Лучший педагог года

Конспект занятия в группе компенсирующей направленности для детей от 6 до 7 лет по речевому развитию «Перелетные птицы»

Нечепуренко Ольга Анатольевна
Конспект занятия в группе компенсирующей направленности для детей от 6 до 7 лет по речевому развитию «Перелетные птицы»

Конспект занятия

в группе компенсирующей направленности

для детей от 6 до 7 лет

Образовательная область «Речевое развитие»

Тема: Перелётные птицы.

Дифференциация звуков [С] – [Ш].

Публикация «Конспект занятия в группе компенсирующей направленности для детей от 6 до 7 лет по речевому развитию „Перелетные птицы“» размещена в разделах

Тема: Перелётные птицы. Звуки [С] – [Ш].

Цель: Дифференциация звуков [С] – [Ш].

Задачи:

Коррекционно-развивающие :

1. корригировать произношение звуков;

2. корригировать и развивать связную устную речь по теме «Перелетные птицы»;

3. корригировать и развивать фонематическое восприятие;

4. корригировать и развивать звуко-буквенный анализ слова;

5. корригировать и развивать слоговую структуру слова.

Образовательные:

1. совершенствовать навыки дифференциации звуков «С» - «Ш» в устной речи;

2. совершенствовать грамматический строй речи (образовывать притяжательные прилагательные);

3. совершенствовать навыки слогового анализа слов;

4. автоматизировать правильное произношение и дифференцировать в свободной речевой деятельности все поставленные ранее звуки;

5. развивать графомоторные навыки, умение ориентироваться на листе бумаги.

Воспитательные:

1. воспитывать желание участвовать в совместной деятельности;

2. способствовать эмоциональному сближению детей;

3. воспитывать бережное отношение к природе.

Здоровьесберегающие:

1. следить за правильной посадкой ребёнка;

2. способствовать созданию благоприятного психологического климата;

3. чередовать статические и динамические задания;

Расширять и активизировать словарный запас: перелетные птицы, скворец, трясогузка, соловей, кукушка, сойка, ласточка, варакушка, завирушка, грач, жаворонок.

Приемы руководства деятельностью детей на занятии :

1. Приемы постановки цели и мотивации деятельности детей : письмо от птиц, разгадывание загадок.

2. Приемы активизации деятельности детей на занятии : создание развивающей среды, отгадывание загадок, развитие слухового и зрительного внимания, беседа, вопросы, анализ и выводы.

3. Приемы организации практической деятельности детей : показ иллюстративного материала, демонстрация презентации, комментирование, пояснение, игровая деятельность.

4. Приемы поддержания интереса у детей : релаксационная пауза, чередование видов детской деятельности, игровые приемы.

5. Приемы оценки и самооценки: поощрение, взаимопомощь детей, совместное с детьми определение качества продуктивной деятельности.

Создание среды для организации и проведения занятия :

индивидуальные зеркала, картинки – перелётных птиц, в названии которых есть звуки «С» - «Ш», картинки деревьев, сундук с письмом, звуковые линейки, фишки для выполнения звукового анализа, карточки-полоски для выполнения слогового анализа, мяч, фотографии частей тела птиц, тетради для индивидуальных работ. Презентация по теме.

Виды детской деятельности на занятии :

Игровая.

Коммуникативная.

Познавательная.

Продуктивная.

Музыкально – художественная.

Ожидаемые результаты:

-совершенствование навыка правильного произношения и дифференциация поставленных ранее звуков.

-формирование навыка словообразования по теме;

-формирование фонематического восприятия;

-совершенствование звуко-буквенного анализа;

-совершенствование навыка слогового анализа слов;

-развитие словарного запаса по лексической теме;

-формирование логического мышления, умение понимать поэтические сравнения, видеть скрытый смыл;

-формирование графомоторных навыков;

-самостоятельно анализировать полученные результаты;

-проявление эмоциональной отзывчивости в деятельности и общении с

взрослыми и сверстниками.

Критерии оценки деятельности детей на занятии :

1. Ребенок определяет на слух количество и качество звуков, слогов в слове.

2. Правильно произносит и дифференцирует дежурные звуки.

3. Образовывает притяжательные прилагательные.

4. Проявляет самостоятельность.

5. Эмоционально реагирует.

6. Действует по правилам игры.

Интеграция образовательных областей.

Область Интеграция Решаемые задачи

Речевое развитие Дифференциация звуков.

Звуковой анализ.

Образование притяжательных прилагательных в игре «Чей, чья, чье?» Развивать слуховое и зрительное внимание и память.

Развивать фонематические процессы.

Развивать навыки звукового анализа и синтеза.

Развивать устную речь

детей (грамматический строй речи, произносительную сторону речи, диалогическую форму речи).

Формировать умение делать выводы, умозаключения.

Познавательное развитие Слоговой анализ и синтез слов.

Проговаривание пословиц о птицах.

Графический диктант «Птичка». Расширять кругозор детей по лексической теме.

Развивать связную речь.

Развивать познавательный интерес детей, познавательную мотивацию, воображение и творческую активность.

Развивать наблюдательность, способность анализировать, сравнивать, делать выводы.

Развитие графомоторных навыков.

Социально-коммуникативное развитие Отгадывание загадок.

Слоговой анализ и синтез слов.

Развивать лексику (отгадывание и толкование загадок).

Развивать грамматический строй речи.

Развивать произносительную сторону речи (постановка правильного звукопроизношения, работа над слоговой структурой слова).

Развивать умение самостоятельно действовать, при затруднении обращаться ко взрослому за помощью. Развивать игровую деятельность.

Художественно-эстетическое развитие Музыкальное сопровождение

Приобщать к музыкальному искусству.

Воспитывать эмоционально реагировать на музыкальные произведения.

Развивать у детей индивидуальное самовыражение.

Физическое развитие Релаксационная пауза.

«Шум леса» Соотносить речь с движением.

Формировать у воспитанников потребность в двигательной активности и физическом совершенствовании.

План занятия

Вводная часть: 2 мин

Организационный момент: раздается стрекотание сороки. Дети подходят к окну и видят сундук с замками. Рядом лежит письмо.

Основная часть: 26 мин

1. Знакомство с темой занятия : отгадывание загадок.

2. Объявление темы занятия.

3. Характеристика звуков. Сравнение по артикуляции и акустическим признакам.

4. Дифференциация звуков в ряду других и между собой.

5. Беседа с опорой на вопросы логопеда.

6. Развитие внимания.

7. Дифференциация дежурных звуков в словах.

8. Релаксационная пауза.

9. Звуковой анализ слова.

10. Дифференциация на уровне слога.

11. Работа над слоговым анализом.

12. Образование притяжательных прилагательных.

13. Проговаривание пословиц о птицах.

14. Графический диктант.

Заключительная часть: 2 мин

1. Анализ результатов деятельности:

Сопоставление результата с целью

2. Подведение итогов:

обобщение полученных знаний.

3. Определение перспективы дальнейшей деятельности.

Длительность занятия 30 мин

Ход занятия.

Части занятия Содержание Области

Вводная часть:

1. Организационный момент:

Основная часть.

1. Знакомство с темой занятия :

отгадывание загадок.

2. Объявление темы занятия.

3. Характеристика звуков. Сравнение по артикуляции и акустическим признакам.

4. Дифференциа

ция звуков в ряду других и между собой.

5. Беседа с опорой на вопросы логопеда.

6. Развитие внимания.

7. Дифференциация дежурных звуков в словах.

8. Релаксационная пауза.

9. Звуковой анализ слова.

10. Дифференциа

ция на уровне слога.

11. Работа над слоговым анализом.

12. Образование притяжательных прилагательных.

13. Проговарива

ние пословиц о птицах.

14. Графический диктант «Птичка».

Заключительная часть:

1. Анализ результатов деятельности:

Сопоставление результата с целью

2. Подведение итогов:

3. Определение перспективы дальнейшей деятельности.

(№1-Слайд)

(Раздается стрекотание сороки. Дети подходят к окну и видят шкатулку с замками. Рядом лежит письмо.)

Логопед. Давайте прочтем.

«Ребята, злая баба Яга заколдовала нас. Теперь мы не можем улететь в теплые края.

Знаем, что вы наши добрые друзья. Помогите!

Расколдовать нас можно своими знаниями. Выполните задания и сломайте замки на шкатулке».

Звучит осенняя мелодия (Фредерик Шопен. Осень Ноктюрн.)

Логопед. Ребята, а вы поняли, кому мы будем помогать? Давайте выполним первое задание, может нам оно подскажет ответ?

1. «Загадки».

а) Снится ночью пауку

Чудо-юдо на суку:

Длинный клюв и два крыла…

Прилетит – плохи дела!

А кого паук боится?

Угадали? Это …

Воспитанники: это птица.

(№2-Слайд с картинками – подсказками).

б) Ночью буква ловит мышек,

Днем в пустыне жаром пышет,

С неба падает зимой,

Летом - высится копной.

( С: сова, солнце, снег, стог)

Логопед. Какой первый звук в словах отгадках?

(№3-Слайд с картинками – подсказками).

в) Эту букву шьют из меха,

Повторяют ради смеха,

Носят с перьями и без,

Ну, а он - за львом доест.

( Ш: шуба, шутка, шляпа, шакал)

Логопед: Какой первый звук в словах отгадках?

Логопед. Кому же мы будем помогать?

Какие звуки мы будем различать?

Воспитанники: сегодня мы будем помогать птицам и учиться различать звуки С и Ш.

Логопед. Думаю, что мы можем, смело сломать первый замок.

(Проходим за столы)

2. «Волшебные звуки».

Логопед: А сейчас давайте посмотрим, какое положение принимают губы, язычок при произношении «С», «Ш». Возьмите зеркала.

(контроль зеркало)

а) Стихотворение про звук «С» :

Распластай язык пошире,

Кончик к нижним зубкам ближе,

Посредине языка струйку воздуха пускай,

Улыбнись и просвисти, ССС произнеси.

Логопед: В каком положении находятся губки, язычок, какая воздушная струя, дрожит ли горлышко?

Дайте характеристику звуку «с».

(№4-Слайд - опора на схему).

Воспитанники: согласный, твердый, глухой.

б) Стихотворение про звук “Ш” :

Чтобы звук красивым вышел,

Шире язычок и выше.

Сделаем из язычка

Чашечку, подняв бока.

Эту чашку по бокам к верхним мы прижмём зубам,

Вот теперь над чашкой можно дуть красиво, осторожно,

Чтобы ветерок бежал, чтобы “Ш” как шёлк шуршал.

Логопед: В каком положении находятся губки, язычок, какая воздушная струя, дрожит ли горлышко?

Дайте характеристику звуку «ш».

Воспитанники: согласный, твердый, глухой.

Логопед. Давайте подумаем, чем они похожи?

Чем отличается произношение звука “С” от “Ш”.

Ответы детей. Оба согласные, твердые и глухие.

Разное положение язычка и губ; звук «С» – свистящий, а звук «Ш» – шипящий.

Игра «Топни-хлопни».

(№5-Слайд с изображением – волшебной птицы)

Логопед: К нам прилетела «птица удачи». Существует поверие, что если поймаешь её, то тебе во всём будет сопутствовать удача.

(встать возле стульчиков)

-Поймай птицу. Послушай звуки и хлопни в ладоши, когда услышишь звук «С», топни, когда услышишь звук «Ш».

Звуки: с, ш, з, ж, щ, ц, жи, аш, со, ущ, ус, шо.

Логопед. Со вторым заданием мы справились, ломаем второй замок.

(садятся на стульчики)

3. «Птицы».

Логопед: Как называют птиц, которые улетают в тёплые края? Назовите перелётных птиц, которых вы знаете.

(Скворец, трясогузка, соловей, кукушка, сойка, ласточка, варакушка, завирушка, грач, жаворонок).

(Логопед выставляет картинки птиц, которых называют воспитанники, если таковые имеются. Затем, добавляет ещё несколько картинок, называя их, в том числе и «воробья».

Логопед: Уберите лишнюю картинку и объясните, почему вы считаете, что она лишняя?

Воспитанники: Лишний воробей, потому что он не перелётная, а зимующая птица.

Логопед: верно, молодцы!

Логопед: А теперь, пожалуйста, выберите картинки птиц в названии которых есть звук «с» и «ш», посадите их на разные деревья (На мольберте деревья с буквами С, Ш)

(Воспитанники выходят к мольберту и выбирают картинки, на которых изображены: С-скворец, трясогузка, соловей, сойка, ласточка; Ш- кукушка, варакушка, завирушка)

Логопед: Верно, молодцы! Ломаем третий замок.

А теперь я предлагаю вам отдохнуть.

(№6-Слайд – осенний лес.)

(Звучит шорох листьев в осеннем лесу).

Логопед: Представьте дети, что мы с вами сейчас находимся в лесу. В лесу растут разные деревья. Покажите, какие там высокие деревья (руки вверх).

Подул тё плый ветерок: Ш-Ш-Ш-Ш, зашелестели листья (быстро, быстро шевелим пальчиками).

Подул холодный ветер: С-С-С-С, закачались сосны (покачиваемся и машем руками).

Ветер затих, не шевелятся больше, ни листочки, ни ветки (расслабились, садятся за столы).

4. «Звуковой анализ слова»

Листья с веток облетают,

Птицы к югу улетают.

«Что за время года?» — спросим.

Нам ответят: «Это.» (осень)

Логопед: Давайте составим звуковую схему слова «осень» на звуковой линейке.

(№7-Слайд - опора на схему).

(1-2 воспитанника проговаривают слово по звукам. Остальные проверяют.)

- Сколько звуков в слове - осень?

- Сколько гласных звуков? Значит сколько слогов?

- Какой звук на втором месте?

Какой звук после звука [Э]? Дай ему характеристику.

Логопед: Молодцы, ломаем четвертый замок.

5. «Волшебные слоги»

(№ 8-Слайд: Скворец, кукушка)

Логопед: Ребята, посмотрите, к нам прилетели птицы. Назовите их.

Давайте с помощью полосочек разделим слова на слоги и выложим схемы слов. Скво-рец, ку-куш-ка.

В каком слоге есть дежурный звук [С]; [Ш]? Назовите его.

Игра с мячом «Слова перевёртыши»

(дети встают в круг)

Логопед: Давайте поиграем в игру «Слова перевёртыши». Отгадайте слово, поменяв слоги местами.

Логопед бросает мяч и называет слоги: сень-о (осень, цы-пти (птицы,

я-перь (перья, ки-лап (лапки, ти-ког (когти, тик-хвос (хвостик, ки-глаз (глазки).

Логопед. Молодцы, ломаем пятый замок.

6. «Фотографии»

Игра «Чей, чья, чьё?»

Логопед: Ребята, у меня есть части фотографий, возьмите каждый по одному и отгадайте, что на них изображено. (Части тела птиц.) А теперь я назову птицу, а вы мне ответьте, чья эта часть тела.

Например : у соловья, чья голова? (соловьиная голова). У соловья чей хвост? (соловьиный хвост). У соловья чьё крыло? (соловьиное крыло). У соловья чьи перья? (соловьиные перья). У соловья, чей клюв? (соловьиный клюв).

У скворца: скворчиная голова, скворчиный хвост, скворчиное крыло, скворчиное перо, скворчиный клюв.

У кукушки: кукушечья голова, кукушечий хвост, кукушечье крыло, кукушечьи перья, кукушечий клюв.

Логопед. Молодцы! Смело ломаем шестой замок.

7. «Пословицы»

Логопед: Ребята, а знаете ли вы пословицы о птицах?

Воспитанники:

1) Где птица не летает, а своё гнездо знает.

2) Ласточка день начинает, а соловей кончает.

3) Не нужна соловью золотая клетка, а лучше зелёная ветка.

4) Всякая пташка хлопочет, своего гнезда хочет.

5) Птицы сильны крыльями, а человек дружбой.

6) Птице даны крылья, а человеку разум.

Логопед: Что означает эта пословица?

Ломаем седьмой замок!

8. «Графический диктант»

Ребята, а вы умеете рисовать птичек? Проходите за столы. Сегодня мы нарисуем птичек.

1 клетка наискосок вправо вверх

1 клетка вправо

2 клетки вниз

2 клетки вправо

1 клетка наискосок влево вниз

1 клетка вниз

2 клетки влево

3 клетки вверх

1 клетка влево

Какие красивые птички у вас получились.

Логопед. Ломаем последний, восьмой замок.

(№ 9-Слайд: звук летящих журавлей)

Посмотрите ребята, как красиво полетели птицы! Смогли мы им помочь?

(Открываем сундучок)

Логопед. В благодарность птицы дарят вам подарки (свои портреты).

Логопед: О каких птицах мы сегодня говорили? Назовите их. Какие звуки были дежурными? Чем они похожи и чем отличаются? А зачем нам надо их различать? Все ребята сегодня молодцы. С заданиями справились.

Художественно- эстетическое развитие

Речевое развитие

Социально-коммуникативное развитие.

Познавательное развитие

Речевое развитие

Социально-коммуникативное развитие.

Познавательное развитие

Речевое развитие

Речевое развитие

Социально-коммуникативное развитие.

Познавательное развитие

Речевое развитие

Физическое развитие

Речевое развитие.

Познавательное развитие

Социально-коммуникативное развитие.

Речевое развитие.

Социально-коммуникативное развитие.

Познавательное развитие

Речевое развитие.

Социально-коммуникативное развитие.

Познавательное развитие

Речевое развитие.

Познавательное развитие

Социально-коммуникативное развитие.

Познавательное развитие

Публикации по теме:

Конспект квест-игры «Зимующие и перелетные птицы» в группе компенсирующей направленностиКонспект квест-игры «Зимующие и перелетные птицы» в группе компенсирующей направленности "Детский сад комбинированного вида № 12". В ноябре 2021 г. в группе компенсирующей направленности прошло занятие "Эколята-молодые защитники.

Конспект НОД по развитию речи в средней группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи Лексическая тема: «Профессия почтальон». Тема: «Труд почтальона». Цель: развитие речи детей. Задачи: Образовательная: расширять представление.

Конспект НОД по речевому развитию «Перелетные птицы»Конспект НОД по речевому развитию «Перелетные птицы» НОД «Перелетные птицы» Интеграция областей: речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое,.

Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе компенсирующей направленности «Детский сад. Профессии»Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе компенсирующей направленности «Детский сад. Профессии» Коррекционно-образовательные задачи: 1. Расширить и уточнить представления детей о профессиях людей, работающих в детском саду. 2. Расширить.

Конспект открытого занятия в группе компенсирующей направленности для детей старшей группы «Моя семья» Открытая НОД на тему: «Моя семья» (старший дошкольный возраст) Цель: Формировать представление детей о семье, как о людях, которые живут.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия в группе компенсирующей направленности для детей от 6 до 7 лет по речевому развитию «Перелетные птицы»
Опубликовано: 11 марта 2024 в 18:59
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
25 мая. День филолога. Передвижка «Учимся пересказывать»

Ребенок любит слушать, когда ему читают, а пересказать любимую сказку или рассказ не может. Как научить его пересказу, ведь умение пересказывать необходимо и в обычной жизни, и в школьном обучении.

24 мая. День славянской письменности и культуры. Передвижка «Славянская письменность»

Ежегодно 24 мая славяне отмечают праздник — День славянской письменностии культуры. В этот день вспоминаются заслуги братьев Кирилла и Мефодия – создателей славянской азбуки, просветителей славянского...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД