже об алкоголизме и наркомании. Вряд ли кто-то из родителей мечтает о таком будущем для своих детей.

Ситуативная агрессия

Любой человек, независимо от возраста, имеет право на здоровую, ситуативную агрессию, которая возникает в силу определенных жизненных обстоятельств. Рассмотрим несколько примеров.

Самозащита без оружия.

В старшей группе детского сада появился новый мальчик Ваня. Он сразу же начал приставать к другим детям. Однажды он выбрал наиболее спокойного мальчика и ударил его. Ребенок, не привыкший к такому поведению, заплакал от боли и сказал: "Драться нельзя!", и получил в ответ новый удар. Тогда тихий, спокойный Антоша на минутку "забыл", что драться плохо, и от души залепил вредному Ване кулаком в глаз. Спрашивается: а не мог ли он обойтись без физической агрессии? Конечно, нет! В данном случае действия Антона были совершенно нормальным проявлением самозащиты. Ведь он убедился в том, что слов Ваня не понимает.

Даем отпор агрессору

Все мы противники драки, но если вы пойдете поздним вечером по улице и увидите, что хулиганы избивают прохожего, вряд ли вы осудите атлетического вида мужчину, который вмешается и обратит хулиганов в бегство, расквасив одному из них нос.

Другой великолепный пример здоровой, нормальной агрессивности продемонстрирован в мультфильме про кота Леопольда. Миролюбивый кот предлагает постоянно досаждающим ему мышам "жить дружно". Но мыши продолжают вредить. Совершенно отчаявшийся кот принимает чудесное лекарство под названием "озверин", и наконец-то дает достойный отпор хулиганам. Мыши, которые раньше абсолютно не внимали добрым, спокойным словам, дают обещание впредь и навсегда "жить дружно". Вывод - бороться с агрессором нужно и можно.

Как предотвратить разрушительное проявление агрессивности у ребенка?

• Лучший способ избежать чрезмерной агрессивности в ребенке - проявлять к нему любовь.

Родители должны постараться понять причины агрессивного поведения ребенка и устранить их.

• Давайте ребенку возможность выплескивать свою энергию - пусть он порезвится один или с приятелем; не давайте сверхреактивному ребенку сидеть без дела – пусть его энергия расходуется в «мирных» целях (спорт, научные кружки, «мастерилки» ит. п.).

• Исключите просмотр фильмов и телепередач со сценами насилия и жестокости.

• Помогите ребенку найти друзей, научите его общаться с ровесниками - в совместных занятиях дети быстрее усвоят нормы общепринятого поведения.

• Не прибегайте к физическим наказаниям!

Показывайте ребенку личный пример эффективного доброже-лательного поведения: не допускайте при нем вспышек гнева и ярости, оскорблений, разговоров о мести обидчикам и т. п.

Публикации по теме:

Капризы детей и как с ними справиться. Консультация для педагогов и родителей Многие педагоги часто сталкиваются в своей работе с капризами детей. Это стало своего рода «бичем» XXI века. Некоторые мамочки считают это.

Консультация для педагогов и родителей «Роль прогулок для здоровья детей»Консультация для педагогов и родителей «Роль прогулок для здоровья детей» Прогулка - это лучшее средство профилактики рахита у детей. Организм насыщается ультрафиолетом, который отвечает за выработку витамина.

Консультация для педагогов и родителей «В чём польза публичных выступлений детей» Сцена – отличное решение для вашего ребёнка. Она может сыграть огромную роль не только в развитии лидерских качеств, но и в становлении.

Консультация для педагогов и родителей «Возрастные особенности слуха и голоса детей 4–5 лет» Консультация для педагогов и родителей «Возрастные особенности слуха и голоса детей 4-5 лет» (часть пятая) Уважаемые родители, уважаемые.

Консультация для педагогов и родителей «Возрастные особенности слуха и голоса детей 4–5 лет» Консультация для педагогов и родителей «Возрастные особенности слуха и голоса детей 4-5 лет» (часть четвертая) Уважаемые родители, уважаемые.

Консультация для родителей «Детская агрессия» Консультация для родителей Воспитатель Котлярова Татьяна Павловна «Детская агрессия». Если ваш ребенок стал вдруг драчливым, угрожает,.

Консультация для родителей и педагогов «Игры-упражнения для развития воображения детей с ОВЗ»Консультация для родителей и педагогов «Игры-упражнения для развития воображения детей с ОВЗ» 1. Некукольный театр. Соберите коробку разнородных предметов домашнего обихода – дуршлаг, коробку из-под обуви, бумажные стаканчики, фонарик,.

Консультация для родителей и педагогов «Лесная красавица в творчестве детей 5–7 лет»Консультация для родителей и педагогов «Лесная красавица в творчестве детей 5–7 лет» Впереди нас ждут долгие рождественские каникулы. Важно во время них не забывать о наших детях и как можно больше времени уделять им. Поэтому.

Консультация для родителей и педагогов «Надо ли ограждать детей от негатива в интернете» Чем выше "обезличенность" человека- тем активнее он совершает что-то неправомерное. "Обезличенность", сопровождаемая безнаказанностью, приводит.

Консультация для воспитателей «Детская агрессия» Консультация для воспитателей "Детская агрессия" В последнее время довольно часто приходится иметь дело с детской агрессией. Создается впечатление,.

Библиотека изображений:

Публикация Консультация для педагогов и родителей «Возрастная и ситуативная агрессия у детей» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Иванова Людмила Викторовна на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Консультация для педагогов и родителей «Возрастная и ситуативная агрессия у детей»
Опубликовано: 1 ноября 2022 в 18:15
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД