Папки-передвижки

Конспект занятия «Русская народная игрушка»

Ольга Пешкова
Конспект занятия «Русская народная игрушка»

Тема : «Русская народная игрушка»

Педагогические задачи

Рассказать об истории возникновения игрушек на Руси. Обогащать словарь детей старинными русскими словами - берендеечник, бавушка, баклуши, отрада, зыбка, горница. Учить давать характеристику поступкам и поведению героев сказок

Материалы

Публикация «Конспект занятия „Русская народная игрушка“» размещена в разделах

Картинки с изображением русских народных деревянных игрушек Сергиева Посада,Городца ; образцы игрушек из глины, Богородская игрушка из дерева, деревянные матрешки.

Ход занятия

Рассказ педагога о возникновении промысла по изготовлению игрушек на Руси.

Для того чтобы занять, порадовать и развлечь своих детей, взрослые с давних времён придумывали для них игрушки. Первые игрушки родители вешали над зыбкой младенца.

Это были колокольчики, подвески с шумом, трещотки,пестрые лоскутки. Подрастая, ребенок получал тряпичные мячи, деревянные волчки и дудочки, глиняные свистульки. Потом для мальчиков мужчины делали деревянные луки, мячи, чтобы они могли упражняться в стрельбе и военных играх, а девочки получали от женщин тряпичных или соломенных кукол.

Со временем стали появляться мастера, которые специально занимались изготовлением игрушек для детворынароде такого мастера называли берендеечник, если женщина была мастером её звали берендеечница,а игрушки ласково называли берендейка,бавушка, мелкие игрушки –бирюлька.

Основным материалом для изготовления игрушек были глина и дерево. Глиняные игрушки мастерили в селе Гжель,в Дымковской слободе, в Каргополе и везли к праздникам на ярмарку свистульки - уточки, барышень, козликов и другие забавные, ярко расписанные фигурки. Крупный промысел деревянной резной игрушки сложился в селе Богородское. Из чурочек (баклуш) мастера вручную вырезали фигурки лошадок, птичек, медведей и др. А вот русское селение Сергиев Посад называли игрушечным царством, потому что на токарных станках там изготавливалось множество интересных деревянных игрушек.

Деревянная матрёшка, которой до сих пор играют дети, родом из Сергиева Посада. А знаменитый Ванька – встанька раньше изготавливался из дерева и назывался - чебурашка.

Педагог: Мы тоже можем быть мастерами. Давайте смастерим с вами и раскрасим игрушки не из дерева, а из картона (раздать детям вырезанные фигурки матрёшек, лошадок, курочек.

Дети раскрашивают, дают имена, придумывают клички.

Игра «Домовой»

Ой, дед Домовой,

Ты облей нас водой,

Разгадать тебе пора,

Что мы делали вчера,

Дети шепчутся, договариваются, что будут показывать. Домовой отгадывает по движениям загаданное.

Педагог. Посмотрела я на эти славные игрушки и придумала для вас сказку.

Называется она «Сказка про Дуняшу-отраду и её друзей».

• Беседа по вопросам.

Что нового об игрушках и ремеслах вы сегодня узнали?

Какой материал используют современные мастера для изготовления игрушек на фабриках?

Кто из героев сказки вам понравился?

• Динамическая пауза

Звучат русские народные мелодии в аудиозаписи. Дети подходят к столу, на котором располагаются образцы, выполненные по мотивам русской народной игрушки, рассматривают их, обмениваются впечатлениями.

Педагог: Посмотрела я на эти славные игрушки и придумала для вас сказку про Акима-бередеечника. Называется она «Сказка про Отраду-красу и Бирючку-злючку».

Давным –давно за темными лесами, под ходячими облаками, под частыми звездами, под красным солнышком, близ монастыря, стояло село. Люди в том селе жили простые да работящие. Был в селении и свой берендеечник. Веселый старичек, добрый, Акимом звался. Всем детям в округе на забаву игрушки мастерил. Почитай в каждом доме Акимовы бавушки детей радовали. Вот только сам Аким детского смеху в избе своей не слыхивал. Без детей они с женой прожили.

Как то раз взял Аким две баклуши небольшие из березы-дерева да и смастерил своей старухи внучек. Лицом сестренки вышли схожие – одну от другой не отличишь. Сарафаны - то у них узорчатые, лапоточки на ногах ладные, ленты в косах как настоящие. Залюбовалась бабушка красавицами. Взяла девчонок в руки, к сердцу крепко прижала да приголубила. Поставили старики внучек деревянных у оконца, а сами в лес засобирались.

Вернулись они к вечеру домой, а навстречу им две девицы выходят, дедушкой с бабушкой величают, в избу любезно провожают. Дивятся старики. Что за чудеса! Спорить на стали. Вошли за девицами в избу, да так и ахнули – чисто в горнице, празднично, на столе каравай румяный, а в печи каша масленая. Обрадовались хозяева, помолодели даже на радостях. Оставили девушек у себя жить.

День живут у них красавицы, неделю живут, месяц прошел. Стали старики подмечать, что хоть лицом красавицы схожи, а в деле совсем разные! Одна =то внучка все больше на лавке истуканом сидит, с людьми не знается, от работы отворачивается. Люди на селе прозвали её Бирючкой. А вторая внучка устали не знает, на работу скорая, с людьми приветливая. Одно слово – отрада старикам! Так и величать её стали – Отрадушкой.

Как-то раз несла Отрадушка воду студеную из колодца. Павушкой ступает, ни капли не проливает. А в ту пору вдоль околицы князь молодой проезжал-торопился. Приглянулась ему девушка. Подарил он ей серьги аметистовые да велел сватов поджидать. Рассмеялась девушка, не поверила. Вернулась Отрада домой, рассказала дедушке с бабушкой новость, серьги в ларчик прибрала, примерять не стала. «Пошутил видать князь», - подумала Отрада да за работу принялась.

Услыхала Бирючка разговор про жениха знатного да богатого, позавидовала сестрице. Задумала коварная за нязя сама замуж пойти. Ночью темной надела она серьги дареные, а по утру встала раньше сестры, Отрадой назвалась да за работу принялась!

А тут и князь у ворот – за невестой прибыл. Увез он Бирючку вместо Отрады в терем княжеский, подмены не приметил. Вот уж к свадебному пиру дело идет. Пришли подружки невесту наряжать, глядь – а по середине светлицы кукла деревянная истуканом стоит, подле серьги лежат, поблескивают.

Загрустил князь молодой, без княгинюшки остался. Сел он на коня верного да поскакал куда дорога вела. Только подъехал к дома Акимову, ударился конь оземь и камнем черным обернулся. Испугался князь, людей кличет. Навстречу Отрадушка из ворот красных выходит. Дивится князь, слова молвить не может. Отрада меж тем рукой камня коснулась, и в тот же миг конь во всей сбруе на дыбы встал. Посадил князь Отраду в седло и увез без промедления в терем высокий.

Свадьбу сыграли шумную да веселую. Стала Отрада, девица добрая да работящая, молодой княжной! А Бирючку бездельницу да обманщицу, больше в селе никто не видел. Стариков, сказывали, Отрадушка к себе в терем взяла. Принялись они балушки для деток её мастерить и сказки говорить. Вот и эта сказочка - все девицам подсказочка!

Беседа по вопросам:

Что нового об игрушках и ремеслах вы сегодня узнали?

Какой материал используют современные мастера для изготовления игрушек на фабриках?

Кто из героев сказки вам понравился? Почему?

• На занятиях по изобразительной деятельности дети могут нарисовать героев сказки и в дальнейшем пересказывать её самостоятельно с опорой на картинки или разыгрывать представления, используя вылепленные фигурки и декорации.

Публикации по теме:

Конспект занятия по изодеятельности «Народная игрушка — русский сувенир матрёшка» с детьми подготовительной к школе группы Цель:расширение представлений детей о разнообразии народной игрушки, разных видах росписей матрёшек. Задачи:1. Создать условия для сравнения.

«Русская народная глиняная игрушка». Региональная особенность руками детей«Русская народная глиняная игрушка». Региональная особенность руками детей В настоящее время у детей слабо развит познавательный интерес к народной игрушке, к её истории, так как прилавки магазинов переполнены разнообразием.

Конспект занятия «Игры с игрушками моторного характера «Матрешка — русская игрушка»Конспект занятия «Игры с игрушками моторного характера «Матрешка — русская игрушка» .

Конспект занятия по развитию речи «Русская народная сказка «Колобок» в первой младшей группеКонспект занятия по развитию речи «Русская народная сказка «Колобок» в первой младшей группе Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе «Русская народная сказка «Колобок». Цель: Приобщение к русскому народному творчеству.

Конспект занятия в средней группе «Народная игрушка-матрёшка» «Народная игрушка- матрёшка». Цель: Знакомство детей с народной игрушкой – матрёшкой. Задачи: 1. Познакомить детей с историей матрёшки.

Мини-музей «Русская народная Игрушка»Мини-музей «Русская народная Игрушка» Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию.

Народная кукла — традиционная русская игрушка (фотоотчет)Народная кукла — традиционная русская игрушка (фотоотчет) Участвуя в конкурсе традиционной русской народной игрушки "Забытая старина" мы более тесно прикоснулись к русской истории, к народным традициям,.

Проект «Матрешка — русская народная игрушка» Проект «Матрешка-русская народная игрушка» Вид проекта: краткосрочный, творческий, познавательный. Участники проекта: Дети, воспитатели,.

Русская народная игрушкаРусская народная игрушка "Есть у нас одна игрушка, Не лошадка, не Петрушка. Алый шёлковый платочек, Яркий сарафан в цветочек, Упирается рука в деревянные бока. А.

Русская народная сказка «Репка». Фотоотчёт с интегрированного занятия ВидеоРусская народная сказка «Репка». Фотоотчёт с интегрированного занятия Видео Доброе время суток, уважаемые коллеги! Не так давно прошли осенние утренники. В средней группе "Колобок" я осуществила постановку русской.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Русская народная игрушка»
Опубликовано: 22 марта 2023 в 09:56
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия «Русская народная игрушка»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Пешкова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД