МААМ-картинки

Конспект занятия по развитию речи в младшей группе «В гости к бабушке Авдотье»

Батраева Гулия
Конспект занятия по развитию речи в младшей группе «В гости к бабушке Авдотье»

Цель: Познакомить детей с устным народным творчеством: загадками.

Задачи:

• Познакомить с жанром загадки,

• Формировать умение отгадывать загадки, построенные на описании и сравнении.

• Придумывать небольшие загадки;

• Познакомить с жанром скороговорки, его назначением;

• Формировать умение чётко произносить скороговорки;

• Объяснить назначение и особенности колыбельных.

• Воспитывать любовь к устному народному творчеству.

Материалы: коробка с игрушками (лиса, заяц, белка, мышка, кукла Таня, карточки с изображением медведя, ежа, сушек, шишки, шапки.

Публикация «Конспект занятия по развитию речи в младшей группе „В гости к бабушке Авдотье“» размещена в разделах

Ход занятия:

Воспитатель: - Ребята, тема нашего занятия сегодня звучит так : «Малые фольклорные формы». Очень сложное название, давайте все вместе дружно повторим: «Малые фольклорные формы». Все вы спросите: «А что это?» Это – частушки, потешки, прибаутки, пословицы, загадки, колыбельные, небылицы, скороговорки (дать детям возможность самим продолжить ряд). И относятся они к народному творчеству. А почему оно народное? (Потому, что их народ сочиняет).

- Сегодня мы с вами поедем в гости к бабушке Авдотье в деревню. А поедем мы на лошадках. Встаньте за мной. (Дети выстраиваются за воспитателем) «Уселись» поудобнее, вот мы и готовы отправиться в путь. Пока скачем по дорожке – цокаем язычком и произносим слова:

По дорожке ровной, гладкой,

Скачут быстрые лошадки:

Чок, чок, чок, чок –

Скачет резвый табунок.

- Вот и деревня, а вот и домик бабушки, постучимся к ней. (Дети стучат в домик, выходит бабушка)

Бабушка Авдотья : - Здравствуйте, детишки! Уж как я рада вас видеть. Спасибо, что вы ко мне зашли, я очень люблю гостей. Проходите, да на житье-бытье мое поглядите. (Приглашает детей в избу, предлагает присесть на стульчики)

- А чтобы вы не скучали, я потешу вас потешками. Знаете ли вы, что такое потешки?

Дети: - Это веселые стишки.

Бабушка : - Да. Можно и так сказать. Раньше, в старину, у нас в России мамы, бабушки пели для своих деток или внучков веселые песенки – потешки. Тогда, когда умывали, купали их, причесывали, или когда ребенок делал первые шаги, или просто лаская. В русских народных потешках используются нежные слова, красивые выражения. И говорятся они или поются ласковым голосом. Давайте расскажем потешки.

Бабушка берет куклу, гладит ее по голове и ласково приговаривает:

- Ах ты, моя девочка,

Золотая белочка,

Сладкая конфеточка,

Сиреневая веточка.

- Понравилась вам потешка? Какие ласковые слова вы заметили? (Ответы детей)

- Ой, ты, мой сыночек,

Пшеничный колосочек,

Лазоревый цветочек,

Сиреневый кусточек.

- Какие еще потешки вы знаете?

Расти, коса, до пояса, «Водичка, водичка,

Не вырони ни волоса. Умой мое личико,

Расти, косонька, до пят - Чтобы глазоньки блестели,

Все волосоньки в ряд. Чтобы щечки краснели,

Расти, коса, не путайся - Чтоб смеялся роток,

Маму, дочка, слушайся. Чтоб кусался зубок.

Бабушка : - Ребята, а вы любите играть? Дети: - Да, любим.

Бабушка : - Вот и раньше дети любили, когда с ними играли. С маленькими детками, которые еще не умели ходить, играли так:

Берет на колени куклу, приговаривает слова потешки и выполняет соответствующие движения:

Поехали, поехали

В лес за орехами.

По ровненькой дорожке,

По кочкам, по кочкам,

В ямку … Бух!

Из ямки … Ух!

- А еще вот так играли… играйте вместе со мной ( Приговаривает слова потешки и выполняет соответствующие движения-:

– Сорока- сорока! Где была?

– Далеко!

– Что делала?

– Кашу варила, деток кормила.

Этому дала (показывает на большой палец,

Этому дала (показывает на указательный палец,

Этому дала (показывает на средний палец,

Этому дала (показывает на четвертый палец,

А этому не дала (указывает на мизинец)

–Ты дров не носил, ты печку не топил!

– Ладушки, ладушки!

– Где были?

– У бабушки.

– Чего ели?

– Кашку.

– Пили простоквашку!

Кашка сладенька,

Бабушка добренька,

Попили, поели,

Домой полетели,

На голову сели,

Ладушки запели!

Понравились вам эти игры? В такие игры можно играть с куклами, они же ваши дочки.

Бабушка : - Ребята, у меня для вас чудесный сундучок! Как можно узнать, что здесь лежит?

Дети: Посмотреть в сундучок, открыть, потрогать, достать из коробки.

Бабушка (пробует открыть) : - Не открывается. Как еще можно узнать, что внутри?

Дети: - Угадать.

Бабушка : - Правильно. Чтобы дети росли умными, взрослые придумывали загадки. Загадки – это короткий рассказ, когда сам предмет не называется, а описывается, говорится, какой он. У меня для вас загадки. Отгадаете?

Маленький рост,

Длинный хвост,

Серенькая шубка,

Остренькие зубки.

Дети: - Мышка.

Бабушка : - Как вы догадались? Что есть у мышки, о чем говорилось в загадке?

Ответы детей. Достает из сундучка мышку.

Воспитатель: - Послушайте следующую загадку:

На голове красный гребешок,

Под носом красная бородка,

На хвосте узоры,

На ногах шпоры.

Дети: - Петушок.

Воспитатель: - Правильно. А как вы догадались?

Ответы детей. Достает петуха.

Бабушка : - Молодцы! И эту загадку отгадали.

Хожу в пушистой шубке, живу в густом лесу. В дупле на старом дубе орешки я грызу (белка)

Бабушка : Как вы поняли, что это белка?

Дети: Белки любят орешки, домик строят в дупле и у них пушистая шубка.

- Следующая загадка:

Комочек пуха,

Длинное ухо,

Прыгает ловко,

Любит морковку. (Заяц)

Дети отгадывают, воспитатель показывает игрушку.

Бабушка : Что есть у зайца, о чём вы услышали в загадке?

Дети: У зайцев длинные ушки, они очень хорошо прыгают и еще любят морковку.

Хвост пушистый, шерсть ярка,

И коварна, и хитра.

Знают звери все в лесу

Ярко-рыжую (Лису)

Дети отгадывают, воспитатель показывает игрушку.

Бабушка : Что есть у лисы, о чём вы услышали в загадке?

Дети: Лиса хитрая, у нее пушистый хвост и мех рыжий.

Бабушка : Итак, ребята, загадка – это такой короткий рассказ, в котором сам предмет не называется, а только описывается.

Давайте попробуем сочинить загадку сами. (Выставить на столе игрушки ежа и медведя). Дети с помощью воспитателя придумывают загадку о животных.

«Вместо шубки иголки, у него короткие ножки и он скручивается клубком»

«Он большой и косолапый очень любит мед и малину»

Физкультминутка

Повертелись, покрутились и в … зайчишек превратились ( дети показывают их и издают характерные звуки: «ть-ть-ть»);

Повертелись, покрутились и в … медведей превратились («э-э-э»);

Повертелись, покрутились и в … лисичек превратились («тяф-тяф-тяф»);

Повертелись, покрутились и в … кошек превратились («мяу-мяу-мяу»);

Повертелись, покрутились и в … уточек превратились («кря-кря-кря»);

Повертелись, покрутились и в … ребяток превратились (тихо сесть на стульчики).

(Воспитатель показывает картинки и предлагает детям послушать, правильно ли они произносят слова «шишка», «сушка», «шапка»)

- Чтобы правильно произносить, все слова нам нужны «чистоговорки» и «скороговорки», они помогают научиться четко и правильно выговаривать звуки и слова. (Дети проговаривают сначала тихо, потом громче, медленно, быстрее).

Су - су - су - су - тихо в лесу.

Са-са-са - в лесу бегает лиса.

Са - са - са - са - укусила в нос оса.

Со-со-со - у Сони колесо.

Су-су-су – растут ягоды в лесу.

Шо-шо-шо – в лесу очень хорошо.

Шу-шу-шу – коровке сена накошу.

Ши-ши-ши - на озере камыши.

Ша-ша-ша - выходи из камыша.

- А сейчас повторим скороговорки медленно, затем немного быстрее.

Саше дали кашу,

А Клаше - простоквашу.

Хорош пирожок – внутри творожок.

Хороши у бабушки

Пышки и оладушки.

Бабушка : Чистоговорки и скороговорки - помогают детям научится правильно говорить, читать стихи, петь песенки.

Бабушка : - Давайте с вами поиграем

- Выходи играть, ребята,

Выходи играть, девчата.

Лента яркая – атлас

Закружит всех дружно нас!

Игра «Карусель». Дети берутся за ленты, говорят слова и двигаются по кругу

Еле-еле,еле-еле,

Завертелись карусели,

А потом, потом, потом,

Все бегом, бегом, бегом

Тише, тише, не бегите,

Карусель остановите.

Раз-два, раз-два,

Вот и кончилась игра!

Бабушка : - Детки, время уже позднее, нам пора с вами расставаться, а моим внучатам пора спать. Я хочу вас попросить убаюкать их. Скажите, а как это сделать? (Спеть колыбельную) Правильно, ведь издревна маленьким детям перед сном бабушки и мамы пели колыбельные песни. Слушая колыбельную, малыш быстро успокаивался и засыпал спокойным здоровым сном.

Ребята, как вы думаете, как нужно петь колыбельные, тихо или громко? Быстро или медленно? Почему? (ответы детей).

Кто хочет спеть колыбельную? (Дети поют колыбельную)

- Баю-баюшки – баю,

Не ложися на краю.

Придет серенький волчок,

Он ухватит за бочок

И потащит во лесок,

Под ракитовый кусток.

К нам волчок не ходи,

Нашу детку не буди. (Укладывают игрушки спать)

- Наши малыши уснули, ну а я хочу угостить вас гостинцами и сказать до свидания, до следующей встречи. (Бабушка угощает детей)

- Ну, а теперь садимся на наши лошадки и поскакали в детский сад. (Цокая, дети «скачут»)

Воспитатель: Давайте, вспомним, что мы делали сегодня с вами?

Дети: загадывали и отгадывали загадки, проговаривали скороговорки и чистоговорки, пели колыбельные песни. Что же такое загадка? (ответы детей).

Воспитатель хвалит детей.

Публикации по теме:

Конспект итогового занятия во второй младшей группе «В гости к бабушке Меланье»Конспект итогового занятия во второй младшей группе «В гости к бабушке Меланье» Конспект итогового занятия во второй младшей группе Цель: Побуждать детей к активному общению. Задачи: 1. Развивать речь, развитие общей.

Конспект итогового занятия «Лесная прогулка к бабушке на день рождения» в старшей группе по развитию речи Цель: Выявить и закрепить уровень знаний детей по развитию речи. Задачи: - закрепить знания о таком жанре художественной литературы, как.

Конспект квест-игры по познавательному развитию во второй младшей группе «В гости к бабушке»Конспект квест-игры по познавательному развитию во второй младшей группе «В гости к бабушке» Конспект квест - игры по познавательному развитию во второй младшей группе. Тема: «В гости к Бабушке». Цели: Учить детей узнавать и правильно.

Конспект НОД по развитию речи с использованием малых фольклорных форм в первой младшей группе «В гости к бабушке Варварушке» Конспект НОД по развитию речи с использованием малых фольклорных форм в 1-й младшей группе. Подготовила воспитатель МБДОУ №2 г. Кингисеппа.

Конспект НОД по развитию речи «В гости к бабушке в деревню. Чаепитие» в младшей группеКонспект НОД по развитию речи «В гости к бабушке в деревню. Чаепитие» в младшей группе «В гости к бабушке в деревню. Чаепитие». Цель: обогащение и активизация словаря детей. Задачи: Уточнять и закреплять знания о предметах.

Конспект НОД по развитию речи «В гости к бабушке в деревню» с использованием элементов УНТ в средней группеКонспект НОД по развитию речи «В гости к бабушке в деревню» с использованием элементов УНТ в средней группе "В гости к бабушке в деревню" с использованием элементов устного народного творчества. Программное содержание: Образовательные задачи:.

Конспект открытого занятия по развитию речи «В гости к бабушке Асият»Конспект открытого занятия по развитию речи «В гости к бабушке Асият» Цель: Познакомить детей с понятиями «родословная» и «генеалогическое древо». Задачи: Образовательные: Закрепить и расширить представления.

Конспект занятия по ФЭМП «В гости к бабушке» во второй младшей группе Образовательные области :«Познавательное развитие» (формирование элементарных математических представлений, «Социально-коммуникативное.

Конспект занятия по развитию речи в младшей группе «В гости к сказке»Конспект занятия по развитию речи в младшей группе «В гости к сказке» Цель: развитие речевой активности детей младшего дошкольного возраста. Задачи: Образовательные: Продолжать учить произносить звукосочетания:.

Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе «Курочка и цыплята» по развитию речи и лепкеКонспект занятия по развитию речи в первой младшей группе «Курочка и цыплята» по развитию речи и лепке Тема:,Курочка и цыплята" Цели:Обогащать словарь детей (курица,цыплята, цыпленок, клюет) ;содействовать употреблению простых фраз ;побуждать.

Библиотека изображений:

Публикация Конспект занятия по развитию речи в младшей группе «В гости к бабушке Авдотье» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Батраева Гулия на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Конспект занятия по развитию речи в младшей группе «В гости к бабушке Авдотье»
Опубликовано: 25 марта 2022 в 12:52
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД