Получи документы

Конспект занятия по звуковой культуре речи в старшей группе «Дифференциация звуков [ж]-[ш]»

Шевелёва Галина
Конспект занятия по звуковой культуре речи в старшей группе «Дифференциация звуков [ж]-[ш]»

Цель: упражнять детей в отчётливом произнесении слов со звуками ж и ш; развивать фонематический слух: упражнять в различении (на слух) знакомого звука, в умении дифференцировать звуки ж-ш в словах; учить находить в рифмовках и стихах слова со звуками ж-ш; совершенствовать интонационную выразительность речи; отрабатывать речевое дыхание.

Задачи:

Публикация «Конспект занятия по звуковой культуре речи в старшей группе „Дифференциация звуков [ж]-[ш]“» размещена в разделах

- упражнять в словообразовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

-развивать артикуляционную, общую, мелкую моторику;

-развивать мышление, память, связную речь;

- воспитывать интерес к занятиям;

-соблюдать правила поведения на занятии;

-воспитывать бережное отношение к раздаточному материалу.

Материалы:

- карточки с изображением жука и змеи на каждого ребёнка.

Ход занятия:

Организационный этап

- Ребята, сегодня я вам принесла картинки, а кто на них изображён, вы узнаете отгадав загадки.

- Его поймал я на цветке,

Зажал, как следует в руке.

Жужжит он: «Попрошу без рук,

Я не железный, я же – … (ЖУК)» выставляется картинка

- Правильно ребята, это жук, а зовут его жук Жужу.

- Как жужжит жук? (жжж). А давайте пожужжим как жук. (ж-ж-ж)

- А сейчас послушайте следующую загадку.

- Веревка по земле ползет,

Вот язычок, открытый рот,

Всех укусить, готова Я,

Потому что Я - (ЗМЕЯ) выставляется картинка

- Молодцы, это змея. Зовут её змейка Шушу.

- Как шипит змея? (шшш)

- Жук Жужу жужжит, змейка Шушу шипит, ребята кто догадался, с какими звуками мы будем играть сегодня? (Ж-Ш).

- Ребята, а вам не кажется, что Жужжу и Шушу чем-то расстроены, по моему они поссорились.

- Да, они в ссоре. Шушу говорит, что она главнее, потому что она шипит, и её звук «Ш» главный, а жук говорит, что главнее звук «Ж» и лучше жужжать чем шипеть.

- Я ребята, думаю, что им не стоит ссориться из-за того кто главный, ведь в русском языке все звуки важны и нужны.

- Сегодня мы будем различать звуки ш-ж, правильно и чётко их произносить.

- Чем отличаются эти звуки? (звук Ж – звонкий, а звук Ш – глухой)

- Давайте это проверим. Приложите ладонь к горлу и произнесите звук – ж-ж-ж.

- Что вы чувствуете, когда произносите этот звук? (горлышко дрожит)

- А теперь звук – ш-ш-ш.

-Что вы чувствуете, когда произносите этот звук? (горлышко молчит)

- Чем похожи эти звуки? (оба звука – всегда твердые, согласные).

-Молодцы ребята! Чтобы нам легче было играть со звуками, сначала предлагаю выполнить зарядку для наших язычков.

Артикуляционная гимнастика.

Мы пришли ребята с вами

На весёлую поляну.

Ой, куда же мы попали?

И оглядываться стали.

Влево, вправо, вверх, вниз,

Не дрожи, улыбнись… .

Раз улыбка, два, три…

Зубы лучше покажи.

Зубы ровно мы смыкаем

И заборчик получаем…

Язык лопаткой положи.

И спокойно подержи.

Язык надо расслаблять

И под счё т его держать:

Раз, два, три, четыре, пять!

Язык можно убирать.

- Молодцы ребята, вот мы и потренировали свои язычки. А теперь давйте поиграем в игру со звуками «Ш-Ж»

1. Дидактическая игра «Поймай звук»

- Возьмите карточки. Что на них изображено?

- Какой звук слышится, когда летит жук? (ж-ж-ж)

- Как шипит змея? (ш-ш-ш)

- Сейчас я буду называть слова, если услышите звук – ж, поднимайте карточку с жуком, звук –ш, поднимайте карточку со змеёй.

Слова: пышка, плюшка, пижама, ежевика, шкаф, ножи, мыши, машина, флажок. шайба, журнал, петушок, швабра, жадность, кожаный, лампа, жираф, жалкий, желтый, кувшин, журавль, дружный, школа, лимон, шмель, дожди.

- Вы хорошо справились с заданием, а сейчас следующее задание.

2. «Добавь слово»

- Послушайте меня внимательно. Сейчас я буду читать вам маленькие стихотворения. Я начну предложение, а вы его закончите, добавите слово, которое подходит.

1. И бежит Айболит к бегемотикам,

И хлопает их по… (животикам).

2. Лежебока рыжий кот

Отлежал себе… (живот).

3. И беседовал с ужами, заяц хлопая (ушами)

4. Жук упал и встать не может,

Ждет он, кто ему… (поможет).

5. Как на тоненький ледок выпал беленький (снежок)

6. Прицепившись к задней шине,

Мишка едет на… (машине).

7. Солнце светит очень ярко,

Бегемоту очень (жарко)

- Молодцы, все слова в стихотворениях добавили правильно.

- Молодцы ребята.

- Cледующее задание называется Замени звук [Ш] на [Ж]

5. «Замени звук [Ш] на [Ж].

-Я буду вам читать слова со звуками «Ш», а вы должны будете звук «Ш» заменить на звук «Ж»

Шар – жар, шить -, шаль -, шитье -, уши -, Луша -, машет -, нашивка - …

6. Игра «Большой-маленький». Словообразование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

-Я буду называть слова, а вы должны превратить этот предмет в маленький.

Например: снег-снежок

Слова:

утюг –утюжок, сапог-сапожок, петух-петушок, флаг-флажок, пирог-пирожок

7. Фонетическая ритмика «Жук». Координация речи с движением.

Дети становятся в круг. Выполняют движения.

На лужайке, на ромашке Кружение с поворотом

Жук сидел в цветной рубашке Приседание руки на пояс.

Жу-жу-жу, жу-жу-жу

Я с ромашками дружу

Тихо по ветру качаюсь, Движения по тексту.

Низко -низко наклоняюсь.

- Следующее задание «Повтори чистоговорки»

8. «Повтори чистоговорки»

Ша-Ша-ша наша Нюша хороша.

Жа-Жа-Жа есть иголки у ежа.

Жи-Жи-Жи у меня ножи.

Шу-Шу-Шу шубу я ношу.

Жу-Жу-Жу жук жужжал Жжжу-Жжжу.

Аш-Аш-Аш мы долелали шалаш.

Аж-Аж-Аж есть у нас багаж.

Ыш-Ыш-Ыш плачет наш малыш.

Уж-Уж-Уж в кустах сидит уж.

Уш-Уш-Уш я пойду скорее в душ.

Ушу-Ушу-Ушу скушай быстро грушу.

Жок-Жок-Жок скушай вкусный пирожок.

Ошка-Ошка-Ошка на окошке кошка.

Ужа-Ужа-Ужа впереди большая лужа.

Ышка-Ышка-Ышка там маленькая мышка.

- Молодцы ребята, вы справились со всеми заданиями. Посмотрите наши гости Жук Жужу и змейка Шушу улыбаются, они помирились. Мы с вами доказали им, что и звук «Ж» и звук «Ш» важны и нужны в речи. Я думаю, что они никогда не будут ругаться и спорить кто главнее. Жужу и Шушу благодарят вас помощь. Д

Рефлексия

- Ребята, давайте вспомним, чем мы занимались на нашем занятии? (Ответы детей).

- С какими звуками мы сегодня играли? Чем они похожи, чем отличаются?

- Какое задание вам понравилось больше всего? (Ответы детей).

- Какое задание вызвало у вас трудности в выполнении? (Ответы детей).

Публикации по теме:

Конспект занятия по звуковой культуре речи «Звук [Щ]» в средней группе .

Конспект занятия по звуковой культуре речи с использованием дидактической игры «Куклы Оля, Уля, Аля» Дидактическая игра «Куклы Аля, Оля, Уля». Автор: Драгунова Ксения Цель: Знакомство с буквами А, У, О. Закрепление правильного произношения.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Дифференциация звуков [Р]-[Л]» Цель: учить дифференцировать звуки «Р» - «Л». Задачи: Коррекционно-образовательные: - уточнение артикуляционного уклада звуков «Р» - «Л»;.

Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [с]-[ш]»Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [с]-[ш]» Коррекционно-обучающие цели: 1. Обобщение и уточнение знаний детей по лексической теме: «Весна». 2. Уточнить артикуляцию звуков [С] - [Ш].

Конспект НОД по звуковой культуре речи во второй младшей группе «Звук [Ф]»Конспект НОД по звуковой культуре речи во второй младшей группе «Звук [Ф]» Задачи: Образовательные: Формировать умение детей отчетливо и правильно произносить изолированный звук [ф] и звукоподражательные слова с.

Конспект открытого занятия по звуковой культуре речи «Ёжик» (вторая младшая группа)Конспект открытого занятия по звуковой культуре речи «Ёжик» (вторая младшая группа) .

Конспект занятия по развитию речи «Один дома. Звуки [М]-[М’], дифференциация звуков в словах. Буква «М» Конспект занятия по развитию речи (обучению грамоте) в подготовительной группе «Один дома» Звуки [ М-МЬ], дифференциация звуков в словах.

Конспект занятия по звуковой культуре речи во 2 младшей группе Тема: «Звуковая культура речи». Дидактические упражнения: «У кого что?», «Кто, где живет?» Цель: познакомить детей с новым звуком «ф» (песенка.

Конспект занятия ЗКР в старшей группе «Дифференциация звуков [Ш] и [Ж]» Программные задачи: упражнять детей в дифференциации звуков в словах, закреплять умение детей определять позицию звуков в словах; учить.

Конспект логопедического занятия «Дифференциация согласных звуков [п]-[б]» Логопедическое занятие по теме: «Дифференциация согласных звуков «П-Б». Цель: Учить детей различать согласные звуки по звонкости-глухости.

Библиотека изображений:

Публикация Конспект занятия по звуковой культуре речи в старшей группе «Дифференциация звуков [ж]-[ш]» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Шевелёва Галина на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Конспект занятия по звуковой культуре речи в старшей группе «Дифференциация звуков [ж]-[ш]»
Опубликовано: 10 сентября 2020 в 14:25
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД