Получи документы

Конспект занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОНР на тему «Звук [Щ], буква Щ»

Васильева Валерия
Конспект занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОНР на тему «Звук [Щ], буква Щ»

Конспект занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОНР.

Тема: Звук Щ, буква Щ.

Автор-разработчик: учитель-логопед: Васильева Валерия Викторовна

ГБДОУ детского сада №17 комбинированного вида Приморского района Санкт-Петербурга.

Возрастная адресованность: старшая группа компенсирующей направленности.

Длительность мероприятия: 25 минут.

Публикация «Конспект занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОНР на тему „Звук [Щ], буква Щ“» размещена в разделах

Цель: автоматизация звука Щ в слогах, словах, знакомство с буквой Щ.

Педагогический замысел:

- Коррекционно-образовательные задачи:

• формирование навыка характеристики звука по акустическим и артикуляционным признакам;

• закрепление образа буквы Щ;

- Коррекционно-развивающие задачи:

• развитие артикуляционной моторики, формирование речевого дыхания;

• развитие фонематического восприятия;

• формирование навыков звукового анализа и синтеза;

• формирование связной речи

• развитие основных психических процессов: слухового внимания, слухоречевой памяти, мышления;

• развитие навыков письма, развитие мелкой и общей моторики;

- Коррекционно-воспитательные задачи:

• воспитание коммуникативности, успешности в общении.

Предварительная работа: подборка предметов, имеющих в названии звук Щ, подборка дополнительного печатного материала, для дальнейшей совместной и индивидуальной деятельности детей, направленной на закрепление темы (буквенные лабиринты, раскраски на звук Щ, и т. д.).

Материалы.

Демонстрационный материал: магнитно-маркерная доска, изображения буквы Щ, зашумленные картинки, предметная картинка щука, мяч

Раздаточный материал: зеркала, звуковые планшеты и наборы «магнитных смайлов», для выкладывания звукобуквенной схемы слова, листы с печатными заданиями по букве Щ (Крупенчук О. И. «Учим буквы. Для детей 5-6 лет»).

Примерный ход занятия:

1. Организационный момент.

Артикуляционная и дыхательная гимнастики.

Проснулся Гоша утром. Увидел, что солнышко светит на улице. Давайте нарисуем солнышко правой рукой, левой рукой. Тепло улыбнемся друг другу. Гоша вздохнул и почувствовал, что мама варит гречневую кашу. Покажите, как каша кипит. Дыхательное упражнение «Каша варится». Вдох – на выдохе – ПЫХ-Х-Х! Еще раз. Мама мешает кашу ложкой правой рукой, а левой поправляет крышку. Поменяли руки. Поел Гоша кашу, выпил молоко из чашки. Артикуляционное упражнение «Чашка». Он вышел на улицу и подошел к забору. Артикуляционное упражнение «Забор». Мама распахнула окно и разрешила ему погулять. Артикуляционное упражнение «Окно». Гоша поехал кататься на велосипеде Дыхательное и кизениологическое упражнение «Велосипед». (Руки имитируют кручение педалей попеременно.) Вдох – на выдохе –Щ-Щ-Щ! Проехал по мосту Дыхательное упражнение «Мост». Семафор замигал и опустил шлагбаум. Дыхательное упражнение. Вдох – на выдохе – Щ-Щ-Щух! Гоша остановился. Вдалеке по озеру плыл парусник. Артикуляционное упражнение «Парус». По лугу скакали лошади. Артикуляционное упражнение «Лошадка». Гоша поехал домой и услышал, как папа что-то чинит и стучит молотком. Артикуляционное упражнение «Молоток». Все были заняты делом. Гоша отправился читать, а мы с вами идем знакомиться с новым звуком.

2. Сообщение темы

Выделение звука «Щ» из скороговорки:

Логопед: Я прочитаю скороговорку, а вы внимательно прислушайтесь: «Какой звук повторяется чаще других?»

Логопед: «Два щенка щека к щеке щиплют щётку в уголке». Давайте повторим ее вместе.

Дети: Чаще других повторяется звук Щ.

3. Анализ артикуляции звука [Щ].

- Сегодня мы познакомимся со звуком Щ. Произнесите звук Щ. Объясните, как наш артикуляционный аппарат произносит этот звук.

Дети: Губы и зубы в форме оскала, язык как чашечка, между зубами щель.

Логопед: Правильно. Губы округлые и вытянуты вперед. Между зубами небольшое расстояние. Широкий кончик языка и края подняты за верхние зубы и образует щель. Воздушная струя воздуха выходит не свободно. Голос не работает.

- Дайте характеристику звуку Щ.

Дети: Звук Щ - согласный, мягкий, глухой.

4. Упражнение в произношении звука [Щ].

а) Произношение изолированного звука [Щ].

Дети имитируют движения щеток и произносят звук [Щ].

Логопед: Трещит щетка, как трещотка: щ-щ-щ. Произнесем вместе: щ-щ-щ.

б) Произношение звука «Щ» в слогах.

Игра с мячом «Поймай-скажи»

Логопед: Я буду «кидать» звуки, вы мне «возвращать» слоги:

щ, а – (ща)

щ, у – (щу)

щ, о – (що)

щ, и – (щи)

о, щ – (ощ)

ы, щ – (ыщ)

5. Игра «Услышь и назови».

Логопед: Ребята, предлагаю вам расположиться на ковре так, чтобы вы могли внимательно слушать сказку. Услышьте и запомните слова, со звуком Щ, которые встретятся вам в сказке. После, вы должны их назвать.

Верное средство

Разболелся у Щенка зуб, всю Щеку раздуло. Ходит Щенок по двору, скулит, а друзья ему разные советы дают.

- Я знаю верное средство,- Щебечет Щегол. - Надо положить Щенка на Щебень кверху лапами и Щекотать.

- Глупости!- прервал его мышонок Мыша. - Надо взять шестнадцать Щетинок и Щепотку соли. Все это смешать и съесть.

- Это верное средство помогает только мышам, а Щенку нужно вот что. Поймать Щуку, открыть рот, и пускай Щука схватит его за больной зуб, как Щипцами и выдернет.

- Зубы нужно чистить!- не выдержал ежик – Зубной Щеткой. Вот это самое верное средство! (Г. Юдин)

Какие слова со звуком Щ вы услышали и запомнили?

Дети: Щенок, щека, щебечет, щегол, щебень, щекотать, щетинки, щепотка, щука, щипцы.)

Все слова вам известны и понятны?

Щетина – это жесткий волосяной покров у некоторых животных, например кабана или свиньи.

Щепотка – это количество порошка или соли, которое поместится между сложенными тремя пальцами.

6. Игра «Зашифруй слово».

Составление звуковой схемы слова.

Логопед: Ребята, отгадайте загадку.

«Хвостиком виляет, зубаста, а не лает» (Щука)

Логопед: Садитесь за столы и самостоятельно составьте звуковую схему слова «щука».

Логопед: Сколько звуков в слове Щука?

Дети: В слове Щука - четыре звука.

Логопед: Назовите первый, дайте ему характеристику

Дети: Щ – согласный, мягкий, глухой

Логопед: Назовите второй, дайте ему характеристику

Дети: У - гласный, ударный

Логопед: Назовите третий, дайте ему характеристику

Дети: К - согласный, твердый, глухой

Логопед: Назовите четвертый, дайте ему характеристику

Дети: А – гласный, безударный

Логопед: Сколько согласных звуков?

Логопед: Сколько гласных?

Логопед: Сколько слогов в слове «щука»? Два слога

Логопед: Почему?

Дети: Потому что в слове Щука два гласных звука: у, а

7. Буква Щ

Логопед: Ребята, напомните мне, в чем отличие звука от буквы?

Дети: Звук мы говорим и слышим, а букву пишем и читаем.

Звук Щ обозначается буквой Щ (выставить букву) Что вам напоминает эта буква?

На расчёску Щ похожа.

Три зубца всего? Ну, что же?

8. Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Логопед: Давайте вместе проговорим короткий стишок, который поможет вам запомнить, как выглядит буква Щ, и одновременно потренируем пальчики.

Этой щеткой чищу зубы

Этой щёткой башмаки,

Этой щёткой чищу брюки,

Все три щётки мне нужны.

9. Демонстрация задания на печатном листе.

Логопед: Ребята, нам осталось с вами выполнить печатное задание. Вы можете выбрать цвет, которым будете раскрашивать букву Щ. Для этого, вспомните характеристику звука Щ. Ответьте, какой это звук?

Дети: Щ – это согласный звук, он всегда мягкий. Мы закрасим букву Щ зеленым цветом.

Логопед: Какие предметы, изображенные на картинках начинаются со звука Щ? Проведите к ним линию от буквы Щ.

Дети: Щенок, Щетка, Щит, Щука

9. Рефлексия.

Логопед: Какой звук мы сегодня искали в словах? Назовите мне любой слог со звуком Щ. Какое слово со звуком Щ вы запомнили из сказки? Каким цветом мы закрашивали букву Щ? Кто из ребят сегодня отвечал правильно и красиво? Чьи ответы вам были интересны?

Вы сегодня очень старались, и мне было с вами интересно! Наше занятие закончено.

Предполагаемый результат:

• во время занятия развивали умение детей охарактеризовать звук Щ по акустическим и артикуляционным признакам;

• формировали образ буквы Щ;

• развивали артикуляционную моторику и формировали речевое дыхание;

• развивали фонематическое восприятие: дети выделяли слова, в которых присутствует звук Щ, среди других слов, определяли место звука в слове;

• формировали навык звукового анализа и синтеза: дети определяли последовательность звуков в слове (состоящем из 4-х звуков) и давали им характеристику;

• формировали связную речь: дети формулировали фразы и старались отвечать полным предложением.

• развивали основные психические процессы: слуховое внимание, слухоречевая память, мышление: дети выделяли нужные слова из текста, воспроизводили их через определенное время.

• развивали навыки письма, развивали мелкую и общую моторику: дети раскрашивали буквы, соблюдая границы, соединяли точки и выполняли штриховку.

• воспитывали умение слушать ответы друг друга, дети старались не перебивать отвечающего, дополнять информацию, поддерживать и положительно оценивать ответы сверстников.

Дальнейшая работа: формирование навыка звукового анализа и синтеза в словах, состоящих из 5 и 6 звуков со стечением; обогащение лексического запаса и развитие связной речи; развитие навыков чтения слогов и слов.

Публикации по теме:

Конспект занятия «Путешествие на остров О. Звук [О] и буква «О» в старшей группеКонспект занятия «Путешествие на остров О. Звук [О] и буква «О» в старшей группе Цель: -Учить находить гласный звук[ О] в общем потоке звуков; -Познакомить с буквой О. -Совершенствовать умения в использовании местоимений.

Отчет об ООД по математике в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР на тему «Игрушки»Отчет об ООД по математике в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР на тему «Игрушки» Фотоотчет ООД по математике в старшей группе, компенсирующей направленности для детей с ТНР. Тема: "Игрушки" (по Н. В. Нищевой) Цель: способствование.

Конспект открытого занятия в группе компенсирующей направленности для детей старшей группы «Моя семья» Открытая НОД на тему: «Моя семья» (старший дошкольный возраст) Цель: Формировать представление детей о семье, как о людях, которые живут.

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звук и буква А»Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звук и буква А» Конспект по обучению грамоте в старшей группе «Звук [А] и буква А» Цель: Познакомить детей со звуком и буквой А Задачи: 1. Познакомить детей.

Конспект занятия по ФЦКМ в подготовительной группе компенсирующей направленности на тему «День Победы» ОО «Познавательное развитие» ФЦКМ в подготовительной группе компенсирующей направленности на тему: «День Победы» Подготовила и провела:.

Конспект занятия по формированию звукопроизношения в старшей группе компенсирующей направленности «Звук [ч]» Конспект занятия по звукопроизношению в старшей группе компенсирующей направленности. Звук [Ч] Цели: Коррекционно-образовательные: закрепить.

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе детей с нарушением зрения «Звук [М] и буква М»Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе детей с нарушением зрения «Звук [М] и буква М» Задачи. 1. Закрепить правильное произношение звука «М»; развивать фонематический слух: учить выделять звук из ряда звуков и в начале слове;.

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звук [Ц] и буква Ц»Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звук [Ц] и буква Ц» Цель: -Уточнить артикуляцию звука Ц. -Познакомить с буквой Ц; -Учить проводить анализ простого предложения, использовать интонацию обращения.

Конспект занятия по звуковой культуре речи в старшей группе «Звук [Ш], буква «Ш»Конспект занятия по звуковой культуре речи в старшей группе «Звук [Ш], буква «Ш» Конспект занятия по звуковой культуре речи в старшей группе звук [ш], буква Ш. Цель: знакомство со звуком и буквой Ш. Образовательные.

Конспект занятия в старшей группе компенсирующей направленности «Знакомство с язычком и его домиком»Конспект занятия в старшей группе компенсирующей направленности «Знакомство с язычком и его домиком» Тема занятия: «Знакомство с язычком и его домиком» Группа компенсирующей направленности детей 5-6 лет Цель: Сформировать у детей представление.

Библиотека изображений:

Публикация Конспект занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОНР на тему «Звук [Щ], буква Щ» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Васильева Валерия на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Конспект занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОНР на тему «Звук [Щ], буква Щ»
Опубликовано: 23 апреля 2023 в 21:49
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД